На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Морские легенды и суеверия.

Бывалые «морские волки» передавали новичкам предания и обучали «верным приметам». Например, в штиль высвистывали ветер, для чего у капитанов и боцманов имелись «заговоренные» свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались в самом крайнем случае. Количеством посвистов определялись желаемые сила ветра и его продолжительность. Зато свистеть «просто так» грозило бедой, и за это на судне сурово карали. Ветер можно было вызвать и другими способами: побултыхав шваброй за бортом судна, поцарапав мачту ножом или хотя бы ногтями, облив паруса водой, привязав к вантам ботинок или выбросив за борт какой-нибудь предмет в дар морским богам. Но если все это не помогало, оставалось как следует выпороть юнгу, чтобы он визжал на весь океан.

Просто вызвать ветер было мало — надо, чтобы он был попутным. Для этого моряки брали с собой карманные платки с узелками на четырех углах, которые символизировали четыре стороны света. Развязывая нужный узелок, они пытались изменить направление ветра. Если подул тот ветер, какой надо, то уже никто не свистел, швабру прятали подальше, за борт ничего не бросали и веслами не пользовались: грести при ветре — дразнить его.

Чихание при отплытии на левом борту сулило кораблекрушение, зато на правом — удачу в плавании. Если моряка, стоявшего на левом борту, «разбирало», он опрометью бросался на правый борт, чтобы чихнуть там.Pirates of the Caribbean: Dead Man's ChestДэйви Джонс и команда «Летучего голландца». Кадр из фильма "Пираты Карибского моря: Сундук Мертвеца", 2006 (Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest).

Бывало, представители разных народов по-разному толковали приметы. Например, англичане ни за что не вышли бы в море в пятницу — день распятия Христа, а уж тем более 13-го числа. Зато португальцы и испанцы считали пятницу благоприятным днем для начала плавания, поскольку Колумб отправился в свое первое путешествие к американским берегам именно в этот день недели.

Моряки верили в существование гоблинов — злых духов, прятавшихся на корабле и чинивших всякие козни, русалок и ведьм. Баскские корсары считали, что ведьмы могут, обернувшись волнами, преследовать моряков от Бискайского залива до острова Ньюфаундленд или взбираться на мачты кораблей, чтобы рассыпать дьявольский порошок, напускающий злые чары. Когда корабль «Мартико» из Сибура потерпел крушение, судовладелец подал на команду в суд, и во время процесса все матросы как один дали показания, что бурю вызвали ведьмы.

Даже страдая от голода, голландские матросы не пытались убивать морских птиц, круживших возле самых мачт, свято веря, что в них переселяются души утонувших моряков.

При приближении грозы, когда неподвижный раскаленный воздух пронизан электричеством, на концах мачт появлялись бледно-голубые светящиеся кисточки — коронные разряды. Их называли огнями святого Эльма (католики считали его покровителем моряков наряду со святым Николаем) и воспринимали как знак скорого окончания грозы, дающий надежду на спасение. При виде огней матросы-католики начинали молиться Пресвятой Деве, а боцман свистел в свисток. Когда огни пропадали, все кричали: «Доброго пути!» Если же огни спускались по мачте до насоса, это был знак неминуемой гибели. Некоторые матросы утверждали, что в такие минуты на мачте появляется сам святой Эльм, держащий в руке зажженную свечу; однажды матрос взобрался на самый верх грот-мачты и якобы обнаружил там капли воска. Когда судовой священник на корабле «Святой Франциск» попытался разубедить в этом команду, его обвинили в ереси и чуть не сбросили за борт.

Флибустьеры, подвергавшие себя самым разнообразным опасностям, привыкли молиться всем богам, полагаясь, впрочем, только на себя. Еретиком считался тот, кто не верил в приметы. На корабле капитана Чарлза Свана имелся астролог, в задачу которого входило предупреждать о грядущих опасностях. А «железный пират» Фрэнсис Дрейк, человек властный и крутой, был чрезвычайно мнительным и суеверным даже для своего века.

Из морских преданий самыми популярными были легенды о корабле-призраке с командой мертвецов, встреча с которым предвещает кораблекрушение. Португальцы верили, что на таком корабле вечно скитается по морям Бартоломеу Диаш, пропавший без вести возле мыса Доброй Надежды, который он сам первоначально назвал мысом Бурь. В начале XVII века в Нидерландах возникла легенда о «Летучем голландце». По разным версиям, капитана судна-призрака звали Ван Страатен или Ван дер Декен. Похожие легенды передавали из уст в уста англичане, испанцы и немцы.

