Кому помешали скоморохи на Руси?

Давно подмечено, что чаще всего и больше всего о скоморохах говорят документы, вышедшие из-под пера деятелей русской церкви. 

Это легко объяснимо: ведь церковь долгие века сначала собственными силами, а потом с помощью государственной власти, вела непрерывную и непримиримую борьбу с многочисленными игрецами, плясками, гудцами, смехотворцами и сквернословцами, со всей той «лестью идольской», имя которой - русское скоморошество. 

Летопись этой борьбы интересна и обширна, ее хватило бы, пожалуй, на целую книгу, которая, возможно, и появится когда-нибудь.

Впервые со словом «скоморох» мы встречаемся в хорошо известном ученым «Поучении о казнях божиих»

Документ этот появился вскоре после официального принятия христианства на Руси, в середине XI века. Вряд ли будет ошибкой сказать, что с этого времени и начинается борьба церкви со скоморошеством.

«Но этими и иными способами,- читаем мы в «Поучении»,— вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от Бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты».

Уже этот самый ранний из известных сегодня документов с упоминанием о скоморохах содержит все основные претензии церкви к ним. Потом вплоть до XVII века - последнего века русских скоморохов - церковь так и не выдвинула ничего, точнее, почти ничего нового против них.

Первое обвинение - это связь скоморохов с язычеством. Скоморохи - слуги дьявола, их игра бесовская, их действия неугодны Богу. Слушать скоморохов смотреть на их представления и тем более участвовать в них - едва ли не самый большой грех, который повлечет за собой страшное наказание на том свете. 

Второе обвинение: на игрищах «толпы» народа, «а церкви стоят пусты». 

Мы не сможем понять всего значения этих слов, пока не разберемся в том, что такое игрища и какое место они занимали в жизни древнерусского человека.

Когда-то игрища были неотъемлемой частью богослужения язычников. Постепенно игрища приобретали некоторые черты самостоятельности, их проводили независимо от языческих праздников, а потому народ продолжал собираться на них и даже тогда, когда память о языческих богах исчезла совсем. 

Церковь сама способствовала проведению этих праздников хотя бы тем, что приурочила все основные языческие праздники к своему календарю и этим как бы легализовала их. Церковь надеялась таким образом изменить характер празднеств, особенно праздничных игрищ и гуляний, но как раз здесь она потерпела одно из самых крупных поражений за всю свою историю.

Скоморохи были заметными фигурами на игрищах еще у славян, задолго до образования Киевской Руси. Документы этого времени не сохранились, поэтому мы не знаем, что скоморохи делали на игрищах, но, безусловно, действия эти были достаточно важными и никто, кроме самих скоморохов, не мог выполнять их. 

В более поздние времена, после принятия христианства на Руси скоморохи берут на себя, условно говоря, «смеховую часть» программы игрища, что делает их самыми заметными фигурами среди всех участников. Именно вокруг скомороха разворачивалось основное действие игрища, именно он был его центром.

Вот что говорит еще один документ - «Слово о твари»

Люди «Во зле» живут, - пишет древнерусский проповедник, - не так, как завещал Бог и апостолы, но хуже всего, что они не желают знать, как надо жить, не хотят слушать божественных словес. А стоит плясцам, или гудцам, или другим игрецам позвать на игрище или на какое-нибудь сборище идольское, то все устремляются с радостью и весь день стоят там, участвуя в позорище, а когда в церковь позовут, то люди позевывают, чешутся, потягиваются и говорят; дождь, или холодно, или что-нибудь еще. А на позорищах ни крыши, ни затишья, а дождь и ветер, но все приемлют радуясь, позоры устраивая на пагубу душам. А в церкви и крыша и «заветрие дивно», но не хотят прийти на поучение.

Яснее о роли скомороха не скажешь. 

Именно он зовет на игрище, именно он причина того, что на игрищах «толпы», а «церкви стоят пусты». Значит, он главное зло. 

А кроме игрищ, были еще многочисленные бытовые обряды — пиры и братчины, в которых также активно участвовали скоморохи. Да и в обыденной жизни скоморох оставался очень заметной фигурой. Не только своим умением смеяться и смешить завоевал он любовь и уважение народа. Он мог пропеть и «серьезную» историческую песню и былину, рассказать сказку. Из знаменитой былины о Добрыне мы узнаем, как этот богатырь, переодевшись скоморохом, поет на свадьбе эпические песни.

