На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Космогония догонов -2.

http://s7.uploads.ru/Oh9D8.jpg

                   Большой взрыв и строение атома.

В предыдущих главах было отмечено сходство между внешней историей Сотворения мира в догонской мифологии и теорией Большого взрыва. Гриоль и Дитерлен утверждают, что одной из основных функций внешнего сюжета истории появления Вселенной является сокрытие глубинной части мифа. Поэтому, если мы считаем, что верно интерпретируем символы внешней истории, то нужно ожидать ещё более подробных деталей теории Большого взрыва, которые содержатся во внутренней истории.

Для догонов исходной точкой внутреннего сюжета является яйцо Аммы. Раскрытие этого яйца послужило началом образования звёзд, планет и спиральных галактик. Такая идея возникновения Вселенной не противоречит основным астрофизическим теориям, которые представляют Вселенную до Большого взрыва как нечто вроде шарика, сжатого до невероятной плотности. В результате разрыва этого шарика, произошел выброс вещества в объёме всей существующей ныне Вселенной. В «Кодах эволюции» Раш У. Дозиер-младший описывает современную концепцию не оформившейся Вселенной следующим образом.

Происхождение каждой существующей сегодня формы материи и мысли прослеживается через ряд предыдущих форм до самого Большого взрыва. Большой взрыв, эхо которого мы засекаем до сих пор как море микроволнового излучения, пронизывающее Вселенную, является истоком всех вещей. С Большого взрыва началась эволюция. Он создал пространство, время и материю — базовые составляющие всеобщего единства.

Физические теории говорят, что до Большого взрыва не было пространства и времени, как мы их понимаем сейчас. Не было различия между прошлым и настоящим, и все частицы и силы были слиты в единое первичное поле.

Идеальное единство, существовавшее в момент Большого взрыва, раскрывало многие эоны.

После Большого взрыва общее направление изменений во Вселенной шло лишь в одном русле — от порядка к хаосу.

Как и в случае со многими своими религиозными идеями, догоны используют видимый образ — резной камень, символизирующий древнее изначальное яйцо, — чтобы помочь себе представить ещё не рождённую Вселенную. Гриоль и Дитерлен описывают этот камень в «Бледном лисе».

Эта концепция создания представлена 266 древними знаками, схематически изображенными под возвышающимся камнем… Камень вырезан слегка заостренным (в форме яйца); он четырёхугольный, причем его углы обозначают направления, в которых раскроется яйцо Аммы.

Изображение яйца Аммы в виде камня с клиновидными сторонами, сходящимися почти в точку, похож по форме на догонский амбар — конический, отдалённо напоминающий пирамиду. Оно в некотором роде выполняет функции амбара. Яйцо Аммы содержит в себе семена будущего мира, как и амбар, в котором хранятся семена догонов, произошедшие от восьми мифических зерен. Таким образом, амбар можно считать воплощением яйца Аммы.

По мнению большинства астрономов, идеальное единство, существовавшее в момент Большого взрыва, представляет собой сингулярность, то есть точку в пространстве, где плотность вещества и величина гравитационного поля бесконечны, иначе говоря — чёрную дыру. Стивен Хокинг следующим образом описывал концепцию чёрной дыры в своей книге «Краткая история времени».

В 1783 году Джон Мичелл написал статью для «Философских трудов Лондонского Королевского общества», где заявил: достаточно массивная и компактная звезда будет обладать настолько сильным гравитационным полем, что свет не сможет его преодолеть, так как любой свет, излучённый с поверхности этой звезды, притянется обратно силами гравитации прежде, чем сможет далеко уйти… Сейчас такие объекты мы называем чёрными дырами, поскольку именно ими они и являются чёрными пустотами в пространстве… Согласно теории относительности, ничто не может двигаться быстрее света. А если свет не может «сбежать», то и остальное тоже — всё будет притянуто назад гравитацией. Таким образом, у нас есть последовательность событий, область пространства-времени, которую невозможно покинуть, чтобы достичь далёкого наблюдателя… Границы этой области называются горизонтом событий, они совпадают с путями лучей света, которые не могут покинуть поле притяжения чёрной дыры.

