На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Мировоззрение инженера. Про смысл

8. Про смысл

Два смысла в жизни — внутренний и внешний,

У внешнего — семья, дела, успех;

А внутренний — неясный и нездешний —

В ответственности каждого за всех.

                                                                                              Игорь Миронович Губерман

 

В моем восприятии смысл — понятие, которое обозначает нечто, что было у Бога при Его замысле о творении мира и что пронизывает, оформляет и наполняет тварь. Попробую рассказать о понимании, важнейшей для меня и самой фундаментальной, категории «смысл».

Если бы материальный мир был нетварным, вечным и бесконечным, то он, с моей точки зрения, не имел бы ни цели, ни смысла своего существования. Такой мир не может быть ни осознан, ни познан Человеком, и невозможно найти оправдание его бытию. И как следствие, такой же бессмысленной и бесцельной становится и жизнь каждого человека в таком мире.

«Смысл, цель, идея — понимается различно; смысл мирового прогресса религиозен, потому что последняя цель развития не формальна, но реальна, и в то же время реальность цели не коренится в условиях нам данной действительности; и потому-то идея разума всегда предопределена живым образом будущего, а это будущее — опять-таки не коренится в условиях данного.» Так писал поэт-символист Андрей Белый в книге «Символизм как миропонимание» (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934)

 

Смысл наполняет нашу жизнь и оправдывает существование материального мира. Мы с Вами ощущаем смысл в гармонии вселенной и считаем бессмысленным варварское отношение к природе. Существует реальный смысл в законах природы, и в добром отношении к человеку. Осмысленность мира лежит в основе религии, науки, искусства и всех языков — инструмента человеческого сознания и общения между людьми. Думаю хорошо известно, что много понятий, которые широко используются всем человечеством, но которые значительно шире возможностей человеческого понимания. Есть такие понятия, которые непоняты сегодня, а есть которые не станут полностью поняты никогда. К таким необъятным понятиям относятся: Бог, Жизнь, Истина, Добро, Любовь, Красота, Смысл и даже зло. Но определенное представление и его содержание присущи любому понятию, если оно существует. Мы хорошо ощущаем внутреннюю глубину этих понятий, хотя и не всегда знаем в чем ее суть. Итак: — «Смысл».

Попробуем, мысленно, провести эксперимент с понятием «смысл». Вот во дворе КАМАЗ сгрузил большую кучу песка. Рассмотрим одну конкретную песчинку из этой кучи. Какой смысл именно в этой песчинке? Для начала, попробуем ответить на несколько простых вопросов. Что будет с кучей песка если эта песчинка незначительно изменит свою форму, цвет, вес, размеры, или твердость? Что произойдет, если песчинка изменит свое местоположение в куче или вообще из песчинки превратится в капельку воды? Ответы очень просты: — ничего не случится, и ничего не произойдет! Именно эта, одна единственная песчинка, в нашем восприятии мира — бессмысленна. Есть она или нет, для нас не имеет никакого значения. А уж мы для нее, тем более. Вот если Бог, решит пошутить с нами и предложит забрать Солнце, тут мы все громко завопим: «Господи помилуй!». Все мы четко понимаем, какой смысл для нашей жизни имеет существование Солнца. Но, правда, самому Солнцу до нас дела нет. Вот тут, мы и переходим к главному. Для нашей жизни имеют значение размеры Солнца, его яркость, расстояние от него до Земли и многие другие его параметры. Но, если мир не создан для жизни, то никакие его характеристики и параметры не имеют никакого значения. Безжизненный мир никому не нужен; а значит он не будет иметь смысла своего существования.