Исторические песни слышал от скоморохов иностранец Адам Олеарий, который путешествовал по Руси в первой половине XVII века. А вот слова автора первого научного труда по истории России В. Н. Татищева: «Я прежде у скоморохов песни старинные о князе Владимире слыхал… тако же о славных людях Илье Муромце, Алексие Поповиче, Соловье Разбойнике, Дюке Стефановиче и проч.».

Древнерусские артисты-скоморохи были не только распространителями фольклора, но и авторами многих пословиц, поговорок, песен, сказок и даже отдельных былин. А именно песни, сказки, былины церковь постоянно осуждала. 

Здесь одна из причин ненависти церкви к скоморохам. Здесь одно из оснований любви к ним народа.

Это был лишь первый период борьбы церкви со скоморохами. Ее вела еще не вся церковь, а только отдельные, наиболее активные ревнители благочестия. Шло время, песен и музыки не становилось меньше. Праздничные игрища проводились все чаще, а число скоморохов росло. Церковники поняли: словами и поучениями не сдержать всего этого. Нужны более действенные меры, и вот речь о скоморохах заходит уже на церковном соборе 1551 года - Стоглавом. 

Решались вопросы, которые непосредственно касались скоморохов. В одном из них говорилось о свадьбах с участием скоморохов. Вот какой был дан ответ: «К венчанию ко святым церквам скоморохам и глумцам перед свадьбою не ходити, а священникам бы о том запрещати с великим запрещением…» 

В другом вопросе говорилось о поминальном обряде со скоморохами. Ответ; «Всем священникам по всем городам и селам, чтобы православных христиан наказывали и учили, в которые времена родители своя поминают и они бы нищих покоили… а скоморохам и всяким глумникам запрещали и возбраняли, чтобы в те времена, коли поминают родителей, православных христиан не смущали теми бесовскими играми».

Ответы собора - это закон, которому обязаны были подчиняться все церковнослужители. И закон этот предписывал священникам запрещать участие скоморохов в бытовых обрядах.

Не имея права запретить скоморохов вообще, Стоглавый собор предпринял своеобразный дипломатический маневр. Он включил в свое обсуждение вопрос, решение которого не относилось к его компетенции. Это был вопрос о роли скоморохов в общественной жизни. Вот его текст: «Да по дальним странам ходят скоморохи, совокупляся ватагами многими, до шестидесяти и до семидесяти и до ста человек, и по деревням у крестьян сильно (то есть насильно?) едят и пьют и из клетей животы грабят, а по дорогам людей разбивают».

Страшные слова. Если верить им, скоморохи - явное общественное зло, подлежащее немедленному искоренению. Именно на такую реакцию и рассчитывала церковь. Вот ответ на этот вопрос: «Благочестивому царю свою заповедь учинити, якоже сам весть, чтобы впредь такое насильство и безчинне не было». Святые отцы вежливо, но настойчиво рекомендовали царю обуздать скоморохов или, еще лучше, запретить, искоренить их.

Церковники явно перегибали палку. Скоморохи вовсе не были такими, какими они представлены. Ни в одном документе ни до, ни после 1551 года нет указаний на то, что они ходили огромными ватагами, занимались воровством, грабежами и разбоем. 

Иван Грозный не внял рекомендациям. Но церковь не отступила. Бывший митрополит Иоасаф направил царю специальное послание, где пишет о скоморохах: «Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве, се тебе государю в великое спасение, аще бесовская игра их не будет». Здесь уже прямо и откровенно, без намеков и дипломатии говорится о том, что скоморохов надо запретить. Но и этот шаг церкви не имел успеха.

Один из исследователей, автор единственной у нас книги о скоморохах, вышедшей еще в 1889 году, А. Фаминцын, утверждает, что церковь потерпела поражение потому, что на стороне скоморохов были личные симпатии Ивана Грозного, который любил смотреть их представления, а нередко и сам плясал и пел вместе с ними. 

Иван Грозный не пошел на запрещение скоморохов не потому или, лучше сказать, не только потому, что они пользовались его личной симпатией. Скоморохи были органической частичкой русской жизни, они были необходимы каждому русскому от царя до простого крестьянина, как необходимы были ему песни, сказки и былины, качели и кулачные бои, медвежья потеха и ряженые на святки. 

Их нельзя, невозможно было тогда запретить.

* * *

Справка из Википедии на запрос Скоморох:

...в 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян. Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, яpмарочных yвеселителей и балаганщиков

* * *

В середине XVII века церковь и государство выступили против скоморохов единым фронтом. Кульминационным актом этой борьбы стал известный «противоскоморошин» указ царя Алексея Михайловича, изданный в 1648 году и разосланный в форме заповедных грамот по всей стране. 

Под угрозой батогов и ссылки запрещалось плясать, петь песни, рассказывать сказки, играть на музыкальных инструментах, устраивать кулачные бои, качаться на качелях, гадать под Рождество и т. д. и т. п. 

«А где объявятся домры и сурны и гудки и хари и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».

Большинство исследователей утверждает, что 1648 год стал роковым в истории русских скоморохов, что они были уничтожены совместными усилиями государства и церкви.

 Действительно ли победа церкви была полной и безоговорочной? Действительно ли можно говорить о «насильственной» смерти скоморохов?

XVII век был «новым периодом русской истории». Это новое существенно повлияло и на русскую культуру. Увеличился разрыв между культурой господствующего класса и культурой народной. Представители господствующего класса стали смотреть на народное искусство сначала свысока, а затем и с презрением, всеми силами стараясь отгородиться от него. Это не могло не сказаться и на судьбе скоморохов.

Раньше у многих бояр и почти у каждого богатого человека были собственные труппы скоморохов. Теперь бывшие хозяева скоморохов начинают презирать народных артистов, стараются поскорее забыть, что когда-то наслаждались их искусством.

Так есть ли основания говорить о полной и безоговорочной победе церкви над русскими скоморохами? 

Теперь о самом главном.

В документах, которые мы упоминали — «Поучение о казнях Божиих», материалы Стоглавого собора и «противоскомороший» указ 1648 года,- борьба государства и церкви против скоморохов отражена наиболее ярко. Они как бы определяют три этапа борьбы. Эти же документы помогают нам выяснить главную причину ненависти к скоморохам.

Обратимся к истории. Знаменитое киевское восстание 1068 года было самым крупным за всю предшествовавшую историю Киевской Руси. «Поучение о казнях Божиих» - это доказано - является откликом на него.

Вся первая половина XVI века была временем острейшей классовой борьбы, вершиной которой стало московское восстание 1547 года. Именно оно определило характер и основное направление деятельности и решений Стоглавого собора в 1551 году. В 1648 году прокатилась целая волна городских восстаний, основным ее звеном было московское восстание, вспыхнувшее в июне. Грозный «противоскомороший» указ подписан в ноябре. Именно в это время (октябрь - декабрь) шла расправа с участниками восстания.

Таким образом, основные документы, отражающие борьбу против скоморохов, находятся в самой тесной связи с кульминационными точками классовой борьбы. 

Почему мы обращаем внимание на эту связь?

Мы уже говорили о том, что именно игрища были наиболее ненавистны церкви. Причины крылись совсем не в том, что здесь особенно заметно давали себя знать пережитки язычества в сознании людей. Причины были в самом характере игрищ, в особом характере народного праздника, веселья, смеха. Праздник создавал атмосферу подчеркнуто неофициальных и истинно человеческих отношений.

Русская народная праздничность, русские игрища и гулянья с этой стороны изучены мало, почти вовсе не изучены. Гораздо больше мы знаем о западноевропейских народных празднествах.

М. Бахтин в книге «Творчество Франсуа Рабле» (Франсуа Рабле один из величайших французских сатириков) пишет, что, в противоположность официальному празднику, на празднике народном (во Франции), в частности на карнавале, торжествовало как бы временное освобождение от господствующей правды и существующего строя, временная отмена всех иерархических отношений, норм и запретов. На карнавале все считались равными. Здесь господствовала форма вольного контакта между людьми, разделенными в обычной жизни непроходимыми барьерами сословного, имущественного, служебного и возрастного положения. Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений. Человек возвращался к самому себе, ощущал себя человеком среди людей.

На Руси не было карнавала, каким его знали Франция и Италия, но наши народные праздники в целом близки западноевропейским. Громы и молнии, которые метала церковь по поводу игрищ и увеселений нашего народа, как раз и объясняются тем, что дух народной праздничности, царившей здесь, был прямо противоположен тому, что старалась насадить церковь.

На игрищах человек освобождался от пут, которые связывали его в обыденной жизни, становился свободным, становился самим собой, правда при этом забывал и царя и Бога. Естественно, что люди более охотно шли на игрища, чем в церковь.

Именно здесь, вероятно, корень непримиримости русской церкви к игрищам и скоморохам - главным фигурам на игрищах, их вдохновителям и организаторам. 

И последний важный момент. 

Давайте сравним людей, собравшихся на игрище, с людьми, вышедшими в дни восстаний на городские площади в Киеве в 1068 году или в Москве в 1547 и в 1048 годах. Разница большая. На игрищах люди как бы уходили от действительности, забывали ее, а восставшие боролись за ее изменение. Но нельзя не видеть и сходства.

И тут и там - временное объединение людей, для которых отменены иерархические отношения, людей, которые игнорируют всевозможные нормы и запреты. 

Известно, какую роль в средневековых восстаниях играл элемент стихийности и импровизации, это свойственно и праздникам. Главное, что и тут и там господствовал дух народного самосознания. 

Недаром в царском указе 1648 года народный праздник назван «мятежным действом».

* * *

Источник ➝

5 самых идиотских поводов для войны в истории

Причины у любой войны всегда серьезные: долгие годы непонимания и территориальные претензии, жажда власти и экономическая нестабильность. Но вот повод может быть самым идиотским, например свинья, зашедшая на картофельное поле, или украденное деревянное ведро, или пес, перебежавший через границу.

Собрали для вас 5 самых ярких и нелепых эпизодов, которые превратили войны в трагикомедию.

Война из-за деревянного ведра

Однозначно первое место по уровню идиотизма среди поводов для войны. Бойня, стоившая тысяч жизней, и все это ради того, чтобы вернуть на родину самое обычное дубовое ведро.

XIV век, два соседних города-государства северной Италии — Болонья и Модена — живут на грани конфликта. Болонья поддерживает партию гвельфов, а Модена — их злейших врагов, гибеллинов. Расстояние между ними небольшое, около 50 километров, в общем, в любой момент может прибежать вражеская армия и начаться бойня. И бойня началась, но повод для нее нашли самый смехотворный.

По одной версии (более дурацкой) некий кавалерист-наемник дезертировал из Болоньи в Модену и попутно прихватил с собой деревянное ведро из колодца. Правительство Болоньи потребовало вернуть ведро, так как это — муниципальная, а значит общая, собственность.

Вот то самое ведро.

По другой версии (чуть менее постыдной) кавалеристов было несколько, и в деревянном ведре у них было не пусто — там были ценности, добытые грабежом простых болонцев. В любом случае, обиженная сторона просила вернуть именно ведро. Потому что про неприкосновенность частной собственности тогда не думали, а вот воровать общественное достояние города — это уже ни в какие ворота.

Началась перепалка. Дипломаты не договорились, и договариваться пришлось пушкам. Во время решающей битвы при Запполино погибло 2000 солдат. Модена выиграла, отстояв-таки это ведро. Оно до сих пор хранится в городе как реликвия. Никаких других приобретений мини-государство не получило. Только чертово ведро.

Война из-за оскверненных пирожных

Стереотипный современный мексиканец любит острые блюда. Стереотипный мексиканец XIX века в добавок еще и ненавидит все сладкое. По крайней мере, во время уличных беспорядков в 1828 году мексиканские офицеры зачем-то разгромили кондитерскую лавку французского подданного.

Пирожные и торты растоптали, в магазине устроили дебош, мебель поломали, посуду разбили, а с шоколадным фондю обошлись так, что постыдно рассказать. Француз требовал компенсации и в своих просьбах дошел до высшей инстанции — родного короля Луи-Филиппа I. Тот проникся бедами простого кондитера и объявил Мексике ультиматум: отдать пострадавшему 60 тысяч песо. Сумма на тот момент была просто непомерной.

А чтобы мексиканцы поняли всю серьезность намерений, король потребовал еще и вернуть все деньги, которые Мексика задолжала Франции. На ультиматум наплевали, и Луи-Филипп I фактически объявил войну: его флот заблокировал порт Веракрус и начал бомбить крепость Сан-Хуан-де-Улуа.

В ответ мексиканцы ввели военное положение и попытались заручиться поддержкой Техаса, который тогда был самостоятельным государством. Поняв, что тягаться с Францией нищей стране не по силам, Мексика приняла требования и выплатила долги. А не надо было топтать пирожные.

Война из-за свиньи

Британско-американский конфликт, который едва не перерос в настоящую войну. И все это из-за свиньи, которая зашла на картофельное поле.

15 июня 1846 Британия и США подписали Орегонский договор, который определял границы государств у берегов Тихого океана. По идее документ должен был прояснить ситуацию и избавить от недомолвок, но лишь запутал все еще хуже. Как оказалось, карты региона были неточны, и оба государства посчитали острова Сан-Хуан собственной территорией. В итоге здесь начали селиться и британские, и американские колонисты. И те и другие, естественно, считали друг друга нелегальными иммигрантами.

15 июня 1859 года, спустя ровно 13 лет, как по заказу, все это вылилось в один из самых глупых конфликтов в истории.

В этот день американский фермер Лиман Катлэр увидел на своей земле здоровенную черную свинью, которая копошилась в его огороде и жрала картоху. Свинья делала это уже не впервые: сначала Лиман прогонял ее пинками, потом палкой, но на этот раз он не выдержал, сходил домой за ружьем и пристрелил хряка.

Оказалось, что скотина принадлежит местному ирландцу по имени Чарльз Гриффин. Проблема в том, что оба фермера были гражданами разных государств. Когда рядовой сельский конфликт дошел до скандала, оба мужчины пошли просить о помощи представителей своих властей. И те отреагировали на инцидент со свиньей неожиданно бурно.

Американцы высадили на острове четыреста солдат. Британцы не отставали и прислали пять кораблей с двумя тысячами вояк на борту. Губернатор британской колонии приказал контр-адмиралу Роберту Бэйнесу начать военные действия, если американцы не покинут территорию. К счастью, офицер ослушался руководства и тем самым спас страну от войны. Солдаты США и Британии дни напролет развлекались тем, что оскорбляли друг друга, но четко соблюдали приказ не открывать огонь первыми.

Британские войска на острове Сан-Хуан.

Когда о войне из-за паршивой свиньи узнали в Лондоне и Вашингтоне, там схватились за головы и пошли на перемирие. Для предотвращения конфликта привлекли нейтральных третейских судей во главе с императором Германии Вильгельмом I, который решил спор из-за хряка в пользу США — острова достались им.

Война из-за псины

Похожая, но более трагичная история случилась на границе Греции и Болгарии в 1925 году. Только началось все не со свиньи, а с бродячего шелудивого пса, который решил сбежать через границу.

Отношения между странами тогда были крайне напряженными: в Первой мировой они сражались по разные стороны, плюс у каждой были территориальные притязания. Кроме того, на территории Болгарии широкое распространение получили партизанские антигреческие группы. Одна из таких групп фактически захватила власть в районе города Петрич на границе. Это было государство в государстве, приграничной территорией распоряжалась «Внутренняя македонская революционная организация». Именно здесь и случился конфликт.

18 октября у одного из греческих пограничников сбежал прикормленный пес. Причем побежал этот дурак не куда-нибудь, а через границу. Солдат отправился искать свою псину и, прямо на пересечении государств, был застрелен патрульными из Петрич. Когда об этом узнал офицер греческой заставы, он отправился разбираться, но тоже был убит на месте. Сообщалось и о других стычках, но обе стороны до сих пор сваливают вину друг на друга.

История вышла некрасивая. Греция потребовала официальных извинений и компенсации для семей погибших. Болгария так и не ответила за предоставленные ей 48 часов, и греческие войска вторглись в окрестности Петрича. Несколько приграничных сел были захвачены, сам город был уже почти взят с боем. К счастью, вмешалась Лига Наций (прообраз ООН тех лет) и войну остановили. Причем теперь Греция обязана была выплатить компенсацию за неудобства и 50 погибших болгар.

Греческая армия

Псину, насколько известно, так и не нашли. Наверняка испугалась канонады и сбежала с концами.

Футбольная война

Однажды мы уже рассказывали об одном из самых нелепых конфликтов в истории — «Футбольной войне» между Сальвадором и Гондурасом. Тогда из-за проигрыша в футбольном матче погибли тысячи людей, а обе страны впали в затяжной кризис.

В 1970 году сборные по футболу из Сальвадора и Гондураса пытались выбиться в финал чемпионата мира и спортивный раж подогревался давней неприязнью двух государств. Вылилось все в постыдную историю: выигрыш Сальвадора на своем поле привел к тому, что местные жители, поверившие в свои силы, сначала начали массово избивать гондурасцев, а затем и вовсе напали на соседей с довольно туманными требованиями.

Непосредственно война началась с пересечения сальвадорскими самолетами воздушного пространства соседа, а закончилось бойней, уничтоженной инфраструктурой обеих стран и вмешательством соседних государств, которые пообещали Сальвадору такую экономическую блокаду, что он никогда не оправится.

Кстати, именно «Футбольная война» стала последним военным конфликтом, в котором активно использовались самолеты времен Второй мировой. Страны были не очень богатыми, поэтому вынужденно скупали старье, на котором попросту боялись летать летчики других стран.

Источник ➝

Странные русские гравюры 16-19 веков.

https://i.ytimg.com/vi/ZXprUL-VDWI/maxresdefault.jpg

Странно выглядят эти гравюры в сравнении с историей, которой нас учили...

.

Картина дня

))}
Loading...
наверх