http://s6.uploads.ru/4xGYL.png

Схема, предложенная Хокингом для описания горизонта событий, который образуется лучами света, не способного покинуть чёрную дыру (рис. 1), практически совпадает с видом камня догонов, представляющего яйцо Аммы.

http://s6.uploads.ru/K30pk.jpg

Догонский камень, символизирующий яйцо Аммы (из книги Гриоля и Дитерлен «Бледный лис»).

Во многих древних мифологических системах (таких, как гермопольская в Египте или мифология новозеландских маори) зарождение Вселенной связано с открытием яйца, подобного яйцу Аммы. Первые существа, возникшие после её создания, являются уже знакомой нам триадой богов, которых ранее мы связали с тремя физическими состояниями воды. Учёные считают, что плазма, появившаяся после Большого взрыва, была невероятно горячей и постепенно охлаждалась до почти нулевой температуры, наблюдаемой сейчас в вакууме. В недавней статье «В поисках матери вещества», появившейся в журнале «Новости науки», этот процесс охлаждения и его влияние на Вселенную описан следующим образом:

Эксперименты в релятивистском коллайдере тяжёлых ионов, имеющие дело с мельчайшими объёмами пространства, могут помочь учёным познать самое большое из того, что существует — нашу Вселенную. По мере охлаждения кварк-глюонная плазма собиралась в адроны.

Это являлось следствием направленного внутрь давления плазмы при почти нулевой температуре, заставляющего плазму образовывать протоны и нейтроны. Физики называют эту конденсацию фазовым переходом; она подобна тому, когда пар становится водой или когда вода превращается в лёд.

Астрономия объясняет, что первым законченным побочным продуктом такого охлаждения был атом, точнее — атом водорода. Во внешней истории догонов это отражено как появление пары Номмо. Если наши рассуждения верны, то во внутренней истории мифа о Сотворении мира мы должны обнаружить сведения об атоме и его строении. Так и есть. Мы находим информацию об атоме в главе «Бледного лиса», которая называется «Сотворение По». По у догонов — «мельчайшая крупица», один из самых крошечных строительных компонентов Вселенной.

Таким образом, внутри яйца Аммы происходило нечто похожее на движение по спирали под названием «ускоряющийся шар» — ogoro gunnu; затем возникла овальная частица По, расположившаяся в центре. Говорят, что «когда Амма разбил яйцо мира и вышел наружу, возник вихрь. Было создано По — самое мельчайшее (из вещей), невидимое в центре, а ветром был сам Амма. Именно По Амма выпустил первым». Творческая воля Аммы заключалась в По, меньше которого ничего не было. Как воздушный пузырёк, он крутился и с шумом разбрасывал вокруг частицы вещества, искрясь в движении, которое, однако, оставалось неслышимым и невидимым. Это было больше похоже на мысль, чем на слово… По является образом начала материй. Позже возник запрет рассказывать об этом некоторым людям… поскольку «начало вещей — великая тайна Аммы». Более того, По является образом творца.

«Амма, творец, сам не был великим (большим), но говорить об этом запрещено… Когда он создал все вещи, Амма сам был как По; вещи становились всё больше, а По не становилось; семя было подобно ветру, но говорить об этом запрещается».

Семя… называется По; корень этого слова, возможно, присутствует и в словe polo — «начало».

Действительно, благодаря своему размеру По воплощает в себе образ начала всех вещей. «Все вещи, что создал Амма, сначала были мельчайшими По (семенами)». Начиная с бесконечно малого, вещи создавались волей Аммы и формировались благодаря постоянному добавлению к ним одинаковых элементов; «Амма творит вещи малыми По… Постепенно… вещи становятся большими».

