На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Правила жизни Патриарха Кирилла.

20 ноября 2016 года Патриарху Кириллу исполнилось 70 лет. Мы от всей души поздравляем Его Святейшество с юбилеем и желаем ему сил душевных и телесных и помощи Божией в его служении на благо Церкви.Патриарх Кирилл (в миру - Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. Он - священнослужитель в третьем поколении. Дед патриарха в советские годы активно боролся с закрытием храмов и обновленческим расколом, за что не раз подвергался репрессиям: прошел 47 тюрем и семь ссылок, в частности был одним из первых узников Соловков. Будучи кормильцем семи детей, почти все средства жертвовал в монастыри Афона. Горячей верой отличался и отец патриарха, который также подвергся гонениям за веру и был отправлен на Колыму.

Будущий патриарх Кирилл с ранних лет отличался религиозностью и, делясь воспоминаниями, рассказывал, как в три-четыре года любил "служить" дома, одевая специально сшитое для него облачение, а годам к шести-семи уже мог без ошибки "отслужить" молебен. В школе был единственным ребенком, не состоявшим в пионерской организации. Несмотря на оказываемое давление, в ряды пионеров так и не вступил.

Он относится к плеяде "никодимовцев" - учеников митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), который во многом заложил основы современного диалога христиан разных конфессий и немало потрудился, чтобы спасти Русскую православную церковь от уничтожения в хрущевско-брежневские времена.

После окончания средней школы поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а затем - в Ленинградскую духовную академию, которую окончил с отличием в 1970 году. Затем стал преподавать богословие в ЛДА, позже занимал пост ее ректора, был представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей. С 1989 года возглавлял синодальный Отдел внешних церковных связей, больше 20 лет управлял Смоленской и Калининградской епархией.

Интронизация патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года, спустя несколько дней после его избрания, в присутствии членов Поместного Собора Русской церкви, президента и премьер-министра России, глав иностранных государств и Православных церквей.

Годы патриаршества Кирилла уже отмечены введением в школьную программу основ религиозных культур, учреждением в вооруженных силах института военных священников, государственным признанием церковных дипломов. Кроме того, именно при патриархе Кирилле произошла историческая встреча предстоятеля Русской православной церкви с Римским папой.Путин наградил патриарха Кирилла орденом "За заслуги перед отечеством" I степениЗа время своего патриаршего служения, с 1 февраля 2009 года и до настоящего времени, Святейший посетил около ста епархий Русской Православной Церкви, около 140 городов и 100 поселков, сел, деревень России, а также 28 стран как ближнего зарубежья — Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Молдавию, Украину, Эстонию, так и дальнего зарубежья — множество европейских стран, а также Китай, Японию, Бразилию, Кубу, Чили, Парагвай, Египет, Израиль, Турцию, Сирию и др. В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл не посетил пока только две части света — Северную Америку и Австралию, однако бывал там прежде, в должности председателя Отдела внешних церковных связей.

В этом материале мы попытались рассказать лишь о части поездок, совершенных Патриархом Кириллом. Но и эта часть показывает, насколько велика география служения Предстоятеля и насколько тяжел крест патриаршего служения.

Алтай — Сахалин — Чукотка –Якутия — Ямал 

31 августа — 9 сентября 2016 года

Вокруг России за десять дней

Населенные пункты, которые посетил Патриарх: Горно-Алтайск, Южно-Сахалинск, Невельск, Певек, Анадырь, Эгвекинот, Канчалан, п. Лаврентия, остров Ратманова, бухта Провидения, Угольные копи, Тикси, Сабетта    

Канчалан, стан оленеводовПрибытие на научно-исследовательскую станцию «Самойловская», ЯкутияПерелет из поселка Эгвекинот в село ЛаврентияЧукотский автономный округ. С высоты видны оленеводческие яранги (традиционные жилища). Оленеводческая бригада № 1, которую посетил Патриарх,  расположена в тундре в 108 км от села Канчалан. Поголовье оленей здесь составляет более 3 тыс. голов. в бригаде работает 12 человек

Патриарх Кирилл:

«Я стою у креста на острове Ратманова, в четырех километрах от Соединенных Штатов… Это самая восточная точка Евразийского континента и самая восточная точка нашей страны. <…> Думаешь, конечно, о народе нашем… но мыслью простираешься и дальше — думаешь о мире, о людях, которые живут на нашей планете. И как странно сознавать, что на этой Богом данной земле… люди подчас живут плохо; что среди рода человеческого продолжаются войны… безумие террористических актов; что люди истребляют природу только потому, что стремятся все время повышать планку своего потребления…»

«Храмы, которые возводятся на Чукотке, на востоке нашего Отечества, имеют особое значение. Вы живете в особых условиях — и труд непростой, и условия жизни непростые; и как важно, чтобы человек здесь укреплялся не только материально, но и духовно.»

Куба

12 февраля 2016 года

Первая в истории встреча Патриарха Московского и Папы Римского

Встреча с Папой Римским ФранцискомПравославный храм в честь Казанской иконы Божией Матери в столице Кубы ГаванеРусские прихожане кубинского храмаИз совместного заявления Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Наш взор устремлен прежде всего к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами.» 

Афон

27-29 мая 2016 года

Колыбель русского монашества

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырьВид на Ильинский скит. Фото Владимира ОрловаСкит КсилургуС афонскими монахамиПатриарх Кирилл:

«Более тысячи лет на Афоне формировалась совершенно особая монашеская община. Люди разных этносов, разных национальностей находили здесь место для монашеской жизни и для молитвы. И, может быть, главный результат этой более чем 1000-летней истории Афона — то, что сейчас, пройдя через множество исторических катаклизмов и трагедий, Святая Гора Афон остается единственным местом во вселенной, где видимым образом является лицо Православной Церкви. Эта многоэтничность Афона и дает нам образ вселенского Православия.»

Украина

26–28 июля 2013 года

Торжество Православия

Киево-Печерская лавраУ креста  святого апостола  Андрея ПервозванногоПатриарх Кирилл:

«Святой равноапостольный князь Владимир воспринял Божию правду как доминанту своей жизни и восхотел, чтобы эта доминанта присутствовала в жизни народной. А ведь так и стало: через огромные трудности проходила Русь и многого лишалась, как потом и многое обретала, но всегда стремилась реализовать этот Божественный идеал в жизни. Это была общенациональная ценностная доминанта. Ведь именно потому Русь назвали Святой Русью, что идеалом народной жизни были святость, жизнь с Богом и Божия правда.» 

Антарктида

17 февраля 2016 года

В самом южном храме планеты

С сотрудниками станции «Беллинсгаузен» и «местными жителями» — пингвинамиВ храме Патриарх совершил водосвятный молебен и заупокойную литию о погибших полярникахВ храм Живоначальной Троицы на службу приходят и иностранные полярникиant1Патриарх Кирилл:

«Есть нечто такое, что делает Антарктиду местом действительно очень важным, значимым для всего человечества. Это единственный континент, где нет оружия, где нет никакой военной деятельности, где не ведется никаких научных исследований, направленных на создание новых средств уничтожения людей. <…> Все полярники образуют здесь одну семью — протягивают друг другу руку помощи, когда необходимо, бескорыстно разделяют друг с другом свои ресурсы. Это некий образ идеального человечества, и это свидетельство того, что люди могут так жить — без границ, без оружия, без вражды, — сотрудничая и чувствуя себя членами одной семьи.» 

Китай

10-15 мая 2013 года

Возрождая Православие в Поднебесной

Собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в ШанхаеПосещение бывшего Императорского дворца в ПекинеБожественная литургия на территории посольства Российской Федерации в ПекинеПасхальное приветствие  на китайском языкеИз беседы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с китайскими верующими в Пекине:

«Про вас всех, несомненно, будет написано в истории Церкви. Вы совершили подвиг: не имея священников, может быть, даже в какой-то момент жизни не имея надежды, все-таки сохранили православную веру. Сейчас мы с вами являемся свидетелями больших перемен и в жизни Китая, и в жизни России. Это привело к тому, что впервые за всю историю Патриарх Московский и всея Руси вместе с вами молился сегодня на той самой земле, где жили албазинцы, — на территории Русской духовной миссии. Низкий поклон вам за ваши труды, за веру и надежду, которые вы сохранили в своих сердцах.»

Мордовия

22 июля 2011 года

По родным местам

Лития на могиле иерея Василия ГундяеваСело Оброчное,  дом родителей отца Патриарха КириллаПатриарх Кирилл:

«Видя пример деда и отца, я в детстве рос в убеждении, что и мне предстоит пострадать за веру, готовил себя к этой судьбе. Я не был пионером, не вступал в комсомол, больше всего боялся стать соглашателем. Но не стал и диссидентом. Прежде всего потому, что всегда любил свою страну и свой народ. И в советское время я считал, что нельзя делать ничего такого, что могло бы повредить единству народа и пагубно отразиться на судьбе страны.»

Белоруссия

20–22 июня 2015 года

По местам народного подвига

Мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой»Патриарх Кирилл выпускает голубей со ступеней Воскресенского собора БрестаЗаупокойная лития в память о защитниках Брестской крепости и всех павших в Великой Отечественной войнеВозложение венка в Брестской крепостиПатриарх Кирилл:

«Перед мысленным взором стоит страшная картина: гарнизон, окруженный превосходящим во много крат противником, вступает в смертный бой. Наверное, среди защитников крепости не было в тот момент ни одного, кто бы не понимал: невозможно выдержать натиск врага, во много крат превосходящего числом, и остаться в живых. И что же сделали эти люди? Они не устремились в бегство. Они не стали выяснять, кто из них старший, кто младший, кому спасаться, кому оставаться. Они вместе, как один, приняли на себя этот удар. <…> Конечно, мы испытываем боль за всех тех людей, в основном молодых, которые погибли в первые дни войны. Но одновременно с какой гордостью, с каким чувством трепета мысленно склоняешь главу перед этим подвигом, сознавая его значение для самого себя, для каждого современного человека, будь то белорус, россиянин или украинец…»

Санктетербург

Долг любящего сына

Освящение Никольского Морского собора в КронштадтеТоржества в честь освящения Морского собора в КронштадтеПатриарх Кирилл:

«Отец наш был книголюбом. Мы жили очень скромно, в коммунальной квартире, но папа сумел собрать прекрасную библиотеку. Она насчитывала более трех тысяч томов. В юности я прочитал то, что большинству наших сограждан стало доступным только уже в период перестройки и в советское время. И Бердяева, и Булгакова, и Франка, и замечательные творения нашей русской религиозной и философской мысли начала XX века. И даже парижские издания…»

На освящении Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца после капитальной реставрации:

«Как ленинградец, я хорошо помню этот собор… Много раз, гуляя вокруг собора, видя эту небоподобную красоту, я задавал себе вопрос: а будет здесь когда-нибудь служба?
В то время, в 50-е годы, не было ответа на этот вопрос, как не было его и в 60-е, и в 70-е, и в 80-е, и даже в 90-е. <…> Кронштадтцы знают, что здесь было, — театральное помещение, до неузнаваемости изуродованные стены… В тяжелейшем состоянии был и внешний облик собора, на котором лежала печать тления. Трудно было представить, что храм сей будет возрожден так, что явит красоту большую, чем первозданная.
» 

Сергиев Посад

16 июля 2014 года

17 километров пешком и с молитвой

Крестный ход из Покровского Хотькова монастыря в Сергиев ПосадТроице-Сергиева лавра. Фото Екатерины ДворяниновойПатриарх Кирилл:

«Кто-то может спросить: а что бы мы могли прочитать из того, что принадлежит перу преподобного Сергия? Ответ такой: не сможете прочитать ничего, он не оставил после себя ни строчки. Но, может быть, он сделал что-то очень важное, что можно было бы увидеть, пощупать, к чему можно было бы притронуться? Нет, он лишь построил обитель — скромную, деревянную, в непроходимых чащах. <…> не своими письменами силен святой Сергий, а своими учениками. Уже при его жизни, а затем и после кончины создается множество монастырей, которые начинают повторять духовный опыт Троице-Сергиевой лавры. А сама Лавра… становится не только духовным центром, но и местом сопротивления внешним врагам. И мы знаем, что, когда в XVII веке началось Смутное время и судьба страны висела на волоске, крепостные стены Лавры не сдались многократно превосходящему по численности врагу. Почему? Да потому, что сила духа сопротивлявшихся монахов и стрельцов была столь велика, что невозможно было ее сокрушить.» 

Норильск

16 сентября 2015 года

По самым скорбным местам России 

Прихожане встречают Патриарха перед литургией в кафедральном соборе Норильска — храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»Памятник полякам, погибшим во время сталинских репрессий в Норильске и других местах принудительных работ.  Фото Владимира ЕштокинаПатриарх Кирилл:

«Я всех вас сердечно поздравляю с очень важным событием — с закладкой храма в Норильске в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это те самые люди, которые остались верны Христу, верны своим убеждениям, верны Божией правде даже до смерти. Никакие тяжкие обстоятельства — ни тюрьмы, ни ссылки, ни допросы, ни мучения, ни каторжный труд — не сломили их духа. Из множества репрессированных в тяжелые годы XX века именно те, кто пострадал за веру, за убеждения, за Божию правду, и были причислены к лику святых.

По-гречески мученик — μάρτυς, что в дословном переводе означает «свидетель». Каждый мученик — это свидетель, свидетель о высших ценностях, о Божием законе, о правде Божией. <…>

На Норильской земле много было новомучеников и исповедников. Имена многих нам не известны, но от этого не умаляется подвиг их жизни и значение их мученической кончины.»

Япония

4–18 сентября 2012 года

По следам апостола Страны восходящего солнца 

Воскресенский кафедральный собор ТокиоВстреча с императором Японии АкихитоБогослужение на японском языкеРайон Арахама на побережье Тихого океана близ города Сендай. 11 марта 2011 года этот район был затоплен вследствие цунами, многие местные жители погибли. У памятника жертвам стихийного бедствия Патриарх совершил заупокойную молитву по погибшимПатриарх Кирилл:

«И в Хакодате, и в Сендае, и в Токио — куда бы я ни приходил, с каким бы православным местом ни соприкасался — везде виден след трудов равноапостольного Николая. <…> Это совершенно удивительный результат миссии того, кто приехал в Японию совсем молодым человеком, не зная ни языка, ни культуры, но, отождествив себя с народом японским, впитав в себя японскую культуру и соединив ее с Православием, дал столь обильный плод в лице тысяч и тысяч уверовавших японцев.»

Москва

Центр патриаршего служения

Крестный ход,  посвященный 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, первого митрополита Московского, 2015Освящение отреставрированной надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля, 2010Освящение закладного камня  в основание храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном, 2015Пасхальное посещение НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического научного центра им. Н. Н. Блохина, 2011Патриарх Кирилл:

«Наша главная проблема заключается в том, что катастрофически не хватает храмов и приходов — тех самых приходов, которые были бы центрами молитвы и одновременно образовательной, культурной, социальной деятельности; где проводилась бы работа с молодежью и с пожилыми людьми; приходов, вокруг которых объединялись бы жители микрорайона. Ведь, собственно говоря, по этому принципу строилась вся церковная жизнь в России: приход был центром села; приходы были центрами небольших общин, проживающих на территории городов. И люди знали друг друга, и священник знал своих прихожан, и был постоянный духовный контакт. К батюшке приходили с проблемами, с вопросами, с заботами. <…> Приход был местом духовного и физического исцеления; именно здесь люди знакомились со словом Божиим, получали толкование этих великих слов, назидание в практической жизни — будь то семейная или даже профессиональная.» 

Крымск

23 июля 2012 года

Переживая катастрофу

Храм Архангела Михаила в КрымскеПатриарх Кирилл посетил несколько домов семей, пострадавших от паводкаПосле литии по погибшим в результате наводненияПосле разрушительного наводнения в июле 2012 года при храме несколько месяцев действовал церковный штаб оказания помощи пострадавшим.  Фото Владимира ЕштокинаПатриарх Кирилл:

«Я хотел бы обратиться ко всем — в первую очередь, к тем, кто потерял своих родных и близких. Это невосполнимые утраты. В мирное время, летом, на благословенной Кубани, ночью удар стихии унес жизни ваших родных и близких. Трудно найти слова сочувствия. Но у верующих людей есть понимание того, что Промысл Божий — благой и совершенный. Об этом трудно говорить перед лицом страдания. Мы своим человеческим разумом не можем проникнуть в эти таинственные, неведомые для нас пути Божии. Но знаем только одно — что, поскольку жизнь человеческая не кончается с физической смертью его тела, Бог творит с нами по воле Своей то, что имеет отношение и к земной жизни, и к вечности.»

Правила жизни Патриарха Кирилла

Патриарх о ближних

pc118242Фото Андрея Шинкарчука

Мы можем быть сильными, мы можем быть способными защищать друг друга, мы можем быть способными объединяться для того, чтобы решать важные задачи, материальные и духовные, только тогда, когда мы будем чувствовать друг в друге ближнего своего. А опознать ближнего нельзя, как только через сотворение добрых дел. И как замечательно звучат слова Иоанна Златоуста:
«Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?» В самом деле, какое право мы имеем обращаться к Богу и просить «Господи, помоги мне»? Когда мы так просим, давайте вспомним: может быть, кто-то просил нас помочь ему? За кого-то походатайствовать, кому-то помочь словом и делом, или какой-то, может быть, даже самой незначительной материальной суммой?

И когда мы с настойчивостью просим у Бога «Помоги!», давайте вспомним, помогли ли мы сами кому-нибудь? Если не помогли, нужно остановиться в молитве, потому что такая молитва не достигнет Божиего престола, пойти и сделать доброе дело — либо тем, кого мы ранее отвергли, либо, может быть, тем, кого мы найдем на пути своей жизни. И если, обращаясь к Господу, мы можем сказать: «Господи, помоги мне, ибо и я в меру своих сил, будучи человеком слабым, но по Твоей заповеди живя, помогаю другим людям», — то Господь услышит нашу молитву.

Из слова после освящения храма Сошествия Святого Духа в поселении Первомайское Троицкого административного округа Москвы, 24 ноября 2013 года

Патриарх об Интернете

Фото odysseus-StudioФото odysseus-Studio

Сегодня каждый, кто публикует свои мысли и слова в Интернете, становится в ряд тех, кто может оказать страшное, разрушительное воздействие на человеческую природу… И особую ответственность несут те, кто имеет авторитет в обществе <…>, кто оказывает огромное влияние на состояние человека. И как много сегодня тех, кто использует свой талант, свой ум, свои знания, свое влияние для того, чтобы растлевать Божий храм!

Неслучайно возникали монастыри и неслучайно люди ограждались высокими оградами. А некоторые уходили в пустыню, чтобы уберечься от внешних влияний… Но сегодня даже в монастыре укрыться невозможно, потому что информационный поток проникает и за монастырские ограды… Поэтому сегодня и монашествующим, и духовенству, и мирянам, и особенно нашей молодежи и нашим детям требуется особая сила.

Но откуда же взять эту силу? Есть миллионы и миллионы тех, кто разрушает этот храм Божий — человеческую природу, но ведь нет миллионов защитников человеческих душ. Казалось бы, силы несоизмеримы, но есть одна сила, которая способна каждого из нас вооружить должным образом на борьбу с искушениями и соблазнами… В Евангелии от Матфея рассказывается, как апостол Петр, видя идущего по водам Христа, захотел пойти так же по водам, захотел преодолеть тяготение земли. И ведь стал и пошел навстречу Господу, потому что Тот сказал ему «иди», и, только убоявшись сильного ветра и волн, стал утопать.

Сила веры способна победить всякие искушения и всякое, даже самое мощное, идеологическое воздействие на человека. Сила веры способна сделать его непобедимым.

Из слова после литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря, 21 августа 2016 года 

Патриарх о молитве

Фото Владимира ЕштокинаФото Владимира Ештокина

У преподобного Никодима Святогорца находим слова: «Утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовою». И завершает преподобный Никодим эту мысль так: молитвой мы привлекаем помощь Божию. <…>

Каждый верующий человек молится. И нам трудно измерить свою молитву, трудно понять, насколько она угодна Богу… Но в какие-то моменты жизни —
и, наверное, это переживает большинство верующих людей — происходит нечто и становится ясно, что эта молитва отличается от того, что было ранее. Какие-то особые силы появляются.

И не столько умные слова (кстати, умные наши слова Богу не нужны), сколько голос сердца в этой молитве, и скорбь иногда, и радость. Вот эта сердечная молитва, проистекающая не столько от ума, сколько от сердца человека, которую можно назвать состоянием души, и является той самой молитвой, которая замыкает связь между нами и Богом. Господь слышит эту молитву.

Но как же достичь этого состояния, которого действительно достигали подвижники, отцы Церкви, преподобные угодники? <…> Для того чтобы так молиться, нужно, по слову преподобного Никодима Святогорца, утруждать себя молитвенным деланием. Когда нам иногда кажется, что слишком длинны службы, слишком это утомительно, слишком много всего читается, поется, успокоить себя мы должны тем, что, пусть даже ум наш не все понимает и память наша не все удерживает, и внимание наше не может сконцентрироваться на всем том, что произносится в храме, сам факт молитвенного делания, предстояния пред Господом имеет огромное духовное значение.

Из проповеди в четверг первой седмицы Великого поста, 26 февраля 2015 года

Патриарх о культуре

Фото Александра АлапаткинаФото Александра Алапаткина

Честь, жертвенность, правда, ответственность, справедливость, свобода как Божий дар. Все это хранилось веками в нашем национальном культурном коде. Именно эти ценности — их можно перечислять и дальше — это живое ядро, сердце отечественной культуры в противоположность суррогатам. А если нет этих ценностей, то, какие бы явления ни относили к культуре, какие бы эпитеты к этим явлениям ни прилагались — «современное», «модернистское», «постмодернистское» — это не культура. Культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой.

Никакой живой организм не может долго питаться синтетической продукцией — рано или поздно он заболевает. Так и общество, как живой организм, не может питаться псевдокультурой и глянцем — копеечными бульварными детективами вместо литературы, «звездными» шоу вместо настоящей музыки. Такая синтетическая «культура» тоже несет в себе некие «ценности» — псевдоценности потребительского «рая», любви к роскоши, легкомыслия, безответственности.

Псевдоценности ведут к деградации любого общества. Проблема только в том, что человек не видит этой деградации моментально. <…>

Нам всем остается выбирать между живыми, подлинными ценностями и суррогатной продукцией, подменяющей собой настоящую культуру.

Из выступления на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре, 22 февраля 2012 года 

Патриарх о прощении

Фото Kaitlin M/flickr.comФото Kaitlin M/flickr.com

Святой Иоанн Златоуст говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение — это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, все наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи, — все это омывается и стирается из книги жизни и не будет представлено на суд, если мы прощаем. А если к этому прибавить еще и пост с молитвой!

А что означает прощение с социо­ло­гической точки зрения? Ведь большинство проблем, существующих в обществе, проистекают от злобы, от зависти, от непрощения, от желания добить противника до конца. Но действительно ли противник такой плохой? Можем ли мы вообще судить о том, что внутри души человеческой? Если же мы прощаем, мы снимаем всю проблематику конфликта. <…>

Когда святые отцы говорят о прощении, они говорят о состоянии нашей души. Мы не должны держать зла на человека. Даже если он вступает в схватку с нами, мы должны молиться за него и простить его, свидетельствуя пред Богом: Господи, я не виновен пред ним, и я прощаю его. Я предаю его в Твои руки — вот слово христианина. Не мы вершим суд в наших межличностных отношениях — мы должны предать Божественному суду того, кто нас несправедливо обижает, а сами оставаться свободными от злобы, зависти, гнева, желания отомстить. Вот тогда и прощаются наши грехи — чем более страшного человека мы простили, который сильно нас обидел, тем больше прощается грехов. В этом величайшая логика Божественной жизни.

Из слова после литургии на Соборной площади подмосковного Николо-Пешношского монастыря, 24 августа 2014 года

Патриарх о комфорте

Фото Vern/Flickr/CC BYNC-ND 2.0Фото Vern/Flickr/CC BYNC-ND 2.0

Есть такое понятие <…> — relax and enjoy — отдыхай и получай удовольствие. По-русски это иногда иначе звучит: «не напрягайся», «смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо? — отдыхай». Для достижения этого состояния расслабленности употребляются огромные усилия, ведь для этого же нужны деньги. И когда деньги появляются, на что их тратить? На  достижение самых главных для человека целей. Если его главная цель — комфорт, он и будет тратить на это свои деньги.

Как все это входит в невероятное противоречие с христианским посланием: кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин (см. Мф 10:38). А как же «не напрягайся»? Забудь о христианстве! А что такое крест? Это что, инструмент отягощения человеческой жизни, это что, орудие мучения? Вовсе нет. Господь не принес нам орудие мучения, Он взошел на орудие мучения, чтобы нам дать свободу и призвать нас к иной жизни, оторвать нас от этой бренной земли и поднять к небу…

Но для того, чтобы взойти на вершину, нужна сила. И вы знаете, наверное, по фильмам, по книгам, сколько труда нужно альпинисту, чтобы вскарабкаться на вершину. А что происходит с человеком, который карабкается в гору? Он напрягает свои силы, он совершает подвиг над самим собой, а иногда и подвиг спасения своего ближнего. Вот так и крестоношение: без подвига не может быть совершенства, без крестоношения не может быть совершенства.

Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy — путь к совершенству. Это — путь к деградации, и не просто личности — человеческой цивилизации.

Из выступления на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве, 18 ноября 2014 года 

Патриарх о свободе

Фото Ruud Hilgeman/Flickr/CC BY-NC-SA 2.0Фото Ruud Hilgeman/Flickr/CC BY-NC-SA 2.0

Сама по себе свобода — великий Божий дар, сама по себе свобода — это возможность выбирать. Бог нас не запрограммировал на добро — кстати, это часто разрушает веру у людей, которые говорят: «Почему же Бог не наказывает грешников? Где же Бог, когда такое творится — войны, преступления?..»

Бог не запрограммировал нас на добро, подобно тому, как мы заводим будильник на определенный час. Он бы мог это сделать, Он бы мог создать удивительное сообщество счастливых и святых людей. Но тогда эти люди были бы святыми и счастливыми не по свободному выбору, а по вложенной в них программе. В них не было бы образа Божия, они были бы созданы иначе. А Бог пожелал создать нас по Своему образу, вложить в нас дыхание Своей жизни. Это привело к тому, что человек имеет возможность выбирать. А дальше вопрос о том, что означает ложный выбор. Это выбор в пользу зла, выбор в пользу смерти, выбор в пользу разрушения, выбор в пользу насилия. Что означает такой выбор с аксиологической точки зрения? Мы можем приравнять этот выбор к выбору в пользу добра, но, приравняв, мы  утратим различия между добром и злом. Слава Богу, человечество еще сохраняет эту способность отличать добро от зла, и потому всякий выбор в пользу зла является злом и не может быть оправдан. Поэтому свобода, как говорит слово Божие, есть в первую очередь свобода от греха, свобода от зла. Если мы делаем выбор в пользу добра, тогда свобода реализуется в соответствии с Божиим замыслом. Тогда и созидается личность, тогда и созидаются добрые общественные отношения, тогда Бог присутствует в истории.

Из выступления в Ереванском государственном университете, 18 марта 2010 года

К 70-летию Патриарха Кирилла . Редкие кадры из семейного архива.

Фотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииФотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академииМатериал подготовлен совместно с телеканалом «Царьград».

Фотографии предоставлены Издательским Советом Русской Православной Церкви и пресс-службой Санкт-Петербургской Духовной академии

Для информации:

Каноническая территория Русской Православной Церкви 

Многие люди считают, что слова «всея Руси» в титуле Предстоятеля относятся лишь к территории России. Но это не так. Русская Православная Церковь — не значит Церковь только Российской Федерации. Ее каноническая территория включает в себя целых 16 стран: Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Азербайджан, Казахстан, Китай, Киргизию, Латвию, Литву, Монголию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Эстонию, Японию и кроме того — всех верующих, проживающих в других странах и добровольно входящих в юрисдикцию Русской Церкви, приходы которой расположены по всему миру.

Столь широкая география дает понять, какая большая ответственность лежит на Предстоятеле Церкви — ответственность за устройство церковной жизни, за проведение миссии, за духовную жизнь каждого верующего человека, как бы далеко он ни находился от столицы России.

Государства, территории которых входят в состав канонической территории Русской Православной Церкви:_map-s18 ноября накануне своего 70-летнего юбилея Патриарх Кирилл встретился с журналистами, регулярно освещающими деятельность Его Святейшества. Встреча прошла в формате чаепития, во время которого представители СМИ задали Патриарху свои вопросы. 5p20161118-vsn_4697-1200Фото: О. Варов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

На вопрос корреспондента «Фомы» о том, какие люди сформировали его как человека, мыслителя, пастыря, Предстоятель ответил:

— В первую очередь, конечно, — мои родители, папа и мама. Они очень сильно повлияли на мое духовное, религиозное формирование. И вообще атмосфера семьи, конечно. Большое влияние оказал дед примером своей исповеднической жизни, примером мужественного стояния за веру.

В интеллектуальном плане очень положительную роль сыграл коллектив Ленинградской геологической экспедиции, в которую я ушел работать после восьмого класса, а учебу продолжал в вечерней школе. Это был замечательный коллектив: многие, кто работал в нем, принадлежали к старой петербуржской интеллигенции, люди были религиозные и очень интеллигентные. Они привили мне интерес и любовь к классической музыке, к литературе, я участвовал с ними в разного рода литературных вечерах, мы посещали выставки, филармонию, музеи.

Это был тоже очень положительный фактор, который повлиял на мое становление. Потому что в семье в силу очень сложных материальных условий, условий коммуналки (мы всей семьей жили в одной комнате), как-то было не до филармонии. Хотя, конечно, родители водили нас и в музеи — это я хорошо помню — и на какие-то детские спектакли. Мама была учительницей, прекрасно владела немецким языком, что-то переводила мне с немецкого — это все было. Но такое сильное интеллектуальное и эстетическое влияние оказала, конечно, вот эта среда, в которой я работал.Фото: О. Варов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея РусиФото: О. Варов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Наконец, я думаю, самое большое влияние на меня оказал митрополит Никодим (митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1969 году совершил постриг будущего Патриарха Кирилла в монахи — Прим. Редакции). Я пришел с несколько иными взглядами на жизнь, на Церковь, на происходящее в мире. А он сумел привить мне, на мой взгляд, очень реалистический подход, который потом помог мне в решении многих церковных проблем.

Но самое главное, это был пример беззаветной веры и беззаветной преданности церковному делу. В 49 лет человек умер от седьмого инфаркта — ну, о чем говорить? Все было брошено на служение Церкви. Он спал по четыре — по три часа. Все остальное время он трудился, преодолевая, в том числе, и невероятно сложные условия, в которые была помещена Церковь, потому что в его обязанность входила и сфера церковно-государственных отношений (с 1960 по 1972 год митрополит Никодим был председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии — Прим. Редакции).

Поэтому не только его размышления, не только его феноменальная память, не только его знания иностранных языков, но его трудолюбие, его работоспособность, его твердость в отстаивании убеждений, его удивительная преданность литургической, церковной жизни — вот это все в совокупности оказало на меня очень сильное — и, я думаю, решающее — влияние.Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сообщает в субботу пресс-служба Кремля.

"За выдающиеся заслуги в сохранении и развитии духовных и культурных традиций, активную просветительскую и миротворческую деятельность, направленную на укрепление дружбы между народами, наградить орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева Владимира Михайловича)", - говорится в тексте указа.

использованы материалы журнала "Фома"

Картина дня

наверх