На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

История Острова Русов на основе исследований историков России. (Продолжение.)

Немецкие генеалогии как источник по варяго-русской проблеме.

История Острова Русов на основе исследований историков России. (Продолжение.)

* * *

В связи с нашей темой особого внимания и исследовательского интереса заслуживают личные имена, упомянутые в генеалогиях. В историографии варяго-русского вопроса проблема имен всегда была одной из основных. Начиная с Г.З. Байера, норманисты стремились отождествить «русские» имена с германскими и на этой базе строить свои доказательства. Вне сомнения, многие имена из средневековых (и, как следствие, более поздних) родословных таблиц подверглись искажению в немецкой лексике, что логично. Тем не менее, можно проследить интересные аналогии.

 

alpha-omega.su
РЮРИК - СОКОЛ - РАРОГ - ГОР

В ранних родословиях вендо-ободритских королей преобладают собственно «русские» имена, этимология которых уходит в глубокую древность. Славянские имена появляются в генеалогических таблицах только с IX века, когда русы начинают сливаться со славянами и усваивают их язык. Однако следы иной племенной генеалогии были еще весьма заметны.

Родоначальник династии Радегаст носил то же имя, что и главное божество в храме Ретра. Хронист Титмар также именует его Сварожичем. Адам Бременский, писавший свою историю Гамбургской церкви около полустолетия позже летописи Титмара, говорит о Ретрском святилище, как о центре языческого богослужения. Главное место там занимал золотой идол Радегаста, особо почитаемый ободритами. Сообщения этих авторов повторяет в XII веке Гельмольд.

Немецкий автор М. Шедий в середине XVIII века прямо отождествлял Радегаста с одноимённым «королем герулов», считая, что он был обожествлен после смерти. Речь идет о Радегасте I, который вел свою родословную от короля вандалов Алимера, женатого на Иде с острова Рюген. Их потомки правили в Ругиланде.

Радегаст I(Радагаст, ум. 664) — упоминающийся в поздних генеалогиях легендарный последний король племени вандалов и основатель великокняжеской династии, правившей Союзом ободритов  несколько сотен лет.

Радегаст (Радагайс, Радогощ) – 14-й король герулов, сын Мезислава, правитель ободритов, родом, вероятно, из ратарей, из вандалов. Исидор Севильский (570-638 гг.) пишет, так «Готы насильно поделили королевство на две части между Аларихом и Радагайсом» - речь идет о 399 годе. Королем одной армии был Аларих (Аларик), предводителем другой армии – Радегаст (Радагайс). Радегаста называют королем готов ругом (русом), скиром и даже скифом по происхождению. Готский хронист Иордан Алан (VI век, ум. не раньше 551 г.) Радегаста не упоминает. Первым Радегаста образно назвал скифом Орозий в том смысле, что он варвар с необузданным нравом, как скиф. С тех пор еще несколько хронистов называли его скифом, но уже в буквальном смысле. Радегаст был этническим вандалом и королем вандалов. Возможной причиной похода в Северную Италию того времени была месть за покорение здесь римлянами в 4-м веке исторической области Реция и уничтожение народа ретийцев, родственного вандалам, ободритам. В хронике Готофреда говорится о нападении вандалов с королем Радогостом на Италию в 402 году. В хронологии Бухгольца говорится, что с огромным двухсот тысячным войском вторгся в Италию в 405 г. Радегаст доверился мирной клятве римского полководца Стилихона. Стилихон – римский полководец вандальского (по отцу) происхождения, фактический правитель Западной Римской империи при императоре Гонории. В нарушение мирной клятвы римлян Радегаст был пленён в 405 и казнен в 406 году. Радегаст был настолько почитаем в народе, что после смерти был обожествлён и именно его памятник стоял в храме города Ретры. Женат на вандальской княжне по имени Целла (Цела, Cecilia). Радегаст является потомком в 10-м поколений короля вандалов Алимера.

 

Пока неясно с именем Ариберт. Ономастический ряд Ариперт, Годеперт, Рагинперт и так далее прослеживается по генеалогиям королей лангобардов. Э. Болль в «Истории Мекленбурга» отдельную главу посвятил личным именам и фамилиям и истолковывал имя Ариберт как Римберт.

Важно, что многие имена собственные «живы» по сей день. Например, Витслав (ср. с польским и чешским Вацлав ) или Дражко. Многие из них проанализировал профессор А. Г. Кузьмин. Известна его интерпретация имен Рюрик, Синеус (Сивар), Трувор и т.д. Добавим только, что имя Сивар (Sievert, Sywardt), возможно, следует понимать в связи с культом варяжской богини Сивы, в немецком языке ему соответствует имя Зигфрид. Город Старград некогда назывался Сиван, также по имени богини Сивы. Имя Труво(а)р в свою очередь связано с балтийским культом Триглава (Trzy). Интересно, что часть имен прямым образом отражает религиозные верования, что свидетельствует о своеобразном общественном укладе.

Отдельным пунктом стоят «русские» женские имена, среди которых наиболее популярны Сивилла (Сива?) и Вендула (Вендела, Вендель). Большинство из них сохраняется вплоть до позднего средневековья. «Русские» принцессы были замужем по всей Европе, что свидетельствует о широких династических связях. Женой киевского князя Изяслава Мстиславича (1146 – 1154, с перерывами), например, была дочь «русского короля» (Regis Ruthenorum).

Самый богатый в Европе именослов был у кельтов, к нему обращались многие народы. Отсюда, вероятно, племена вендо-вандальской группы заимствовали мужское имя Биллунг и многие женские имена.

* * *

Мы приходим к выводу, что изучение немецких генеалогий позволяет существенно расширить рамки варяго-русского вопроса и рассматривать его как часть важнейшей проблемы вендской этнокультурной общности на южном побережье Балтийского моря. К сожалению, многие источники по этой теме в силу различных причин остаются недоступными.

Исследовательская работа осложнялась множеством объективных и субъективных трудностей. С одной стороны мы столкнулись с проблемой недоступности материалов по немецкой историографии XVIII века, с другой - с откровенным и циничным вредительством. Например, генеалогии королей вандалов, вендов и ругов (то есть самые необходимые нам источники) из редкой книги Иоганна Хюбнера, хранящейся в фонде Государственной Публичной Исторической Библиотеки, были кем-то преднамеренно испорчены, а многие страницы просто вырваны. Ксерокопии утраченных родословных таблиц по нашей просьбе были любезно предоставлены профессором Мюнхенского Университета д-ром Гельмутом Шрёкке.

Дискуссия в немецкой историографии по варяго-русской проблеме началась за полвека до известных споров вокруг «диссертации» Миллера в России и носила полностью научный характер. Германские антинорманисты начала/середины XVIII века попытались ввести в научный оборот ценнейшие генеалогические источники, которые и сейчас не хотят замечать наши оппоненты. При этом немецкая историография варяжской проблемы первой половины XVIII века остается у нас практически неизученной. Однако вряд ли стоит сомневаться в том, что позитивное решение варяго-русского вопроса во многом зависит от исследований и новых открытий в области генеалогии.

В.И. Меркулов,

кандидат исторических наук

ЭТНОС: 

Картина дня

наверх