Описание По во время раскрытия яйца Аммы, его схожесть с воздушным пузырьком и светящееся рассеивание — всё это похоже на научное описание процесса охлаждения кварк-глюонной плазмы. Если мы обратимся к процитированной выше статье из журнала «Новости науки», то узнаем, что «обычно в процессе фазового перехода, знакомого нам на примере воды, пузырьки неизменяемой материи после трансформации посредством взрыва оказываются в новой фазе».

Вообразите, что вы должны прочитать статью, написанную на практически незнакомом вам иностранном языке. А теперь представьте, что два слова, которые вам понятны — «снабжение» и «спрос», — в статье повторяются регулярно. Не трудно догадаться, что, скорее всего, статья написана на экономическую тему. Поэтому требуется лишь немного воображения, чтобы увидеть в символах глиняных шариков и спиралей образы частиц и волн — базовых составляющие квантовой теории.

Интересное описание двойственной природы квантовых частиц мы находим в книге Ричарда П. Фейнмана «Особенность физического закона».

Когда впервые были обнаружены электроны, они вели себя как частицы… Дальнейшие исследования — например, эксперименты по дифракции электронов, — показали, что они имеют свойства волн. Время шло, и среди учёных росло недоумение: какие же они на самом деле — как волны или как частицы? Они казались и тем, и другим.

Непонимание было преодолено в 1925 или 1926 году, с появлением верных уравнений по квантовой механике. Теперь мы знаем, как ведут себя электроны и свет. Но чем же их можно считать? Если я скажу, что они имеют свойства частиц, то создам неправильное впечатление; то же самое произойдет, если я назову их волнами. Они ведут себя своим собственным образом, который формально можно назвать квантово-механическим.

В сказаниях догонов о происхождении Вселенной можно обнаружить знание о таком физическом явлении, как волны. Догоны говорят, что нити первой одежды подражают звуку голоса Номмо, превращающегося в спиральные витки. Значит, догоны знали, что звук распространяется волнами.

Если мы глубже исследуем предмет квантовой физики, то узнаем о фундаментальном принципе исключения, согласно которому два электрона в одно и то же время не могут занимать одно квантовое или энергетическое место на орбите атома. Квантовое состояние электрона определяется четырьмя математическими величинами — квантовыми числами. Вспомним нашу первую интерпретацию догонского мифа, где пара Номмо представляет электроны водорода. Квантовая физика приводит нас к тем же числам — «2» и «8», — в этом случае представленным двумя электронами и их восемью квантовыми числами. Дальнейшее углублённое изучение показывает, что не только у электронов, но и на квантовой орбите протонов и нейтронов допускается лишь по паре частиц, и эти частицы должны иметь противоположные спины. Эти научные данные в догонской мифологии соответствуют принципу парных рождений и разделению на пары по признаку мужское/женское, что можно сопоставить с положительным зарядом протона и отрицательным — электрона.

Следующей ключевой концепцией квантовой физики, которую мы должны рассмотреть, является принцип неопределенности Гейзенберга, который состоит в том, что невозможно узнать одновременно точное расположение электрона и его скорость. Физики выявили данную закономерность путём сталкивания частиц: поскольку частицы очень маленькие и лёгкие, любое столкновение неизбежно нарушает их положение или скорость.

Описанный принцип квантовой физики приводит нас к интересному наблюдению, связанному с догонскими амбарами и пирамидами. У древних народов мы находим два основных типа пирамид — с плоской верхушкой и с остроконечной. Примеры обоих типов можно найти в Египте, но у догонов обнаружены только амбары с плоской крышей. Однако в самой мифологии этого народа есть странное противоречие, связанное с формой данной постройки. В мифах догонов говорится о размерах амбара: круглое основание диаметром двадцать локтей, четыре лестницы по десять квадратных ступеней (по одной лестнице на каждой стороне), где высота ступени — один локоть и один же локоть ее ширина, а сторона плоской квадратной верхушки — восемь локтей. Но если мы попытаемся смоделировать такую пирамиду, то у нас ничего не получится.

http://s7.uploads.ru/EIoYb.png

Если взять основание диаметром двадцать локтей и построить четыре лестницы по десять ступеней указанного размера, то сторона верхнего квадрата составит только два локтя. Чтобы получить пирамиду с плоским квадратным верхом нужной площади, придется либо уменьшить число ступеней до шести с каждой стороны, либо передвинуть основание лестниц на несколько локтей дальше от края амбара. Другими словами, можно либо расположить лестницы в правильном месте, либо построить необходимое число ступеней, но не одно и то же одновременно. Это затруднение той же самой природы, что и принцип неопределённости в квантовой теории, и оно выражено в числе ступеней на четырёх лестницах точно так же, как и количество параметров, необходимых для определения квантового состояния электрона.

В «Бледном лисе» Гриоль и Дитерлен описывают основной подход к акту созидания в рамках мифологии догонов. Он включает в себя четыре фазы, или стадии, и в равной степени применяется к любому творческому проекту, будь то создание мира Аммой или постройка жилища человеком. Первая фаза, на которой идея только зарождается, называется догонами итто (буммо). На этой стадии проект существует только в знаках или семенах — символах, представляющих то, что должно быть в результате создано. Если ученику средней школы зададут написать сочинение, буммо будет эквивалентом выбора темы. На второй стадии —yala (яла) — проект осмысливается и определяются границы будущего создания. Это можно сравнить с планом сочинения. Гриоль и Дитерлен описывали данную фазу так:

После первой стадии абстрактные знаки, или «следы» буммо, переходят во вторую стадию — яла, что значит «след» или «образ», созданный пунктиром… «Яла вещей подобно началу вещи». Когда человек строит дом, он определяет границы его основания камнями, положенными по углам: эти камни и есть яла, «следы» будущего жилища. Термин «яла» также означает «отражение», будущую форму создаваемой вещи.

На третьей стадии привносятся основные детали. Данную фазу можно сравнить с заметками на заданную тему или первым наброском сочинения. Относительно этой стадии Гриоль и Дитерлен пишут следующее.

Третья серия знаков называется tonu (тону) «фигура», «схема» или иногда «наружная часть» вещи. Тону — схема, чертёж отдельных графических элементов, набросок, приблизительный рисунок вещи или существа. Слово «тону» происходит от tono — «изображать» или «начинать». Говорят, что Амма «начал вещи» (атта kize tono)… Тону дома — камни, которые кладут между угловыми камнями для возведения стен.

Четвёртая и последняя стадия творческого акта заключается в создании окончательного образа вещи. Интересно, что догоны практически не делают различий между изображением объекта и самим объектом. Гриоль и Дитерлен так описывают эту стадию в «Бледном лисе».

Четвёртая стадия состоит из «рисунков» — toymu, или toy (той), — наиболее чёткого представления о вещи. Одновременно они и есть сама вещь. Закончить строительство дома — это то же самое, что завершить его рисунок. О той и об Амме говорят так: «Создать рисунок — это создать вещь, которую он (Амма) держит в уме».

То, что строительство дома Гриоль и Дитерлен выбрали в качестве иллюстрации творческого процесса, особенно интересно, поскольку здесь миф о Сотворении мира раскрывается как возможный источник знаний основ архитектуры. Перечисленные четыре стадии напоминают принципы обучения современных студентов рисунку: сначала общий замысел, затем пунктирное определение внешних границ, детальное обозначение структурных элементов и, наконец, создание законченного рисунка. Это похоже и на привычный для нас подход к строительству, когда в первую очередь исследуется место, проходит ориентирование, намечаются границы, а потом начинается возведение здания. Важнее всего то, что перед нами базовый принцип организации любой человеческой деятельности.

