Сказочные сокровища Панагюриште

В Болгарии любят говорить, что только тронь землю лопатой - найдёшь клад! Можно относиться к этим словам скептически, но в 1949 году, в Панагюриште произошло именно так. В небольшом провинциальном городке трое братьев, копая глину, случайно наткнулись не просто на клад, а на сказочные сокровища! Огромное количество бесценных золотых артефактов дивной работы просто валялось под ногами!

Был обычный рабочий день, братья Павел, Петко и Михаил Дейковы занимались заготовкой глины для кирпичей во дворе керамического завода в Панагюриште.

Вдруг лопата Петко наткнулась на что-то твёрдое, он копнул глубже и увидел жёлтый металлический отблеск. Он стал разгребать землю и опять блеснул жёлтый металл. Дейков решил, что это какой-то медный предмет и позвал братьев посмотреть на находку.

Братья Павел, Петко и Михаил Дейковы.

Братья Павел, Петко и Михаил Дейковы.

По поводу того, что последовало далее, есть некоторые разногласия в версиях. Из-за того, что клад находился довольно глубоко — целых два метра под землёй, а в окрестностях не было ни монументальных развалин, ни исторических поселений, решили, что это не особо ценные предметы. Братья подумали, что эти предметы не более, чем набор медных инструментов, спрятанных цыганами. Весть об обнаружении клада разнеслась быстро и заводской двор наполнился любопытными горожанами, желающими посмотреть на эти странные «цыганские медные инструменты».Одним из любопытствующих оказался археолог, Пётр Горбанов, который в то время работал в городском читальном клубе. В отличие от остальных он очень сильно сомневался, что это медные цыганские инструменты.

Сокровища выставляют в стеклянных витринах музея.

Сокровища выставляют в стеклянных витринах музея.

По другой версии событий, братья сразу поняли, какое ценное сокровище они обнаружили. Они показали предметы рабочим фабрики, один из которых даже попытался украсть сосуд, но был пойман за руку. Дейковы решили, что всё это нужно немедленно отправлять в музей. Они очистили артефакты от грязи и отнесли домой. Там они показали их своим жёнам и детям. Тут впервые и увидел сокровища Горбанов. Уже вечером того же дня сокровища поместили для хранения в банк.

Мир должен был увидеть болгарские сокровища! На следующий день были разосланы телеграммы в Софию и Пловдив, чтобы сообщить о сенсационном открытии. Директор Пловдивского археологического музея отправился в Панагюриште сразу же, опередив руководителя Софийского археологического института и музея. Он собрал артефакты и увёз их в музей. Именно поэтому, Пловдив, а не столица Болгарии София, стал постоянным домом сокровища Панагюриште.

Город Панагюриште в окружении живописных полей и лугов.

Город Панагюриште в окружении живописных полей и лугов.

Этот сказочный клад представляет собой набор золотых сосудов, возраст которых датируется концом 4 и началом 3 веков до нашей эры и, следовательно, принадлежит фракийской цивилизации. Кроме того, что это огромное количество чистого золота, артефакты ещё поражают тончайшим мастерством изготовления.

Директор пловдивского музея опередил руководителя столичного музея Болгарии.

Директор пловдивского музея опередил руководителя столичного музея Болгарии.

На сегодня существует три официальных точных копии сокровищ: одна для Национального исторического музея в Софии, другая для Археологического музея в Пловдиве и третья для Исторического музея в Панагюриште. Оригиналы, из-за своей бесценности и редкости, обычно хранятся в банковском хранилище. Тем не менее, эти произведения искусства часто одалживали музеям по всему миру для их демонстрации. Первым городом за пределами Болгарии, получившим сокровища, был Рим.

Бесценные фракийские артефакты мир должен был увидеть.

Бесценные фракийские артефакты мир должен был увидеть.

После клад демонстрировался в Париже, Мюнхене, Ленинграде (сегодня Санкт-Петербург), Будапеште, Варшаве и Монреале. В конце шестидесятых сокровище Панагюриште вернулось в Пловдив, где оно оставалось в течение следующих трех лет. В 1972 году сокровище было выбрано в качестве центральной части выставки под названием «Фракийское искусство», которая дебютировала в Софии по случаю Первого международного конгресса по фракологии. В последующие десятилетия выставка была организована многими музеями по всему миру. Например, в период с 1994 по 2000 год выставка проходила в семи городах Японии и в Соединённых Штатах. Кроме этого, клад побывал в Финляндии, Швеции, Италии и Бельгии. В результате этой выставки, наименее известная часть истории Болгарии, то есть её фракийское прошлое, была представлена миру.

Сокровища Панагюриште датируются 3-4 веком до нашей эры.

Сокровища Панагюриште датируются 3-4 веком до нашей эры.

Есть две разные гипотезы о том, как артефакты оказались в Панагюриште. Согласно первой, драгоценные предметы были спрятаны их владельцем, когда в эту область вторглись македоняне или кельты. В качестве альтернативы было высказано предположение, что сокровища были частью добычи. Само собой разумеется, личность первоначального владельца клада совершенно неизвестна.

Амфора-ритон из сокровищ Панагюриште.

Амфора-ритон из сокровищ Панагюриште.

Сокровище Панагюриште состоит из девяти отдельных предметов - четырёх ритонов, трёх ритонизированных кувшинов, ритонизированной амфоры и большого блюда. Все предметы были сделаны из золота и весят чуть более шести килограммов. Помимо такого огромного количества золота все эти предметы поражают своими изящными мелкими деталями. Это говорит об очень высоком уровне мастерства. Кроме всего прочего, эти произведения искусства дают нам представление о том, как фракийцы смотрели на мир.

Постепенно Фракия становилась эллинистическим государством.

Постепенно Фракия становилась эллинистическим государством.

Фракийцы жили на территории сегодняшней Болгарии. Самое раннее упоминание о Фракии, о котором мы знаем, принадлежит Гомеру в его Илиаде. Фракийцы также появляются в источниках Ахеменидов, где они изображены в рельефах. Фракийцы были захвачены Ахеменидами в конце 6-го века до нашей эры, и их территория стала сатрапией под названием «Скудра». В 4 веке до нашей эры Фракия была завоёвана Филиппом II Македонским и постепенно стала эллинистическим государством после смерти его сына Александра Македонского в 323 году до нашей эры.

Всего было обнаружено девять драгоценных артефактов.

Всего было обнаружено девять драгоценных артефактов.

В истории сокровищ Панагюриште есть много тёмных пятен. Одни учёные утверждают, что сосуды были сделаны местными фракийскими мастерами, а другие, что они были привезены из древнегреческого города Лампсака, который находится на территории современной Турции. Пловдив — это центр древнего Фракийского государства, он давно привлекал внимание историков и археологов.

Панагюриште находится недалеко от города Пловдив - центра древнего фракийского государства.

Панагюриште находится недалеко от города Пловдив - центра древнего фракийского государства.

В период 3-4 веков до нашей эры Фракия переживала очень сложные времена. После смерти Александра Македонского царём Фракии стал военачальник Лисимах. Он был чрезвычайно честолюбив и мечтал воссоздать великую империю Александра. Война с македонянами истощила и обескровила, в конце концов, Фракию. Позже страна подверглась нашествию кельтов. Может быть именно с этим связано происхождение сокровищ, хозяин спрятал их от захватчиков? Эти сокровища пролежали в земле чуть менее двух с половиной тысяч лет. Бесценная утварь скорее всего принадлежала человеку весьма богатому и знатному. Может это был соратник военачальника Лисимаха?

Сокровища пролежали в земле более двух тысяч лет.

Сокровища пролежали в земле более двух тысяч лет.

Если посмотреть на детали тонкой работы, можно заметить, что это были предметы эллинистического периода. Например, золотое блюдо — самый большой артефакт из найденных и, возможно, самый захватывающий. На нём изображены семь мужских фигур. Учёные по-разному интерпретируют эту сцену. Одни считают, что это заурядный случай из повседневной жизни фракийцев: они, пьяными, бросаются в ночь на поиски женщин. Другие утверждают, что это историческое событие — захват Персидских ворот Александром Великим. Третьи настаивают, что эта сцена взята из греческой мифологии, конкретно из истории «Семь против Фив».Окончательная версия гласит, что сцены изображают похороны некого фракийского правителя. Пять воинов танцуют ритуальные танцы, а двое внутри храма готовятся к погребению тела.

Изящная работа, украшающая сосуды говорит о тонком мастерстве.

Изящная работа, украшающая сосуды говорит о тонком мастерстве.

Одна из амфор, самая большая и тяжёлая, выполнена настолько искусно, что заслуживает отдельного описания. Ручки артефакта исполнены в виде двух кентавров. На дне амфоры изображён ещё один сюжет из древнегреческой мифологии. Исследователи отмечают, что художественное оформление тут более небрежно и непрофессионально, по сравнению с тем, что снаружи, а потому наводит на мысль о том, что это сделано разными мастерами. Видны четыре фигуры. Одна из них — это маленький Геракл, который душит двух змей, посланных к нему коварной мачехой Герой. Другая фигура — это сатир. Тут очевиден символизм: репутация этих существ, как пьяниц, делает их подходящими для украшения винного сосуда. Лукавые африканцы у дна амфоры выполняют практическую функцию — из их ртов разливают вино. Историки предполагают, что такое странное расположение указывает на использование этого сосуда для «ритуала дружбы». Есть ещё версия о том, что амфору использовали для чествования воинов.

Самый большой артефакт - это блюдо.

Самый большой артефакт - это блюдо.

Геродот упоминает в своей «Истории» скифскую традицию, согласно которой каждый год проводилась в честь воинов особая торжественная церемония. Вино наливал в чашу правитель и всем воинам, проявившим героизм на поле битвы, давали пить из амфоры. Те, кто не проявил себя на войне, были лишены такой чести. Особенно выделяли тех, кто убил очень много врагов — им давали пить из сосуда вместе. Это и были подобные сосуды с двумя отверстиями.

Уникальные артефакты, обнаруженные братьями Дейковыми.

Уникальные артефакты, обнаруженные братьями Дейковыми.

Ритоны, которые лежали на блюде, все были выполнены в виде различных зооморфных и антропоморфных фигур. Несколько из них имеют форму головы животных, а горлышки этих сосудов украшают мифологические сцены. Ритонизированные кувшины сделаны в форме женских голов. Это богини Гера, Афродита и Афина. Само блюдо обрамляют четыре концентрических круга. Первый из них с рельефами желудей, а остальные три с головами улыбающихся африканцев.

Найденные сокровища оказали ключевое влияние на имидж страны.

Найденные сокровища оказали ключевое влияние на имидж страны.

Вне всяческих сомнений, сокровища Панагюриште — это бесценные артефакты из фракийского прошлого Болгарии. По своему богатству, красоте и изяществу этот клад — один из редчайших свидетельств искусства времён эпохи эллинизма. Эти ценности оказали весьма значительное влияние на имидж страны на международной арене. Благодаря своему путешествию по миру, сокровище Панагюриште помогло избавить Болгарию от клейма «коммунистической страны, занимающейся наркотрафиком и торговлей оружием» и превратить в одну из самых богатых предметами старины с высокой художественной ценностью в Европе.

Источник 

5 самых идиотских поводов для войны в истории

Причины у любой войны всегда серьезные: долгие годы непонимания и территориальные претензии, жажда власти и экономическая нестабильность. Но вот повод может быть самым идиотским, например свинья, зашедшая на картофельное поле, или украденное деревянное ведро, или пес, перебежавший через границу.

Собрали для вас 5 самых ярких и нелепых эпизодов, которые превратили войны в трагикомедию.

Война из-за деревянного ведра

Однозначно первое место по уровню идиотизма среди поводов для войны. Бойня, стоившая тысяч жизней, и все это ради того, чтобы вернуть на родину самое обычное дубовое ведро.