Злой морской дух, предвещающий гибель во время шторма, получил у моряков прозвище Дэйви Джонс, или Дьявол Джон. По легендам, у него были большие круглые глаза, три ряда зубов, рога и хвост, а появлялся он в голубом дыму. Морское дно, куда попадали погибшие моряки, называли «сундуком Дэйви Джонса».​* «Отправиться за сундуком Дэйви Джонса» означало утонуть, «пробудить Дэйви Джонса» — вызвать шторм, а «находиться во власти Дэйви Джонса» — быть охваченным ужасом. Дэйви Джонсом называли также моряка, упившегося до смерти.Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest

Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest

Дэйви Джонс и «Летучий голландц». Кадры из фильма "Пираты Карибского моря: Сундук Мертвеца", 2006 (Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest).

По одному из преданий, в подчинении у морского дьявола находился Кракен — гигантское морское чудовище, известное по описаниям норвежских и исландских моряков. Бергенский епископ Эрик Людвигсен Понтоппидан (1698–1774) писал, что Кракен — животное размером с плавучий остров, способное схватить щупальцами и утянуть на дно даже крупный военный корабль; еще опаснее для судов водоворот, который возникает при погружении Кракена на дно. Из пасти его идет страшный смрад, сам по себе способный убивать. Скептики полагали, что свидетельства моряков о Кракене можно объяснить подводной вулканической активностью у побережья Исландии, которая проявляется в исходящих из воды пузырях, внезапной и довольно опасной смене течений, появлении и исчезновении новых островков. Только в 1857 году было доказано существование гигантского кальмара, который, по-видимому, и послужил прообразом Кракена.Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest

Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest
Кракен. Кадры из фильма "Пираты Карибского моря: Сундук Мертвеца", 2006
(Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest).

О самих флибустьерах порой складывали легенды уже при жизни, их имена и поступки обрастали слухами и домыслами. Так, одно имя Франсуа Олоне внушало ужас; что в рассказах о нем было правдой, а что — вымыслом, теперь уже трудно разобрать. Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода перед боем прикреплял к своей шляпе зажженные фитили, окутывавшие его дымом и искрами, чтобы придать себе вид исчадия ада. А образ Монбара Губителя, с детства проникшегося ненавистью к испанцам, возглавившего команду из освобожденных рабов и не оставлявшего в живых ни одного человека на захваченных судах, возможно, вообще был порожден чьей-то фантазией…Постер ПКМ 4. Черная Борода.Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода. Постер фильма "Пираты Карибского моря: На странных берегах".

Эти легенды порой играли на руку флибустьерам, превращаясь в своего рода психологическое оружие. Бывало, пираты несколько дней преследовали корабль, отставший от каравана, вопя и потрясая оружием, — и устрашенный экипаж сдавался без боя. Впрочем, такое случалось далеко не всегда.

* Впрочем, в одном из документов от 1751 года «сундуком Дэйви Джонса» назывался вполне реальный предмет - ларец с судовыми навигационными приборами.

Из книги Екатерины Глаголевой "Повседневная жизнь пиратов и корсаров Атлантики от Фрэнсиса Дрейка до Генри Моргана". 2010 г.
---------

ДЕЙВИ ДЖОНС.

Сразу заметим, что капитаном «Летучего Голландца» Дэйви Джонс был только в фильмах. Согласно легендам, ходившим среди английских моряков, Дэйви Джонс – это морской дьявол, известный также под именем Дьявол Джон. И живет он в темной пучине, на самом морском дне. Дэйви Джонс — злое воплощение моря, он обычно появлялся во время штормов и предрекал неминуемую гибель.

По одному из преданий, у Дэйви Джонса действительно есть морское чудовище — кракен, которым он может управлять. Из пасти кракена воняет как от тысячи разлагающихся трупов, и все, кого он убивает, умирают с этой вонью.

А «сундук Дэйви Джонса» буквально означает морское дно, на котором покоятся души утонувших моряков. Впервые о нем упоминается еще в середине XVIII века — как о сундуке, в котором хранились корабельные навигационные приборы.

Если же обратиться к письменным источникам, то первое упоминание о Дэйви Джонсе можно найти в романе Тобиаса Джорджа Смоллетта «Приключения Перегрина Пикля» (1751). Там он описывался как монстр с круглыми глазами, тремя рядами зубов, рогами, хвостом и носом, из которого постоянно шел синий дым.
---------

Морские приметы и суеверия.

Чёрная кошка
Считалось, что Чёрная кошка приносит шторм на хвосте, так что Чёрная кошка, резвящаяся на палубе, была знаком того, что шторм неминуем.

Стрижка ногтей и волос.
Во времена Древнего Рима обрезанные ногти и волосы приносились в дар Прозерпине. Считалось, что если подстричь ногти или волосы в море, то бог Посейдон разгневается из-за того, что в его владениях приносят дары другому божнеству.

Утонуть.
Слово "утонуть" никогда не упоминалось в море. Моряки считали, что с такой стихией, как море, бороться бесполезно, поэтому большинство из них вовсе не умело плавать.

Серьги.
Пираты носили золотые серьги не только потому,что это было модно; считалось, что они делают глаза зорче и не дают утонуть.

Перья.
Пираты часто носили перья на шляпах из суеверных соображений. Считалось, что они способны уберечь от
короблекрушения, особенно перья крапивника. Если добыть их под Новый год, то они сохраняют силу весь год. Это поверье привело практически к полному истреблению крапивников на острове Мэн.

Цветы.
Иметь цветы на борту не рекомендовалось, так как они ассоциировались с похоронным венком или с мертвецом.

Пятница.
Пятница считалась самым неудачным днём для выхода в море, так как в этот день был распят Христос, и в этот же день Ева соблазнила Адама в райском саду. Британский флот попытался преодолеть этот предрассудок, спустив на воду корабль Её Величества "Фрайди" ("Пятница"). Он был заложен в пятницу, капитана звали Джим Фрайди. Корабль отплыл в пятницу - и больше его никто ни когда не видел.

Оглядываться на берег.
Считалось, что если оглянуться на берег после того как корабль отчалил, может произойти несчастье.

Дельфин (морская свинья.
Это быстроплавающие, тупорылые млекопитающие приносили удачу кораблю, и считалось большим несчастьем убить дельфина.

Крысы.
Хорошо известно, что крысы первыми покидают тонущий корабль, и если замечали их в большом количестве, то старались убить, чтобы предотвратить беду.

Починка флагов.
Штопать флаг на шканцах неизбежно приносило несчастье.

Сначала правая нога.
Поднимаясь на корабль, пират никогда не ставил на борт левую ногу первой, так как это считалось дурным предзнаменованием.

Чайка.
Считалось, что в чаек вселяются души утонувших людей, и подстрелить её - к несчастью.

Серебрянная монета.
Существует старинная традиция класть серебрянную монету под мачту или заделывать её в киль, чтобы привлечь удачу и обеспечить спокойное плавание.

Высвистывание ветра.
Моряки верили, что ветер можно вызвать тихим посвистыванием, если перед этим воткнуть нож в мачту, а вот свистя на палубе, когда ветер и так есть, можно было накликать шторм.

Женщина.
Женщина на борту - к несчастью, хотя голая женщина, по поверьям, была способна успокоить разбушевавшееся море. Вот почему многие корабли несли на бушприте женскую фигуру с обнажённой грудью.

Никогда не носить зелёной одежды.
Никогда не бросать в волну камни.
Никогда не насвистывать.
Никогда не приносить на борт цветы.
Никогда не произносить слова "кролик".
Не бриться и не стричь ногти за исключением полнолуния.
Не класть башмаки подошвами вверх: для пиратов это предсказание того, что корабль неизбежно опрокинется!..
Так же у многих пиратов считается, что присутствие женщины на борту ведёт к беде.
Так же у многих пиратов вызывают опасения птицы-бакланы.
Если три таких птицы кружат над носом корабля, это означает, что корабль может пойти ко дну...

Если один из бакланов сядет на палубу и похлопает крыльями, это знак того, что в близжайшем будущем команда может лишиться одного из своих пиратов.

Многие пираты достаточно суеверны, только самые
дерзкие из них способны не верить приметам и противостоять гневу моря или океана...

