Церемония выкатки магистрального самолета МС-21-300 на авиационном заводе корпорации «Иркут».Фото: Александр Астафьев/ТАСС
смотреть:
Пожалуй, это главная на сегодня надежда нашей авиационной отрасли - при всем уважении к "Суперджету" МС-21 должен стать самолетом более массовым, востребованным и конкурентоспособным.
Грубо говоря, "Суперджет" пришел на замену летавшим на небольшие расстояния Ту-134 и Як-40, а МС-21 заменит основу авиапарка страны - среднемагистральные Ту-154.видео смотреть здесь:
http://rg.ru/2016/06/08/v-irkutske-predstavili-novyj-passazh...
Возрождение мечты
Немного истории. Производство пассажирских самолетов в мире начало бурно расти после Второй мировой войны. В СССР технологии развивались быстрыми темпами, и первые реактивные авиалайнеры (Ту-104) появились у нас практически одновременно с американским Boeing-707. И до 60-х годов наши гражданские самолеты не уступали аналогам из США, намного опережая британские и французские. Отставание началось к концу 60-х, когда в воздух поднялся Boeing -747, - с точки зрения размеров, электроники и экономичности.
В конце советского периода СССР попытался наверстать упущенное. Были разработаны такие самолеты, как Ту-204 и Ил-96, в которых применялись новые технологии. Но Союз развалился еще до окончания их разработки, само существование авиапрома оказалось под вопросом, потому отставание от Запада только увеличилось.Российская экономика стала восстанавливаться после 2000 года: сказался и приход Владимира Путина, и рост цен на нефть. Авиапром, выживший за счет экспорта военных самолетов в развивающиеся страны в 90-е годы, начал заниматься гражданскими разработками.

Сделано в Иркутске

"Отец" самолета - Олег Федорович Демченко, тот кто смог поднять на крыло Як-130 - первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР.Наряду с МС-21 в Иркутске сегодня производят и военные самолеты - тот же Як-130 и Су-30СМ. Военная составляющая важна еще и потому, что помогает обеспечить ритмичность производства гражданского самолета: за счет прибыли серийно производимой продукции удается обеспечить выпадающие доходы предприятия, связанные с начальным этапом производства МС-21.Предполагалось, что при запуске серийного производства самолет получит наименование Як-242, но впоследствии от этого отказались. Пока речь идет о двух вариантах самолета - МС-21-300 на 163-211 пассажиров и МС-21-200 на 120-165 пассажиров.
В самолетах МС-21 используются два двигателя нового поколения. По выбору заказчика это могут быть либо моторы PW1400G от компании Pratt & Whitney, либо ПД-14 от российской Объединенной двигателестроительной корпорации. Расход топлива у них на 15-20% ниже, чем у эксплуатируемых сегодня аналогов. Сочетание двигателей этой серии с новейшими разработками в аэродинамике самолета и применением композиционных материалов обеспечит экономию топлива до 24%, заметное снижение вредных выбросов. Благодаря использованию новых двигателей шум в пассажирском салоне будет снижен в 4 раза.
Предполагается, что ПД-14 будет устанавливаться и на других перспективных российских гражданских и транспортных самолетах.Самолет имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолетов (4,06 м), что позволяет предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с комфортом широкофюзеляжных самолётов последнего поколения.Первый серийный МС-21 будет выпущен в 2017 году. По планам ОАК после 2020 года их производство должно достигнуть 40, а потом и 70 самолетов в год. Предполагаемая цена самолета - $72-85 млн.Отметим, что с 1992 по 2012 год на авиазаводе в Иркутске не было произведено ни одного (!) самолета для России.
Чудо-крылья





Новое крыло позволило повысить крейсерскую скорость самолета до 870 км/час, что на 20-70 км/час больше, чем у аналогов. Кроме того, применение композитов дало возможность уменьшить массу конструкции самолета на 25-30%, а трудоемкость его изготовления снизить в 1,2-1,5 раза.В ходе испытаний в ЦАГИ прототипы наиболее инновационного элемента планера МС-21 - кессона крыла - отработали 120 000 полетных циклов, после чего появилось заключение о стойкости конструкции к повреждениям. В прошлом году самолет проверили даже на птицестойкость. В Центральном институте авиационного моторостроения им. Баранова тушка птицы массой 1,8 кг разгонялась с помощью пневматической пушки до скорости, равной по величине скорости полета самолета, и врезалась в макет МС-21. Испытания прошли успешно.
Сравнение с конкурентами


Больший диаметр фюзеляжа также позволил увеличить размеры багажных полок и грузовых отсеков. Так, для примера, в стандартную полку Airbus 320 помещается два чемодана стандартного класса IATA Cabin Bag, в то время как в полку МС-21 - 7 (они могут размещаться на ребро).Стандартная ширина кресла в экономклассе МС-21 - 18 дюймов, ширина прохода увеличена до 22,5 дюймов. Для сравнения: ширина кресла в экономклассе Boeing-787 - 17 дюймов, в Airbus A350 XWB - 18 дюймов. Ширина проходов в их салонах - 18-20 дюймов.
Расширенный проход для пассажиров существенно сокращает время посадки и высадки, благодаря чему можно уменьшить время подготовки самолета к следующему вылету. Испытания с пассажирами-статистами на макете салона показали, что время между прилетом самолета и его отправкой в следующий рейс можно сократить на 20%.
Планируется, что операционные расходы МС-21 будут ниже на 12-15% по сравнению с эксплуатирующимися сегодня аналогами - Boeing-737NG и Airbus А320. Повышенная пассажировместимость и возможности более интенсивной эксплуатации самолета в сочетании с сокращенными прямыми операционными расходами, позволят МС-21 генерировать $4 млн дополнительных доходов в год.
Что дальше

По словам министра промышленности Дениса Мантурова, рыночные перспективы программы МС-21 весьма оптимистичны: "Заинтересованность в покупке таких самолетов очень высока, а ценовое преимущество наших машин в связи со снижением курса рубля выросло. Со своей стороны государство будет оказывать дополнительную поддержку продажам с помощью экспортного кредитования, субсидирования лизинга и других инструментов. Все это способствует укреплению позиций российской авиации как на внутреннем, так и на внешних рынках".
Работы над МС-21 шли далеко не гладко. Скажем, в прошлом году наши американские друзья отказались поставлять композитные материалы для крыла, в результате чего проект основательно "подвис". Но после череды бессонных ночей конструкторам удалось найти им замену, и с этого года в производстве крыла стали использоваться только свои материалы. В целом же при производстве МС-21 сегодня используется до 50% российских комплектующих, а в дальнейшем их уровень может дойти до 60%. Сейчас ведется работа по замещению импортных материалов и систем в конструкции самолета отечественными аналогами.
Сертификат для МС-21 планируется получить в конце 2017 - начале 2018 года. В 2018 году ожидаются и поставки заказчикам первых 4-х самолетов. На сегодня уже подписано твердых контрактов на 184 машины, что обеспечит производство начальными заказами на первые годы.
--------------------------------------------------------
Дай Бог удачных и безаварийных полетов...
использован материал:
Российская газета - Неделя №6993 (125)
Свежие комментарии