12 марта 2018 года, перестало биться сердце замечательного актера и режиссера, легенды советского и российского театра и кинематографа Олега Табакова. В последнее время его состояние было критическим, еще 27 ноября 2017 г. он попал в больницу. К сожалению, несмотря на все усилия медиков, спасти 82-летнего актера не удалось.
Детство Олега Табакова было голодным и трудным, но он все равно вспоминает об этом времени с особенной теплотой, ведь тогда рядом с ним были самые близкие и дорогие люди – родители. Все изменилось, когда началась война. Отец ушел на фронт, Олега с матерью эвакуировал на Урал. А после войны отец ушел из семьи, что стало для мальчика большим потрясением. Матери приходилось трудиться на двух работах, они жили в коммуналке и часто, кроме борща, другой еды в доме не было. Годы спустя, когда актер Олег Табаков получил свой первый гонорар за съемки, он потратил все деньги на подарки для матери.
О его работоспособности ходили легенды: он успевал играть в театре, ставить спектакли на родине и за границей, сниматься в кино – и все это одновременно. После окончания школы-студии МХАТ он за 8 лет снялся в 40 фильмах, сыграл больше 10 ролей в театре. В результате в 29 лет с ним случился инфаркт. Но даже после этого не отказался от привычного ритма жизни.
Несомненной заслугой Табакова является то, что он воспитал не одно поколение успешных артистов. Его называют своим учителем самые знаменитые и востребованные актеры современности, среди которых Евгений Миронов, Владимир Машков, Сергей Безруков, Андрей Смоляков и другие. А началось все еще в 1970-х гг., когда Табаков основал для школьников драмкружок. Позже он стал основой его первого курса в ГИТИСе. Говорят, у него был особый «нюх» на таланты, о чем он сам говорил так: «У меня есть способность. Это не моё достоинство, а то, чем меня наградили папа с мамой. Я довольно быстро, в течение 10-15 минут, а иногда и меньше, могу определить энергетическую ёмкость молодого – да и не очень молодого – человека. Наверное, со стороны это выглядит как шаманство. Но я редко ошибаюсь». На вопросы о том, почему он решил заняться преподаванием, отвечает: «Мне очень интересно знать, что будет после меня, кто будет дальше везти эту телегу».
Олег Табаков стал одним из основателей театра «Современник», которым руководил Олег Ефремов, ставший для него учителем и непререкаемым авторитетом. После того, как Ефремов ушел в МХТ, Табаков стал директором «Современника», а позже – и руководителем МХТ и основателем театра «Табакерка».
Олег Табаков не раз попадал под огонь критики журналистов и театроведов: его обвиняли в буржуазности и ориентации театра в первую очередь на коммерческий успех. Но он этого и не отрицал: когда в 2000 г. ему предложили возглавить МХТ, театр переживал не лучшие времена: Олег Ефремов был тяжело болен, заниматься делами было некому, зрительный зал заполнялся только на 40%. Табаков поставил перед собой задачу вернуть зрителя в МХТ, он обновил репертуар спектаклем «№13» с Машковым и Мироновым в главных ролях – и в течение 10 лет на эту постановку невозможно было достать билеты, хотя в прессе режиссера и клеймили за их чересчур высокую стоимость.
На подобные выпады в свой адрес Табаков не реагировал – считал, что главное – это любовь и признание зрителей, что подтверждают переполненные залы и километровые очереди в кассы. Он называл себя «человеком с комплексом полноценности», ведь был уверен во всем, что он делает. «Нескромно так говорить, но все равно скажу: зритель меня любит, – признавался Табаков. – За что? А Бог его знает!».
Отбиваться от нападок прессы Табакову пришлось и в отношении своей личной жизни, когда в середине 1990-х гг. он ушел от жены, актрисы Людмилы Крыловой, с которой прожил почти 35 лет, к своей студентке Марине Зудиной. Они познакомились, когда ей было всего 16. Несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте, у педагога и его ученицы вскоре завязался роман, который оставался тайным на протяжении 10 лет. Но потом Табаков все же решился уйти из семьи и женился на Марине Зудиной. В этом браке родилось еще двое детей – Павел и Мария. За это счастье ему пришлось дорого заплатить: дети от первого брака Антон и Александра не смогли простить отца и долгие годы не поддерживали с ним отношений. Спустя много лет Антон все же нашел в себе силы понять отца, а вот с дочерью они так и не нашли общего языка.
