На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

ПАРАДНЫЙ ВЪЕЗД: КАКИМ ЗАДУМЫВАЛИ НОВЫЙ АРБАТ.

Новый АрбатЛетом 2016 года началась реконструкция тротуаров и пешеходного бульвара Нового Арбата. Одновременно идут работы по очистке потускневшей за десятилетия облицовочной плитки навесных панелей высоток, построенных в 1963–1967 годах и ставших для кого-то символом столицы, а для кого-то «вставной челюстью» старой Москвы. Этот проспект до сих пор неоднозначно воспринимается как горожанами, так и гостями столицы, хотя с момента его строительства прошло 50 лет.

Новый АрбатУлица Новый Арбат сегодня.

Идея строительства нового западного радиуса возникла еще в начале 1930-х годов — до Генерального плана реконструкции и развития Москвы 1935 года. В 1931 году архитектор Константин Мельников представил проект реконструкции Арбатской площади, но она касалась преобразования транспортной схемы и создания нового квартала между современными Знаменкой и Воздвиженкой, а также возведения нового здания-ворот со стороны старого Арбата.

В это же время началась реконструкция Воздвиженки — появилось асфальтовое покрытие, демонтировались трамвайные пути, расширялась проезжая часть за счет уменьшения тротуаров, строилась библиотека имени Ленина. Именно в те годы по улице Коминтерна (так переименовали Воздвиженку) и Арбату началось движение правительственных кортежей в загородные резиденции на Можайском и Рублево-Успенском шоссе. Да и значение западного радиуса возросло в связи с проектом строительства Минского шоссе.

Новый Арбат - вид с мостаУлица Новый Арбат сегодня.

Первые проекты магистрали появились в публикации 12-го номера журнала «Архитектура СССР» в 1934 году с вариантом спрямления от Арбатской площади до площади Дорогомиловской Заставы. Раньше, чтобы проехать этот путь, надо было двигаться по Арбату, далее по Смоленской улице, Бородинскому мосту и затем по Большой Дорогомиловской улице. Спрямление ненамного сокращало путь, но давало возможность сделать въезд в город более парадным.

Арбатская площадь в Москве до реконструкции. 1932 год Арбатская площадь в Москве до реконструкции. 1932 годАвтор: Репродукция Фотохроники ТАСС

Проблема заключалась в том, что это спрямление надо было сделать: расчистить часть старого района Дорогомилово, выстроить новый мост через Москву-реку и пробить трассу между Большой и Малой Молчановками, Арбатом, где в то время была плотная застройка и густая сеть переулков, улиц и даже существовала небольшая площадь, которая именовалась Собачьей площадкой. В статье, опубликованной в 1934 году, отмечалось: «Наиболее узким местом магистрали является Арбатская улица, не дающая возможности, вследствие интенсивной капитальной застройки, дальнейшего уширения. Между тем, общая ширина улицы в 32 м будет недостаточной для организации нормального движения в ближайшем будущем. Поэтому наряду с реконструкцией Старого Арбата разработан проект разбивки Нового Арбата от Арбатской площади через жилой массив, Собачью площадку, Кречетниковский переулок и Б. Новинский переулок и далее через запроектированный Новоарбатский мост с выходом на Дорогомиловскую площадь. Общая ширина этой новой магистрали в различных отрезках колеблется от 45 до 80 м. Она рассчитана на организацию движения всех видов транспорта. Основные потоки со Старого Арбата будут перенесены на Новый Арбат».

Место нынешнего Нового Арбата на карте 1853 года. Треугольник в центре — Собачья площадкаМесто нынешнего Нового Арбата на карте 1853 года. Треугольник в центре — Собачья площадкаАвтор: Атлас столичного города Москвы, составленный А. Хотевым. Репринтное издание 1852–1853 гг. — СПб.: Альфарет, 2008

В этой же статье публикуется первый проект трассы с весьма схематичной застройкой. Однако в конце 1930-х годов появляется проект архитектора Сергея Чернышева, по которому фронтальная монументальная застройка чередуется с повышенными корпусами. Видимо, идею подхватил архитектор Зиновий Розенфельд, в то же время осуществлявший застройку Можайского шоссе от площади Дорогомиловской Заставы (проект был завершен только после Великой Отечественной войны). Но из-за сложной реализации плана реконструкции Москвы проект магистрали от Арбатской площади до Дорогомиловской Заставы так и не был реализован. Лишь на Новинском бульваре появился монументальный дом с башней по проекту архитекторов Льва Талалая и Андрея Дзержковича, а на Смоленской набережной — угловой жилой дом по проекту Алексея Щусева.