Современная наука хорошо понимает как «тонко» должно быть построено мироздание, для того, что бы на нашей планете могла существовать жизнь. Достаточно незначительно изменить величину гравитационной постоянной или заряда электрона, или постоянной Планка и мир изменится настолько, что жизнь на Земле станет невозможной, а может и существование самой вселенной, как таковой. Полностью будет разрушен стройный процесс формирования нашего мира от зарождения вселенной до появления на Человека («Человек» с большой буквы, означает всех живущих, в это время, людей). Как важно в замысле гармонично предусмотреть каждую отдельную составную части, их взаимодействие, всё до мельчайших подробностей, для успешной реализации замысла. Это известно даже нам, из опыта человеческого творчества. Кто-то скажет, что и при других значениях этих самых «постоянных», может, будет возможно зарождение жизни, но другой. Суть от этого не изменяется. Тот другой мир, с другими «постоянными», в котором зародится другая жизнь, тоже будет оправдан жизнью, пусть и другой. А вот если после изменения этих «постоянных» зарождение жизни станет невозможным, то и этот неживой мир и все его изменения не имеют ни смысла, ни цели, как и та, наша единственная песчинка. Безжизненный мир, если он не предназначен для зарождения в нем жизни, может быть каким угодно, но все равно он будет бессмысленным, бесцельным и никому ненужным, а значит и беспричинным, следовательно — его и не будет! А мир есть, и мы все в этом абсолютно уверены и наполнен жизнью.

 

Гениальный мыслитель, воспринимающий мир как творение Бога, ученый и поэт, — Михаил Васильевич Ломоносов (1711- 1765), писал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая — видимый сей мир, им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признавал божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — священное писание. В ней показано создателево благоволение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего суть физики, математики, астрономы...»

Откровение Бога, изложенное в Священном Писании, приоткрывает тайну творения Мира. Читая «книгу Природы», мы осознаем осмысленность окружающего мира. Смысл стихия неоформленная. Как писал философ Алексей Федорович Лосев (1893 - 1988) «Смысл есть свет, и бессмыслие — тьма. Смысл в себе, в своей абсолютной природе, — абсолютен и не имеет очертания; это — стихия и бесконечная сила света.» Из книги «Философия имени». Смысл — это понятие много шире любого возможного понимания. Нам доступны, только ассоциации. Смысл – Свет. Наше восприятие, есть правда внутреннего личного неоформленного ощущения смысла, как реально существующего, и всё.

Рожденное Богом Слово (Света от Света), творит все наполненное Смыслом, что начало быть.

 «1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

 2 Оно было в начале у Бога.

 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.» Ин. 1.1-5.

Судя по Писанию целью и смыслом Божьего творения Мира является Человек. Но, в начале, Господь создал все необходимые условия, для жизни людей.

«1 В начале сотворил Бог небо и землю.

 2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

 3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.» Быт. 1.1-3.

По мнению многих святых отцов, в первых стихах книги Бытия "небо" означает мир духовный, ангельский. Мир духовный был сотворен прежде мира материального. Более детального описания неба в Писании нет, по-видимому, по той же причине, по которой человеку не дан в ощущениях мир духовный.

По мнению митрополита Филарета (Васи́лий Михайлович Дроздов, 1783 - 1867), "... землею называется здесь вещество всего мира вообще, потому что земля... противополагается небу или миру духовному..." «Толкование на книгу Бытия».

«Земля же была безвидна и пуста», это значит: не оформленная и не наполненная смыслом материя, но тьма была только над бездною. «И стал свет» осветивший смыслом разума Твоего и небо и землю. Тварь обрела смысл существования, получила свойства, определяющие ее форму и законы реализации своего предназначения. Смысл просветил, наполнил тварный Мир. Создание и наполнение смыслом материального мира отделило этот мир от бессмысленной (тьма бессмыслия) таинственной бездны небытия.

 

Святой Василий Великий говорил, что "последовательный порядок природы, получив начало с первым [Божиим] повелением, простирается на все последующее время, пока не достигнет общаго скончания вселенной" «Беседы на Шестоднев». Единая причина и порядок, единый смысл материального мира объясняют истинность древнего высказывания, что все в мире взаимосвязано. В сотворенном Богом мире все было осмысленно, гармонично и красиво. «31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.» Быт. 1.31.

Только трижды Бог творил из ничего. В первый день — небо и землю. В пятый день — душу живую в безжизненной материи, в которой не было ничего живого. В шестой день — образ и подобие Бога — Человека. Кроме Человека, ничего в твари не имело образ и подобие Бога.

И, вот на шестой день …

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.                                                  Быт. 1.26-28.

