На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 103 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

 Сведения хроник. Хроника священника Хельмольда из Вагрии. 

Европейские Руссии по генеалогическим данным.

(История прочитана В.А. Чудиновым методами микроэпиграфики.)

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ.  

 Сведения хроник. Хроника священника Хельмольда из Вагрии. 

История Острова Русов.

         Хроника священника Хельмольда из Вагрии много внимания уделила борьбе славян с датчанами. Благочестивый писатель   хотел рассказать о распространении веры Христовой на севере Европы до 1171 года. Однако параллельно пролил свет на морские походы западных славян (ругов, ободритов, вагров) против соседей. Сведения священника дополнили писания другого хрониста -- Саксона Грамматика, создавшего свой труд в 1185 году. 

Конечно, объективности от этих авторов ожидать не приходится. Славянских воинов-мореходов оба рассматривали как грабителей и разорителей христианских земель. Гнев монахов усиливало и то, что славянские пираты большей частью пребывали в язычестве. Как указывал  Хельмольд, племена винульдов  были подвержены неверию в истинного бога, приносили жертвы истуканам, а большую часть жизни проводили на море, нападая на купеческие суда датчан и саксов.  Но хронист порой забывает о том, что вынуждало славян заняться разбоем на море. А причина была очень серьезная – постоянное давление немецких переселенцев, которые пытались закрепляться на землях славян.

Славянский флот

 Славянский флот выходит на торговый путь 

Западные славяне в своих походах во многом повторяли боевые приемы, тактику викингов.

Однако цели у  них были иные. Если викинги захватывали в 11-12 веках целые области и подчиняли себе правящие элиты, создавали феодальные государства, то славянские вожди стремились только к увеличению добычи. Земли их не интересовали. Зато славяне никогда не бросали захваченные у купцов воск, мед, зерно, рабов, серебро.

Атакуя флотилии датчан, славянское пиратство не оставляло без внимания инфраструктуру неприятеля. Удары наносились и на верфи, где датчане строили свои корабли, на порты, где имелись склады с провиантом и вооружением. Причем удары наносились с баз, которые славянские пираты устраивали в устьях рек (Одер, Варнава), в укромных местах береговых фьордов, среди прибрежных скал. Большое количество островков также способствовало пиратам: там можно было высаживать отряды, хранить награбленное, содержать пленных.

ЭПОХА ВАРЯГОВ НА ВОСТОКЕ.

Скандинавы отправлялись не только на запад, но предпринимали и длинные путешествия на восток в течение тех же столетий. По естественным причинам в этом направлении устремлялись прежде всего жители мест, теперь относящихся к Швеции. Походы на восток и влияние восточных стран наложили особый отпечаток на эпоху викингов в Швеции. Путешествия на восток также по возможности предпринимались на кораблях - через Балтийское море, по рекам Восточной Европы до Черного и Каспийского морей, и, по ним, до великих держав к югу от этих морей: христианской Византии на территории современных Греции и Турции и исламского Халифата в восточных землях. Сюда, как и на запад, корабли ходили на веслах и под парусом, но эти корабли были меньше тех, что использовались для походов в западном направлении. Их обычная длина составляла около 10 метров, а команда состояла приблизительно из 10 человек. Более крупные суда не были нужны для плавания по Балтийскому морю, к тому же на них нельзя было передвигаться по рекам.

История Острова Русов. Часть 3.

 

Художник В. Васнецов "Призвание варягов". 862 г. - приглашение варягов Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора.

Этот факт, что походы на восток менее известны, чем походы на запад, частично объясняется тем, что существует не так много письменных источников о них. Письмо стало использоваться в Восточной Европе только в поздний период эпохи викингов. Однако из Византии и Халифата, которые были настоящими великими державами эпохи викингов с экономической и культурной точки зрения, известны современные данной эпохе описания путешествий, а также исторические и географические работы, рассказывающие о народах Восточной Европы и описывающие торговые путешествия и военные походы из Восточной Европы в страны к югу от Черного и Каспийского морей. Иногда среди действующих лиц в этих изображениях мы можем заметить скандинавов. В качестве исторических источников данные изображения часто более достоверны и более полны, чем западноевропейские хроники, написанные монахами и носящие сильный отпечаток их христианского усердия и ненависти к язычникам. От XI века известно также большое количество шведских рунических камней, практически все - из окрестностей озера Меларен; они установлены в память о родичах, которые часто путешествовали на восток. Что касается Восточной Европы, то здесь имеется замечательная Повесть временных лет, относящаяся к началу XII в. и рассказывающая о древнейшей истории Русского государства - не всегда достоверно, но всегда живо и с обилием деталей, что сильно отличает ее от западноевропейских хроник и придает ей очарование, сравнимое с очарованием исландских саг.

О древнейшей истории этого государства рассказывается в Повести временных лет, которая была записана в его столице, Киеве, вскоре после окончания эпохи викингов. В записи о 862 годе можно прочесть, что в стране царила смута, и было принято решение искать правителя по другую сторону Балтийского моря. Были снаряжены послы к варягам (то есть скандинавам), а именно к тем, кто назывались «рус»; править страной пригласили Рюрика и двух его братьев. Они пришли «со всей русью», и Рюрик осел в Новгороде. «И от этих варягов получила свое название земля русская». После смерти Рюрика правление перешло к его родичу Олегу, который завоевал Киев и сделал этот город столицей своего государства, а после смерти Олега князем стал сын Рюрика Игорь.

История Острова Русов. Часть 3.

 

Сказание о призвании варягов, содержащееся в Повести временных лет, является рассказом о происхождении древнерусского княжеского рода, и как исторический источник весьма спорно. Наименование «рус» пытались объяснить многими путями, но сейчас наиболее распространено мнение о том, что это название должно быть сопоставлено с названиями из финского и эстонского языков - Ruotsi/Rootsi, которые сегодня означают «Швеция», а ранее указывали на народы из Швеции или Скандинавии. Это название, в свою очередь, происходит от древнескандинавского слова, означающего «гребля», «гребная экспедиция», «члены гребной экспедиции». Очевидно, что люди, жившие на западном побережье Балтийского моря, были известны своими морскими походами на веслах. Надежных источников о Рюрике не существует, и неизвестно, как он и его «русь» пришли в Восточную Европу - однако едва ли это произошло столь просто и мирно, как говорится в сказании. Когда род утвердился в качестве одного из правящих в Восточной Европе, вскоре само государство и его жители стали называться «Русь». На то, что род был скандинавского происхождения, указывают имена древних князей: Рюрик - это скандинавский Рёрек, обычное имя в Швеции еще и в позднее средневековье, Олег - Хельге, Игорь - Ингвар, Ольга (жена Игоря) - Хельга.

История Острова Русов. Часть 3.

 

Чтобы более определенно высказываться о роли скандинавов в ранней истории Восточной Европы, недостаточно лишь изучить немногочисленные письменные источники, нужно также принимать во внимание археологические находки. Они демонстрируют значительное количество предметов скандинавского происхождения, датируемых IX–X вв., в древней части Новгорода (Рюриково городище за пределами современного Новгорода), в Киеве и во многих других местах. Речь идет об , оружии, конской сбруе, а также о предметах быта, и магических и религиозных амулетах, например, о молоточках Тора, найденных на местах поселений, в погребениях и кладах.

История Острова Русов. Часть 3.

Очевидно, что в рассматриваемом регионе находилось много скандинавов, занимавшихся не только войной и политикой, но также торговлей, ремеслом и сельским хозяйством - ведь сами скандинавы приходили из сельскохозяйственных обществ, где городская культура, точно так же, как и в Восточной Европе, начала развиваться только в течение этих столетий. Во многих местах северяне оставили ясные отпечатки скандинавских элементов в культуре - в одежде и искусстве изготовления украшений, в вооружении и религии. Но также очевидно и то, что скандинавы жили в обществах, в основе структуры которых лежала восточноевропейская культура. Центральная часть ранних городов обычно представляла собой густо населенную крепость - детинец или кремль. Подобные укрепленные ядра городских образований не встречаются в Скандинавии, но долгое время были характерны для Восточной Европы. Способ строительства в тех местах, где селились скандинавы, был в основном восточноевропейским, и большинство предметов быта, например, бытовая керамика, также носило местный отпечаток. Иностранное влияние на культуру приходило не только из Скандинавии, но также и из стран на востоке, юге и юго-западе.

История Острова Русов. Часть 3.

 

Когда в 988 г. в Древнерусском государстве официально было принято христианство, скандинавские черты вскоре практически исчезли из его культуры. Славянская и христианская византийская культуры стали основными компонентами в культуре государства, а языком государства и церкви стал славянский.

ХАЛИФАТ - СЕРКЛАНД.

Как и почему скандинавы участвовали в развитии событий, которые в конце концов привели к образованию русского государства? Вероятно, это была не только война и жажда приключений, но также и в большой степени торговля. Ведущей цивилизацией мира в этот период был Халифат - исламское государство, простиравшееся на восток до Афганистана и Узбекистана в Средней Азии; там, далеко на востоке, находились наиболее крупные серебряные рудники того времени. Огромное количество исламского серебра в форме монет с арабскими надписями распространялось по Восточной Европе вплоть до Балтийского моря и Скандинавии. Наибольшее количество находок серебряных предметов сделано на Готланде. С территории русского государства и материковой части Швеции, прежде всего из области вокруг озера Меларен, известен также ряд предметов роскоши, которые указывают на связи с Востоком, носившие более социальный характер - например, детали одежды или пиршественные предметы.

Когда исламские письменные источники упоминают «рус» - под чем, вообще говоря, можно подразумевать как скандинавов, так и другие народы из Древнерусского государства, интерес проявляется прежде всего к их торговой активности, хотя существуют также и рассказы о военных походах, например, против города Берда в Азербайджане в 943 или 944 г. В мировой географии Ибн Хордадбеха рассказывается о том, что русские купцы продавали шкуры бобров и чернобурых лисиц, а также мечи. Они приходили на кораблях в земли хазар, и, заплатив десятину их князю, отправлялись далее по Каспийскому морю. Часто они везли свои товары на верблюдах вплоть до самого Багдада – столицы Халифата. «Они выдают себя за христиан и уплачивают установленную для христиан подать». Ибн Хордадбех был министром безопасности в одной из провинций вдоль караванного пути в Багдад, и прекрасно понимал, что эти люди - не христиане. Причина того, что они называли себя христианами, была чисто экономической - христиане платили более низкий налог, чем язычники, поклонявшиеся многим богам.

Кроме меха, пожалуй, наиболее важным товаром, поступавшим с севера, были рабы. В Халифате рабы использовались как рабочая сила в большинстве общественных секторов, и скандинавы, как и другие народы, могли добыть рабов во время своих военных и грабительских походов. Ибн Хордадбех рассказывает, что рабы из страны «Саклаба» (примерно означает «Восточная Европа») служили как переводчики для русов в Багдаде.

История Острова Русов. Часть 3.

 

Поток серебра из Халифата иссяк в конце X века. Возможно, причиной явилось то обстоятельство, что добыча серебра в рудниках на востоке сократилась, возможно, повлияли война и смута, царившие в степях между Восточной Европой и Халифатом. Но вероятно и другое - что в Халифате начали проводить эксперименты по уменьшению содержания серебра в монете, и в связи с этим интерес к монетам в Восточной и Северной Европе был потерян. Эономика на этих территориях не была денежной, стоимость монеты считалась по ее чистоте и весу. Серебряные монеты и слитки рубили на куски и взвешивали на весах, чтобы получить ту цену, которую человек готов был заплатить за товар. Серебро разной чистоты затруднило или сделало практически невозможным такой тип платежных транзакций. Поэтому взгляды Северной и Восточной Европы обратились в сторону Германии и Англии, где в поздний период эпохи викингов чеканилось большое количество полновесной серебряной монеты, которая распространялась в Скандинавии, а также в некоторых районах Русского государства.

.Однако еще в XI веке случалось, что скандинавы доходили до Халифата, или Серкланда, как они называли это государство. Наиболее известный поход шведских викингов в этом столетии возглавлял Ингвар, которого исландцы называли Ингвар Путешественник. О нем написана исландская сага, весьма, однако, недостоверная, но около 25 восточно-шведских рунических камней рассказывают о людях, которые сопровождали Ингвара. Все эти камни свидетельствуют о том, что поход закончился катастрофой. На одном из камней неподалеку от Грипсхольма в Сёдерманланде можно прочесть (по И. Мельниковой):

«Тола велела установить этот камень по своему сыну Харальду, брату Ингвара.

Они отважно уехали
далеко за золотом
и на востоке
кормили орлов.
Умерли на юге
в Серкланде».

История Острова Русов. Часть 3.

 

Так и на многих других рунических камнях, эти гордые строки о походе написаны в стихах. «Кормить орлов» - поэтическое сравнение, означающее «убивать врагов в бою». Используемый здесь стихотворный размер является старым эпическим размером и характеризуется двумя ударными слогами в каждой стихотворной строке, а также тем, что стихотворные строки попарно связаны аллитерацией, то есть повторяющимися начальными согласными и меняющимися гласными.

ХАЗАРЫ И ВОЛЖСКИЕ БУЛГАРЫ.

В эпоху викингов в Восточной Европе существовали два важных государства, в которых доминировали тюркские народы: государство хазар в степях к северу от Каспийского и Черного морей, и государство волжских булгар на Средней Волге. Хазарский каганат прекратил свое существование уже в конце Х века, но потомки волжских булгар живут сегодня в Татарстане - республике в составе Российской Федерации. Оба эти государства играли важную роль в передаче восточных влияний в Древнерусское государство и страны Балтийского региона. Подробный анализ исламских монет показал, что приблизительно 1/10 их часть является имитацией и отчеканена у хазар или, еще чаще, у волжских булгар.

Хазарский каганат рано принял иудаизм в качестве государственной религии, а государство волжских булгар официально приняло ислам в 922 году. В связи с этим страну посетил Ибн Фадлан, написавший рассказ о своем посещении и о встрече с купцами из Руси. Наиболее известно его описание погребения хёвдинга русов в корабле - погребального обычая, характерного для Скандинавии и встречавшегося также в Древнерусском государстве. В погребальную церемонию входило жертвоприношение рабыни, которую насиловали воины из отряда, прежде чем убить ее и сжечь вместе со своим хёвдингом. Это рассказ, полный жестоких подробностей, о которых едва ли можно догадаться по археологическим раскопкам погребений эпохи викингов.

История Острова Русов. Часть 3.

 

ВАРЯГИ У ГРЕКОВ В МИКЛАГАРДЕ.

Bизантийская империя,которая в Восточной и Северной Европе называлась Грецией или греками, согласно скандинавской традиции воспринималась как основная цель походов на восток. В русской традиции связи между Скандинавией и Византийской империей также занимают видное место. В Повести временных лет содержится подробное описание пути: "Был путь из Варяг в Греки, и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладога), и устье того озера впадает в море Варяжское (Балтийское море)".

Упор на роль Византии является упрощением действительности. Скандинавы приходили прежде всего в Древнерусское государство и оседали там. А торговля с Халифатом через государства волжских булгар и хазар должна была иметь самое важное значение с экономической точки зрения для Восточной Европы и Скандинавии в течение IX-X веков.

История Острова Русов. Часть 3.

 

Однако в течение эпохи викингов, и в особенности после христианизации Древнерусского государства, значение связей с Византийской империей возросло. Об этом свидетельствуют прежде всего письменные источники. По неизвестным причинам число находок монет и других предметов из Византии относительно невелико как в Восточной, так и в Северной Европе.

Примерно в конце Х века константинопольский император учредил при своем дворе особый скандинавский отряд - варяжскую гвардию. Многие полагают, что начало этой гвардии было положено теми варягами, которых прислал императору киевский князь Владимир в связи с принятием им христианства в 988 г. и его женитьбой на дочери императора.

Слово вэринги (vringar) означало первоначально люди, связанные клятвой, но в поздний период эпохи викингов оно стало обычным наименованием скандинавов на востоке. Вэринг в славянском языке стал называться варяг, в греческом - варангос (varangos), в арабском - варанк (warank).

Константинополь, или Миклагард, великий город, как называли его скандинавы, был для них невероятно привлекательным. Исландские саги рассказывают о многих норвежцах и исландцах, служивших в варяжской гвардии. Один из них, Харальд Суровый, стал по возвращении домой королем Норвегии (1045-1066). Шведские рунические камни XI века чаще говорят о пребывании в Греции, чем в Древнерусском государстве.

На старой тропинке, ведущей к церкви в Эде в Уппланде, есть большой камень с руническими надписями на двух сторонах. В них Рагнвальд рассказывает о том, что эти руны высечены в память о его матери Фастви, но прежде всего он заинтересован в том, чтобы рассказать о самом себе:

«Эти руны велел
высечь Рагнвальд.
Он был в Греции,
был предводителем отряда воинов.»

Солдаты из варяжской гвардии охраняли дворец в Константинополе и принимали участие в военных походах в Малую Азию, на Балканский полуостров и в Италию. Страна лангобардов, упоминающаяся на нескольких рунических камнях, подразумевает Италию, южные области которой входили в состав Византийской империи. В портовом пригороде Афин, Пирее, раньше стоял огромный роскошный мраморный лев, который в XVII веке был перевезен в Венецию. На этом льве один из варягов во время отдыха в Пирее вырезал руническую надпись змеевидной формы, которая была типичной для шведских рунических камней XI века. К сожалению, уже при обнаружении надпись была столь сильно повреждена, что прочесть можно только отдельные слова.

История Острова Русов. Часть 3.

 

СКАНДИНАВЫ В ГАРДАРИКЕ В ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ЭПОХИ ВИКИНГОВ.

В конце Х века, как уже было сказано, поток исламского серебра иссяк, а вместо него на восток, в русское государство, хлынул поток немецких и английских монет. В 988 г. киевский князь и его народ принял количествах на Готланде, где они также копировались, и в материковой части Швеции и в Дании. Несколько поясов было обнаружено даже в Исландии. Возможно, они принадлежали людям, которые служили у русских князей.

История Острова Русов. Часть 3.

 

Связи между правителями Скандинавии и Древнерусского государства в течение XI-XII веков были весьма оживленными. Двое из великих князей Киевских взяли себе жен в Швеции: Ярослав Мудрый (1019-1054, ранее княжил в Новгороде с 1010 по 1019 г.) женился на Ингегерд, дочери Олава Шётконунга, а Мстислав (1125-1132, ранее княжил в Новгороде с 1095 по 1125 г.) - на Кристине, дочери короля Инге Старого.

История Острова Русов. Часть 3.

 

НОВГОРОД - ХОЛЬМГАРД И ТОРГОВЛЯ С СААМАМИ И

ГОТЛАНДЦАМИ.

Восточное, русское влияние достигло в XI-XII веках также саамов в северной Скандинавии. Во многих местах в шведской Лапландии и Норрботтене имеются места жертвоприношений на берегах озер и рек и у скал, имеющих причудливую форму; там сложены оленьи рога, кости животных, наконечники стрел, а также и олова. Многие из этих металлических предметов происходят из Древнерусского государства, скорее всего, из Новгорода - например, и оковка русских поясов того же рода, что были найдены в южной части Швеции.

История Острова Русов. Часть 3.


Новгород, который скандинавы называли Хольмгард, приобрел за эти столетия огромное значение как торговая метрополия. Готландцы, продолжавшие в XI-XII веках играть важную роль в балтийской торговле, создали торговую факторию в Новгороде. В конце XII века на Балтике появились немцы, и постепенно главная роль в балтийской торговле перешла к немецкой Ганзе.

КОНЕЦ ЭПОХИ ВИКИНГОВ.

На простой литейной форме для дешевых украшений, сделанной из бруска и найденной в Тимансе в Руме на Готланде, два готландца в конце XI века высекли свои имена, Урмига и Ульват, и, кроме того, названия четырех дальних стран. Они дают нам понять, что мир для скандинавов в эпоху викингов имел широкие границы: Греция, Иерусалим, Исландия, Серкланд.

История Острова Русов. Часть 3.

 

Назвать точную дату, когда этот мир сжался, и эпоха викингов закончилась, невозможно. Постепенно в течение XI и XII веков пути и связи меняли свой характер, и в XII веке путешествия вглубь Древнерусского государства и в Константинополь и Иерусалим прекратились. Когда число письменных источников в Швеции в XIII веке увеличилось, походы на восток стали лишь воспоминаниями.

В Старшей редакции Вестгёталага, записанной в первой половине XIII века, в Главе о наследовании есть, среди прочего, следующее установление, касающееся того, кто обретается за границей: Он никому не наследует, пока он сидит в Греции. Действительно ли по-прежнему в варяжской гвардии служили вестгёты, или же этот параграф остался с давно минувших времен?

В Гутасаге, рассказе об истории Готланда, записанном в XIII или на- чале XIV века, сказано, что первые церкви на острове освящались епископами по пути в Святую Землю или обратно. В то время шел путь на восток через Русь и Грецию в Иерусалим. Когда записывалась сага, пилигримы шли в обход через Центральную или даже Западную Европу.

Перевод: Анна Фоменкова.

Картина дня

наверх