Вид на Новоарбатский мост и гостиницу «Украина». 1963 годВид на Новоарбатский мост и гостиницу «Украина». 1963 годАвтор: Фотохроника ТАСС

В послевоенный период был расчищен участок от улицы Чайковского (так тогда именовался Новинский бульвар) до Смоленской набережной. В 1957 году — построен Новоарбатский мост, чей декор сильно пострадал в результате кампании по борьбе с архитектурными излишествами. Именно в этот период бывший министр строительства СССР Николай Дыгай, который в 1961 году стал председателем Мосгорисполкома, предложил Алексею Косыгину и Никите Хрущеву идею прокладки новой магистрали от улицы Калинина (так стала называться в 1946 году улица Коминтерна) до Садового кольца. Проект поручили архитекторам Михаилу Посохину, Ашоту Мдоянцу, Глебу Макаревичу, Борису Тхору и Шагену Айрапетову. Посохин и Мдоянц к тому времени уже создали высотное здание на площади Восстания, а в середине 1950-х работали над созданием экспериментальных серий жилых домов с унифицированными железобетонными изделиями. Именно эти архитекторы и предложили использовать в проекте типовые унифицированные элементы. За рубежом уже в 1950-х годах разрабатывались различные проекты реконструкций городов, поврежденных в ходе Второй мировой войны, а в Стокгольме начал реализовываться проект строительства высоток с единым стилобатом на улице Сергельгатан вместо исторической застройки второй половины XIX — начала XX века. Кстати, именно Сергельгатан можно назвать родственницей Нового Арбата в плане архитектурной идеи. Но вот сам проект московского проспекта до своей реализации претерпел некоторые изменения.

Комплекс зданий на едином стилобате на улице Сергельгатан в СтокгольмеКомплекс зданий на едином стилобате на улице Сергельгатан в СтокгольмеАвтор: appalachianview / Depositphotos

Из ранних публикаций в архитектурных журналах Москвы и СССР видно, что проект касался лишь участка от улицы Воровского (так в то время именовалась Поварская) до Садового кольца. При этом проект четной стороны неоднократно менялся от продолговатых, выставленных вдоль улицы шести-семиэтажных корпусов до торцевых построек той же этажности с расположенными между ними стеклянными торговыми павильонами. Очевидно, что архитекторы пытались тем самым вписать четную сторону будущего проспекта в существующую среду. Правда в этом проекте уничтожалась церковь Симеона Столпника, вместо нее предполагалось выстроить здание кинотеатра.

Вид на центральный район Ведадо и FOCSA Building в Гаване Вид на центральный район Ведадо и FOCSA Building в ГаванеАвтор: Анатолий Рухадзе /Фотохроника ТАСС

Также в фор-проектах (документальное обоснование концепции с указанием структуры и сроков выполнения необходимых работ) менялось решение нечетной стороны — идея четырех высотных зданий-«книжек» осталась, а вот их постановка была иной: в первом варианте они располагались без единого стилобата, между ними предполагалось разместить отдельно стоящие торговые центры; в последующем варианте возникла идея единого стилобата, но сами здания были выгнуты в обратную сторону — «обложками» на сторону проспекта, а не наоборот, как сейчас. Кстати, окончательный облик «книжек» был очень близок к архитектурному решению высотного FOCSA Building в Гаване, построенному в 1956 году по проекту Эрнесто Сампера. Именно эту постройку часто сравнивают с московскими высотками на Новом Арбате.

Проект проспекта Калинина. 1961 годПроект проспекта Калинина. 1961 годАвтор: Журнал «Строительство и архитектура Москвы»

К 1962 году окончательный проект был сделан и представлен Никите Хрущеву. Реализация проекта началась 1963-м с прокладки проезжей части.

Правая сторона, согласно окончательному проекту, приобрела совершенно иное решение: пять высотных жилых домов с первыми двумя нежилыми этажами, в которых предполагались объекты торговли, общественного питания и бытовых услуг; между домами разместили здание кинотеатра «Октябрь» и два магазина — «Дом книги» и «Московский хлеб», сохранив между второй, третьей и четвертой башнями ряд старых многоквартирных домов предреволюционной постройки. На этой стороне реставрировалась бывшая церковь Симеона Столпника, которая должна была контрастировать с новой застройкой будущего проспекта. Начинался проспект со здания центра связи.

Проект проспекта Калинина. 1962 годПроект проспекта Калинина. 1962 годАвтор: Журнал «Строительство и архитектура Москвы»

Противоположная сторона начиналась от Арбатского переулка и доходила до Садового кольца с перспективой продолжения застройки. На этой стороне проектировался единый двухэтажный стилобат, перекрывавший существовавшую сеть улиц и переулков. В стилобате проектом предусматривались крупные объекты торговли и сервиса для обслуживания большой торговой пешеходной зоны. Также в стилобатах размещались фойе и конференц-залы четырех высотных административных зданий с конторскими помещениями. Первоначально крыша стилобата задумывалась эксплуатируемой, а чтобы фронт вдоль торговой улицы не был единообразным, второй этаж выдвинули над первым, сделав своеобразный козырек с витринами. Возле четвертой высотки оборудовали нишу-альков для летнего кафе. Под стилобатом проложили транспортный тоннель для обеспечения товарами точек торговли и общественного питания. Стилобат высоток, кинотеатра и двух стоящих отдельно торговых зданий выполнялся по индивидуальным проектам с использованием монолитного железобетона и нестандартного сборного каркаса, а жилые и административные здания выстраивались из типового сборного каркаса с навесными панелями, облицованными сиренево-голубой плиткой. Правда, административные здания получились более выразительными, чем жилые дома. В жилых домах пришлось отказаться от индивидуальных балконов и сделать общие галереи на торцах. Из-за габаритов навесных панелей окна в квартирах получились большими, что, конечно, добавило света комнатам, но не спасло от ярких солнечных лучей — оконные блоки были сделаны из обычных деревянных рам без встроенных жалюзи. Но каркасный тип зданий с выступающими из стен колоннами-опорами давал возможность свободной планировки квартир.

Проект проспекта Калинина. 1962 годПроект проспекта Калинина. 1962 годАвтор: Журнал «Строительство и архитектура Москвы» Манекенщицы демонстрируют новую коллекцию одежды на проспекте Калинина. 1969 годМанекенщицы демонстрируют новую коллекцию одежды на проспекте Калинина. 1969 годАвтор: Виктор Великжанин / Фотохроника ТАСС

Первой очередью стал снос исторической застройки и прокладки в 1962–1963 годах проезжей части, а затем, в 1964–1967 годах, началось возведение всех зданий. К ноябрю 1967-го проспект Калинина в целом был построен, к 1969-му открылись все объекты торговли, сервиса и быта. Каждый магазин, кафе или ресторан приобрели свои неповторимые и индивидуальные названия — так, ювелирный магазин стал называться «Малахитовой шкатулкой», а магазин парфюмерии — «Сирень», появились кафе «Валдай», «Ивушка» и др. Для всех торгово-бытовых точек было разработано комплексное оформление вывесок вдоль торгово-пешеходной зоны, для ресторанов, кафе и баров — интересные решения интерьеров. Высотные административные здания были оборудованы системой наборного шрифта, позволявшей высвечивать аббревиатуру «СССР» из освещенных окон. По замыслу авторов проспекта, новая магистраль должна была стать центром притяжения горожан и гостей города.

Виды Москвы. Проспект Калинина. 1967 годВиды Москвы. Проспект Калинина. 1967 годАвтор: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС

Помимо этого, у Москвы-реки той же группой архитекторов возводилось здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), входившее в комплексный проект всего проспекта. Правда, к окончанию строительства проспекта Никита Хрущев уже был смещен с поста первого секретаря ЦК КПСС, а Михаил Посохин стал главным архитектором Москвы. Именно тогда проект получил свое продолжение. По замыслу Посохина, Арбатскую площадь ждала реконструкция: в центре планировался новый Дом дружбы народов с киноконцертным залом; предполагалось снести квартал с рестораном «Прага» между улицей Арбат и проспектом Калинина. Однако этот проект не был реализован, а коллектив архитектора Михаила Посохина спроектировал в конце 1970-х на другой стороне Арбатской площади тяжеловесное здание Министерства обороны, строительство которого завершилось только к концу 1980-х.

Проект Международного центра науки и знанийАвтор: Журнал «Строительство и архитектура Москвы»

В 1970–1980-х годах предполагалось «завернуть» стилобат высотных зданий-«книжек» на Садовое кольцо и выстроить еще одну высотку. Проект неоднократно перерабатывался и к концу 1980-х преобразовался в высотное здание Международного центра науки и знаний, разработанное архитектором Дмитрием Солоповым. Проект начали реализовывать в 1980-х, в начале 1990-х он был заморожен, а после смерти Михаила Посохина и Дмитрия Солопова недостроенный каркас стилобата будущей высотки постепенно разобрали. В 2007 году на этом месте выстроили здание делового центра и гостиницы «Лотте плаза» по проекту Михаила Посохина-младшего — сына одного из авторов проспекта Калинина.

Проект здания Министерства внешней торговли. 1970-е годыПроект здания Министерства внешней торговли. 1970-е годыАвтор: Журнал «Строительство и архитектура Москвы»

Другой проблемой для Михаила Посохина в 1960–1980-х годах стал участок между Садовым кольцом и набережной Москвы-реки. Если здания СЭВ удалось удачно вписать в перспективу образованного в 1962 году Кутузовского проспекта и противопоставить гостинице «Украина» и жилому дому на площади Восстания, то отрезок проспекта Калинина от здания СЭВ к улице Чайковского имел разнородную застройку. В 1970-х годах Михаил Посохин предложил решение с размещением громоздкого здания Министерства внешней торговли, а в 2000-х Посохин-младший спроектировал на этом участке довольно спорный жилой дом, который был построен в 2009 году. На другой же стороне вместо снесенного НИИ курортологии возник многофункциональный центр, завершивший формирование облика современного Нового Арбата.

Проспект Калинина. 1970 год Проспект Калинина. 1970 годАвтор: Репродукция Фотохроники ТАСС

Также долгой проблемой оставались задние фасады дореволюционных доходных домов, которые оказались в 1960-х годах на проспекте. Тогда их предполагалось снести, но из-за плотного заселения зданий и ценности материального фонда снос отложили. В начале 1990-х здания были реконструированы и приобрели со стороны проспекта новые фасады в духе эклектики московской архитектуры 1990-х годов.

Улица Новый Арбат в Москве. 1995 годУлица Новый Арбат в Москве. 1995 годАвтор: Анатолий Морковкин / ТАСС

В 1990-х годах облик торговых зон существенно изменился, как и их содержание. На проспекте появились как отдельные торговые павильоны, так и целый ряд вдоль торговой зоны нечетной стороны. К середине 1990-х нечетная сторона подверглась частичной реконструкции, была восстановлена пешеходная зона с озеленением, сделано новое тротуарное покрытие из плитки. В то же время активно обсуждалась идея создания новой пешеходной зоны, но к реализации и разработке проекта приступили только в 2015 году.

улица Новый Арбат

Рассказал москововед и историк архитектуры Денис Ромодин 

               Так начинался Новый Арбат. Фото.




.::кликабельно::.




.::кликабельно::.
 Тот самый «Элин 2».


Обложка журнала «Наука и Жизнь» с фотографией первой версией экрана.

 Было/стало.

И на закуску кадры кинопленки из архива Владимира Кузнецова с работой экрана. снятые 6 ноября 1985 года. Снималось на узкоплёночный любительский киносъёмочный аппарат «Кварц 8С» с кинопленкой ОЦ-45 .

А каким станет Новый Арбат после реконструкции?

Изображение: КБ Стрелка

"В основу концепции благоустройства Нового Арбата будет положен принцип выявления двух разных характеров нечетной и четной сторон улицы, — объясняет Ирина Шарапова, главный архитектор проекта из архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». — В итоге город получит активный бульвар с непрерывной стеклянной витриной на нечетной стороне и улицу, имеющую более спокойный характер и сомасштабную человеку среду с системой чередующихся микроплощадей на разных уровнях, защищенную «зеленой стеной», на четной".

Изображение: КБ Стрелка

После реорганизации существующих сейчас парковочных зон и озеленения южная сторона Нового Арбата должна стать прогулочной зоной, при мощении которой будет использована и переложена часть старой гранитной плитки. По всей длине улицы будут организованы зоны отдыха, на одной из которых предлагается установить скамью радиусом четыре метра.

На северной стороне так же предлагается организовать ряд новых общественных пространств и зон отдыха, которые обустроят на небольших площадях, примыкающих к московскому дому книги и кинотеатру «Октябрь».

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Проект предусматривает реконструкцию стилобатов с каждой стороны улицы. Шаг витрин на нечетной стороне предлагается максимально выровнять, что должно придать Новому Арбату вид современно выглядящего торгового бульвара. Разработана новая система выходов и вывесок, которые должны улучшить навигацию внутри района, позволяя, в том числе, легче находить существующие проходы к Старому Арбату.

Авторы проекта реконструкции предлагают как на четной, так и на нечетной стороне улицы высадить прямо в грунт более 180 кленов, которые призваны будут задать монументальному Новому Арбату новый масштаб, более соразмерный человеку. Также предлагается модернизировать систему освещения пешеходной зоны, установив вдоль всей улицы энергосберегающие светильники. При этом все провода, закрывающие сейчас перспективу улицы, будут перенесены под землю, что откроет пешеходам и автомобилистам вид на чистое небо.

Изображение: КБ Стрелка

По обе стороны улицы предлагается установить специальные ограничители, которые позволят предотвратить заезд машин на тротуары. Новая организация парковки, предложенная авторами проекта реконструкции, призвана обеспечить безостановочное движение по всем полосам Нового Арбата.

Изображение: КБ Стрелка

использован материал сайта:

http://realty.rbc.ru/

Картина дня

наверх