У-шу
Глава V. НЕ ЗНАТЬ, А УМЕТЬ
А в обучении владению холодным оружием Шацкий был столь же оригинален, как и во всём остальном. Он скептично относился к изучению тао-лу или так называемым «формам» с традиционным оружием – мечами, саблями и пиками.
– Всё это – блажь, не стоящая выеденного яйца, – отозвался он однажды о таком преподавании. – Конечно, данное искусство по-своему очень красиво и даже эффективно. Не зря в древности мастеров, владевших мечом или боевым посохом, реально сторонились.
Ну, а в наше время? Американцы тут правы на все сто: мистер Кольт уравнял всех – и мастеров боевых искусств и, к сожалению, хлюпиков.
Однажды я прочитал у одного псевдогения по боевым искусствам, дескать, он, как специалист, разоружит любого. О, сколько таких самоуверенных идиотов рассказывают о своих геройствах в морге!
Ведь известны случаи, когда убивали даже чемпионов по карате, дзюдо и прочим единоборствам, на первый взгляд, хороших спецов. Причём отправляли на тот свет случайные психи или обычные бандиты.
И чаще всего это происходило случайно и неожиданно. Потому-то ши-фу (кит. — учитель по боевым искусствам) учат: нужно быть всегда готовым к отражению атаки. Но современное бытие слишком расслабляет человека, а мастера единоборств иногда бывают слишком самонадеянны…
*****
С мнением Александра Николаевича позже согласился сам Влад, неоднократно принимая участие в соревнованиях. На первый взгляд, все эти махания жестяными мечами и саблями выглядели угрожающе и эффектно. Но… абсолютно не реально. Шацкий при виде таких сцен на соревнованиях недовольно морщился:
– Цветочное гун-фу, не имеющее никакого отношения к реальности! Ребята, где в нашей жизни можно применить такие экзотичные виды оружия? В какой настоящей драке?..
– Он саркастично обращался к своим ученикам. – Вы вообще видели человека, волочащего с собой по улице пику или саблю, чтобы уберечься от хулиганов?
Те в ответ хихикали, а тренер тут же добавлял:
– Да, как говорят китайцы, если меч понадобится всего один раз, ты обязан его носить всю жизнь. Но одни дураки понимают сие буквально!
Именно по этой причине Учитель обучал в своих секциях наиболее практичным видам холодного оружия. И начинали его ученики после первоначального года изучения кулачного боя с приёмов владения палкой.
Здесь Шацкий приводил слова ши-фу Ци Цзигуана: «Если сумел овладеть палкой, то достигнешь мастерства в использовании всех видов оружия».
*****
Затем уже начиналось искусство применение шеста, ножа, эр-цзе-гуна (кит. – оружие из двух палок, соединённых верёвкой или цепочкой, аналог японского оружия нун-чака).
И как раз самым любимым у Шацкого было, конечно, владение последним. Тут ему равных не находилось! А один показательный случай на турнире ещё больше утвердил Влада в мысли, что его тренер прав.
Тогда Шацкий сделал заявку на демонстрацию искусства владения эр-цзе-гуном. И предварительный показ за пределами площадки произвёл на всех присутствующих шокирующее впечатление: зрители были в восторге, спортсмены в шоке.
Но сидевшие в жюри мастера ушу отказали ему в выступлении: мол, если бы с классическим холодным оружием – мечом или пикой, тогда другое дело!
Хотя, видимо, всё объяснялось проще: другие спортсмены не владели подобным видом оружия и были в замешательстве, не зная, как оценивать столь изощрённое мастерство.
А Владислав для себя решил, что он тоже обязательно овладеет искусством работы с эр-цзе-гуном (или той же нун-чакой). А заодно и с теми видами оружия, которые в трудную минуту всегда могут оказаться под рукой – палка, шест или нож.
*****
Истекло около года, как Владислав стал посещать секцию у-шу. И, волей-неволей, он с помощью Шацкого не только осваивал азы боевого искусства, но всё более проникался традициями и философией Востока.
Ведь менталитет каждого народа отражается во всём – в ношении одежды, в приёме пищи и самих блюдах, в укладе жизни – столь обычным для одних, и столь странным для других.
А то же гун-фу, по мнению китайцев, отражается не только в единоборствах, но и во всём остальном – чайных церемониях, каллиграфии, медицине и прочем, ибо гун-фу есть само совершенство твоих действий, мастерство, к которому надо стремиться изо дня в день, всю жизнь.
Юноша стал видеть совершенно иные взаимосвязи, которые мало объяснимы для русского человека. Он даже подумывал всерьёз заняться китайским языком – этой премудростью, с плохо постижимой для европейца логикой.
И самое главное, Влад всё больше проникался идеями чан, известными на Западе как религия дзен. Впрочем, он убедился, что это учение имеет мало общего с религией, зато позволяет проникновеннее, даже циничнее увидеть жизнь.
Хотя, благодаря такому «цинизму», человек уже не видит реальность сквозь «розовые очки». И это – главное достижение в духовном развитии.
*****
Учитель всегда шёл ему навстречу в объяснениях. Но парадокс заключался в том, что Александр Николаевич мало что объяснял! Он просто показывал – так же, как поступают взрослые животные со своими детёнышами. И это считается на Востоке предпочтительнее.
Если Шацкий показывал некий эффективный приём из цинь-на (китайское боевое искусство различных приёмов и болевых заломов), то ученик аж вскрикивал от боли. А тот лишь посмеивался, приговаривая: «Иначе ты не поймёшь…»
Если Шацкий подавал команду на китайском языке в спортзале, то он ничего не переводил, а по несколько раз жёстко повторял, пока совершенно непонятным образом ученики не догадывались, о чём идёт речь.
А тот лишь смеялся: «Язык – лишь подпорка, люди вполне могут понимать друг друга без слов!»
Всё вышесказанное весьма импонировало Владу. Ведь парень рос безотцовщиной и инстинктивно искал того, кто заменит ему отца.
Мать рано развелась с отцом и потому не могла дать ему то, что мог дать лишь мужчина – уверенность в поступках, умение логично и бесстрастно мыслить, иные чисто деловые навыки, тех крепких свойств характера, которые столь необходимы в дальнейшей жизни.
И, вступая во взрослую жизнь, Владислав часто мучился от того, что не с кем было посоветоваться, некому было поддержать в трудную минуту. В какой-то момент, будучи подростком, его вдруг осенило: «Надо делать себя самому – тут никто не поможет, ни мать, ни учителя, ни сам президент!»
Владислав стал больше читать, слушать классическую музыку, ходить на различные выставки. Парень и раньше занимался спортом, увлекаясь лёгкой атлетикой.
Но посчитал, что этого не достаточно – школьная жизнь показала: что надо бороться за своё место под солнцем, ибо ему часто приходилось драться с другими мальчишками, чтобы доказать правоту. Именно потому он попал в секцию ушу, и там привязался накрепко к Александру Николаевичу.
Продолжение следует
Глава из книги «Шамбала — путь в никуда»
Автор Анти Фимас (Anti Phymas)
(Текст книги адаптирован под интернет)
Свежие комментарии