XIV век, два соседних города-государства северной Италии — Болонья и Модена — живут на грани конфликта. Болонья поддерживает партию гвельфов, а Модена — их злейших врагов, гибеллинов. Расстояние между ними небольшое, около 50 километров, в общем, в любой момент может прибежать вражеская армия и начаться бойня. И бойня началась, но повод для нее нашли самый смехотворный.

По одной версии (более дурацкой) некий кавалерист-наемник дезертировал из Болоньи в Модену и попутно прихватил с собой деревянное ведро из колодца. Правительство Болоньи потребовало вернуть ведро, так как это — муниципальная, а значит общая, собственность.

Вот то самое ведро.

По другой версии (чуть менее постыдной) кавалеристов было несколько, и в деревянном ведре у них было не пусто — там были ценности, добытые грабежом простых болонцев. В любом случае, обиженная сторона просила вернуть именно ведро. Потому что про неприкосновенность частной собственности тогда не думали, а вот воровать общественное достояние города — это уже ни в какие ворота.

Началась перепалка. Дипломаты не договорились, и договариваться пришлось пушкам. Во время решающей битвы при Запполино погибло 2000 солдат. Модена выиграла, отстояв-таки это ведро. Оно до сих пор хранится в городе как реликвия. Никаких других приобретений мини-государство не получило. Только чертово ведро.

Война из-за оскверненных пирожных

Стереотипный современный мексиканец любит острые блюда. Стереотипный мексиканец XIX века в добавок еще и ненавидит все сладкое. По крайней мере, во время уличных беспорядков в 1828 году мексиканские офицеры зачем-то разгромили кондитерскую лавку французского подданного.

Пирожные и торты растоптали, в магазине устроили дебош, мебель поломали, посуду разбили, а с шоколадным фондю обошлись так, что постыдно рассказать. Француз требовал компенсации и в своих просьбах дошел до высшей инстанции — родного короля Луи-Филиппа I. Тот проникся бедами простого кондитера и объявил Мексике ультиматум: отдать пострадавшему 60 тысяч песо. Сумма на тот момент была просто непомерной.

А чтобы мексиканцы поняли всю серьезность намерений, король потребовал еще и вернуть все деньги, которые Мексика задолжала Франции. На ультиматум наплевали, и Луи-Филипп I фактически объявил войну: его флот заблокировал порт Веракрус и начал бомбить крепость Сан-Хуан-де-Улуа.

В ответ мексиканцы ввели военное положение и попытались заручиться поддержкой Техаса, который тогда был самостоятельным государством. Поняв, что тягаться с Францией нищей стране не по силам, Мексика приняла требования и выплатила долги. А не надо было топтать пирожные.

Война из-за свиньи

Британско-американский конфликт, который едва не перерос в настоящую войну. И все это из-за свиньи, которая зашла на картофельное поле.

15 июня 1846 Британия и США подписали Орегонский договор, который определял границы государств у берегов Тихого океана. По идее документ должен был прояснить ситуацию и избавить от недомолвок, но лишь запутал все еще хуже. Как оказалось, карты региона были неточны, и оба государства посчитали острова Сан-Хуан собственной территорией. В итоге здесь начали селиться и британские, и американские колонисты. И те и другие, естественно, считали друг друга нелегальными иммигрантами.

15 июня 1859 года, спустя ровно 13 лет, как по заказу, все это вылилось в один из самых глупых конфликтов в истории.

В этот день американский фермер Лиман Катлэр увидел на своей земле здоровенную черную свинью, которая копошилась в его огороде и жрала картоху. Свинья делала это уже не впервые: сначала Лиман прогонял ее пинками, потом палкой, но на этот раз он не выдержал, сходил домой за ружьем и пристрелил хряка.

Оказалось, что скотина принадлежит местному ирландцу по имени Чарльз Гриффин. Проблема в том, что оба фермера были гражданами разных государств. Когда рядовой сельский конфликт дошел до скандала, оба мужчины пошли просить о помощи представителей своих властей. И те отреагировали на инцидент со свиньей неожиданно бурно.

Американцы высадили на острове четыреста солдат. Британцы не отставали и прислали пять кораблей с двумя тысячами вояк на борту. Губернатор британской колонии приказал контр-адмиралу Роберту Бэйнесу начать военные действия, если американцы не покинут территорию. К счастью, офицер ослушался руководства и тем самым спас страну от войны. Солдаты США и Британии дни напролет развлекались тем, что оскорбляли друг друга, но четко соблюдали приказ не открывать огонь первыми.

Британские войска на острове Сан-Хуан.

Когда о войне из-за паршивой свиньи узнали в Лондоне и Вашингтоне, там схватились за головы и пошли на перемирие. Для предотвращения конфликта привлекли нейтральных третейских судей во главе с императором Германии Вильгельмом I, который решил спор из-за хряка в пользу США — острова достались им.

Война из-за псины

Похожая, но более трагичная история случилась на границе Греции и Болгарии в 1925 году. Только началось все не со свиньи, а с бродячего шелудивого пса, который решил сбежать через границу.

Отношения между странами тогда были крайне напряженными: в Первой мировой они сражались по разные стороны, плюс у каждой были территориальные притязания. Кроме того, на территории Болгарии широкое распространение получили партизанские антигреческие группы. Одна из таких групп фактически захватила власть в районе города Петрич на границе. Это было государство в государстве, приграничной территорией распоряжалась «Внутренняя македонская революционная организация». Именно здесь и случился конфликт.

18 октября у одного из греческих пограничников сбежал прикормленный пес. Причем побежал этот дурак не куда-нибудь, а через границу. Солдат отправился искать свою псину и, прямо на пересечении государств, был застрелен патрульными из Петрич. Когда об этом узнал офицер греческой заставы, он отправился разбираться, но тоже был убит на месте. Сообщалось и о других стычках, но обе стороны до сих пор сваливают вину друг на друга.

История вышла некрасивая. Греция потребовала официальных извинений и компенсации для семей погибших. Болгария так и не ответила за предоставленные ей 48 часов, и греческие войска вторглись в окрестности Петрича. Несколько приграничных сел были захвачены, сам город был уже почти взят с боем. К счастью, вмешалась Лига Наций (прообраз ООН тех лет) и войну остановили. Причем теперь Греция обязана была выплатить компенсацию за неудобства и 50 погибших болгар.

Греческая армия

Псину, насколько известно, так и не нашли. Наверняка испугалась канонады и сбежала с концами.

Футбольная война

Однажды мы уже рассказывали об одном из самых нелепых конфликтов в истории — «Футбольной войне» между Сальвадором и Гондурасом. Тогда из-за проигрыша в футбольном матче погибли тысячи людей, а обе страны впали в затяжной кризис.

В 1970 году сборные по футболу из Сальвадора и Гондураса пытались выбиться в финал чемпионата мира и спортивный раж подогревался давней неприязнью двух государств. Вылилось все в постыдную историю: выигрыш Сальвадора на своем поле привел к тому, что местные жители, поверившие в свои силы, сначала начали массово избивать гондурасцев, а затем и вовсе напали на соседей с довольно туманными требованиями.

Непосредственно война началась с пересечения сальвадорскими самолетами воздушного пространства соседа, а закончилось бойней, уничтоженной инфраструктурой обеих стран и вмешательством соседних государств, которые пообещали Сальвадору такую экономическую блокаду, что он никогда не оправится.

Кстати, именно «Футбольная война» стала последним военным конфликтом, в котором активно использовались самолеты времен Второй мировой. Страны были не очень богатыми, поэтому вынужденно скупали старье, на котором попросту боялись летать летчики других стран.

Источник ➝

Странные русские гравюры 16-19 веков.

https://i.ytimg.com/vi/ZXprUL-VDWI/maxresdefault.jpg

Странно выглядят эти гравюры в сравнении с историей, которой нас учили...

.

Картина дня

))}
Loading...
наверх