На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 106 подписчиков

Свежие комментарии

  • Drug Prirody28 февраля, 3:33
    У них другие задачи - геноцид народа, разграбление ресурсов, захват и порча земли. Наши самородки им как кость в горл...Как побеждают рак...
  • Ирина Азабина2 февраля, 6:16
    Прекрасное средство. Спасаюсь только метеленовой синькой. Раньше болезни затягивалась от3 недель до 3 месяцев ,а сейч...«Синька» против к...
  • Александр Филимонов1 августа, 12:52
    Александр Ф. Попробуйте в расчетах испарить всю воду на Земле. У меня получилось давление водяной тропосферы 265 атм...Что происходит с ...

Обращение Павла и Великий Инквизитор

Зачем нам Бог? Кажется, нелепый вопрос. Мне, чтобы его сформулировать, потребовалось некое интеллектуальное усилие. Потому что меня постоянно учили, что жажда Бога является врожденной в каждом человеческом существе. Помните, знаменитая цитата из Августина: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе»?


Только, вот, это не все так просто. Потому что сердце наше может успокоиться и не в обретенном Боге. Вернее, в боге, только с маленькой буквы. Свято место пусто не бывает. Там или Бог или «бог». Звучит одинаково, а суть разная.
И истинный и единственный Бог будет встречать савлов на их дороге в Дамаск, а они, успокоенные своими карманными «богами», Его так и не услышат.
Впрочем, к счастью, у Бога есть ключик к каждому. Ключик к ушам, чтобы услышали. Для одних – громовой голос с неба и ослепительное сияние, как для Савла, для других – веяние тихого ветра.
Услышит каждый. Вот только одного ключа нет у нашего Бога к нам – ключа, заставляющего нас изменить-ся. Изменить себя. Услышав – пасть на колени. Увидев свою духовную нищету – попросить у Бога разума. Осознав свое рабство греху – вернуться к свободе во Христе.

6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

Сегодня я хочу поделиться с вами своим открытием – читая историю обращения Савла, я вдруг вспомнил другую историю – «Легенду о великом Инквизиторе» из последнего романа Достоевского «Братья Карамазовы». Напомню – эту легенду сочинил и рассказал своему верующему брату Алеше Иван Карамазов.
Богоборец, бунтарь, атеист, убийца собственного отца, он упорно идет в свой Дамаск, в свой ад, разрушая по пути все, к чему прикасается. Но эту историю, рассказанную от имени самого страшного персонажа романа, Достоевский считал лучшим произведением из всего, что он написал за годы творчества.
Напомню суть истории – в средневековый европейский город приходит Христос. Он идет по улицам молча, и Его все узнают. Дети кричат Ему: «Осанна!», руки тянутся к Нему, уста целуют Его следы. Что ждет Его в этом городе, в этом «христианском» мире «победившей» Церкви и костров из еретиков? Любовь народа? Всеобщее покаяние и обращение? Увы, нет. И вот, Он в тюрьме. И к Нему, молчащему, но узнанному, спускается Великий Инквизитор. И там, в сумраке и сырости тюремной камеры, он произносит свой знаменитый монолог, суть которого можно выразить вопросом: «Зачем Ты пришел?» Действительно, зачем? Разве мы без тебя тут плохо справлялись с этими людишками? И, в самом деле, Ты, зачем-то, пообещал им свободу и вечность. Ну зачем им свобода и вечность? Им нужно то, от чего Ты, так опрометчиво отказался, в свое время в пустыне, когда великий и могучий дух предлагал Тебе это, и к чему пришли мы – «Есть ... единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, — эти силы: чудо, тайна и авторитет»
И еще одна пространная цитата:
«Мы исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо и что с сердец их снят наконец столь страшный дар, принесший им столько муки.... К чему же теперь пришел нам мешать? ... Или я не знаю, с кем говорю? То, что имею сказать тебе, все тебе уже известно, я читаю это в глазах твоих. И я ли скрою от тебя тайну нашу? Может быть ты именно хочешь услышать ее из уст моих, слушай же: Мы не с тобой, а с ним, вот наша тайна! Мы давно уже не с тобою, а с ним ... Мы взяли от него то, что ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал тебе, показав тебе все царства земные; мы взяли от него Рим и меч Кесаря и объявили лишь себя царями земными...»

Конец этой легенды значителен – Христос продолжает молчать, а Инквизитор заключает: «... завтра же Ты увидишь это послушное стадо, которое по первому мановению моему бросится подгребать горячие угли к костру Твоему, на котором сожгу Тебя за то, что пришел нам мешать. Ибо если был кто всех более заслужил наш костер, то это Ты. Завтра сожгу Тебя. Dixi.»

Такая вот страшная история от классика. Меня, когда я впервые читал этот роман, мучил вопрос – ну почему молчал тогда Христос? Сегодня, в день обращения Апостола Павла, я понимаю это. Понимаю именно в сравнении – реального Савла и вымышленного Инквизитора. Я вижу в них так много общего. Оба искренни и оба они служат людям – и своему «богу», как они его понимают. Оба идут своим путем уверенно, и оба встречают Христа. И вот тут совпадения заканчиваются. Потому что к одному Бог обращается, а с другим – молчит. Тайна Великого Инквизитора – это зеркальное отражение тайны Савла. Потому что, как Савл ревностно ищет Бога, так Инквизитор ревностно Его исправляет. Как один обретает свободу и несет ее всему миру, так другой – отказывается от нее и налагает на людей ярмо. И потому – один обращается ко Христу, а другой отвращается от Него, потому что он уже обратился – к Его противнику: «Мы не с тобой, а с ним, вот наша тайна! Мы давно уже не с тобою, а с ним ...»

3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.
4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?
5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Вот ответ – Савл обратился и стал Павлом, потому  что Христос сначала обратился к нему. Несмотря на фанатизм, соучастие в убийстве диакона Стефана, желание «влачить» еретиков в тюрьмы, Бог обращается к Савлу, обращается в самый «неподходящий» момент, на пике его «служения», как мог он сам полагать. Бог обращается со Своим словом – и это – великое Евангелие для Савла – значит было к кому обращаться! Бог говорит, а Савл слышит – значит было кому слышать! И как страшно молчание Христа в легенде Достоевского, как симптоматичен этот выспренний одинокий монолог старого Инквизитора, лучше Бога знающего, что нужно людям.

То, что Бог обратил Савла – благая весть и для всех нас, со всеми нашими грехами, заблуждениями, упорством и еретическими идеями. Потому что голос Божий продолжает настигать и нас, на нашем жизненном пути в наш Дамаск, настигать каждое воскресенье. Слово Его свергает нас с наших пьедесталов, путает наши карты и заставляет отчаянно вопить: «Что же нам делать?» И это, повторю, великое благо.
Потому что Бог не только ставит диагноз, но и дает лечение.

6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать...

17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.
18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,
19 и, приняв пищи, укрепился...

Слово обличения, «рожно», острая палка, которой пастухи направляли скот – это Божий Закон. Это диагноз. Хочешь - не хочешь, а прежде, чем объявлять себя здоровым или лечиться, нужно знать – здоров ли ты, и от чего лечиться.
А Его Евангелие, Его слово примирения, Его милость, к нам, павшим на колени, это слово, «завернутое» в такие простые вещи этого мира, как  вода, как хлеб и вино: «и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился...»
Некоторые исследователи Писания полагают, что здесь речь идет не только о крещении, но и о причащении обратившегося Савла, и это очень логично и последовательно – проповедь покаяния, крещение и причастие следуют друг за другом в нашей жизни. Только вот крещение совершается единожды, а затем, его место занимает исповедь, возвращающая нас постоянно к истоку, к тому моменту, когда с наших глаз «отпала чешуя».

Но призрак гордого Инквизитора не исчезает с нашего горизонта. Это он поджидает нас, когда мы решаем, что устали быть христианами, свободно и радостно приходящими ко Христу, с Его словом и Таинствами. И тогда его мертвящее слово хватает нас, как клещами, обещая вместо тревожной свободы – сытое рабство, вместо вопросов – четкие ответы, вместо любви – обязанность и традицию, вместо Евангелия – Закон и только Закон.
«К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич»
Это лозунг Великого Инквизитора в устах другого нашего классика, Пушкина. Неважно, в чем это проявляется – в религии, в политике или в семейной жизни. Но, поразив душу, Инквизитор и его хозяин, поразят и наше тело. А вслед за телом придет черед и вечности, когда пришедшему Христу мы (спаси, Господи!) начнем кричать: «Зачем Ты пришел! Уходи, или мы Тебя распнем снова!»

Но Савл, ставший Павлом, оставляет нам шанс. Шанс услышать обращающегося к нам Христа. Чтобы и мы, услышав, обратились к Нему.

Рекомендуем
Популярное
наверх