---------
Морские поверия и 13 число...
Моряка в течение всей его жизни сопровождают самые различные поверья, легенды и морские неписаные правила.
Причиной возникновения некоторых из них стали длительные пристальные наблюдения мореплавателей за самыми разными явлениями природы. Особенно живучи те поверья, которые появились в результате совпадения, момента действия скрытых сил природы, с каким-либо несчастьем, случившимся на корабле или с самим кораблем.

В Англии, например, до сих пор существует мнение, что выход в море в пятницу, и тем более в пятницу 13-го числа, совершенно немыслим и должен быть под любым предлогом перенесен. Ибо пятница, как гласит предание, день распятия Христа. А между прочим, как раз 13-е число чаще других дней в году приходится именно на пятницу. В конце XVIII - начале XIX в. это суеверие настолько сильно распространилось, что английское правительство решило доказать абсурдность приметы. Построили корабль под названием «Пятница», который заложили в пятницу, спустили на воду тоже в пятницу, выход судна в первый рейс состоялся в пятницу и фамилия капитана была Friday (Пятница). Но такова ирония судьбы: судно вместе с командой пропало без вести… (правда говорят, что эта история была придумана в 1970-х годах и никаких фактов под собой не имеет).
Но не все мореплаватели относили пятницу к несчастливым дням. Например, португальцы и испанцы считали ее благоприятным для отплытия днем, ибо Колумб начал свое первое плавание, во время которого была открыта Америка, именно в пятницу… (вообще-то он искал Индию...)

С числом тринадцать также связано немало любопытных историй. В 1907 г. на подводных камнях погибла 7-мачтовая шхуна «Томас У. Лаусон». Она была построена в Америке в 1902 г. и считалась самой крупной в мире, ее валовая вместимость составляла 5218 брт. Шхуна была названа именем человека, который написал книгу «Пятница - тринадцатое число». Шхуна «Томас У. Лаусон» погибла в пятницу 13 декабря. Вот и не верь после этого в приметы!

В России роль несчастливого дня исстари отводилась понедельнику, да и 13-е число было также не в почете. Эти дни во флоте всегда считались несчастливыми. Нелюбовь к понедельнику и злополучной «чертовой дюжине» сохранилась в сердцах моряков и до наших дней.
---------

Легенды Моря. Суеверия.
Аргентинские и бразильские моряки считали звон стеклянной посуды погребальным: чтобы спасти тонущего где-то моряка, надо было быстро положить ладони на зазвеневшие предметы.

Долгое время (вплоть до наших дней) определенные дни недели и числа считались счастливыми и несчастливыми. Например, у испанских мореходов счастливым днем считалась пятница - день выхода в море экспедиции Христофора Колумба. А вот у англичан и французов пятницы, даты 2 февраля и 31 декабря, а также первые понедельники августа считались днями несчастья, так как они совпадали с днями крупнейших кораблекрушений.

Известен случай, происшедший с огромной шхуной "Томас Лоусон", которая в конце 1907 г. на подходе к Английскому каналу была разбита во время шторма о прибрежные скалы острова Аннет. Через два часа от стального гиганта остались лишь груды металла. Авария произошла в пятницу 13 декабря, а единственная книга писателя Томаса Лоусона, чье имя дали этой удивительной по размерам и количеству мачт шхуне (мачты, а их было семь, называли, считая от носа, днями недели), называлась именно "Пятница, тринадцатое"...

Провожавшей моряка женщине следовало поглаживать его форменный воротник: только это гарантировало счастливое возвращение из плавания. В семьях французских рыбаков было принято делать кораблики из хлеба: это, якобы, сохраняло рыбачьи суда.

Чтобы разогнать штиль, настоящий французский матрос должен был как можно крепче ругаться и громче свистеть: этим он будил заснувшего бога ветров.

Рыбаки из Сен-Мало уверены, что, если от рыб исходит запах вина, их сородичи заинтересуются этим и сами будут стремиться попасть в рыбацкие сети. Поэтому здесь никогда не оставляют первую пойманную в новом сезоне рыбу, а выбрасывают ее обратно в море, предварительно "напоив".

Если возвращающимся на корабль датским морякам попадалась идущая навстречу женщина в белом фартуке, они сворачивали на другую дорогу: белый фартук считался предвестником шторма и гибели.

https://66sean99.livejournal.com/39395.html?utm_source=newsletter&utm_medium=email&utm_campaign=weekend_02_29&media

Картина дня

наверх