Отметив 80-летний юбилей, Олег Табаков признавался, что полностью доволен тем, как сложилась его жизнь, и чувствует себя абсолютно счастливым. Хотя печальные мысли все же иногда посещали: «Раньше я думал, что никогда не умру, – впереди вся жизнь. А теперь меня посещают невеселые мысли: «А сколько еще ты будешь видеть своих детей?» Ответа нет. Это еще больше печалит. Но я осознаю, что грусть эта светлая. Она – плата за ту радость, которую мне подарил Господь. И спасибо Ему за это!..».
Шутки и розыгрыши Олега Табакова:
Актер Игорь Кваша вспоминает, что в молодости Олег Табаков любил вкусно и обильно поесть. Его друзья знали о том, что у него в холодильнике всегда есть запасы продовольствия на неделю вперед. И они часто устраивали «налеты» на его жилище. Несколько человек держали хозяина за руки, а остальные в это время шарили по тумбочкам и шкафчикам, поглощая все съестное. Одному из них пришлось за это поплатиться. Когда Олег Ефремов заболел, друзья принесли ему мед, печенье, фрукты и прочую снедь. Олег Табаков пришел его проведать и съел все, что нашел. Ефремов возмущался и прогонял налетчика, а тот невозмутимо изрек: «Спасибо! Завтра еще зайду», и удалился. Табаков всегда был настоящим гурманом и советовал друзьям, в какие рестораны нужно заходить почаще, а какие лучше обходить стороной.
М. Козаков называет самым смешным случай в театре во время постановки по пьесе Олби «Баллада о невеселом кабачке». В этом спектакле Козаков играл автора-рассказчика, а Табаков – мальчишку-горбуна. В одной из сцен он пробегал по сцене мимо рассказчика. В это время тот произносил серьезный драматический монолог. Когда Табаков оказался рядом с ним, сказал тихонько: «Такому рассказчику – хрен за щеку!». Козаков еле удержался от смеха, а после спектакля попросил Табакова больше таких шуток не повторять. Тот поклялся, что не произнесет больше ни слова в этой сцене. И слово сдержал: в следующий раз, пробегая мимо Козакова, он не проронил ни слова, но оттопырил языком щеку. У Козакова и остальных актеров, находившихся на сцене, случилась истерика.
Однажды актеры театра «Современник» прибыли в Ригу на летние гастроли. Многие приехали с супругами и детьми. В один из вечеров они отправились в ночной ресторан. Мужчины были в смокингах, дамы в вечерних платьях, сыновья Табакова и Евстигнеева – в костюмах и белых рубашках. Швейцар преградил им дорогу и сказал, что детям на ночное шоу вход запрещен. Никому не хотелось отводить детей в гостиницу и пропускать шоу. Табаков не растерялся: он подошел к швейцару и сказал ему на ухо: «Как Вам не стыдно! Зачем оскорблять людей! Они имеют такие же права, как и все мы! Ведь это лилипуты!». Швейцар смутился, покраснел и пропустил «лилипутов».
Не всегда розыгрыши Табакова сходили ему с рук. Неоднократно он пытался разыграть Евгения Евстигнеева, но тот не терял бдительности и, как правило, предотвращал все попытки подшутить над собой. Но однажды Табакову это все же удалось. На съемках фильма «Продолжение легенды», где Евстигнеев играл умудренного опытом большевика, а Табаков – молодого, романтически настроенного юношу, в одной из сцен герои должны были обменяться рукопожатиями при знакомстве. Перед съемкой Табаков где-то раздобыл вазелин и зачерпнул его ладонью. Когда он протянул руку Евстигнееву, тот и бровью не повел. Актер не растерялся и начал импровизировать: он поднял испачканную руку и, изображая прилив нежности, несколько раз погладил Табакова по щеке и провел рукой по его волосам. Наблюдавшие за происходящим актеры покатились со смеху.
Всю жизнь он оставался веселым и неунывающим человеком, ведь чувство юмора может спасти в любых ситуациях.
Светлая память актеру и режиссеру театра и кино, худруку МХТ им. А. П. Чехова и создателю театра «Табакерка» Олегу Табакову.
Свежие комментарии