На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Суздаль. Покровский женский монастырь.

В политическом отношении в конце XV века Суздаль теряет свою независимость и входит в состав Московского государства. В XIV веке возникают два новых монастыря. В 1352 г. – Спасский, в 1364 г. – Покровский. В более позднее время (XVI–XVIII вв.) именно в этих монастырях ведётся крупное каменное строительство. В настоящее время ансамбли этих монастырей привлекают (наряду с ансамблем Кремля и многочисленными городскими церквами) многочисленных туристов. По России, в отличие от зарубежья, интересно путешествовать потому, что это всё касается каким-то образом непосредственно тебя самого. Такие же русские люди как и ты жили тут веками, что-то чувствовали, думали, стремились, искали. "Чтобы стоять, я должен держаться корней". Покровский монастырь в Суздале - одно из корневищ. Внизу фото нашла в интернете, сделанное с воздуха, что вы видели в обзоре как выглядит Покровский монастырь.


1 - Ворота
2 - Собор
3 - Колокольня
Монахини  живут в избах справа.



Вид со стороны Спасо-Ефимиевского монастыря. По легенде, он был основан во исполнение обета Андрея Константиновича, князя суздальского и нижегородского. Первые его строения и стены были деревянными, и от них ничего не сохранилось.

Справа за изгородью Петропавловская церковь, но о ней чуть ниже.

В XV веке мимо стен небольшого в то время монастыря прошла одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву. В XVI в. князь Василий III жертвует монастырю большие суммы: на эти средства строятся сохранившиеся и поныне Покровский собор, Святые врата с церквью и колокольня.

 

Ниже снимок сделан с Покровского собора.

Существующая в наши дни ограда была построена в XVII в. Нынешний  вид Покровского женского монастыря сложился лишь к XV веку, когда монастырь превратился в место заточения постриженных монахинь, чем-то неугодных или провинившихся представительниц русских аристократических семей. Покровский монастырь стал тюрьмой для царских жен.
Первая царственная узница появилась в монастыре в 1525 году (основан он был в 1364). Василий III заточает в монастырь под именем старицы Софии свою жену Соломонию Сабурову. Поводом для заточения было бесплодие, а причиной – возможно, желание жениться на Елене Глинской, матери Ивана IV Грозного. Но вскоре появились слухи, что уже в монастыре Соломония родила мальчика, которого назвала Георгием. По легенде, Соломония отдала его на воспитание, а для прибывшей из Москвы «комиссии» инсценировала погребение ребенка. Это легенда, а вот и факт: в 1935г., когда белокаменную плиту над могилой в усыпальнице Покровского собора сняли, под ней обнаружили детский гробик с одетой в шелковую детскую рубашечку куклой. Может быть, Соломония таким образом пыталась доказать, что не бесплодна, а может быть, и в самом деле скрыла своего сына. Тайна рождения и жизни ребенка от первой жены Василия III так и осталась нераскрытой.

Соломония была канонизирована православной церковью под именем Святой Софии Суздальской и сегодня к ее мощам часто приезжают паломницы – молиться о ниспослании им детей. С тех пор он стал местом ссылки знатных женщин, попавших в опалу. Так что Соломония была лишь первой в длинной череде царских и княжеских жен, которых по личным или политическим мотивам заключали под стражу. Здесь были заточены дочь и племянница Ивана III; Евпраксия, жена князя Владимира Старицкого; Евдокия Богдановна Сабурова и Прасковья Михайловна Соловая, жены царевича Ивана, сына Ивана Грозного; Анна Григорьевна Васильчикова, одна из жен Ивана Грозного; вторая жена царя Василия Шуйского - Мария Петровна Буйносова-Шуйская; Евдокия Федоровна Лопухина, жена Петра I, постриженная под именем Елены. Евдокия Лопухина оставила после себя придел стоящей рядом с монастырем Никольской церкви в память о своем сыне, царевиче Алексее.
В подклети Покровского собора (1514) можно осмотреть могильные плиты ссыльных цариц и боярынь - напоминание о трагичности того времени.
Чтобы немного снять мрачный осадок, добавлю, что в Покровском монастыре снимались фильмы «Россия молодая» и «Чародеи». На лугу у монастыря, перед рекой Каменкой, снимались эпизоды фильма «Андрей Рублев». А за лугом располагается Спасо-Евфимиев монастырь.


В России зимы холодные, и ядро любого архитектурного ансамбля составляли холодный соборный храм и тёплый трапезный, где внизу топились печи. По традиции, которая в течение столетий сложилась на Руси, здание для трапезы сооружали двухэтажное: в подклети пищу готовили, а наверху в палате ели.  Он был поменьше. А ещё появлялись больничный храм, храм-усыпальница, обетные храмы — они строились по обету. Так формировался уникальный в каждом случае монастырский архитектурный ансамбль.
Суздальские монастыри владели многочисленными вотчинами, быстро богатели за счёт использования труда крестьян, а также за счёт вкладов представителей наиболее состоятельной части общества. Вклады – царские, боярские, княжеские – отразили своё время и сейчас представляют интерес как образцы древнерусского искусства.
Покровский собор в Суздале.


Построен в 1510 - 1514 гг. на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным требованиям. При всей скромности внешнего убранства храм не кажется тяжелым - зодочие мелкими деталями смягчили строгость гладких белых стен и придали зданию более живописный вид. Интерьер собора не менее аскетичен, поскольку он изначально использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в подцерковье. При реставрации собора в 1962 г. были обнаружены интересные детали внутренней отделки: пол был вымощен черной плиткой, а стены никогда не были украшены.

Чтобы подняться на галлерею собора необходимо пройти вот по таким (скорее всего) чугунным плиткам.

С галереи я сняла как монахиня разговаривает с рабочими, которые восстанавливают ступеньки бокового входа  на галерею собора.

Собор неоднократно подвергался переделкам: надстраивали барабаны, шлемовидные купола были заменены на высокие луковичные, арочные проемы галереи были заложены, - словом, как всякое активно использующееся здание, он перестраивался согласно нуждам хозяев. Только в 1962г. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид.


Галерея Покроского собора. Ниже вход в собор.

С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515г. - XVIIв.) - интереснейший памятник древнерусского зодчества.

Нижняя часть ее относится к 1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн - слуховых отверстий.


В XVIII веке собор соединили с колокольней крытой галереей с двумя арочными проемами внизу, рядом окошек с пышными наличниками.
Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью.


Своего рода крепостная башня с двумя арками - большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трехглавный четверик - уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галерей с арочными проемами. По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном и южном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками на световых барабанах.

Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомпар. Как и собор, надвратная церковь перестраивалась, и в 1958г. реставрация по проекту А.Д.Варганова возвратила зданию первоначальный облик. Сразу за воротами располагается келейный корпус.

 

Келейный корпкс и ворота с надвратной церковью со стороны собора.



Тропинка ведет к домикам, но сегодня туда вход запрещен.

Выпадает из общего ансамбля Зачатьевская трапезная церковь, построенная несколько позднее, когда на Руси уже формировались другие принципы монастырской застройки. Основа Зачатьевской церкви – большой квадратный одностолпный зал трапезной палаты, с востока к которому примыкает собственно объем церкви, а в юго-западной части пристроена звонница. В подклетном этаже Зачатьевской церкви когда-то располагались хлебопекарня, поварня и другие служебные помещения. Кстати рядом находится просто чудесный яблоневый сад. Видны ящики с собранным урожаем.


В юго-западном углу монастыря располагается приказная изба, или судный дом (конец XVIIв.), в которой сейчас открыт филиал музея. В подземелье под каменным зданием находится каменный мешок, где содержались узницы.

Вид с галереи Покровского собора на приказную избу. В белом платке - послушница.



Окружающая монастырь ограда с башнями (XVII-XVIIIвв.) уже в XVI веке была частично построена из камня, но позднее разобрана и перестроена, а в ХХ веке реставрирована под руководством А.Д.Варганова. Наиболее старые сохранившиеся части имеют характерные черты стен, приспособленных для оборонительного боя: узкие бойницы, с внутренней стороны – глухие арки – опоры для деревянных подмостков боевого хода.

В 1913 г., во время празднования 300-летия Дома Романовых, Суздаль посетил император Николай II. В Покровском монастыре его внимание было уделено монастырской ризнице, хранившей вклады именитых особ. По его распоряжению 43 самые ценные иконы были переданы в Музей императора Александра III в Санкт-Петербурге (ныне Русский Музей).

Дата закрытия обители Покрова – 3 февраля 1923 г. К тому времени здесь проживало около ста насельниц. По воспоминаниям, одни сестры уехали из города к родным, другие – на Кавказ устраивать новую общину, третьи остались в Суздале, из милости их приняли к себе местные жители. В 1937 г. игумения Мария была расстреляна, пострадали за веру в те годы еще несколько сестер монастыря. В шестидесятые годы монастырские постройки были отреставрированы, в них открылись музейные экспозиции. А с 1992 года в древней обители возобновилась монашеская жизнь. Под зданием собора обнаружились  сохранившиеся усыпальницы, где погребены старицы и инокини, а также ссыльные царицы,  великие княгини, опальные представительницы знатных русских фамилий. Интерьер церкви аскетичен, что и неудивительно – ведь собор использовался как храм-усыпальница. Внутри собора фотографировать нельзя. Впрочем как и монахинь.
В советское время в монастыре долгое время размещалась гостиница «Покровская», устроенная в стилизованных избах.

Она была очень популярна среди иностранных туристов.

Я там тоже останавливалась где-то году в 1996-7. Деревянные избы были рассчитаны как 2 и 3-х местные номера. Впрочем, ничего не мешало сделать из него и 4-5 местный, просто добавив при необходимости раскладушки. 11 рубленых домиков - копии русских изб XIX в. средней полосы России.

В домиках - 32 комфортабельных номера от категории стандарт до люкс. Внутри все было деревянное от кроватей, до лавок, сделанное в старинном стиле. Впрочем, в наличие имелся и телевизор и душевая комната с теплым санузлом.

Весной 2008 года гостиница была закрыта и подарена владельцами монастырю. Теперь в деревянных домиках расположены кельи монахинь и приют для девочек. Проход к домикам для туристов закрыт. Монашеская жизнь в обители возродилась в 1992 г. На Пасху 26 апреля после 70-летнего перерыва в усыпальнице Покровского собора прошла первая служба, собравшая большое число богомольцев. Покровский женский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале. Его настоятельницей была назначена матушка София (Комарова). Знаменательно, что открытие монастыря произошло в год 450-летия со дня кончины преподобной Софии Суздальской.

 

Вид на домики с галереи собора.

Вдали видны маковки Петропавловской церкви (1694г.) была построена в Никольской слободе Покровского монастыря, почти у самых стен последнего и по монастырскому же заказу. Церковь строилась с учетом всего ансамбля Покровского монастыря, главному собору которого к тому времени уже было почти двести лет, поэтому перед суздальскими зодчими стояла задача органично вписать новую церковь в пейзаж монастыря. 

При увеличении.

 

Она получилась большой, под стать Покровскому собору и с заметным влиянием его архитектуры в некоторых приемах – перспективные порталы, обходная галерея. В северо-западном, ближнем к монастырю углу галереи была возведена шатровая колокольня, снесенная после революции. Но в храме присутствуют и черты своего времени. Это наличники окон, фигурный карниз с кокошниками.


Панорама Покровского женского монастыря. Вид от Спасо-Ефимиева монастыря.

Это вид на Спасо-Ефимиев монастырь с галереи Покровского собора. Выйдя из Покровского монастыря, идите налево. По деревянному мостику  перейти Каменку, прямо на массивные стены впереди. Это лучший вид на Спасо-Евфимиев монастырь. Хотя традиционно Кремлем в Суздале называют остатки земляных валов вокруг Рождественского собора, стены Спасо-Евфимиева монастыря намного больше походят на то, что для большинства из нас ассоциируется с Кремлем.

Известны две фотографии Покровского монастыря, сделанные Прокудиным-Горским в 1912 году. Снимок сделан с Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря. На переднем плане справа - колокольня Троицкой церкви этого монастыря, уничтоженной в советское время. Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО.

Вот такой он, Покровский женский монастырь.

Картина дня

наверх