Мало кто из приезжающих в этот мегаполис подозревает, что японская столица — своего рода заповедник, где едва ли не в каждом квартале можно столкнуться со странным и непознанным — с обитателями мира теней. Удивляться этому не приходится. В Токио за последние четыре столетия жили миллионы и миллионы людей, жаждавших денег и власти, любивших, страдавших и время от времени убивавших друг друга.





Соответственно, и встретиться с ними можно в лесу, в горах, на берегу озер и рек. Злобность и вредоносность этих монстров не безусловна. Иные из бакэмоно выглядят довольно комично. Существуют поверья, что тэнгу или каппа способны даже оказать помощь человеку. Но, как говорят, можно попасть и «под горячую руку».


Их фосфоресцирующие в ночи контуры с длинными гибкими руками, но без ног, с горящими рубиновым светом глазами, как утверждают знатоки, можно довольно часто увидеть в некоторых гостиницах или в обветшавших домах, где когда-то произошло преступление, у кладбищенских ворот или у затянутых ряской заброшенных прудов. А если не увидеть, так услышать их тяжелое дыхание в пустой комнате, шаги за стеной, душераздирающие стоны, перестук каблучков деревянной обуви в темном переулке.

Таких «плохих» мест в Токио — огромное количество. Например, в старом Императорском дворце, который был уничтожен пожаром полтора века назад, было зарегистрировано «семь мистических чудес», среди которых — четко слышимые за перегородками женские шаги, неизвестно откуда появляющаяся и куда пропадающая собака, пруд, в котором отражается луна даже в безлунные ночи.
Считается, что проходом в потусторонний мир часто являются мосты, туннели, темные подворотни. Именно там встреча с юрэй наиболее возможна. И это — не досужие разговоры. Таксисты, которым по роду своей профессии приходится часто путешествовать по ночному Токио, могут рассказать о десятках случаев, когда в том или ином транспортном туннеле за их машиной гнались тени, заглядывали в кабину, стучали по крыше, просили подвезти. Особенно часто это происходит в туннеле Сэндагая, проложенном под кладбищем у храма Сэндзюин в Харадзюку.
Еще одно излюбленное призраками место — к северу от станции Уэно, где в годы средневековья казнили преступников.
Привидения чувствуют себя вольготно и в небоскребе Sunshine 60, построенном на месте тюрьмы Сугамо, где с 1895 по 1971 годы вершились смертные казни, в том числе и над военными преступниками, осужденными Международным трибуналом. Впрочем, дело не только в возможности встреч с призраками. Это вообще «нехорошее место», где еще во время строительства небоскреба нередки были несчастные случаи. За десять лет, прошедших с окончания стройки, с крыши высотного здания прыгнули вниз 150 самоубийц. И поныне люди время от времени видят огненные шары, хаотически перемещающиеся по комнатам верхних этажей Sunshine 60.
Юрэй облюбовали даже резиденцию премьер-министра, которая в дни вооруженного путча 1932 года стала сценой кровавого убийства. В течение двух десятилетий политики, сменявшие друг друга на посту премьер-министра, отказывались жить в этом доме. Свидетели, причем весьма авторитетные, утверждали, что по ночам в коридорах резиденции бродят полупрозрачные фигуры в старых военных мундирах, слышатся странные шумы, дергаются дверные ручки, мигают электролампы. Премьер-министр Дз. Коидзуми решил перенести свою резиденцию в другое здание.
О том, насколько плотно территория японской столицы населена представителями загробного мира, можно судить хотя бы по тому, что специальный маршрут туристического автобуса, знакомящего приезжих с «плохими местами» Токио, предусматривает объезд более ста подобных точек.
Впрочем, для того чтобы познакомиться с юрэй, нет необходимости в личной встрече с привидениями. Немалая доля японской культуры, литературы и изобразительного искусства в той или иной степени связана с описаниями этой теневой стороны жизни. Первое упоминание в литературе о мстительном привидении можно обнаружить еще на страницах «Повести о Гэндзи», написанной тысячу лет назад. Затем с обликом представителей загробного мира своих соотечественников стали знакомить авторы пьес для театра Но. В XIV-XV веках привидения и духи стали основными героями на сцене этого театра. В годы периода Эдо (1603—1868) привидения прижились и на сцене театра Кабуки. Известнейшие мастера ксилографии, например Хокусаи, посвятили этой теме свои гравюры.
Но борьба с потусторонним миром вскоре была свернута. Стране, вступившей в начале прошлого века на путь ультранационализма, нужна была новая идеология, в которой духи и синтоистские божества играли немаловажную роль. Появились адепты новой науки ёкайгаку (монстрологии), которые на полном серьезе занялись изучением и классификацией проявлений потустороннего мира в жизни японцев. Так, например, птицеголового горного монстра тэту объявили воплощением духа бусидо (кодекса чести самурая). Вера в призраки и демонов стала одним из компонентов формирования национального духа Ямато.Снятие табу с суеверий вдохнуло новую жизнь в творчество авторов, делавших привидения героями своих новелл, повестей, картин, скульптур. Огромными тиражами выходили (и продолжают издаваться) книги комиксов (манга) о столкновениях реального и потустороннего миров. Созданы десятки, если не сотни, блестящих анимационных фильмов на эту тему. В качестве примера можно привести успех мультипликационной ленты Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», удостоенной в США кинопремии Оскара за безусловно талантливый рассказ о тусовке привидений в маленьком курортном городке.
А чтобы было ясно, насколько глубоко щупальца загробного мира проникли в действительность современного Токио, воспользовавшись ресурсами сети Интернет можно без особых усилий узнать о ближайшем к интересующему дому месте обитания привидения. На сегодняшний день Интернет располагает списком из 13 тысяч таких точек в одном лишь Токио. Другими словами, привидение всегда можно обнаружить по соседству. Каждый год в этот список добавляется 1,5-2 тысячи новых адресов.Осталось только выяснить, насколько сами японцы верят в эти суеверия и предрассудки. Проведенный в Токио опрос общественного мнения показал, что 29,5% опрошенных твердо уверены в существовании потустороннего мира, 40,9% предпочитают верить в это, даже не обладая достаточными к тому доказательствами, остальные — прагматики, но их менее 30%.
Свежие комментарии