 

http://s6.uploads.ru/ZluhV.jpg

Поскольку мы исследуем символы догонов и их связь с квантовой физикой, необходимо заметить, что четыре творческие стадии могут иметь отношение ещё к одному аспекту квантовой физики, связанному с четырьмя типами частиц — переносчиков взаимодействия. Хокинг описывал эти частицы и их связь с атомами в «Краткой истории времени»:

Частицы, переносящие взаимодействие, можно разделить на четыре категории на основании силы, которую они переносят, и частиц, с которыми они взаимодействуют… Первая категория — это сила гравитации. Она универсальна, а это означает, что каждая частица испытывает её на себе (в зависимости от своей массы и энергии)… Сила между частицами вещества предположительно переносится частицей… под названием гравитон… Гравитоны… очень слабы, поэтому их существование так сложно подтвердить экспериментально.

Следующая категория частиц связана с электромагнитной силой, взаимодействующей с электрически заряженными частицами, такими как электроны… Электромагнитное притяжение между отрицательно заряженными электронами и положительно заряженными протонами, содержащимися в атомном ядре, влияет на вращение электронов вокруг ядра атома.

Третья категория относится к слабому взаимодействию… Это взаимодействие характеризует качество, известное как спонтанное разрушение симметрии. Частицы, казавшиеся разными при низких энергиях, по сути, представляют собой один и тот же тип частиц, только в различных состояниях… Этот эффект похож на поведение шарика рулетки во время её вращения. При высоких энергиях (когда рулетка крутится быстро) шарик ведет себя только одним способом — катится вокруг центра. Но когда вращение рулетки замедляется, энергия шарика снижается, и в итоге он падает в один из тридцати семи слотов.

К четвёртой категории частиц принадлежат переносчики сильного взаимодействия, удерживающего кварки в протонах и нейтронах и сами протоны и нейтроны в атомном ядре.

Эти частицы, как описал их Хокинг, следуют той же модели, что и буммо, яла, тону и той. Гравитон слаб, обнаружить его невозможно, а потому он представляет собой идею. Электромагнитная сила определяет границы объекта. Слабое взаимодействие при высокой энергии усовершенствует сложные частицы, превращая их в нечто однотипное, а сильное взаимодействие связывает или «стягивает» атом.

Согласно догонской мифологии, семя По — один из базовых элементов творения — состоит из четырёх компонентов, в сочетании называющихся семенем Сене. Гриоль и Дитерлен описывают его так:

В эту мельчайшую вещь Амма поместил четыре элемента, содержавшие четыре тону Сене… Сене— первая вещь, созданная Аммой… Действия Аммы представлены серией рисунков. Первый называется моделью семени Сене… и связан с наложением четырёх элементов в его структуре… Согласно воле Аммы, каждый из них простирает свой «росток», прикасаясь им к соседу, с востока на север, с севера на запад и так далее.

Это «перекрещивание ростков» похоже на переплетение веток, образующих «гнездо», Сене. Ростки собираются в центре, где соединяются и преображаются в точке По, остающейся невидимой. Затем, окружив семя, они делают его видимым.

Человеку, знакомому с физикой, это «перекрещивание ростков» во всех направлениях покажется описанием электронов, кружащих по пересекающимся орбитам вокруг атомного ядра. Эти кружащиеся электроны в сочетании с ядром — По — образуют целый атом.

В «Бледном лисе» Гриоль и Дитерлен представляют модель семени Сене, очень похожую на научное представление об обычном распределении электронов и форме их орбит. Сравните схему орбит с рисунком догонов, который приведен в «Бледном лисе».

http://s7.uploads.ru/zO0DF.png

Рис. 3 основан на математическом расчёте наиболее вероятного расположения электронов во время их движения вокруг ядра. Однако форма самой орбиты подтверждена множеством научных экспериментов и реальными снимками электронного микроскопа.

