(Зачем мы живем и какое наше место в этом мире)
Для начала
Когда человек оканчивает школу и продолжает учиться дальше, перед ним встает много проблем. Одна из них – особенно острая, ибо связана с тем, что мир взрослой, независимой жизни, в который человек вступает, очень сложный. С одной стороны, этот мир наполнен захватывающими вещами.
А с другой – он не может не пугать, поскольку бремя независимости оказывается не таким уж и легким: надо встать на свои ноги, выбрать профессию, обозначить свою жизненную цель, ценности и принципы.Как принимаются такие жизненно важные решения?
Каждому понятно, что нужны длительные и серьезные размышления, приобретение знаний и опыта. Но, если откладывать принятие слишком важных решений в долгий ящик, то можно поддаться течению жизни и превратиться на слабовольную особь, лишенную мировоззрения. Тогда, как каждому человеку нужна четкая система взглядов, которая придает жизни осмысленности, ясности цели и ценностей, которые способны принести удовольствие. Вырабатывание такого мировоззрения во времена, когда рушатся традиционные идеологические системы, может затребовать от человека чрезвычайной смелости и настойчивости. Ведь, мировоззрение обычно складывается с многих элементов, которые касаются целого ряда источников, таких, как наука, философия, литература, история и религия. В то же время нельзя ожидать, чтобы человек, который вступает в жизнь, был специалистом хотя бы в одной из этих отраслей – не говоря уже о том, чтобы он все знал и умел. Вряд ли найдется такой универсальный и осведомленный человек.
Впрочем, понятно одно: нельзя откладывать решения вопроса о смысле бытия «на потом» и приступать к нему. Только став специалистом. Взрослая жизнь уже началась, и вместе с ней возникают новые идеалы и новые желания, которые требуют принятия решений «здесь и немедленно», и может статься, что эти решения будут иметь влияние на всю дальнейшую жизнь. Конечно, позже, когда человек приобретет новые знания и новый опыт, прежние решения могут быть пересмотрены, однако не надо от самого начала относиться к ним легко и равнодушно. Пренебрежительное отношение к принятию этих решений может повлечь неотвратимые последствия, вызвать чувство сожаления и раскаяния. В то же время решение столь сложных задач в молодости может показаться слишком тяжелым делом.
Однако не следует ждать время, когда накопленная с годами мудрость поможет разобраться в главных вопросах бытия. Если подойти к ним своевременно, будет значительно легче принимать мудрые и взвешенные решения. Но и «запоздалое» обращение к столь важным вопросам смысла жизни не будет напрасным никогда, поэтому хочется сначала рассмотреть вопрос, зачем каждому из нас нужно мировоззрение. Поговорим о том, что такое мировоззрение и к каким голосам следует прислушиваться, когда человек начинает замысливаться над своим мировоззрением.
Поскольку вклад науки в формирование мировоззрения достаточно существенный, попробуем рассмотреть, что следует сделать, чтобы хорошо понимать значение её достижений.
Формирование мировоззрения
Зачем нужно мировоззрение
Главная цель образования
В наше время наблюдается все большая специализация образования. Колоссальный прирост знаний, который произошел за последние сто лет, привел к тому, что если человек не сосредотачивается на той или иной сфере науки, то ему становится тяжело следить за последними научными достижениями и осознавать значение постоянно увеличивающегося потока научных открытий. С одной стороны, такая ситуация не может не радовать, поскольку является следствием одного из поразительных явлений современности – фантастического прогресса науки и техники.
Но вместе с тем полезно помнить, что подлинное образование должно быть подчинено гораздо более широкой цели. Если, например, мы хотим понять современный прогресс, то нам следует рассматривать его в контексте традиций, унаследованных нами от прошлого, что, в свою очередь, означает, что мы должны хорошо понимать историю.
Иногда мы забываем, что древние философы задолго до нас задавались вопросами о фундаментальных философских принципах, лежащих в основании науки, и приходили к ответам, которые не утратили своей ценности и сегодня. Если не помнить об этом, то можно потратить огромное количество времени и сил на обдумывание тех же самых вопросов и не обязательно придешь к результатам, соизмеримым по своей ценности с результатами наших предшественников.
Роль образования состоит еще и в том, чтобы достичь понимания связей и согласованности между разнообразными областями знания и опыта. Чтобы понять великое произведение искусства, следует смотреть на всю картину в целом и пытаться понять взаимоотношения между всеми ее деталями, а не сосредоточиваться на каком-то одном ее фрагменте.
