Боливия – самая высокогорная и одна из самых изолированных стран Южной Америки. Ее называют – «Тибетом Америки». Когда-то у Боливии был выход к Тихому океану, который страна потеряла в результате войны с Чили. И сейчас, как и Тибет, Боливия находится в середине континента, на крыше латиноамериканского мира.
Здесь находится самая высокогорная неофициальная столица мира - Ла-Пас, где расположены самое высокогорное поле для гольфа и стадион. А озеро Титикака считается самым высокогорным судоходным озером в мире.
Боливия уникальна, потому что в отличие от других латиноамериканских стран 60% ее населения – коренные жители, индейцы, да и сам президент Боливии Эво Моралис – выходец из индейцев аймара.
Так давайте попутешествуем по ярким, интересным и загадочным местам Боливии. Начнем с традицый и аймарских ритуалов.Аймары - одно из основных индейских племен. Его представители проживают на территории Боливии и Перу в высокогорных районах плато Андских Кордильер. Всего численность населения аймаров составляет более 2 миллионов человек.
Аймары прибыли на территорию, которую сейчас называют Боливией более 2000 лет тому назад. Они образовали государство со столицей Тиуанако или Тайпикала (иногда Тиауанако, Тиуанаку, Тиванако). Но уже на этой территории существовало древнее городище, остатки которого можно найти недалеко от восточного берега озера Титикака в 72 километрах от Ла-Паса. Багодаря археологическим раскопкам, первое городище в районе Тиуанако датируется 1500 до н. э.
Во 2-9 веках нашей эры – Тиуанако становится крупнейшим населенным пунктом и центром государства Пукина, которое перестал существовать вследствие нашествия племен колья или аймаров.













На боливийском фестивале в Оруро участвуют более 28,000 танцоров, приблизительно 10,000 музыкантов и 150 музыкальных групп. Его посещают 400,000 зрителей из всех концов Латинской Америки и иностранные туристы.
Президент Боливии Эво Моралес всегда принимает участие в фестивале.
«Голос наших предков и вечная песня объединяет Пачамаму (Pachamama - Мать земли и Времени) и Пачакамак (Pachakamaq, Pachakama - Вселенная). Эта песня звучит пением птиц на рассвете, распустившимися яркими цветами, надеждой и единством звезд и всей Вселенной. Эта песня вдохновляет нас, объединяет сердца в радости жизни, готовит к обновлению и активному участию в переупорядочении мира» (Пачакути - первый исторически достоверный правитель инков).
Начало празднования аймарского Нового года начинается 6 июня. Совместно с Вице-президентом Боливии главные гости фестиваля дегустируют "aptapi" (местная еда), которую издревле ели представители племени аймара. Она состоит из картофеля, высушенного мяса ламы, зерна, рыбы из озера Титикака, сыра и острых соусов.
Основной день аймарского Нового года в Боливии - период зимнего солнцестояния 21 июня. В этот день земля находится дальше всего от солнца.
В это время в Боливии отмечается начало нового сельскохозяйственного цикла.
Празднование аймарского Нового года начинается с церемонии благодарности солнцу и Пачамаме. В это время все жители Боливии просят дать энергию новому урожаю.
Эта церемония благодарения, которая здесь называется «marat’aqa» проходит при участии аймарских шаманов (amuatas), которые возвращают мир к состоянию порядка.
На этот праздник собираются сотни туристов из разных стран мира. Первый и основной день праздника начинается со сбора туристов из отелей города Ла-Пас. Затем они едут по асфальтированному шоссе в город Тиуанако, который расположен в 72 км от Ла-Паса.
Тиуанако или Тайпикала - древнее городище в Боливии вблизи восточного берега озера Титикака. По материалам археологических раскопок это поселение датируется 1500 до н.э.
В Тиуанако собираются индейцы из племени аймара. Они надевают свои праздничные традиционные наряды и все пребывают в отличном настроении. Это обязательное условие для праздника.
Традиционно крестьяне-аймара занимались выращиванием коки, листья которой они жевали, использовали в традиционной медицине, а также подносили в качестве жертв солнечному богу Инти и богине земли Пачамаме.
На празднике также происходит подношение коки Пачамаме.
"Золотое зерно" Боливии.
В 1553 году Педро Сьеса де Леон - испанский священник, историк, солдат и один из первых летописцев завоевания Южной Америки в своей знаменитой «Хронике Перу» так писал о замечательном растении киноа. «Есть ещё один очень хороший продукт, который они называют Кинуа [Quinua], имеющего лист, как у лебеды мавританской, и вырастает его растение почти в рост человека, а бросают очень маленькое семечко, [оно бывает] и белое и разноцветное. Из него делают напитки, а также съедают его жаренным, как мы рис».
Кстати, благодаря Педро де Леону, который неоднократно пересекал огромную территорию, на которой сейчас располагаются такие страны как Колумбия, Эквадор, Перу, Чили и Боливия, в Европе узнали о картофеле, ананасе, авокадо, гуаве, кокаиновом кусте и многих других растениях.