Можно сделать вывод, что Сене догонов включает в себя компоненты атома: электроны, протоны и нейтроны. Кроме того, догоны ведут речь о развитии Сене, что в контексте нашего исследования может означать образование электронов, протонов и нейтронов из меньших частиц. Отсюда следующий вывод: для понимания символики догонов, связанной с ростом Сене, мы должны исследовать атомные частицы. За объяснениями снова обратимся к книге Стивена Хокинга «Краткая история времени»:

Используя корпускулярно-волновой дуализм… всё во Вселенной, включая свет и гравитацию, можно описать как частицы. Эти частицы обладают свойством под названием «спин». В связи с этим их можно было бы представить себе как волчок, вращающийся вокруг своей оси. Однако, согласно положениям квантовой механики, частицы не обладают определяемой осью. Поэтому на самом деле спин частицы говорит нам о том, как она выглядит с разных точек зрения. Частица с нулевым спином… выглядит одинаково с любой стороны. Частица со спином 1 похожа на стрелу: она выглядит разной с разных сторон… Частица со спином 2 похожа на двуконечную стрелу — она выглядит одинаково, если повернуть её на 180 градусов… Но удивительнее всего то, что существуют частицы, которые не вернутся в исходное положение, если сделают только один полный оборот — им требуется два полных оборота! Такие частицы имеют спин 1/2.

Описание Хокингом частиц из квантовой физики отлично объясняет схему догонов из «Бледного лиса», на которой показан рост Сене (рис. ниже).

Фигура В этой схемы вызывает в памяти описанную Хокингом частицу с нулевым спином. В двухмерной плоскости она выглядит одинаково во всех направлениях (если учитывать стороны света). Фигура С напоминает частицу со спином 1 — её необходимо повернуть на 360 градусов, чтобы она встала в исходное положение. Фигура А соответствует частице со спином 2 — её надо повернуть лишь на 180 градусов. Очень странный вид фигуры D кажется попыткой — очевидно, невозможной в двух измерениях — представить частицу со спином 1/2, требующую двух полных поворотов на 360 градусов, чтобы вернуться в исходное положение.

http://s6.uploads.ru/sj0vK.png

Об этих частицах Хокинг пишет следующее: «Все известные частицы Вселенной можно разделить на две группы: со спином 1/2, что формируют материю, и со спинами 0, 1 и 2, которые… отвечают за перенос сил между частицами вещества».

Хотя рисунок догонов не слишком точно изображает частицу со спином 1/2, в догонском мифе о Сотворении мира она описана довольно изобретательно, с использованием того же символа амбара, который ранее представлял другие концепции квантовой физики. В начале этого описания задается набор значений частиц Сене, отождествляющий их со всевозможными составными элементами материи. Гриоль и Дитерлен пишут в «Бледном лисе» следующее:

Задумав, а затем представив мир, который он хотел создать, Амма в качестве эксперимента решил добавить понемногу каждого вида вещества… В результате этой первой работы возникло семя дерева sene па (Сене-На)… Овальное семя… содержало четыре элемента… Говорят, что для создания Сене-На Амма «прочистил горло, сотворив таким образом Землю; его слюна стала водой; возвращаясь на небо, он дышал, и его дыхание обернулось огнем; он сильно подул и сотворил ветер. Он не смешивал элементы, но накладывал их друг на друга: сперва землю, затем воду, огонь и воздух». Чтобы создать Сене-На, Амма использовал четыре компонента.

Такая символическая интерпретация указывает на то, что вся материя создана из четырёх элементов — земли, воды, огня и ветра, — которые изначально ассоциировались с четырьмя типами квантовых частиц, но были приняты греками в качестве подлинных компонентов вещества. Учитывая это, мы должны помнить, что в мифологии догонов огонь может означать квантовую частицу. Это дает нам ключ для понимания довольно тёмной истории о похищении огня из кузницы, которая была описана в начале книги. История указывает на то, что греки обладали тем же знанием (вспомните миф о Прометее).

Чтобы разжечь в кузнице первый огонь, предок похитил из цеха небесных кузнецов Номмо угли, являвшиеся частью солнца. Для этого он воспользовался палочкой вора, изгиб которой заканчивался щелью, напоминающей открытый рот. По пути в амбарную кузницу предок случайно уронил несколько углей и вынужден был вернуться, чтобы их подобрать. Потом он помчался к амбару, но из-за тревоги и беспокойства не смог найти вход. Несколько раз он обежал вокруг амбара, прежде чем обнаружил ступеньки и забрался на плоскую крышу, где спрятал угли в коже мехов.

Затем он воскликнул: «Gouyo!», что означает: «Украдено!»

На первый взгляд история совершенно бессмысленная, поскольку у амбара четыре лестницы с каждой стороны и предку не надо обегать вокруг него даже раза, чтобы забраться наверх. Однако мы знаем, что огонь — один из символов квантовых элементов, из которых создана вся материя. Бег вокруг амбара для возвращения к началу — отсылка к двойному повороту (на 720 градусов), который требуется, чтобы вернуть частицу со спином 1/2 в исходное положение. Слово «украдено» указывает на электроны — элементарные частицы со спином 1/2, которые, согласно науке, один атом отнимает у другого для образования молекулярной связи. Более того, Хокинг пишет:

Современная теория ядра основана на представлении о том, что ядро состоит из нейтронов и протонов, которые удерживаются вместе чрезвычайно мощными ядерными силами. Чтобы разобраться в этих ядерных силах, физики разрушали, разбивали нейтроны и протоны, бомбардируя ядро частицами крайне высокой энергии. Подобные бомбардировки выявили более двухсот так называемых элементарных частиц, или мельчайших элементов вещества, большинство из которых существует менее одной стомиллионной секунды.

Когда Хокинг говорит о существовании более чем двухсот элементарных частиц, он имеет в виду, что частиц ещё больше, но они пока не обнаружены и не подтверждены наукой. Это приблизительное число частиц — с учётом их вероятного увеличения — соответствует рисунку догонов, на котором изображено 266 семян, или знаков. Гриоль и Дитерлен рассказывают нам, что эти 266 знаков разбиваются догонами на группы.

266 буммо Аммы, делящиеся на восемь групп, распределяются следующим образом: 6, 20, а затем четыре раза по 60. В ходе праздника сева, когда на алтарь таппа атта — «Амма небес», — приносится жертва, жрец ару говорит: «Число Аммы 266; оно начинается с шести буммо, к которым добавляется двадцать и четыре раза по шестьдесят; вначале Амма создал шесть буммо вещей, затем он добавил двадцать и четыре раза по шестьдесят (буммо)». Два этих способа указывают на базовое деление на 8 — женское и на 6 — мужское. Это говорит нам о том, что буммо — символ творческой мысли Аммы — содержится в самой сути двойственности полов, в мужском и женском началах, которые лежат в основе материального воплощения божественной мысли.

В первых шести буммо творения Аммы, распознанных среди 266 знаков как квантовые частицы, легко узнаются шесть разновидностей кварков, описанных у Хокинга.

Существует несколько видов кварков — как минимум шесть «ароматов», — которые мы называем верхним, нижним, странным, очарованным, прелестным и истинным. У каждого аромата три «цвета»: красный, зелёный и синий. (Должен заметить, что эти термины — только названия: кварки значительно меньше длины волны видимого света, а потому не обладают цветом в нашем обычном понимании. Современные физики, кажется, более изобретательны в поиске названий для новых частиц и явлений — они больше не ограничивают себя греческими!) Как протон, так и нейтрон созданы из трёх кварков, по одному каждого цвета. Протон содержит два верхних и один нижний кварк, нейтрон — два нижних и один верхний.

Основываясь на описании Хокингом элементарных частиц и сил квантовой механики, мы можем видеть, что 266 знаков, или семян Аммы, — это на удивление точное описание строительных кирпичиков материи. Кроме того, если 266 элементарных частиц догонов в конечном счёте окажутся подтверждены наукой, то догонский миф о Сотворении мира может содержать в себе и другие зашифрованные в символах научные знания, о которых мы ещё не говорили.

 

 

Продолжение будет.

Картина дня

наверх