Более того, когда мы справедливо настаиваем на том, что наука должна быть объективной, не следует забывать, что науку творят конкретные люди, вроде нас самих. И потому, рано или поздно, нужно задаться вопросом, каково наше собственное место в мире, который мы изучаем. Мы не должны позволить себе настолько углубиться в материальный мир и пронизывающие его технологии, чтобы забыть о своих собратьях, поскольку последние, как можно будет убедиться из наших дальнейших рассуждений, важнее, чем вся остальная Вселенная. Для изучения самих себя и людей, которые нас окружают, недостаточно занятий наукой. Для этого нужно знание философии, литературы, искусства, музыки, истории и многих других областей.
Таким образом, для того чтобы стать образованным человеком, нужно еще приобщиться к единству всех областей знания и к взаимоотношениям между ними. Чтобы объяснить эту мысль, воспользуемся простым примером. Рассмотрим, что значит знать, что такое роза. Какова истинная природа розы?
Чтобы ответить на этот вопрос, имеет смысл обратиться к разным людям, прежде всего — к ученым.
Ботаники собирают и пересматривают данные о растениях, в частности о цветах всего мира, а затем классифицируют их по семействам и родам. Они помогут нам определить сущность розы, указав, к какому семейству она принадлежит и каковы ее отличительные черты как представителя данного семейства.
Селекционеры и садоводы ознакомят нас с историей выведения данного конкретного растения и покажут, как оно было получено из других родов растений. Они также объяснят нам, как за ним ухаживать.
Химики, биохимики, биологи и генетики расскажут о химическом и биохимическом составе растения и поразительной сложности составляющих его клеток, этих микроскопических биологических "фабриках", куда более сложных, чем любая фабрика, построенная руками человека, и в то же время столь миниатюрных, что требуется специальное оборудование, чтобы их рассмотреть. Одни ученые расскажут нам о сложнейшем генетическом коде, который приводит в действие механизм этих крошечных фабрик, лежащий в основе "производства" компонентов, составляющих наше растение. Другие опишут жизненные процессы, протекающие в розе: фотосинтез, при котором солнечный свет превращает углекислый газ и воду в органические соединения; способы опыления и размножения растения.
Физики и космологи расскажут нам, что химические вещества, из которых образована роза, состоят, в свою очередь, из разных частиц типа электронов, протонов и нейтронов. Они объяснят происхождение исходного материала, составляющего Вселенную, и то, каким образом оно сформировалось. Если мы спросим, как это знание поможет нам понять природу розы, они, наверное, ответят, что Земля — единственная планета в солнечной системе, где розы могут расти! С этой точки зрения наша планета представляет собой нечто уникальное и заслуживающее восхищения.
Но даже если ботаники, селекционеры, садоводы, химики, биохимики, физики и космологи сообщат нам все, что они знают, — и это составит многие толстые тома — у нас останется ощущение, что едва ли ученые коснулись интересующей нас темы. Ведь они не объясняют то, что большинство из нас сочтет самым важным в сущности розы, — красоту ее формы, прелесть цвета и аромата.
Итак, мы дошли до самого существенного момента: ученые могут объяснить поразительную сложность механизмов, лежащих в основании способности человека видеть и ощущать запахи, которые позволяют созерцать розу и воспринимать ее аромат. Однако ни к чему обращаться к ученым, если мы хотим определить, красива роза или нет: мы можем видеть и чувствовать это сами! Для этого у нас есть интуиция. Нам достаточно взглянуть на розу, и мы сразу можем увидеть, что она прекрасна. Нам не нужно, чтобы кто-то сказал нам об этом. Если бы нашелся глупец, который заявил бы, что, поскольку ученые не могут измерить красоту, она не существует, мы бы просто сказали ему: "Да, брось ты...".
Но восприятие красоты основывается не только на интуиции. Чтобы понять ее, мы идем к художнику. Обладая высоко развитым чувством цвета, света и формы, он может помочь нам понять глубину и силу прекрасного, воплощенного в розе, которое без его помощи осталось бы для нас недоступным. Таким образом, художник учит нас видеть.
Затем мы можем обратиться к поэту. Обладая отточенным пером мастера слова, поэт прибегнет к метафорам, аллюзиям, особому ритму и образам, чтобы помочь нам выразить, какие чувства мы испытываем, глядя на розу.
Если же мы попробуем еще глубже понять природу красоты, мы затеем беседу с философом. Среди философов есть специалисты по эстетике. Для каждого человека восприятие красоты розы является опытом в высшей степени субъективным, переживаемым глубоко в душе. Тем не менее, когда мы показываем розу другому человеку, мы ожидаем, что он тоже скажет, что она прекрасна. Обычно это так и бывает.
Отсюда можно сделать вывод о том, что хотя оценка красоты — опыт сугубо субъективный,
а) существуют некоторые объективные критерии, по которым мы можем судить о том, что красиво, а что нет;
б) каждый человек обладает внутренним эстетическим чутьем, способностью к восприятию красоты;
в) если кто-то не воспринимает красоту или даже предпочитает безобразное прекрасному, то это означает, что он страдает какими-то нарушениями восприятия цвета или формы или глубоким психическим расстройством (как, например люди, которые испытывают удовольствие от жестокости).
Можно было бы подумать, что, рассмотрев перечисленные выше подходы к нашему предмету, то есть к розе, мы исчерпали вопрос о ее истинной природе. Но, разумеется, это не так. Мы перечислили способы научного объяснения, затем рассмотрели вопрос о том, какую ценность имеет для нас этот цветок, что он для нас значит. Но именно потому, что розы обладают определенной ценностью в наших глазах, встает ряд других вопросов, связанных с морально-этической и в конечном итоге духовной значимостью того, что мы с ними делаем. Рассмотрим три ситуации.
1. Женщина наскребла немного денег, чтобы порадовать себя букетом роз. Она очень любит эти цветы и хочет, чтобы они простояли у нее как можно дольше. Но у нее есть бедная и тяжело больная соседка, и у женщины возникает мысль, что нужно отдать больной хотя бы часть цветов.
В душе женщины борются два противоположных чувства:
а) чувство эгоизма, которое диктует ей оставить цветы себе;
б) чувство долга, которое диктует ей "возлюбить ближнего как самого себя" и потому отдать цветы больной соседке.
Встает вопрос: откуда проистекают эти чувства, и какому из них подчиниться? Можно было бы отнести эгоистичное желание оставить розы себе на счет слепого, но очень сильного движущего мотива, связанного в конечном итоге с эволюцией. Но откуда тогда берется альтруистическое чувство долга, которое заставляет человека помогать ближнему в ущерб самому себе? Откуда оно? Почему женщина должна ему подчиниться? Далее перед женщиной встает еще одна проблема: ей нужно сделать выбор в пользу какого-то решения. Она не может ждать, пока ученые или философы или кто-то еще поможет ей в этой ситуации. Ей нужно решить, как действовать. Как и на каком основании ей следует выбирать между двумя несовместимыми желаниями?
Рассмотрим еще одну ситуацию.
2. Один человек любит розы, но у него нет денег купить себе букет. Он знает, что может украсть розы из чужого сада и что никто об этом не узнает. Правильно ли он поступит, если залезет в чужой сад и украдет цветы? Если ни хозяин, ни полиция, ни органы правосудия не узнают о его поступке, почему ему, все-таки не следует воровать? Кто имеет право утверждать, что воровать нельзя?
3. Другой человек постоянно преподносит целые охапки роз женщине, муж которой уехал в заграничную командировку. Не исключено, что этот человек пытается соблазнить женщину, толкнуть ее на супружескую неверность. Как расценивать супружескую неверность? Всегда ли она заслуживает осуждения? Кто имеет право судить неверных супругов?
Итак, для того чтобы ответить на вопросы, которыми мы задались в связи с описанными ситуациями, нужно ответить на те наиболее фундаментальные вопросы, которые мы рассматривали выше, выясняя, как определить истинную сущность розы.
Откуда вообще взялись розы? Мы, люди, не создаем их и вообще еще очень далеки от того, чтобы создать что-либо подобное. А может быть, существует Бог, который придумал и создал их? Может быть, Он и есть самый главный Владелец всего, что существует в этом мире, Который имеет право создавать правила использования окружающих нас вещей?
Или, может быть, розы просто возникли из вечно существовавшей неорганической материи, в результате стихийного процесса, не имеющего в своей основе ни цели, ни программы, ни правил их использования? И если это так, то не волен ли человек поступать, как ему заблагорассудится, если никому не известно, что он делает?
Итак, мы задались простым вопросом: "Какова истинная природа розы?" и выяснили, что для того чтобы правильно ответить на него, следует обратиться к многочисленным источникам знаний, таким как наука, литература, философия. И мы убедились в том, что интерес даже к такой простой и знакомой вещи, как роза, выводит нас на глубокие фундаментальные вопросы об устройстве мира, частью которого являются розы.
Именно ответы на эти вопросы в своей совокупности формируют систему представлений, в которую мы затем встраиваем знание обо всех остальных вещах в этом мире. Эта система представлений о мире, нас самих и обществе — как осознанных, так и неосознанных — называется мировоззрением. В нее входят хорошо продуманные и интуитивные, правильные и неправильные взгляды на трудные, но в то же время увлекательные вопросы бытия: Каково происхождение Вселенной? Как я могу влиять на ход событий в мире? Кто я? Как я познаю мир? Представляю ли я собой какую-то ценность? Есть ли у меня какие-то обязанности? Мировоззрение представляет собой большое полотно, куда мы вписываем самые разнообразные события и факты. Его также можно уподобить объективу, через который мы пытаемся смотреть на мир, чтобы понять его.
Свежие комментарии