Киноа (Quinoa) – это особое растение, которое использовалось в древности как одно из важнейших компонентов пищи индейцев. Эта зерновая культура произрастает в очень суровых условиях на горных склонах Анд и в долинах находящихся на высоте от трех до четырех тысяч метров.
Во времена инков киноа ценилась наравне с кукурузой и картофелем. Инки называли ее «золотым зерном». Родиной киноа являются берега высокогорного озера Титикака. Индейцы, проживающие в горных районах Анд, до сих пор используют «золотое» зерно во многих блюдах.
Из муки производят макароны, хлеб и другие продукты питания. Из самых зерен варят кашу, напоминающую по вкусу рисовую. Перед употреблением зерна вымачивают или выполаскивают, так как они содержат горькие сапонины. Из отвара делают прекрасный прохладительный напиток. Из семян получают продукт, близкий к ореховому маслу.
Боливийское правительство в последнее время стало уделять большое внимание этому продукту. И первые значительные шаги были сделаны в 2012 году, когда приняли решение о строительстве «дороги киноа». Этот проект предполагает развить сеть дорог, по которым будет вывозиться более 48 тонн популярного хлебного злака. Надо сказать, что Боливия производит 70 процентов всего киноа в мире. Цель данного проекта – достичь за 10 лет производства и транспортировки одного миллиона тонн этой зерновой культуры в год, стоимостью в один миллиард долларов.
В связи с тем, что киноа очень неприхотливое растение и его можно выращивать на больших высотах, его начинают культивировать в высокогорных районах Тибета и Гималаях. Недаром 66-я сессия Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2013 год Международным годом киноа.
Лас-Пас или Нуэстра-Сеньора-де-ла-Пас с 1898 года является фактической столицей государства и административным центром одноименного департамента. Находится на высоте 3200 метров. Считается, что эта столица расположена выше всех остальных в мире. Официальная столица Боливии – город Сукре. Но в Ла-Пасе находится большинство правительственных учреждений Боливии. Город был образован в 1548 году в кратере потухшего вулкана.
Площадь Мурильо расположена в старой части Ла-Паса. Отсюда можно начать экскурсию по старинному городу, предварительно перекусив сальтенья - вкусными пирожками с мясом и луком. На площади находится Здание Парламента и Национального конгресса, а также Кафедральный собор, который был сооружен 1865 году.
Здание Парламента. Надо отметить, что Боливия – республика. Президента избирают каждый 5 лет. Что касается политики – вот интересный факт. В день выборов офисы, магазины и даже школы закрыты. Дети целый день играют на пустых улицах в футбол. Все «вымирает» до следующего дня, когда все возвращается на свои места и город погружается в ежедневную суету и наполняется звуками. Колониальный квартал или улица Салле Хаен (Calle Jaen). Очень приятно пройтись по этой тихой улице. В архитектуре видно влияние испанской империи. После того как испанцы завоевали инков в 16 веке, аборигены Боливии попали в «рабство». Страна получила независимость только в 1825 году. Название Боливия получила в честь национального героя – Боливара, который освободил страну от колонизаторов.
Рынок колдунов. Здесь можно найти любое лекарство от любой болезни и предсказать будущее по листьям растений. Рынок колдунов – очень необычное место, где можно увидеть много странных вещей и даже неприятных вещей. Боливийские колдуны продают разные обереги и талисманы.
Жабы приносят богатство, сушеные броненосцы приносят удачу и здоровье. Люди покупают, а затем закапывают черепа лам (животных) под фундаменты домов для сохранения семейного счастья. Колдуны также изготовляют традиционные лекарства, которые продают в маленьких флакончиках. Ла-Пас находится на большой высоте и потому здесь не только иностранные туристы, но и боливийцы, которые живут в долинах, часто испытывают головную боль из-за нехватки кислорода. На рынке колдунов сразу могут понять, чем страдает человек и выдать то лекарство, которое необходимо ему в данный момент.
Погуляв по улицам Ла-Паса, неплохо бы перекусить в каком-нибудь уютном маленьком ресторане, где можно заказать традиционные боливийские блюда ("комидас-типикас"). Для начала можно выпить макачинчи - напиток из сушеного персика. Основные блюда, которые подаются в таких маленьких ресторанах: пакамуто - смесь говядины, колбасы, яиц и картофеля с перцем, покрытая сыром, чичаррон - блюдо, которое готовится из жареной свиной шкуры, или курятины, баранины, говядины. Можно заказать чханку – мясное ассорти на гриле. Воскресный обед боливийцы традиционно вкушают в таких небольших ресторанчиках, если нет гостей. Когда приглашаются друзья или родственники, тогда все "комидас-типикас" готовятся дома. В Ла-Пасе можно прогуляться по Лунной долине – небольшому каньону с каменными пиками. Некоторые называют их каменными трубами. Он находится в 10 километрах от центра Ла-Паса.
Муниципальный зоопарк. Ламы – знаменитые животные с высоких Анд. В зоопарке покажут, как безопасно подходить к этим животным. Ламы любят морковку, и потому их можно покормить, не напугав, подходя спереди, чтобы животное видело вас и не нервничало. Здесь можно погладить викуний – родственниц лам. Викунья похожа на гуанако (один из видов лам), но меньше размерами и более изящная. Здесь находится также большой птичник. Здесь живут кондоры. Эти птицы – национальный символ Боливии. Они живут в холодных, гористых районах Анд. В Боливии водятся также туканы. Это – птица с большими, цветными клювами.
В зоопарке можно также посмотреть на тапира. Нос тапира приспособлен для собирания фруктов, листьев и разных растений. Это – охраняемый вид, так как он находится на грани вымирания. Улица Арсе. Здесь находятся магазины, в которых продается традиционная боливийская одежда. В конце года здесь можно встретить боливийских детей. Они покупают национальные костюмы для школьной вечеринки и примеряют разноцветную одежду прямо на улице. Захватывающее зрелище! В небольших магазинчиках продаются шарфы, которые боливийцы подносят Пачамаме на озере Титикака, которое находится недалеко от Ла-Паса.
А вот и сама столица Боливии - Сукре и ее история.
Боливар, Симон Боливар. Его называют освободителем. Его памятники стоят по всем Андам Южной Америки. Здесь в его честь назвали страну – Боливия. Столицу Боливии назвали в честь Антонио Хосе де Сукре – генерала, друга Боливара, его соратника и первого Президента.
История белого города началась 500 лет тому назад. О многих исторических фактах можно узнать в музее Дома свободы. Это – трагическая история всей Южной Америки, бывшей испанской колонии. Основатель города – не очень известный в истории капитан Перансурес. В то время губернатором Перу, а территория Боливия относилась к Верхнему Перу, был Франсиско Писсаро, потому многие считают именно его – основателем Сутре. В Музее хранятся старые кольчуги и железные перчатки – символы испанского военного превосходства. На одном из стендов можно найти старый план города. В наше время исторический центр города, который находится под охраной ЮНЕСКО, мало изменился. Белый город в Андах построен по примеру испанской Андалусии и располагается на высоте 2800 метров над уровнем моря. Недалеко от центра города Сукре находится серебряный город Потоси, бывший когда-то источником неиссякаемых богатств испанского короля. Недаром на первых гербах города было написано: «сокровище мира». Из Сукре, испанцы в течение многих лет управляли частью своей колонии до тех пор, пока Симон Боливар – белый латиноамериканец не освободил от их владычества всю Латинскую Америку.
Кафедральный собор в Сукре и многие другие церкви говорят о том, что церковь активно участвовала в дележе богатств и власти в колониях. Здесь обосновались те, кто разбогател на добыче серебра в Патаси. Эти люди жили в больших домах, они были богаты и набожны, поэтому строили в городе церкви. Одна из самых красивых из сохранившихся церквей – церковь Сан Мигель. Церковь украшена искусной резьбой по дереву, которая сейчас находится не в лучшем состоянии. Когда было положен конец испанскому господству, влияние и богатства католической церкви начали сходить на нет. Высшее духовенство само было в этом виновато. Ведь раньше, готовые на все католические священники были заодно с колонизаторами, потому что это было для них выгодно. А после освобождения, местное население отожествляло церковь с бывшими хозяевами. Но это длилось недолго. Новые богачи вкладывали немалые деньги в строительство и убранство церквей. А былое величие интерьеров до сих пор сохранилось. Дева Гваделупская – правительница города, изображение которой находится в одной из церквей, украшена серебром, изумрудами, бриллиантами и жемчугом. Остатки накопленного церковью былого великолепия можно увидеть в музеях города. С чувством стыда в колониальном музее прячут инструменты пыток святой инквизиции. Их замуровали в стену галереи.
В 1809 году в Сукре началась первая партизанская война в истории Латинской Америки за освобождение от испанских колонизаторов, которая закончилась победой. Через 16 лет войска под командование генерала Сукре, разбили армию испанцев. В 1825 году хозяевами страны стали те, кто боролся за свободу – белые латиноамериканцы.
Университет Сукре – интересное здание колониального типа. Символика на гербе Университета говорит о том, что он – королевско-папский. Но современный Университет не имеет отношение ни к королю, ни к Папе Римскому. Сегодня здесь учатся 13 тысяч студентов. Университет играет большую роль в жизни города. В Сукре есть еще один университет, семинарии, интернаты. В Боливии Сукре называют городом образования. В том, что Сукре стал центром образования, есть заслуга друга Боливара – Симона Родригеса, который был назначен первым уполномоченным по вопросам образования в Латинской Америке. После освободительной войны, лидеры национально-освободительного движения мечтали о том, чтобы у всех были равные шансы – у богатых и бедных, белых и индейцев. Но это были только мечты! Так, школа в Сукре, которая носит имя Симона Родригеса – частная. Здесь учатся только дети богатых родителей. Бесплатно учатся только в государственных школах, где уровень образования очень низкий. Все, что происходило в Боливии после освобождения от колониальной зависимости, далеко не похоже на чаяния, стремления и представления национальных героев! Так, Антонио Хосе де Сукре, вскоре после того, как его назначили Президентом страны – был убит. В истории стран Латинской Америки произошли сотни переворотов, и было установлено сотни военных диктатур. Только в Боливии их было около 200. Большинство из них заканчивались кровопролитием - в крови делили власть и деньги.
Хозяин серебряного рудника в Потоси - Франсиско Аргандонья был сказочно богат. Недалеко от Сукре он построил замок Ла Глориета, который сейчас является туристическим объектом. Аргадонья занимался благотворительностью. Как-то он пожертвовал церкви такую огромную сумму, что Папа Римский Лев 13 в 1897 году пожаловал ему титул принца. Спустя 11 лет, принц скончался. На кладбище в Сукре он до сих пор соперничает с местными богачами. Его мавзолей привлекает многих иностранных и местных туристов. Примерно в конце 19 века серебряный рудник в Потоси был закрыт. Одновременно началась война за политическую власть в стране. В районе города Ла-Пас обнаружили олово. Памятник жертвам первой гражданской войны 1899 года в Сутре – олицетворение борьбы олова против серебра. Олово победило! С тех пор столицей Боливии считался не красивый город Сукре, а довольно невзрачный высокогорный Ла-Пас
.
О доисторических временах мало что известно – только то, что в меловом периоде здесь обитали динозавры. Во время добычи известняка, была обнаружена стена с большими и маленькими следами динозавров. Им 60-70 миллионов лет! Первые люди появились здесь 10 тысяч лет тому назад. Что в сравнении с этим 500 лет, прошедших после открытия Колумбом Америки и основания города! Стена динозавров находится недалеко от Сукре.
В Колониальном музее в Сукре находятся интересные экспонаты. Так, например, мумии с необычно вытянутым черепом. Сразу после рождения ребенка инки придавали черепу ребенка такую форму. До прихода испанцев на всей территории Боливии жили инки, которые превратили местное население в рабов. Когда после Колумба здесь появились испанские завоеватели, и изгнали ненавистных инков, индейцы сразу переняли моду на шляпы, которые носили господа из Европы. Старая шляпная фабрика в Сукре, до сих пор живет этой модой. Ведь индейцы не перестали носить шляпы, даже когда поняли, что испанцы эксплуатируют их более беспощадно, чем инки.
В марте 2012 года в Испанию в ознаменовании 200-летия первой либеральной Конституции страны, были приглашены королем Хуаном Карлосом I де Бурбоном и премьер-министром Мариано Рахой лидеры всех испаноязычных стран Латинской Америки. В принятии этой конституций когда-то принимали участие представители тогда еще испанских колоний в Латинской Америке. Создание Конституции до сих пор рассматривается в Испании как некое основание для особых отношений бывшей метрополии со своими бывшими колониями.
На сей раз торжества по случаю этой годовщины дали возможность руководителям латиноамериканских стран, а особенно Президенту Боливии Эво Моралесу, ознакомить всех с положением своих стран и протянуть руку дружественной поддержки народу Испании, оказавшемуся в период кризиса перед теми же проблемами, с которыми сталкиваются ее бывшие колонии. На Испанию, как и на другие страны Объединенной Европы, возлагаются вся мера ответственности за создавшуюся кризисную ситуацию.
Испания всегда имела намного больше общего со странами Латинской Америки, нежели со странами Европы. Именно этот факт стал когда-то «камнем преткновения» в обсуждении вхождения страны в Евросоюз. У народа Испании всегда был огромный интерес к культуре стран Латинской Америки. Особенно это чувствуется в последнее время. Некоторые страны бывшей колонии обогнали свою метрополию по многим показателям. Приезд руководителей стран Латинской Америки, а особенно первого Президента-индейца Боливии стало выдающимся и уникальным событием. Эво Моралес не ограничился протокольными встречами с испанским королем, премьер-министром и другими высшими представителями власти, он использовал свой приезд и время для встреч с руководителями социальных групп и общественных организаций. На Народом форуме в Барселоне, Эво Моралес, вышедший из недр народа, заявил:
«Никакое правительство не может приватизировать природные ресурсы. Базовые службы такие как водоснабжение электричество, телефон не могут быть также частным бизнесом. Они должны служить обществу».
Его выступления весьма актуально в этот момент звучали в Испании. Напомнив о потерях, которые понесли народы Латинской Америки в результате борьбы за независимость, а также за выживаемость коренного населения, за сохранение своих форм жизни и самобытности, Президент Боливии отметил, что далее эта борьба продолжалась и продолжается против транснационального капитала и вмешательства США, в частности, в жизнь Боливии. До его избрания в Президенты в 2005 году в центральном банке Боливии было бюро Международного Валютного Фонда, Отдел ФБР находился в столице, а в войсках находились американские наблюдатели.
«Наша страна страдала от международного тотального контроля, - отметил Эво Моралес, - После моего избрания многие предрекали Боливии на этом пути крах. Но где же эта умирающая Боливия? До 2005 года валовый внутренний продукт на душу населения составлял 900 долларов. Сейчас – 2500 долларов. Безработица снизилась с 9 процентов до 4 процентов. Крайняя бедность – с 45 процентов до 21 процент».
Извлекая уроки из собственного опыта, Моралес призвал к тому, чтобы от социальной, общинной борьбы переходить к электоральной борьбе. «Мы сами должны собой управлять». Международный резонанс произвело участие Эво Моралеса в праздновании дня Зимнего солнцестояния 21 декабря. На этом грандиозном празднике, представитель коренного населения Америки, по национальности – аймара, Эво Моралес – первый Президент – индеец, руководящий Боливией за более чем 400 лет со времён испанской колонизации, говорил со своим народом о завершении периода печали, скорби и потерь и начале новой эры Пачакути – времени гармонии и равновесия во имя Матери-Земли. Традиционная индейская церемония проходила на острове солнца на озере Титикака. Этот остров относится к провинции Манко Капак, департамента Ла-Пас. Манко Капак – первый Инка, основатель государства инков, независимый правитель державы инков. Испанское название «Ла- Пас» – означает мир. Такое же название носит город, который в последнее десятилетие стал официальной столицей Боливии.
На это торжественное событие собрались сотни тысяч людей из Боливии, Латинской Америки и многих стран мира. «Мы переживаем решающий момент, определяющий будущее нашей планеты. В наших руках и нашем сознании ответственность за нахождение пути, которым мы пойдем, чтобы обеспечить искоренение бедности, перераспределения богатства, а также создание и укрепление наших социальных, материальных и духовных условий для того, чтобы жить в гармонии и равновесии с природой. Многонациональное государство Боливия, откликаясь на голос народов мира, берет на себя этическое обязательство перед планетой и предлагает как необходимость, создать условия, чтобы человек вновь обрел чувство единства и принадлежности Матери-Земле. Нынешнее 21 декабря – день начало эры Пачакути, что означает пробуждение мира к культуре жизни. Это – начала конца дикого стяжательства, перехода от времени насилия между людьми и над природой, к новому времени, когда человек составляет единство с Матерью- Землей. Все мы живем в гармонии и равновесии со всей целостностью Космоса. Это - возвещение о том, что культура смерти, голода и несправедливости приходит к своему концу».
Ну а теперь о загадках сказочной Боливии.
В 70 километрах к западу от Ла-Паса высоко в Андах находятся загадочные руины Пума-Пунку. Разбросанные по пустынному плато на высоте 3600 метров над уровнем моря, эти мегалитические Н-блоки одни из самых крупных на земле: достигают 8 метров в длину и весят более 100 тонн каждый. Гигантские гранитные блоки, разбросаны по внушительному размеру плато как детские кубики. Создается впечатление, что здесь произошла некая катастрофа немыслимых масштабов. Археологи до сих пор не могут понять для чего и чем являлся Пума -Пунку, как он выглядел, и для какой цели могло служить это гигантское сооружение.
Большинство археологов полагают, что Пума-Пунко был построен около 2000 лет назад. Но в 1945 году археолог Артур Познанский предположил, что это сооружение намного древнее. Исследовав структуры по определенному положению звезд, он определил, что блокам 17 тысяч лет. Артур Познанский был исследователем, наполовину боливийцем и потому много работал в пума-Пунко, изучал археастрономию. Он пришел к выводу, что возраст Пума-Пунку намного больше. Но ученые и археологии до сих пор не приняли ни одной версии датировки мегалитическим сооружениям.
Филип Коппенс: «Мы не знаем возраст Пума-Пунку. Есть некоторые косвенные указания, но датировать сами камни мы не можем. Им может быть тысячи, а может быть сотни тысяч лет».
Самое удивительное в Пуно-Пунку - как проходил процесс строительства. Ведь речь идет о каменных блоках высотой в 8 метров весящих сотни тонн. Пума-Пунку уникален с точки зрения возведения и формы. Это – самое загадочное сооружение на планете. В такие места люди возвращаются снова и снова, чтобы раскрыть тайны и разгадать загадки.
Основная масса ученых полагают, что блоки Пума-Пунку вытачивали вручную с помощью примитивных каменных инструментов. Но некоторые считают искусную резьбу - доказательства использования сложных технологий. Идеальная форма гранитных блоков, которые имеют абсолютно прямые углы и ровные грани. В этих каменных глыбах высверлены сквозные отверстия. Как могли люди, жившие десятки тысяч лет назад добиться такой точности? Может быть, древние строители вырезали эти блоки с помощью инопланетных технологий? Так считают сторонники теории палеоконтактов. Изучив обработку блоков древними людьми, эти ученые могли прийти только к одному выводу - здесь использовались лазеры.
Когда на блоки Пума-Пунку смотрят архитекторы или инженеры, им сразу бросается в глаза одна вещь – тот, кто это строил, знал что такое чертежи, логистика и имел доступ к развитым технологиям. И как древние люди могли перемещать эти необыкновенно тяжелые блоки? Родилась официальная версия. Блоки вырезаны в карьерах, которые находились в 100 километрах от этого места, а затем их катили на бревнах. Высота, где находится Пума-Пунку – 3900 метров над уровнем моря. То есть эта территория расположена за пределами естественных зоны лесов. Чтобы переместить такие блоги, нужно было обладать уникальными технологиями. Это могла быть левитация, антигравитация, или механизмы, обладающие огромной подъемной силой. Подтверждение инопланетному влиянию находится в камне, который расположен недалеко от Пума-Пунку.
На юге Перу во время поисков столицы империи инков в 1509 году испанские конкистадоры под предводительством Де Леона дошли до Боливии и открыли руины Тиуанако. Расположенный недалеко от Пума-Пунку это был огромный город, являющимся центром государства с населением более 40 тысяч жителей. Тиуанако – величайшая американская цивилизация, которую немногие знают. Ее жители были предшественниками инков.
К моменту появления испанцев, эта цивилизация давно уже исчезла. Но их культура, архитектура, ремесла находились на высоком уровне, а сам Тиуанако был загадочным образом покинут жителями около 1100 года, будучи центром религиозного паломничества континента. Некоторые сооружения были построены не только в разное время, но и представителями разных миров. Ученые предполагают, что Тиуанако был построен для людей, а Пума-Пунку принадлежал богам, которые физически присутствовали тогда на земле.
В последнее время утвердилось мнение, что есть два типа построек: так называемые «инопланетные» и те, что соорудили люди. Так, Тиуанако было местом, которое построили люди, куда они приезжали и собирались вместе, чтобы вспомнить то время, когда в Пума-Пунку произошло нечто важное. То есть - визит древних пришельцев. Но где доказательства этой теории?
В 1960-х годах власти Боливии произвели раскопки подземного храма в Тиуанако. На стенах квадратного внутреннего двора были обнаружены сотни каменных голов, с разнообразными чертами лица. Говорят, что это - представители разных человеческих рас, живших на земле: разные формы черепа, глаз и головных уборов. Некоторые головы выглядят совсем необычно - похожи на серых пришельцев. В этом месте ь можно чувствовать себя как в штаб квартире ООН.
Статуя в центре комплекса изображает бога-творца – Виракоча. Но почему он так не похож на своих создателей? У него есть борода и усы – это необычная деталь для жителей Латинской Америки. Американские индейцы не носят таких атрибутов. Возможно, он прибыл из Евразии, а может быть он был шумером? Опять загадка!
Некоторые ответы можно найти в Музее драгоценных металлов в Ла-Пасе. Знаменитая чаща Фуэнте Магна, обнаруженная рядом с Тиуанакои Пуна-Пунку. Там присутствуют шумерские клиновидные надписи. Это говорит о прямой связи шумеров и жителей Тиуанако.
Именно этот предмет, найденный в 50-х годов на берегу озера Титикака, является для приверженцев палеоконтактов доказательством связи с инопланетной цивилизацией, так как сама шумерская цивилизация, по их мнению, является также инопланетной. Приверженец и популяризатор теории о космическом происхождении шумерской цивилизации - Захария Сидчин. Изучая легенды о создателе-боге Виракоча, многие специалисты приходят к мнению о внеземном происхождении построек Пуна-Пунку. Озеро Титикака находится между Боливией и Перу. Бог Вирокоча поднялся из глубин этого озера и создал солнце, звезды и людей. Бог отправился в Тиуанако и принес туда цивилизацию. В Пуна-Пунку он создал из камня мужчин и женщин и отправил их на четыре стороны света, чтобы они создали цивилизацию.
Испанские завоеватели спрашивали местных жителей - что такое Пуна-Пунку? Что означают эти постройки? Те отвечали, что это – не мы, не наши предки построили. Его за одну ночь создали боги. Обычно народ гордиться достижениями предков. В этом случае люди утверждали – это не мы! Это строили боги. Одна из легенд гласит, что город построила раса великанов за одну ночь после наводнения, которое затопило все территории. Но кем были эти великаны? Откуда они появились? Был ли это – Вирокоча и его приближенные? В одной из первых хроник говорится, что эти гигантские платформы перемещали по воздуху под звуки труб. Они буквально подлетали в нужные места. Что это - звуковая технология?
В центре Пуна-Пунку находятся ворота солнца, вырезанные из цельной глыбы амбизита. Они весят более 10 тонн. Ворота солнца были, вероятно, входом в Пуна-Пунку. В верхней части арки ворот можно обнаружить пятьдесят крылатых существ, расположившихся по обе стороны бога-творца. Может быть это – календарь тех времен?
Большое количество каменных блоков, сделанных с филигранной точностью, наводит на мысль, что эти блоки были изготовлены промышленным способом, они все идентичны, похожи на элементы конструктора ЛЕГО, изготовлены по заранее составленной проектной документации. У народа аймара не было письменности, они жили в каменном веке. Инструментов, которые использовались для изготовления таких блоков, нет среди археологических находок. Блоки могли быть использованы как крепления огромных ворот храмового комплекса. Это доказали экспериментальным путем. Возможно, выстроенные в один ряд блоки, использовались как стартовая площадка для летательных аппаратов, похожих на золотое изделие (самолетик), найденное в Колумбии, недалеко от Баготы. Это золотое изделие обладало всеми аэродинамическими характеристиками современных летательных аппаратов и даже превосходило их, что было доказано на запусках моделей.
Что же произошло с этими конструкциями? Что могло вызвать такие разрушения в Пуна-Пунку? Сильное землетрясение могло разбросать эти гигантские блоки как игрушечные кубики. Есть свидетельство о том, что в этом районе упал метеорит, вызвавший потоп. Также обломки каменных блоков были обнаружены глубоко в почве. Мог это быть искусственный взрыв, скрывающий следы чьего-либо пребывания. Осколки диорита можно обнаружить на огромной территории Пуна-Пунку, что является явным признаком взрыва. Потом все, что было разрушено, накрыло волной, которая принесла глину и ил. Идеальная резьба по камню, непревзойденная инженерия, разрушение. Быть может, Пуна-Пунку действительно построили инопланетяне? Если да, то для чего? Был ли это аванпост, поле битвы или конечный пункт назначения? Быть может, когда-нибудь мы разгадаем эти загадки и узнаем наверняка, посещали ли Землю инопланетяне?Озеро Титикака расположено на высоте 3810 метров над уровнем моря и является самым высокогорным судоходным озером в мире. Часть озера принадлежит Перу, а часть – Боливии.
На озере Титикака находятся множество островов. Но один из почитаемых и священных для боливийцев остров - Исла дель Соль (Остров Солнца). Остров является колыбелью цивилизации инков. Местные легенды утверждают, что у подножья острова, под водой находится затерянный город. Но этот город является мифом, а Чинкана – огромный каменный лабиринт, который вероятно являлся центром жрецов эпохи инков – реальность, которая поражает воображение. На острове находятся и другие достопримечательности – Священная скала, напоминающая пуму, Священный фонтан или «Фонтан Молодости», а также большие следы, которые по утверждению местных индейцев, оставили Бог солнца и Богиня луны. Именно они считаются родителями первого Инка – Манко Капака. Сюда приезжают паломники-индейцы, которые почитают мудрого бога Виракочу, давшего знания местным народам.
Город Копакабана
На озере Титикака расположен самый религиозный город в стране – Копакабана. Хотя 90 % боливийцев - католики, древние верования местных народов играют важную роль в боливийской культуре. Копакабану легко узнать по мысу, который выступает далеко в озеро. Это город, в котором вы можете освятить все, что угодно, даже машины. Священники поджигают ладан и освещают автобусы, грузовики и машины, чтобы защитить их от аварий. Все паломники, которые прибывают в этот город, посещают церковь Девы Копакабана, где в священном гроте зажигают свечи, загадывают желания, крестятся и молятся, чтобы благословенная Дева Копакабана хранила их и защитила от неприятностей, отвела беду.
Рядом находятся лавки, где продаются предметы, которые можно освятить и загадать желание. Можно купить домик, если хочется в дальнейшем построить дом для семьи, либо машинку, чтобы исполнилось желание приобрести настоящую, а можно купить чемоданчик, если есть желание путешествовать. Женщина, которая продает эти вещи, благословляет их – она посыпает их конфетти, брызгает святой водой, молится, чтобы Пачамама исполнила желания.
Копакабанский крест
В городе, на горе находится христианская святыня – копакабанский крест. Для этого надо пройти 14 остановок на крестном пути. Но прежде, чем совершить молитвы, боливийцы идут на другую сторону, где открывается вид на озеро Титикака, где они оставляют освещенные предметы, предварительно украсив их серпантином, побрызгав святой водой и посыпав конфетти. В конце церемонии они отдают шарфы Пачамаме, которая будет охранять и помогать им в трудные минуты жизни.Плато Альтиплано – очень красивое, суровое и экстремальное место на Земле. Оно находится в Андах и является одной из самых разнообразных экосистем. Альтиплано простирается от юга Перу, до запада Боливии, от севера Чили до севера Аргентины.
Кто побывал на Альтиплано, никогда не забудет одно из наиболее интересных мест в Америке. Здесь много разных экосистем: пастбища, ледники, болота, высокие горы, склоны разных расцветок. Пустыня, наполненная жизнью. Особенно хороши короткоклювые фламинго – один из двух самых редких видов на планете. Всего их – шесть видов. Фламинго обитают на многих высокогорных озерах. Если подойти к ним ближе, то можно сделать шикарные фотографии этих грациозных птиц.
Красота Альтиплано заключается в бесплодных, но величественных горах и тихих минеральных озерах. Именно здесь – самые дикие и пустынные Анды. Высокие пики как будто наблюдают за жизнью, которой изобилует эта скудная земля. Среди этой красоты кажется, что время остановилось.
Самый выразительный вид на плато Альтиплано – вулканы-близнецы Паячатас (Паринакота и Померапе). Их надо посещать на рассвете, когда горы загораются, как римская свеча. Нереальные ландшафты можно встретить на плато. Например, Валле де Рокас – скалы Сальвадора Дали. Здесь – настоящий сюрреализм!
Эти скалы представляют собой окаменевшую магму. Скалы отбрасывают хорошую тень на очень гладкую равнину и текстура скал очень хорошо смотрится на такой гладкой поверхности. С заходом солнца сама равнина начинает отражать свет.
Еще одно очень интересное место – гейзерный бассейн высоко в Андах. Но здесь нужно быть очень осторожным. Очень горячая вода просто наполнена щелочью. Здесь возникает такое чувство, что идешь по аду Данте. Такие виды, запахи и звуки – будто попал в другой мир! Природа не устает удивлять путешественника. А в долине гейзеров природа сотворила шедевр.
Лагуна Колорадо. Красивое озеро, окруженное горами. Оно – красного цвета из-за микроскопических растений, которыми питаются фламинго. Маленькие водоросли имеют красный цвет. Здесь обитают андские фламинго – один из самых редких видов, обитающих в Андах. Здесь же можно встретить лам.
В любой заболоченной зоне Анд есть две основные угрозы природе. Во-первых, это горные разработки, особенно крупномасштабные проекты. Удаляется почва, из мелких водоемов исчезает вода и уничтожаются такие крупные экосистемы как, например, большие озера. Во-вторых – нерациональное водопотребление, когда вода идет на развитие сельского хозяйства в Боливии, Перу, Аргентине и Чили. А здесь, на плато Альтиплано – самые хрупкие экосистемы в этой части Планеты. И Человечеству нужно спасать их как можно быстрее.
Остров Пескадо. Солончаки окружают его со всех сторон, раскинувшись на 80 километров. На острове Пескадо – особый микроклимат. Здесь растут уникальные растения, например, кактусы-канделябры, которым 900 лет.
Самый известный солончак – Уюни. Много лет назад в этой части Альтиплано плескалось огромное озеро - длиной 800 километров и шириной в 400 километров. Со временем озеро испарилось, исчезло. Остались только большие болота и солончаки. Минералы поднялись наверх, постепенно покрывая всю территорию, и образовались огромные отложения соли. Соляной пласт в этой области достигает 30 метров глубины.
Утром на солончаке можно любоваться прекрасной мозаикой, которую творит сама природа. При высыхании кристаллы соли объединяются и получается красивый рисунок. Кристаллы сталкиваются, каждый блок давит на соседний всё сильнее, и возникает белоснежная мозаика.
На солончаке постоянно работают люди. Они складывают кристаллы соли в круглые холмики. Ветер со времени высушивает кристаллы и получаются идеальные пирамиды, которые отражаются в идеальной глади солончака. Очень красивая картина! Когда вода покрывает пространство солончака, а это происходит в период сезона дождей, Уюни превращается в огромное зеркало, где отражается небо. Особенно красив он во время рассвета и заката. Прогулка по такому необычному пространству оставляет неизгладимое впечатление – ты находишься между небом и землей, или просто гуляешь по небу, стоя твердо на его поверхности!Солончак Уюни — высохшее соленое озеро на юге пустынной равнины Альтиплано. Оно расположено на высоте 3650 метров над уровнем моря. Всех путешественников поражает красота солончака, площадь которого равна 10 588 км² . Уюни является крупнейшим солончаком в мире.
Туристов Уюни привлекает в период муссонов, когда соленое озеро превращается в огромное зеркало. В это время туристы съезжаются в эти места для фотосессий. Надо сказать, что рядом с солончаком находится международный аэропорт, который открыли совсем недавно. А местные жители начали строить отели из соляных блоков, в которых можно остановиться на ночь. Такие гостиницы пользуются большой популярностью у туристов.
Об этой необычной территории мир знал давно, а вот популярность она приобрела недавно. В январе 2014 года Боливия впервые приняла трансконтинентальный ралли-марафон Дакар-2014, тридцать пятый по счету, который проходил в Южной Америке по таким странам как Аргентина, Боливия и Чили. Он закончился в чилийском городе Вальпараисо. Боливия стала 28-й страной, в которой прошел один из этапов популярной гонки на мотоциклах и квадрациклах.
Участники совершили путешествие из Аргентины через Анды, на высоте более 4000 метров, в боливийский район соляных озер – Уюни. На таких высотах гонка еще не проходила! А соленое озеро Уюни поражало воображение как участников, репортеров, так и фотографов.
Свежие комментарии