Святой Василий Великий говорил, что образом мы обладаем по творению, а подобие приобретаем по свободной воле. В одном слове «обладайте» (28-й стих) содержится широкий круг возможных взаимодействий Человека с материальным миром. В этом слове мы слышим и «используйте», и «владейте» и «познавайте». Уподобляясь Богу, человек обретает возможность познания и понимания Его замыслов. Только подобное понимает Подобного.

Познание – это такой способ обретения знания, которым человек соприкасается с познаваемым и овладевает, объединяется с ним, особым нематериальным образом. Изначально, Господь определил предназначение Человеку быть соработником в реализации Своего замысла. Как и написано в книге Бытие.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.                                                       Быт. 2.15.

Естественный процесс развития тварного Мира заключается в безусловной реализации Божьего замысла. Для свободного и разумного Человека, участие в этом процессе возможно при понимании этого замысла и согласии воплощать его в жизнь. Понимание смысла Божьего творения мира предусматривает его познание, в результате чего Человек обретает Знания. Один, ограниченный в своих возможностях человек, принципиально не способен ни осознать Смысл, в совокупности, ни усвоить Знания о замысле Бога, в целом. Поэтому Господь заповедывал Человеку «плодитесь и размножайтесь». Становится понятным смысл величайщего разнообразия и огромного количества человеческих личностей. Они необходимы Богу, чтобы Человек мог охватить грандиозный замысел творения и участвовать в его реализации. Но, просто количеством людей и даже «качеством» их интеллектуальных способностей, такую сложную задачу решить невозможно. Необходимо творческое сотрудничество людей. Такое сотрудничество предполагает взаимное понимание бесценности и незаменимости, каждой конкретной человеческой личности. Невозможно мне самому охватить Божьего промысла и поэтому, я должен верить, что именно этот, такой человек, с таким характером, и с такими способностями, необходим Богу сейчас и в этом месте. Но одного правильного восприятия другого человека мало. Нам всем, во всех наших делах, необходимы взаимопомощь и взаимопонимание. Все мы разные, и только стремление стать подобным Богу, может объединить наше понимание в едином Духе Святом. Тогда становиться возможным обретение истинных Знаний. Понимание того, что знает другой и вера в истинность его знания. Вера ему и вера в него. Правильное восприятие Знаний предыдущих поколений также возможно, только в Духе. Тогда, чисто технические погрешности в передаче информации, не будут приводить к искажению восприятия передаваемого Смысла. Человечество целиком, совместно с Богом могут выполнять Его волю. И до грехопадения, Человек осознанно и творчески выполнял все, что ему было положено.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных,

 и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.                                    Быт. 2.19.

Глубокое понимание смысла твари позволило Человеку давать имена, которые отражают сущность, и Господь, видя это, благословил, чтобы так и было. В начале Человек понимал Бога и разговаривал с ним на одном языке.

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого

 Я запретил тебе есть?                                                                                 Быт. 3.9-10.

После грехопадения Человек впервые отделил себя от источника Жизни, Истины и Любви. Коренным образом изменился смысл и образ его жизни.

Отпадение и удаление от Бога, постепенно приводит Человека к потере способности понимать Его. Одновременно, происходит процесс потери подобия Богу, потери того, что нас людей действительно объединяет и с Богом и между собой. Мы все меньше и меньше понимаем друг друга, а значит, и самих себя. Какое-то время, Человек осознавал трагичность своей потери и бессмысленность своего существования. Еще сохранялись и передавались из поколения в поколение Знания о Боге и предназначении Человека. Естественное, для нас, стремление к Богу привело к возникновению религии — восстановлению связи с Господом. Уже Авель и Каин ощущали внутреннюю потребность принести результаты своего труда в жертву Богу. Религиозные чувства талантливых людей проявлялись в посвящении Богу плодов своего творчества. Наука и все виды искусства зародились, как составная часть религиозной жизни, только в этом был их изначальный смысл.

В первое время, после грехопадения, у Человека еще существовала возможность нормально «возделывать … и хранить» окружающий мир, но цель его жизни все больше и больше замыкалась на удовлетворении потребностей собственного «я». Мы все очень разные и наши личные интересы редко совпадают. К тому же, дар творчества, свойственный каждому человеку, в этом случае, будет направлен на создание наилучших условий жизни для себя лично. Результаты такого творчества, в основном, имеют смысл только для их творца, а значит, они могут противоречить интересами других людей. Именно творчество грешного человека ради себя лично, привносит в нашу действительность «новый» смысл, который никак не согласован со смыслом всего творения, заложенного Богом. Осмысленная творческая деятельность людей направленная на сотрудничество с Богом дает плоды имеющие смысл и для Господа и для всего Человечества. Творчество ради себя или в интересах отдельного круга единомышленников непонятно или бессмысленно для других людей. Человек может творить, как соработник Божий или для реализации своих замыслов (даже если это — стремление осчастливить все Человечество). Поэтому, мир постепенно наполняется не только Божьим смыслом, но и разнообразными, противоречивыми, непонятными человеческими замыслами и бессмысленными творениями (иногда, смысл человеческого творения умирает вместе с его творцом, а само, уже бессмысленное творение, продолжает, еще некоторое время, существовать).

Недостаточное понимание Бога и рост непонимания между людьми приводит к разделению Человечества на роды и племена. Своеобразное понимание Бога, в каждом роде и племени, постепенно воспринимается другими, как понимание другого Бога. Формируются разнообразные религиозные обряды поклонения Богу, различные понятия о ценностях жизни, ее назначении и смысле. Непонимание Бога живого, подмена знания Бога на формальное выполнение обряда поклонения Ему, приводят к возникновению язычества в самых разнообразных формах. В душе каждого человека живо интуитивное стремление к единству. Но для реализации этого стремления, не имея возможности понять другого, остается только один путь — насильственного объединения. Сила становится той целью и тем смыслом, который наполнял все языческие божества и души людей. Духу Святому больше нет места в душе падшего человека. После потери живой связи с Богом был утрачен истинный смысл жизни Человека. В книгах Ветхого Завета подробно описаны все попытки Бога, спасти своих людей. Ветхий Завет является и жизнеописанием человеческой души. В каждом из нас, в большей или меньшей степени, живет ветхий человек. И вот, почти в любой серьезной жизненной ситуации, можно найти аналогию в библейском сюжете. У нас всегда есть возможность прочитать Библию и постараться услышать и понять, что сейчас говорит мне Бог. Господь все делал и делает для нашего спасения. Но ветхий человек, живущий в душе каждого, твердо стоит на бесцельном и бессмысленном, собственном пути самоутверждения, пути погибели во тьме бездны.

Исполнилась полнота времени, и жертва Сына Единородного, Его смерть и воскресенье открыли для заново рожденного, нового Человека Путь Спасения через Иисуса Христа.

Смысл христианства прост. Каждый человек, имеет возможность ощутить и осознать в своей душе Бога живого, через Иисуса Христа. Но личное спасение, как и познание Бога, для каждого человека, возможны только в личном живом общении с Богом и ближними. Господь Сам, во время Своей земной жизни заложил основание Христианской Церкви. На ее фундаменте постепенно сформировалась новая религия — Христианство. Эта религия была не только воспоминание о земной жизни Иисуса Христа, но и стремление, каждого христианина, ощутить в своей душе живого Бога. Из Евангелия мы знаем, что уже в первые десятилетия существования Христианской Церкви, в грешной душе христиан происходят размытие и искажения идеального смысла заложенного Богом в Свое создание. Крепкая вера святых апостолов и призвание Господа Святого Духа позволяли тогда сохранять единство и решать возникающие проблемы в любви. Христианство быстро распространялось по всей территории Великой Римской империи и в окружающих ее государствах. Даже кровавые периоды гонений на христиан не смогли остановить процесс проповедования Евангелия народам мира. Однако, более сложные испытания Церкви, наступили не в эти тяжелые времена, а когда Христианство стало государственной религией Римской империи. Быть христианином стало безопасно, даже престижно и экономически выгодно, а для государственных чиновников и желательно для успешной карьеры. Подавляющее большинство «новых» христиан вкладывали совершенно другой смысл своего (формального) причисления к Церкви. Большинство из них, так никогда и не стали членами Христианской Церкви, хотя и назывались христианами. Одной из целей, которую преследовал император, выбирая христианство в качестве государственной религии, было стремление объединить народы своего государства. Эта цель была во многом достигнута. Внутри же самой Церкви, возникла серьезная проблема духовного единства христиан во Христе. Нет, не может быть и не должно быть единства человека, который стремится к Богу с другим «христианином», который в храме занят самим собой, даже если при этом, он обращается к Богу. Все христиане, которые стремятся к Богу, объединяются вокруг Иисуса Христа, а другие вокруг их общих интересов и ценностей. Причем, служение Богу — это наилучший способ развития и реализации человеческой личности, путь осуществления своего предназначения. При стремлении человека к достижению личных целей, как правило, возникают проблемы, свойственные «постройке, воздвигнутой на песке». Смысл деятельности христиан в Церкви — это служение Богу, а стремление других — решить свои личные проблемы. В связи с этим, формирование Христианства, как религиозной организации и христианской культуры в целом, происходит под воздействием промысла Божия и деятельности отдельных личностей с различными устремлениями.

Рассматривая историю Христианской церкви, с позиции осознания Смысла, мне стали понятны причины, которые привели к разделению единого Христианства на отдельные конфессии.

Жизнь человека должна быть основана на личном общении с Богом и коллективном творческом труде по реализации Божьего замысла творения Мира. Для этого человеку необходимо стремиться к познанию Бога и осознанию замысла Творения. Познание Бога и осознание Его замысла человеком возможны только в сотрудничестве с другими людьми. В процессе индивидуального познания человек формирует понятие некоторых аспектов смысла. Понятие необходимо осознать с имеющимися у него знаниями. Знания человека формируются в результате его собственного познания и восприятия их из разнообразных источников информации, в том числе от других людей. Значит знания каждого человека это сложный комплекс представлений, суждений и понятий о смысле окружающего мира и происходящих в нем событиях. Причем, смысл, воспринимаемый грешным человеком, содержит в себе и фрагменты Божьего смысла творения, разнообразные человеческие представления о нем и просто, отдельные искусственные, очень разнообразные понятия людей о «целесообразном» устройстве мира. Вот такое мировосприятие смысла Божьего творения перемешанное со смыслом человеческого творчества, свойственно всем людям. Исторические особенности и национальная специфика каждого народа, их взаимовлияние и определяют видимую часть формы поклонения Богу в каждой конфессии Христианской церкви.

Естественный вывод из всего сказанного заключается в том, что только искреннее стремление каждого из нас к Богу живому, может объединить христиан, а все, что нас разделяет, содержится в нашем же греховном восприятии смысла Божьего творения. Очень важно, четко различать понятия разнообразие форм Христианской церкви, что отражает богатство национальных и государственных особенностей и разделение церквей, как отсутствие любви к ближнему.

 

В Божьих замыслах каждый человек — это потенциальная личность со своим уникальным предназначением. Только страшное искажение в понимании смысла человеческой жизни, может превратить человека в «винтик государственной машины», что свойственно многим тоталитарным формам правления, где человеческая жизнь ничего не стоит. Но, никто и никогда не имеет право распоряжаться человеческой жизнью.

 

В ящике у мастера лежал винтик. Совершенно ненужная, бессмысленная вещь. Просто, мастеру было лень навести порядок в ящике и выкинуть от туда весь этот хлам, в том числе и винтик. Когда-то существовал механизм, и боковая пластина корпуса крепилась к основанию на винтах. Одним из этих винтов и был наш винт. Потом, механизм поломался и для ремонта, попал в мастерскую к мастеру. Мастер разобрал механизм и увидев, что от перенагрузки лопнул основной вал. Ему стало понятно, что ремонт бесполезен — проще купить новый механизм. Поломанный механизм выбросили, а наш винтик остался лежать на столе, а потом случайно, попал в ящик. Смысл винта-вообще, понятен каждому, и ни у кого не возникает ни малейшего сомнения, что это необходимая вещь. А вот наш, конкретный винтик, имел смысл, только когда крепил, вместе с другими винтами, боковую пластину. И то, до тех пор, пока существовал смысл в самом механизме. Как только, он поломался, и было принято решение его выбросить, сам механизм и все его винтики превратились в ненужные бессмысленные вещи. Почему же механизм превратился в ненужную вещь? только потому, что сломался вал и механизм потерял возможность выполнять свои основные функции, для выполнения которых и был предназначен. Значит, смысл механизма содержится в его функциональном назначении. Причем, одно и то же функциональное назначение может быть реализовано различными механизмами, разной конструкции, от разных производителей. А смысл функционального назначения этих механизмов, в свою очередь, может определяться, например, некоторым технологическим процессом, который нужен для производства определенной продукции, которая … и т.д. Выстраивается определенная «матрешка», иерархия смыслов, каждый из которых содержится в смысле более высокого уровня, и им полностью определяется. Потеря смысла чего-либо на определенном уровне, может обессмыслить и все, что в нем содержится.

Хорошо понимая определенный смысл, бывает легко осознать и смыслы более низкого уровня. Однако движение вверх по лестнице смысла может вызывать значительные трудности. Рассматривая детали разобранного механизма, иногда очень трудно понять его назначение «в сборе», а часто и невозможно. Бывают случаи, когда из одних и тех же деталей можно собрать два изделия различного назначения.

Основное внутреннее неисправимое противоречие, которое изначально закладывается грешным человеком в смысл любой своей деятельности — это противоречие со смыслом, который вложил Господь в окружающий нас мир. Наш смысл, обычно, — это попытка творчески решить свои насущные проблемы. К чему это может привести, в конечном итоге, мало кто задумывается. Даже очень талантливые люди иногда испытывали страшные угрызения совести за результаты своей творческой работы. Вспомните короля динамита Альфреда Нобеля (1833-1896) или одного из творцов атомной бомбы Энрико Ферми (1901-1954). Божьи замыслы осуществляются по принципу «сверху - вниз», от гланого смысла к подчиненному. А человеческое творчество «для себя» основано на удовлетворении своих индивидуальных (иногда государственных, корпоративных, а значит и личных) интересов. Смысл такого человеческого творчества не может выходить за границы понимания его грешного творца. Чем более грандиозные замыслы, тем большее количество людей (как правило), задействовано в их реализации и тем пагубнее могут быть для них последствия. Свежи еще воспоминания о жутких результатах строительства безбожного «счастливого коммунистического общества» во всемирном масштабе, в котором, практически каждого гражданина считали просто «винтиком громадной государственной машины».

Но существует неправильное, неполное или искаженное восприятие смысла и просто бессмысленное. Так например, может стать бессмысленной и человеческая жизнь. И тут виноват только сам этот человек. Но не суди! Такой вывод я могу сделать только о себе самом. С позиции безбожника нет смысла жизни у монаха в затворе. Совершенно бессмысленны зло и грех. Существование бессмысленного возможно только паразитируя на смысле, искажая или разрушая его.

Очень важно понимать разницу между бессмысленным и моим непониманием смысла. То есть различие между бессмысленным в принципе, у которого смысл, для меня, не появится никогда, и возможностями моего понимания, не видящего, пока, смысла в чем-то, но в принципе этот смысл может быть мной когда-то найден. Особенно большое значение имеет осознание реальной возможности моего непонимания или неправильного понимания смысла в процессе познания Бога. Причем, существует возможность моего принципиального непонимания. Смысл Бога, это не человеческий смысл. Это только часть истины, вторая часть в том, что благодаря Боговоплощению важная для нас «часть» божественного смысла стала постижимой и осмысленной – в этом один из смыслов христианства. Вспомним слова Иисуса Христа:

«54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.»                                                                         Ин. 6.54.

Верующий человек должен верить Богу, но понять смысл этих слов невозможно. Смысл таинств, смысл веры, для христианина, основаны не на понимании, а на доверии Богу и верности Ему. И тогда, вера в Бога, осознание Его истин и правильное восприятие смысла моей жизни позволят ощутить красоту Божьего творения.

Картина дня

наверх