На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

1000 лет тяги к знаниям. Краткая история русской школы

Картинки по запросу 1000 лет тяги к знаниям. Краткая история русской школыПомните, как бедовый толстовский Филипок отправился в школу, преодолев страх перед кровожадными собаками и придирчивым учителем? Филипки-современники тоже хотят в школу. Только мотивируют их иные вещи – мимолетные, броские, мишурные. Само слово «учиться» утратило сияние и стало скорее непреложной необходимостью. А как было раньше?

Образование с тысячелетней традицией

Berestyanaya-gramotaАрхеологические находки Новгорода. Берестяная грамота, писала. Фото А. Дорофеева.

О том, что ученье – свет, просветители на Руси догадались еще в стародавние времена, а именно при князьях Владимире и Ярославе Мудром. На смену языческому руническому письму, которым, согласно Черноризцу Храбру, пользовались до кириллические славяне, пришло христианское учение, а вместе с ним письменность. Владимир приказал отобрать способных деток для обучения грамоте, однако язычески настроенные матери всячески сопротивлялись приказу и лили горькие слезы, провожая отпрысков в учение.

Новгородская школа, созданная Ярославом в начале 11-го века, была довольно престижной – в ней обучался «средний класс» — вне конкурса шли детки городской администрации, поповские ребята и потомки представителей силовых структур. Школа хорошо финансировалась, о чем говорят археологические находки – учебными пособиями служили вощеные дощечки, берестяные грамоты, палочки для письма – писала.

В течение нескольких столетий школы открылись в Киеве, Курске, Муроме, во Владимире и Клязьме. Одним из самых просвещенных городов был Нижний Новгород. А в середине 12-го века в Полоцке даже было организовано женское монастырское училище.

Экскурсия в «Стоглав»

Основным документом, регулирующим взаимоотношения человека, власти и церкви, в 1551 году являлся «Стоглав» Ивана Грозного. Помимо прочих основ государственного уклада в этом уставе говорилось и о школе. А именно в главе 26-й авторы попеняли на неграмотность дьячков и попов и постановили всем учиться, учиться и еще раз учиться! Так завещал Великий Грозный!

Москва стала центром просвещения. Писали там преимущественно костяными и бронзовыми писалами. А учили «…грамоте, писати и пети и чести. Потому … и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…»

Реформатор реформировал, реформировал…

В 1714 году дети всех сословий, кроме крестьян, разумеется, отправились грызть гранит науки. Так распорядился Великий Реформатор Петр. Появилась Академия наук. Открылся университет. Начали работать гимназии. Со времен петровских реформ отсчитывают историю артиллерийская школа, школа математических и навигационных наук, медицинское училище, инженерная школа.

Для образовательного бума потребовались кадры. В 1783 году в Петербурге было основано Главное народное училище – первая кузница учителей. Профессия была нарасхват — к концу 18-го века насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 70 тысяч учеников.

Кстати, учебный год в Петровскую эпоху и позже начинался вовсе не 1 сентября, а в августе. Обучение в сельских школах стартовало 1 декабря.

«Если ты родился баобабом, то будешь баобабом тыщу лет…»

Selskaya-besplatnaya-shkola.-1865Сельская бесплатная школа. 1865. Морозов Александр Иванович

Начало 19-го века было ознаменовано наведением порядка в хаосе образовательных ресурсов – в 1802 году начало работу министерство народного просвещения. Чиновники решили-постановили сделать образование бессословным, бесплатным и преемственным. Кроме того, вскоре вышел Университетский устав, в котором, в частности, оговаривался такой пункт, как невмешательство властей в университетские дела.

Оптимистическое начинание министерства продержалось немногим более 20 лет. При Николае I бессословность была упразднена: купеческие отпрыски отправились учиться в уездные училища, юные дворяне и чиновники – в гимназии, а крестьянские дети – в приходские школы. В университетах был введен полицейский надзор.

Образование постепенно становилось все более специальным. Но доступно оно было далеко не всем. Сословность диктовала жесткие условия в выборе профессии. Перед потомком сапожника брезжил единственный путь – в сапожники.

Интересный факт — одним из самых грозных слов для гимназиста было слово субботник. И вовсе не потому, что дети не приветствовали учебу по субботам. Субботником называлась общая порка за все проступки, совершенные классом на неделе!

Неграмотная Империя

Только с отменой крепостного права показатели грамотности снова начали расти. Образование стало доступным. В конце 19-го века по переписи Комитета Грамотности в Российской Империи насчитывалось 60 тысяч школ, в которых обучалось почти 3 миллиона деток.Zemskaya-shkola-v-Moskovskoj-Rusi.-1907Земская школа в Московской Руси. 1907. Кустодиев Борис Михайлович

Однако порог грамотности по сравнению с европейским все равно был очень низок. Согласно переписи 1897 года читать и писать умела только пятая часть граждан. Может, дело было в том, что государство не финансировало образование? Школы содержались за счет пожертвований и местных властей – земств. Зато на образовательные учреждения охотно давали кредиты. Немудрено, что к 1903 году в начальной школе обучалось более 5 миллионов детей.

Русско-японская война, революция 1905 года, реформы – все это коснулось и системы обучения. Из бюджета стали выделяться средства на строительство школ. В 1911 году в школу отправилось 43% всех российских детей.

Чему учили в школах сто лет назад?

Нужными и важными предметами, которые не просто учили, но и в обязательном порядке сдавали школяры при переходе в среднюю школу, были языки – иностранные и древние. Полагалось также знать основы алгебры, геометрии и физики. Трудно поверить, но в область обязательных предметов входили пение и гимнастика – государство стремилось облагородить образ имперского гражданина.

Предметом первой необходимости был Закон Божий. А русский язык гимназисты изучали с детальной оглядкой на церковнославянский. География, история, естествоведение, черчение и рисование входили в учебную программу, но были необязательными. В женских школах практиковались еще и различные виды рукоделия.

Даешь Ликбез!

Дальнейшая история наверняка вам известна. После революции правительство национализировало школы. Содержание образования строго контролировалось партией. В середине 20-го века была введена обязательная школьная форма.Sovetskaya-shkolnaya-formaСоветская школьная форма

За столетнюю историю новая школа неоднократно реформировалась. Чего только не происходило в стенах школ и в головах законотворцев. Вот некоторые факты из столетней школьной истории:

  • в 1918 году было запрещено преподавание не только Закона Божьего, но и древних языков и истории религии;
  • первоначально всеобщая борьба с безграмотностью проходила на фоне тотальной экономии на образовании — такой вот парадокс;
  • в 30-х годах на уроках русского языка чаще всего склоняли словосочетания «коммунистическая партия», «пролетарская революция» и «пионерская песня»;
  • пятибалльная система оценок была введена в школьный обиход в 1935 году, тогда же появились и дневники;
  • здание довоенной школы — это чаще всего «деревянный дом кулака с керосиновыми лампами»;
  • на Крайнем Севере занятия проходили в юртах;
  • школьные портфели назвали ранцами из-за сходства с заплечной немецкой сумкой Ranzen;
  • в 1957 году 7% населения не умели читать и писать;
  • в 1988 году экзамены по истории временно были отменены;

С Днем знаний!

Известно, что в СССР 30-х годов начало учебного года регламентировалось довольно приблизительно: «все дети в возрасте 8—10 лет должны были быть приняты в школу осенью».

В 1935 году постановление Совнаркома объявило 1 сентября официальным днем начала занятий. Официальным праздником День знаний стал только в 1984 году.

Сегодня мы присоединяемся к тем, кто считает постижение, познание, образование – важнейшим богатством цивилизации. Какова бы ни была современная школа, какими бы нецелесообразными не казались реформы и нелепой система оценок – это всего лишь этапы школьной истории. И если мы научим своих детей учиться, объясним истинную ценность знаний, зажжем в детских глазах огонь, значит, мы не упустим и будущее! С Днем знаний!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх