На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Мифы о начале Великой Отечественной и о Церкви в годы войны

фрагмент фото Семена Фридлянда.

Начнём рассказ от военного историка Алексея Исаева

22 июня — начало Великой Отечественной войны. Военный историк Алексей Исаеврассказал о пяти, по его мнению, наиболее значимых мифах и заблуждениях, связанных с этим днем.

Миф №1: Нацисты застали армию СССР врасплох

Многие части и соединения успели привести в боевую готовность.. Только некоторые части, которые располагались совсем недалеко от границы, не имели времени среагировать, и вполне могли выйти на поле боя «в подштанниках». Миф о том, что немцы застали войска спящими — это заблуждение, которое правдиво лишь применительно к войскам, близлежащим к линии огня. Вытекающий из этого другой миф – о якобы существовавших запретах насчет провокаций: не переходить границу и не выдавать патроны. Вроде бы солдаты Красной армии поэтому не стреляли в противника. Это все настоящая ложь. Имеются многочисленные свидетельства немцев, которых встретили вооруженными – уже в течение первых часов войны укрепленные районы Красной армии оказывали отпор на границе. Тем более, немцам было оказано сопротивление, когда враги столкнулись с главными силами так называемых армии прикрытия, оказавшие сопротивление несмотря ни на какие директивы.

Миф №2: Советская авиация была уничтожена в первые минуты войны

Это неправда не только в отношении первых минут, но и первого дня войны войны в целом. Была целая цепочка бомбежек, и действительно, некоторые наши авиачасти сильно пострадали. Но это происходило в течение нескольких часов и в течение целого дня 22 июня. Если брать ВВС юго-западного фронта, мы потеряли около 16 процентов нашей авиации, но активно участвовали оставшимися самолетами в последующем приграничном сражении. Воздушная война на этом направлении шла очень интенсивно. Гораздо больше потерь – около 70 процентов — понес Западный фронт, но, тем не менее, говорить о разгроме всей советской авиации было бы не справедливо. И когда, особенно в художественной литературе, говорится, что утром прилетели бомбардировщики и превратили все в развалины, по сути это совсем не верно. Это был результат цепочки налетов. Доходило до рекорда: семь-восемь нападений на одну и ту же авиабазу. Но, тем не менее, разгрома не произошло, мы сохранили свою боеспособность, и дальнейшие потери были связаны с поражениями в воздухе, а не с тем, что самолеты уничтожались, не успев взлететь.

Миф №3: Наши укрепления были захвачены сразу после начала войны

У нас было обширное строительство на границе, и оно сыграло существенную роль в практическом использовании. Немцы потратили большое время на преодоление советских укреплений. Особенно отличился Владимир-Волынский укрепленный район – он в первый день заставил немцев менять планы. Те, кто участвовал в тех сражениях, позже попали в «киевский котел» и просто не выжили, поэтому об этом очень мало известно. Напротив, город Перемышль, события вокруг которого широко освещались в советское время был плацдармом сомнительной нужности: мы оставили там всего одну роту, а немцы выдавали победу над ней за очень большое достижение.

Миф №4: Наша армия осталась без связи и централизованного управления

Если обращаться к документам того периода, выясняется, что на самом деле связь была, хотя и неустойчивая. И в самый первый день войны информация передавалась исправно, но все же, мы недооценили противника. Не было данных и о том, сколько было сил по другую сторону фронта – это мы узнали только после нескольких дней после начала войны. Но наши делегаты связи исправно ездили на бронемашинах и поездах. Поэтому все попытки выставить в качестве причины поражения отсутствие связи – это попытка ответить просто на сложный вопрос. И то, что мы что-то не знали, это скорее упущение не связи, а разведки.

Миф №5: Сталин прятался на даче и отказывался принимать новые решения

Это миф Хрущевской эпохи, в реальности Сталин в первый день войны принял ключевое решение – причем, мобилизационного плана. Именно оно заложило основу того, что мы не проиграли. В середине дня 22 июня власти поняли, что дела совсем плохи и приняли решение пересмотреть планы мобилизации. Раньше они предусматривали гораздо меньшее количество людей. Но в результате задействовали 14 возрастов, что было куда больше предвоенных планов. Армия была 5,4 миллиона, после мобилизации планировалось ее увеличение до 8,6 миллионов человек. В реальности же призывали куда больше 3,2 миллионов человек. Телеграмма с новыми требованиями отправилась во все «города и веси». В запротоколированном расписании Сталина был единственный перерыв 28 июня, когда была зафиксирована пауза между принятием решений. Но почему Сталин не принимал никого в Кремле, мы не знаем, как и то, где он был в этот короткий срок. Точно можно сказать лишь, что бегства на дачу не было.Картинки по запросу главных мифа о Церкви в годы войныВот уже много лет вокруг действий Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны ведутся споры. Построено немало мифов — отчасти злонамеренно, отчасти же неосознанно, по невежеству. Накануне 70-летия Победы мы попробовали критически разобраться с главными из них.

Миф 1: Вклад Церкви в победу был ничтожно мал

В первый день войны Предстоятель Церкви митрополит Сергий (Страгородский) обратился к народу с воззванием: «Не первый раз русскому народу приходится выдерживать такие испытания. С Божией помощью он и на сей раз развеет в прах фашистскую вражескую силу… Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».7 марта 1944 года Красной Армии передана танковая колонна им. Димитрия Донского, построенная на средства церкви. На башнях танков видна надпись, выведенная красной краской — «Димитрий Донской» 7 марта 1944 года Красной Армии передана танковая колонна им. Димитрия Донского, построенная на средства церкви. На башнях танков видна надпись, выведенная красной краской — «Димитрий Донской»Киев. Прибытие раненых в госпиталь, расположенный в Покровском монастыре. 1943Киев. Прибытие раненых в госпиталь, расположенный в Покровском монастыре. 1943 Священник отец Дмитрий (Орловский) благословляет советских бойцов перед боем. Орловское направление, 1943Священник отец Дмитрий (Орловский) благословляет советских бойцов перед боем. Орловское направление, 1943

На протяжении всех военных лет наша Церковь непрестанно молилась о даровании победы в борьбе с гитлеровцами. Более того, она всем, чем только можно, помогала фронту.

30 декабря 1942 года тот же митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать деньги на создание особой танковой колонны памяти Димитрия Донского. В ответ одна только Москва собрала два миллиона рублей, а вся страна — 8 миллионов. Пожертвования пришли даже из блокадного Ленинграда.

Но работа Церкви в этом направлении отнюдь не ограничилась разовым сбором, она шла на протяжении всех военных лет. Малыми ручейками и широким реками шли в одну большую церковную кружку средства на танки, на эскадрильи боевых самолетов. Порой священники отдавали серебряные ризы с икон, драгоценные наперсные кресты.

А всего за войну на нужды фронта Церковь собрала 200 миллионов рублей. Сумма по тем временам — колоссальная.

Итак, духовная поддержка, оказанная Церковью борющейся с фашистами армии, материальная помощь государству, как организатору этой борьбы, очень велики. Церковь твердо выбрала сторону в этом великом противостоянии и твердо придерживалась своего выбора вплоть до финальных залпов Великой Отечественной.Митрополит Сергий (Страгородский) за работойМитрополит Сергий (Страгородский) за работой

Но почему произошло именно так? Почему Церковь, не колеблясь, помогла власти, которая Бога не признавала и в течение многих лет вела жестокую истребительную политику против духовенства?
В массовом историческом сознании ходят два больших мифа, напрямую связанных с ответом на этот вопрос. В этой статье оба поданы в концентрированном виде. Они имеют и более мягкие, «переходные» формы. Однако смысловое ядро этих мифов, думается, следует передать безо всяких «подрумяниваний», как оно есть.

Миф 2: Сталин тайно поддерживал Церковь и не дал ей погибнуть

Первое из упомянутых двух больших заблуж­дений формулируется примерно так: «Мудрый стратег тов. Сталин, бывший семинарист, тайно поддерживал Церковь, любил ее, верил в Бога, но не всегда мог пойти против велений времени, против своих товарищей по партии. Но он оказывал Церкви помощь, не давая ее вконец погубить, притом Церковь это понимала и повела себя в грозный час военных испытаний как верный союзник тов. Сталина и Советского государства».
Относительно этого мифа можно уверенно сказать: разделять его могут лишь весьма наивные люди. Тов. Сталин никогда Церковь не любил — ни явно, ни тайно. Его бы воля, так от Русской Церкви ничего бы не осталось.
Ни для кого не секрет, что с середины 1930-х Сталин — самодержавный властелин СССР. Взглянем правде в лицо: лучше ли стало жить Церкви с приходом режима неограниченной власти Сталина? Факты говорят: нет, напротив, гораздо хуже. Церковь едва пережила вторую половину 1930-х. Львиная доля массовых репрессий досталась нашему духовенству.
В 1939 году на всей необъятной территории РСФСР оставалось лишь около ста действующих приходов! Ради четкого понимания: еще в начале 1930-х на той же территории находилось в сто раз больше приходов. Все монастыри были закрыты, здания реквизированы, либо разрушены. К тому же году по всему Советскому Союзу остались всего лишь четыре действующих архиерея.
А по данным за 1941 год церковнослужителей по всему СССР осталось всего 5700 человек. Накануне революции их было в 20 раз больше…Православный священник выступает перед бойцами партизанского соединения. Ленинградская областьПравославный священник выступает перед бойцами партизанского соединения. Ленинградская областьЗа богослужением в Николо-Богоявленском кафедраль­ном соборе в дни блокады. Службу ведет митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский)За богослужением в Николо-Богоявленском кафедраль­ном соборе в дни блокады. Службу ведет митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский)Пасхальное поздравление из блокадного ЛенинградаПасхальное поздравление из блокадного ЛенинградаПротоиерей Алексей Вышгородский читает прихожанам послание Митрополита Ленинградского Алексия к жителям временно оккупированных районов с призывом бороться с врагом и помогать партизанам. Калининская обл., Фото М. Трахмана, РГАКФД, 1943Протоиерей Алексей Вышгородский читает прихожанам послание Митрополита Ленинградского Алексия к жителям временно оккупированных районов с призывом бороться с врагом и помогать партизанам. Калининская обл., Фото М. Трахмана, РГАКФД, 1943

Для Русской Церкви разверзлась преисподняя, и грызла она церковное тело, и огнем палила его — вот истинная суть взаимоотношений между Церковью и советским государством в эпоху полновластия тов. Сталина. Священников и архиереев губили разными способами. Митрополит Сергий (Воскресенский) вспоминал о тех страшных годах: «Работая в Патриархии, мы сравнивали свое положение с положением кур в сарае, из которых повар выхватывает свою очередную жертву — одну сегодня, другую завтра, но не всех сразу. Но ради Церкви мы все же мирились со своим унизительным положением, веря в ее конечную непобедимость и стараясь посильно охранить ее до лучших времен, до крушения большевизма».
Послушаем другую сторону.

В январе 1941 года вышла статья самого известно гонителя Церкви, буйного атеиста Емельяна Ярославского «Не успокаиваться на достигнутом». Воинствующий безбожник с удовлетворением замечает: «Впервые в истории человечества мир является свидетелем… такого массового разрыва народа с церковью, религией… Исчезла социальная почва, питавшая религию, подрезаны были социальные корни религии». Но тут же мобилизует товарищей по ненависти к Церкви на новые «подвиги»: «Неправильно было бы нам успокаиваться на достигнутых результатах… Нельзя давать врагу укреплять свои позиции, строить свое государство в государстве».

Тов. Сталин терзал Церковь, как мог. Ему и в голову не приходило отозвать своих псов от измученного, обескровленного духовенства.

Так было до войны.

И вот он жалует Церкви разом очень многое: позволяет избрать патриарха (власти СССР долго препятствовали этому), возобновить работу части приходов, духовных семинарий и академий, приказывает освободить многих священников и архиереев, томившихся по тюрьмам и лагерям. Конечно, это был «царский» дар лишь по сравнению с тем жутким состоянием, в котором оказалась Церковь в результате недавнего разгрома. Но положение духовенства все же разом облегчилось.

Только вот изменения эти начались в последние месяцы 1943 года. Половина войны уже была за кормой, и Церковь провела ее безо всяких «льгот» со стороны власти.

Да и в 1943 году тов. Сталин решился кое-что дать Церкви не из тайного пристрастия к ней и не из ностальгических воспоминаний о временах семинарского учения, а по причинам чисто политического свойства. На носу было освобождение Украины и Белоруссии. А там власти Третьего рейха проводили целенаправленный курс на открытие приходов, закрытых в советское время, на сотрудничество с духовенством. И теперь, когда предстояло отвоевать громадное пространство, находящееся под оккупацией с 1941 года, советское правительство совсем не хотело получить массовое народное сопротивление, когда армия освободителей начнет опять разорять храмы, истреблять иереев и закрывать приходы, еще недавно воссозданные немцами… Требовалось иное: отказаться от антихристианского террора, мирно включить ожившую церковную жизнь в жизнь советского государства, показать хоть какую-то мягкость к верующим, дабы не сделать их врагами.

Война сдвинула правящий круг большевиков во главе с их вождем с позиции непримиримого догматизма в сторону прагматического отношения к управлению государством. Мало оказалось коммунистической идеологии, чтобы удержать фронты и армии в состоянии чудовищного напряжения. Слова «родная земля» надежнее, видимо, вселяли стойкость в окопников на передовой, нежели слова «Карл Маркс». Партийная верхушка начала делать уступки русскому патриотическому чувству: вернули ранее столь ненавистное слово «офицер», вернули погоны, принялись славословить русский народ как непревзойденного труженика и воина. А потом, в русле этого консервативного поворота, расщедрились и на кое-какие уступки Церкви.

Советская власть била-била Церковь, а потом Господь Бог сделал из идейных атеистов, руководящих партией и правительством, кривое, безобразное, но все-таки орудие Своей воли. Орудие, коим Церковь восстанавливалась.

А орудие-то думало, что ведет большую политическую игру…

Миф 3: Церковь поддержала советскую власть из страха

Это заблуждение имеет прямо противоположную суть: «Остатки Церкви, полураздавленной советской властью, почти убитой злым гением Сталина, утратили всякую волю к сопротивлению. Пришло время сбросить иго безбожных большевиков, появился шанс на освобождение России от тирании, от атеистического мракобесия, а русское духовенство робко спряталось от борьбы, предпочитая сохранить жалкое существование Церкви и собственные жалкие жизни».

Со этим мифом сложнее: и правда ведь, чудовищная свирепость, проявленная руководством СССР к Церкви в 1930-е годы, многих напугала, а кого-то навсегда отвела и от Церкви, и от веры.

Но можно ли твердую позицию Церкви в военные годы объяснить одним лишь страхом? Вот уж вряд ли! Этому мешают два со­ображения.Крестный ход по случаю Дня Победы в станице Ново-Александровской. Ставропольский край, 1945Крестный ход по случаю Дня Победы в станице Ново-Александровской. Ставропольский край, 1945Письмо управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого Николая и епископа Дмитровского Илариона Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину с просьбой принять собранные верующими к 1 мая 1 225 000 рублей в фонд помощи детям, оставшимся без родителей. ГА РФ, 1944 Письмо управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого Николая и епископа Дмитровского Иларий Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину с просьбой принять собранные верующими к 1 мая 1 225 000 рублей в фонд помощи детям, оставшимся без родителей. ГА РФ, 1944

Во-первых, гитлеризм ничего доброго христианству не нес. Бонзы Третьего рейха были готовы использовать православное духовенство как живой инструмент исполнения своих планов, но впоследствии его ожидало самое скверное отношение. Язычество и магизм — вот истинная религия немецкого правящего круга, и с Христовой верой они никак не сочетаются. Известный современный историк Церкви протоирей Владислав (Цыпин) очень точно высказался на сей счет: «Вожди нацистской партии открыто отвергали христианские нравственные ценности и предпринимали мракобесные опыты по возрождению древнегерманского языческого культа».

Так зачем, с какой целью Православной Церкви их поддерживать? Вот уж было бы нелепо!

И, во-вторых, какой страх перед советской властью, и уж тем более какая надежда на милости, исходящие от нее, могли повлиять на поведение священников, оказавшихся на оккупированной территории? А ведь многие из них активно помогали партизанам, рисковали жизнью, гибли. Некоторых впоследствии наградили орденами и медалями. Но большее количество удостоилось одной лишь немецкой пули в качестве воздаяния за заслуги. Что их вело? Да ничего тут не придумаешь, кроме самого простого объяснения: этими людьми руководили совесть, вера и духовный долг. Они действительно оставались со своим народом в глубочайшей бездне бедствий, не глядя на то, какая нынче власть на дворе…

Так, например, священник Федор Пузанов, настоятель храма в селе Хохловы Горки Псковской области был у 5-й партизанской бригады связным, а порой даже выполнял роль разведчика. Но этим роль отца Федора не ограничилась. Вот несколько строк из его собственных воспоминаний: «Я помогал партизанам хлебом, бельём, первый отдал свою корову. В чем только нуждались наши партизаны, обращались ко мне… Во время немецкой оккупации здесь были советские дети в приюте, я всегда их навещал и поддерживал хлебом, продуктами и старался по приходу призывать на поддержку безродных детей».Патриарший экзарх митрополит Галицкий Иоанн у разрушенной немцами Киево-Печерской Лавры. Ноябрь 1943

Протоиерей Александр Романушко, настоятель в церкви села Мало-Плотницкое Пинской области участвовал в разведывательных операциях партизан, совершал отпевания расстрелянных и заживо сожженных фашистами, а также партизан, погибших в боях с ними. Священник призывал верующих помогать партизанам и защищать отечество от гитлеровцев.

Настоятель Покровского храма в селе Хоростово Пинской области священник Иоанн Лойко принародно благословил сыновей идти в партизаны. Когда немецкие каратели окружили Хоростово, партизанский отряд ушел оттуда вместе со всем мирным населением. Но старики и больные не могли идти, их пришлось покинуть на милость оккупантов. Отец Иоанн остался с ними, утешал их, как мог. Отслужил литургию под звуки автоматных очередей на улице, исповедал собравшихся и уже приступал к причащению, когда в церковь ворвались фашисты. Один из карателей отшвырнул священника, сбив его с ног. Вскоре входную дверь храма заколотили гвоздями, здание обложили соломой, полыхнуло пламя. Отец Иоанн поднялся и начал причащать своих прихожан. Все они сгорели заживо в церкви, превращенной немцами в громадный костер.

Примеров подвижничества священников, оставшихся за линией фронта, «под немцами», — великое множество. Притом подвижничество духовное сочеталось с гражданским мужеством. Паства нуждалась в них, и они оставались с нею, делая всё, чего требовало пастырское служение.

Так ведь и вся иерархия нашей Церкви была сделана из того же теста. Из одной среды выходили священники и архиереи, одному учились, одно чтили. Отчего же следует отказывать русским архиереям 1940-х в искренности? В ясном и правильном желании разделить судьбу своего народа? Уместнее верить в духовную силу тех, кто прошел истинный ад на земле, но от Церкви своей, от веры своей не отщепился.

Что такое Церковь по внутреннему, намертво впаянному в самую душу ее самоощущению? Духовное ядро народа. А потому она может идти на компромиссы с господствующей властью лишь до какого-то предела. Когда Церковь видит, что некая большая политическая сила желает сгубить народ, свести его под корень, она с этой силой договариваться не станет, поскольку сущность ее с подобным договором несовместима. Не станет ни при каких обстоятельствах, пусть даже сила, ищущая поклонения, имеет все шансы сделаться правящей.

Вот и не стала Русская церковь кланяться Третьему рейху.

***
Священники и архиереи, помнившие войну, рассказывали о том, что в ту пору случилось много чудесного. Это ободряло их и подтверждало правильность сделанного ими выбора.

Так, протоиерей Николай Агафонов повествует об одном происшествии в биографии будущего патриарха Пимена, который в годы войны был еще в сане иеромонаха. Когда Германия напала на СССР, иеромонах Пимен отбывал ссылку в Средней Азии, а уже в августе 1941 года его призвали в армию. Служил пехотинцем 702-го стрелкового полка. Однажды его полк ­«…попал в окружение и в такое кольцо огня, что люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись ему в ноги: “Батя, молись. Куда нам идти?”

У иеромонаха Пимена была потаенно запрятанная икона Божией Матери, и теперь под огнем фашистов он слезно молился пред Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством — все увидели, как ожила вдруг икона, и Божия Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся…»
Тут вся суть войны отразилась, тут и добавить-то нечего.
-------------------------------------------------------------------
Источники:

А.В.Исаев «Десять мифов второй мировой».
Сборники издательства «Яуза»: «Мифы Великой Отечественной», «Мифы Великой Отечественной-2».
Хазанов Д. Б. 1941. «Война в воздухе. Горькие уроки».


издательство "ФОМА"

Картина дня

наверх