На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Наш мозг нам не по мозгам.

- Если бы вы все же взялись за научно-фантастический роман, какой бы выбрали сюжет?

- Конечно, про интеллект! Что может быть таинственнее и интереснее? Кстати, недавно брали интервью у американского ученого, который давным-давно начал программу изучения внеземных цивилизаций. Он сказал вещь, меня поразившую: вполне возможно, что сигналы внеземных цивилизаций прямо летают вокруг нас — просто у нас нет инструментов, которые могли бы их поймать и расшифровать. Для того чтобы сделать это, нужно иметь общий код.

Или другая «опасная» тема — экстрасенсорные возможности и телепатия. Только дурак будет оспаривать их существование.

А интуиция, прозрения? Мы понятия не имеем, что это такое. Встать в позу и сказать, что этого нет, — просто глупость. Но что с этим делать? Методы современной науки не подходят. Потому что наука подразумевает непременно три вещи: проверяемость, повторяемость и статистическую достоверность. Скажем, вы получили какие-то факты, описали их, опубликовали в серьезном научном издании, а какой-нибудь Майкл Дорфин из Гваделупы должен суметь повторить их и получить такой же результат, понимаете? Правила игры такие. А здесь речь идет о единичном явлении, которое никаким образом не ухватить. Какая повторяемость - в прозрении?!

- Представьте, что вашим соседом по лестничной клетке является неандерталец.

- Несколько лет назад шла я мимо Мариинского театра и видела живьем неандертальца. Он был одет, как мы, у него огромного размера лоб, большие страшные надбровные дуги. Более того, он был плодоносящий, потому что вез коляску с двумя младенцами. Так что они действительно среди нас.

- Связаны ли мозг и душа?

- Сначала надо понять, что такое душа. То, что она «уходит» с биологической смертью (то есть смертью мозга. – Прим. ред.), – не более чем разговоры. Некоторые безумцы взвешивают тело до смерти и через четыре секунды после, а потом заявляют, что не хватает трех граммов и что это, мол, душа. Но это болтовня для старушек. Наука же на этот счет ничего сказать не может.

- Возможна ли «перегрузка» мозга? Ведь нагрузка на него растет.

- Может, да. А может, и нет. Потому что идет перераспределение деятельности между нами и робототехникой: уже сейчас массу вещей за нас делают приборы. По прогнозам аналитиков, в течение пяти лет освободится дикое количество людей, которым негде будет работать, потому что роботы будут обслуживать все заводы. Государства будут платить этой армии безработных деньги, чтобы они не померли с голоду.

Но чем люди, которым нечего делать, будут заниматься? Разговоры о том, что все они станут поэтами или художниками, вызывают у меня смех: что-то среди людей без определенных занятий большого количества Леонардо и Эйнштейнов я не вижу.

Скорее, они будут пить водку, принимать наркотики и убивать друг друга. Калифорнийские домохозяйки, у которых много денег, почти все алкоголички. После педикюра, бассейна и сплетен с подругами они почему-то не идут ухаживать за больными и не садятся читать Шопенгауэра. Они - сразу к виски, вот в чем фокус.

Хотя сейчас нам такая перспектива кажется нереальной, это обязательно произойдет. И люди просто не знают, что делать со свободным временем: они плохо развиты. Чтобы это изменить, нужно изменить и образование и воспитание.

- Вы как-то упоминали, что не любите психотерапевтов, но ведь это тоже путь познания себя?

- Если они не нужны мне, это вовсе не значит, что они не нужны другим: масса людей сами с собой справиться не могут. Известно, что для того, чтобы тебя не раздирало изнутри, нужно выговориться. Для этого существуют исповедники, подруги - и психотерапевты. Заноза, если ее вовремя не вынуть, устроит заражение крови. Люди, которые молчат и держат все в себе, находятся не только под серьезным психологическим или даже психиатрическим риском, но и под риском соматики. Любой профессионал со мной согласится: все начнется с язвы желудка. Организм един - и психика, и тело. Кстати, многие считают, что я психолог. И у меня много друзей и коллег этой профессии. А вот кого терпеть не могу, так это психоаналитиков. Я тут присоединяюсь к Набокову, который даже имени Фрейда не произносил, а называл его не иначе как «этот венский шарлатан». Я с ним согласна - тот заморочил голову человечеству на целое столетие.

- Понимают свою интуицию люди зрелые, а ум и зрелость зачастую никак не связаны. Например то, что человек инфантильный принимает за интуицию, может оказаться банальной тревогой.

- Важно внимательно «прислушиваться» к своим ощущениям. Даже те, кто постоянно выступают публично, на вопрос: «Волнуетесь ли вы?» — почти всегда отвечают: «Да, волнуюсь». Много лет назад на конференции в Германии я познакомилась со знаменитым ученым Карлом Прибрамом. Я, честно говоря, была уверена, что этот классик нейрофизиологии давно умер… Но он оказался не просто живым, но исключительно жизнелюбивым, загорелым мужчиной в красном свитере с очередной молодой женой. По утрам мы вместе завтракали, и однажды я решила задать ему важный профессиональный вопрос, а он попросил: «Татьяна, после моей лекции! Я страшно волнуюсь!» Тут я подумала: надо уезжать! Если сам Прибрам волнуется перед выступлением, то всем остальным нужно уползти в нору и рот не открывать.

Факт: в здравом уме и твердой памяти человек волнуется. Если он настолько обезумел, что уверен в себе полностью, то его природа накажет: что-то забудет, потеряет нить рассуждений или упустит драйв. Драйв - очень важное слово. Я не могу предвидеть, удачной ли будет лекция, хотя у меня большой опыт. Печенкой знаю то, что буду рассказывать, под наркозом могу читать, а лекция иной раз вообще не идет - нет драйва. Иногда же такая сложная тема, что я сама не знаю, как ее подавать, - а мысль летит, сверкает! Сама вижу, как сверкает, - и все видят! Как это выходит?

Мы попали в другой тип цивилизации. Это не все еще осознали, но это дела не меняет, потому что мы в нём уже находимся.

Уже есть дети, которые родились в цифровую эпоху, и это другие дети. Уже есть мир, который регулируется совсем не так, как раньше, и нам надо понять, как в нём жить.

Дело не в прогрессе - когда-то мы ездили на козе или на осле, потом пересели на лошадь, а сейчас на машине. Дело не в этом.

Дело в том, что это нестабильный мир, который меняется каждую секунду, и я не уверена, что мы еще имеем контроль над ним.

Мы - это наш мозг. Он определяет, как мы живём, как устроено наше общество, поэтому мы должны быть с ним знакомы. У меня нет иллюзий насчёт того, что мы можем контролировать то, что в нём происходит. Но если хотя бы малую степень мы можем контролировать, то мы должны. Потому что иначе мы оказываемся в странной ситуации, когда не понимаем, кто в доме хозяин.

Слово «сознание» — тревожное. Несмотря на то, что есть тысяча его определений, на самом деле, нет никакой договорённости о том, что считать сознанием. Никакой вообще. Есть огромный диапазон мнений на эту тему. Одни считают, что сознанием обладает вообще всё живое, даже инфузория-туфелька. А буддисты, например, верят, что сознание — это вселенная. Второй полюс этой огромной шкалы — сознание-осознание, рефлексия. То есть, сознание — это люди. Если мы настолько снобы, что верим, что сознание есть только у нас, тогда возникает вопрос: а дети — это люди? Они ведь неспособны к рефлексии довольно долго. Да и процентов 90 населения Земли так никогда и не дозревают до способности к оценке своих действий. Живут, как хвощ. Что с этим делать?

В тот момент, когда искусственный интеллект начнёт обладать сознанием, когда он решит, что он личность, тогда — всем до свидания, спокойной ночи! Мы потеряли контроль над миром. Но как определить наличие сознания? Мне даже в самом изысканном фантазировании в голову не приходит, как это сделать. Вы почему считаете, что я не программа? У вас нет никаких доказательств, и никогда не будет.

Парадокс прогресса в том, что мир становится очень опасным и одновременно в этом мире огромное количество возможностей. Но за возможности платят абсолютной прозрачностью.

Мы живём не только в материальном мире, но и в символическом, который мы сами создаём. Этот мир, возможно, даже важнее материального. Войны совсем не обязательно идут за землю, они могут идти за веру. У нас есть много символических языков - от вербального до языка математики, музыки и тела. Музыка и математика - самые тревожные, потому что вообще не понятно, что это такое.

Мозг - сложнейшая нейронная сеть. Если размотать нейронные связи, они растянутся на 2,8 миллиона километров. Этого расстояния достаточно, чтобы 68 раз облететь Землю или семь раз слетать на Луну. Мозг нам не по мозгам, нам не справиться с этой системой. Суперкомпьютер по сравнению с ней - анекдот.

Норма - это какая-то странная, средняя, непонятно для чего существующая вещь. Шаг вправо даёт людей с низким интеллектом, шаг влево даёт гениев, и это всё что угодно, только не норма. Поэтому, если честно, гениальность - это патология. Но мы готовы отказаться он неё? Тогда закроется дверка в помещение, которое называется «человеческая цивилизация».

Мы живём в текучем, нестабильном, сверхбыстром, гибридном, мерцающем мире. И этот мир перестал быть человекомерным, он не для нас.

Каста других людей:

Игры с геномом, конечно, пойдут. Всемирная организация здравоохранения и другие организации могут их запрещать сколько угодно. Но история науки не знает примеров, когда можно что-то запретить. И появятся люди, и это будет на днях, которые скажут – хочу, чтобы у меня родилась девочка с IQ 280, что не бывает у людей, с такой-то талией. Что будем делать с этим? Появится каста других людей. Я пугаю! Но это не художественный вымысел. Это вполне реальная вещь.

Или появится возможность вставить чип в голову, чтобы увеличить протекание процессов в мозгу и добавить памяти. Я знаю коллективы, которые это разрабатывают. Это уже реальность. Это не завтра. Это сегодня. Представьте: вставили чип – это одна и та же личность до того и после? И с ней не сможет конкурировать никто! Нельзя конкурировать с этой мощью. Невозможно. Тогда что, те, у кого чипы, они нас «уложат» всех? Это на тему касты. Этические нормы надо пересматривать.

Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен.

Наталья Бехтерева написала незадолго до ухода в лучший мир научную работу «Умные живут долго».

.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх