Мысли о русской истории
А. Романченко
По работам Ю.И. Венелина и других историков 19 - 21 веков.
Исто́рия — область знаний,
а также гуманитарная наука
занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) впрошлом. В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий

Николаос Гизис. Аллегория истории (1892)
Первоначальное значение слова «история» восходит кдревнегреческомутермину, означавшему «расспрашивание,узнавание, установление, добывание знаний».
История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий ифактов.В древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.
Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды окороле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины.
Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где кореньweid-, «знать, видеть». В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать».
В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнахГомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству.
В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии,откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всюэллинистическую цивилизацию.Юрий Иванович Венелин | |
Georgius Hutza |

Дата рождения | 22 апреля 1802 |
---|---|
Место рождения | Тибава, Свалявский район,Закарпатская область |
Дата смерти | 26 марта 1839 (36 лет) |
Место смерти | Москва |
Страна | ![]() |
Научная сфера | история, филология,этнография,публицист |
Альма-матер | Львовский университет ИМУ (1829) |
Известные ученики | К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, В. Е. Априлов, Н. Х. Палаузов, М. Я. Морошкин, Н. В. Савельев-Ростиславич, А. Ф. Вельтман |
Известен как | антинорманист |
Слово история, Бог весть с чего взятое, означает описание или изображение; посему история России есть то же, что изображение России.

Таким образом, вы напишите историю нынешней России тогда только, когда изобразите её со всех сторон и во всех её частях, представите её на ладони. Дело идёт о народе.
Так:
1) Откройте его отличительные черты от прочих народов, язык, имя;

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не толькокоренные малые и автохтонные народы страны. В 2010 годурусские составили 80,9 % или 111,0 млн из 137,2 млн указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей — 19,1 % или 26,2 млн чел.; численность лиц, не указавших свою национальность, составила 5,6 млн чел. (или 3,9 % от 142,9 млн жителей страны в целом). В 2002 году русские составляли 80,6 % или около 115,9 млн из 143,7 млн указавших свою национальную принадлежность, представители других национальностей — 19,4 % или 27,8 млн чел.; численность лиц, не указавших свою национальность, составила 1,5 млн чел. (или 1,0 % от 145,2 млн жителей страны в целом). Россия — это единственная страна СНГ, где доля титульной нации не возрастает[1].
ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ
В обзоре рассматриваются языки тех народов, носители которых живут на территории России и не имеют гос. образований вне Российской Федерации. Таких языков насчитывается ок. 100. Статус некоторых языковых единиц (языков или диалектов) до сих пор не нашёл окончательного решения в науке.
Языки народов России различаются по генетической принадлежности, типологии, численности говорящих на каждом из них, территории распространения, наличию или отсутствию письменности и письменных традиций, графическим основам письменности, своему правовому статусу, объёму своих социальных функций.
Генетическая принадлежность
Языки народов России принадлежат к следующим языковым семьям: индоевропейской, алтайской, уральской (эти три семьи включаются некоторыми языковедами в т. н. ностратическую макросемью), чукотско-камчатской, эскимосско-алеутской, енисейской (иногда, вместе с языками юкагиров и нивхов, условно объединяемыми в группу т. н. палеоазиатских языков) и северокавказской.
Индоевропейские языки
Из индоевропейских языков к языкам народов России относятся представители славянских, иранских, германских и индоарийских языков.
Славянские языки. Представлены русским языком, входящим в их восточнославянскую подгруппу. Русский язык распространён по всей территории РФ (сведения о количестве говорящих на языках народов России приведены в таблице на стр. 210).
Иранские языки. Представлены осетинским и татским языками.
Осетинский язык входит в вост. подгруппу иранской группы языков. Распространён в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии (данные о распространении языков даются для территории РФ).
Татский язык входит в юго-зап. подгруппу иранской группы языков. Распространён в Дагестане, в некоторых городах Северного Кавказа (в осн. в Кабардино-Балкарии).
Германские языки. Представлены языком идиш, входящим в их западногерманскую подгруппу. Идиш распространён в разных регионах России (компактной территории распространения не имеет).
Индийские (индоарийские) языки. Представлены цыганским языком, входящим в их индийскую подгруппу. Цыганский язык распространён в центральных, сев. и сев.-зап. областях России, в Западной Сибири, на Алтае (компактной территории распространения не имеет).
Алтайские языки
Из алтайских языков к языкам народов России относятся представители тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков.
Тюркские языки. Наиболее многочисленная группа языков народов России, представленная татарским, чувашским, башкирским, якутским, кумыкским, тувинским, хакасским, карачаево-балкарским, ногайским, алтайским, шорским, долганским, тофаларским, чулымским (чулымско-тюркским) языками.
С 1989 по 2002 год увеличилась численность армян (на 212 %), чеченцев (на 50 %) и башкир. Численность татар почти не изменилась. Незначительно сократилась численность чувашей[61].
В 2002—2010 годах, за редким исключением, численность населения большинства «европейских» народов, проживающих на территории Российской Федерации, уменьшается, а «азиатских» — увеличивается. Так, среди народов России с количеством населения свыше 30 000 человек максимальный прирост наблюдался:
А максимальная убыль среди народов России с количеством населения свыше 30 000 человек наблюдалась:
Национальный состав населения Крыма
Рождаемость
Репродуктивные установки и нормы детности в России имеют этнические особенности[150]. Проведенные исследования показали, что рождаемость одно и того же этноса в разных регионах ближе, чем рождаемость разных этносов в одном регионе[151]. По переписи 2002 года самый высокий уровень рождаемости в России был у дидойцев (3,038 рождённых ребёнка в среднем на женщину), курдов (2,581), турок (2,512), цыган (2,451) и ненцов (2,421), а самый низкий уровень рождаемости в России у евреев (1,264), русских (1,446), грузин (1,480)[152]. Однако микроперепись 2015 года зафиксировала продолжение процесса уменьшения этнической дифференциации уровня рождаемости в России[153].
Народы | 1897 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Все население | 1417 | 1269 | 1070 | 876 | 731 | 656 | 747 | 396 | 455 |
Русские | 1310 | 1233 | 1191 | 863 | 703 | 667 | 759 | 384 | 450 |
Татары | 1454 | 1432 | 1592 | 1105 | 992 | 680 | 713 | 374 | 401 |
Чеченцы | 1904 | 1805 | 2174 | 2179 | 2256 | 1400 | 1267 | 942 | 1027 |
Евреи | 1490 | 795 | 824 | 337 | 296 | 305 | 343 | 225 | 286 |
В Демоскопе есть таблица Всероссийская перепись 2010 года. Женщины наиболее многочисленных национальностей РФ, проживающие в частных домохозяйствах, по возрастным группам и числу рождённых детей
Самые высокие показатели рождаемости у ингушей (2257 детей на 1 000 женщин), чеченцев (2196) и даргинцев (1975). А также у якутов и бурятов. Ниже всего у русских: на 1000 женщин 1405 детей[155]. Одна женщина в возрасте 50 — 54 лет за свою жизнь родила детей: ингушка 3,55, цыганка 3,46, чеченка 3,15, даргинка 3,06, тувинка 3,06, аварка 2,93, кумычка 2,74, лезгинка 2,73, таджичка 2,73, азербайджанка 2,5, бурятка 2,5, якутка 2,5, узбечка 2,48, кабардинка 2,4, карачаевка 2,39, казашка 2,36, балкарка 2,27, марийка 2,26, немка 2,25, башкирка 2,2, калмычка 2,18, армянка 2,17, удмуртка 2,16, чувашка 2,14, коми 2,1, осетинка 2,09, адыгейка 2, татарка 1,93, мордовка 1,91, украинка 1,89, белоруска 1,85, русская 1,78 и еврейка 1,45[156].
Возрастная структура
Доля пожилых (60 лет и старше) % | Уровень старости[~ 1] | Доля в населении России (% к указавшим национальность) 2002 | Доля в населении России (% к указавшим национальность) 2010 | Народы |
---|---|---|---|---|
Демографическая молодость | ||||
~6 | до 0,25 | 2,17 | 2,78 | киргизы, таджики, турки, цыгане, тофалары[~ 2], чукчи, нганасаны[~ 2], ненцы, уйльта[~ 2], чеченцы, юкагиры[~ 2], ханты, тувинцы, орочи[~ 2], коряки, эскимосы[~ 2], манси, азербайджанцы, нивхи[~ 2], долганы, кеты[~ 2], узбеки, ингуши, сойоты[~ 2], эвенки, энцы* |
Преддверие старости | ||||
~8 | 0,25—0,4 | 2,56 | 2,6 | табасараны, негидальцы, эвены[~ 2], селькупы[~ 2], цахуры[~ 2], кумыки, нaнaйцы[~ 2], ульчи[~ 2], рутульцы[~ 2], даргинцы, аварцы, лезгины, алтайцы, чувaнцы[~ 2], удэгeйцы[~ 2], агулы[~ 2], якуты, лакцы, ногaйцы |
Старость — невысокий уровень | ||||
~12 | 0,4—0,9 | 4,39 | 3,82 | итeльмeны[~ 2], чулымцы[~ 2], саами[~ 2], алеуты[~ 2], буряты, калмыки, казахи, хакасы, карачаевцы, шорцы[~ 2], кабардинцы, балкарцы, телеуты[~ 2], черкесы, камчадалы[~ 2], абазины[~ 2], армяне, башкиры, адыгейцы |
Старость — заметный уровень | ||||
~18 | 0,9—1,5 | 6,35 | 6,11 | (без русских) тазы, осетины, шапсуги, корейцы, марийцы, кумандинцы, молдaвaнe, грузины, татары, грeки, чуваши |
80,64 | 80,9 | русские | ||
Старость — значительный уровень | ||||
~20 | 1,5—4 | 0,74 | 1,47 | удмурты, коми, коми-пермяки, нагайбаки, бесермяне, немцы, мордва |
Старость — высокий уровень | ||||
~30 | 4—7,5 | 2,62 | 0,06 | карелы, финны, вепсы |
Старость — крайне высокий уровень | ||||
~40 | 7,5+ | 0,16 | 1,9 | евреи, украинцы, белорусы |
____________________
2) Изобразите его устройство (organisatio) ибо народ как целое, есть тело органическое; организм этот есть не иное что, как только порядок; порядок же есть единственное условие существования, или жизни целого.
Устройство народа состоит из двоякого порядка:
а) внешнего, или формы устройства, и

б) из внутреннего, или законов и прав.

Вот два условия жизни народа как целого, из коих первое представляет нам органы, или орудия жизни народной, а последнее самую внутреннюю, жизненную силу.


Оба рода порядка имеют между собою столь тесную связь, что один без другого существовать не может. Изображение всего первого на чужом языке называется археологией,

археографией ( )

. Русского названия для этой науки нет, ибо учёные, для общего блага, до сих пор думали, что понятнее будет название науки, вымастеренное из какого-либо бусурманского языка, чем русское и чтополезнее для уразумления оного имени заставить юношу коптеть 7 лет над Эллинским языком, чем посредством русского слова дозволять ему понять то в одну секунду.
Это просто, по русски, можно перевести чинопись, т.е. описание чинов.
Археография (от др.-греч. ἀρχαίος — древний и γράφω — пишу) — специальная вспомогательная историческая дисциплина, разрабатывающая теорию и практику издания письменных источников (организация работы по публикации источников, выявление и сбор исторических памятников, разработка методов и способов публикации, выработка правил научно-критического издания источников и т. д.).
Археография тесно связана с филологией, источниковедением,палеографией, текстологией, дипломатикой,архивоведением, документоведением и другими дисциплинами. В западноевропейской исторической науке археография как самостоятельная историческая дисциплина обычно не выделяется, не употребляется и термин «археография». Во многом археография близка с палеографией.
Изображение последнего есть (номография) nomographia, законопись, dicaeographia описание прав и законов, иначе,
правоведение,

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.Так, предметом правоведения являются:
1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
2) государство как организация политической власти,обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.
В правоведении можно выделить структурный метод,позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.
Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).
Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.
Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.
законоведение.

Изобразив подробно внутреннее и внешнее устройство народа, т.е. тело как целое, мы уже получаем о нём довольно ясное понятие.
3) Изобразите душу народа. В этой статье изобразите
а) характер и нравы;

б) умственные способности:
1) всю сферу его сведений касательно Бога, природы и самого человека;
Русское православное христианство

Храм Христа Спасителя в Москве
Ислам в России

Иволги́нский даца́н «Хамбы́н Сумэ́» — буддийский монастырь-дацан, центр Буддийской традиционной Сангхи России.
Иудаизм в России

2) состояние искусств и изделий.

4) Изобразите его, так сказать, прозябание:
а) все роды напитка, пищи, им употребляемой, образ приготовление и употребления оной:
Русская кухня – это не только щи да каша, хотя и эти блюда заслуживают внимания. Известный гурман Брийа-Саварен признавал только 3 кухни, в число которых входила и русская.
Прежде всего, русская кухня, славится своими первыми блюдами (хлебово): щи, солянки, рассольники (с солеными огурцами, грибами), кальи (рыбный или мясной суп, сваренный на огуречном рассоле), уха.
К некоторым супам, например, к ухе, принято было подавать выпечку – расстегаи.

В жаркое время на первое подавали разнообразные холодные супы: окрошку, ботвинью, тюрю.

К пирогам относились серьезно и обстоятельно. Приготовление кулебяки или курника требует времени и умения. Зато какой плюс: страна была ведущим производителем зерна, поэтому мука всегда была практически в любом доме, ну а начинка – исходя из наличия. Далее – фантазия и мастерство хозяйки.
Активно использовался творог, его добавляли в начинки ватрушек и шанег.
Проще с блинами, которые для многих давно стали визитной карточкой русской кухни. Блины пекли на масле, добавляли начинку или складывали в блинчатые пироги.

Особое место в русской кухне занимают грибные блюда: грибы не только варили или сушили, как в других кухнях, но и заготавливали впрок (солили).

Мясные вторые блюда, как правило, готовились по великим праздникам. Зато какое разнообразие: от котлет и жаркого из субпродуктов до целиком запеченного поросенка.

Зима на большей территории России длится чуть ли не полгода и грех было не использовать минусовые температуры для приготовления пищи. Например, холодца. Благо и на приготовление отборных кусков мяса не нужно.
Рыбная альтернатива холодцу – заливная рыба, осетрина, например. Хотя для меня лично в этом деле номер один это судак.

Запить трапезу тоже было чем: сбитни, квасы, морсы, мёды, водицы, сыворотка с изюмом и уваренный капустный сок, а также чай из высушенных листьев кипрея, то есть иван-чай.

Ценились и крепкие напитки: умели варить хмельные меды (медовуху), березовицу (сброженный березовый сок), квас, пиво.

В 15 в. научились делать «хлебное вино» – водку. К 16 веку водка стала предметом государственной монополии: в 1533 году в Москве, на улочке Балчуг, напротив Кремля, открылся первый царев кабак.
Разумеется, со временем русская кухня менялась, с появлением новых продуктов, изменялась рецептура, старые рецепты забывались. К счастью, все же сохранились рецепты, которые позволяют получить представление о традиционном русском застолье.
б) все виды, качества и формы одеяний:

в) качества и формы жилищ:

Свежие комментарии