Более 30 лет назад перестало биться сердце Клавдии Ивановны Шульженко. И совсем не важно, что молодое поколение знает о ней понаслышке. Главное, что в то далекое и трудное военное время ее голос поднимал бойцов и командиров Красной армии в атаки, исцелял раненых и вселял уверенность, что Победа уже близко.

Клавдия Шульженко была и остается не просто национальным достоянием, а настоящей классикой и эталоном искусства. Казалось бы, не такой сильный голос, да и не такая привлекательная внешность, но «Синенький скромный платочек» или «Давай закурим» становились шлягерами. О ней без преувеличения говорят – советская Эдит Пиаф.
Юное дарование Клавдия Шульженко
Шульженко родилась 24 марта 1906 года в Харькове в семье бухгалтера управления железной дороги. Когда отец начинал петь, со всей улицы, да и соседних тоже, подтягивались слушатели. Еще больше приходило в их двор народу, когда Иван Шульженко объявлял, что вечером состоится не только концерт, но и небольшой спектакль, который разыгрывали отец с матерью, их сын Коля, а также маленькая Клава.
Отец мечтал о том, что дочь станет певицей, а она была без ума от Веры Холодной и других актеров немого кино. Клавасчитала, что петь сумеет каждая, а вот хорошей актрисой могут стать единицы.

В Харькове был украинский драматический театр, где служил прославленный режиссер Николай Синельников. К 15 годам Клавдия пересмотрела весь репертуар театра и поклялась себе, что через два-три года обязательно станет актрисой. Но случилось это даже раньше запланированного срока. На просмотре она решила исполнить песню «Розпрягайте, хлопці, коней». Аккомпанировал юной Клаве тогда еще малоизвестный 22-летний заведующий музыкальной частью Исаак Дунаевский, который в то время жил в Харькове. Она мечтала о театре, но отец твердо гнул свою линию. И чуть ли не насильно привел ее за руку к профессору консерватории Никите Чемизову. Тот учил ее музыке, но однажды не выдержал, вздохнул: «Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его».

Тогда же Клавдия впервые осознала, что ее предназначение – петь. «Ты должна играть песню и при этом исполнять в ней все роли». Эти слова Николая Синельникова она помнила всю жизнь. Полных залов молодой исполнительнице не пришлось ждать долго. Она всегда учитывала мнение слушателей, пытаясь выстроить свой репертуар таким образом, чтобы у них не возникало желания покинуть зал еще до того, как закончится концерт.
Замуж за одессита

Харьков стал для Клавдии городом не только детства и юности, но и серьезной любви. На гастроли в 1928 году приехал ее ровесник, одессит Владимир Коралли (Кемпер). В середине 1920-х годов он ездил с театрами эстрады, вел концерты в качестве конферансье, бил чечетку, исполнял веселые и сатирические куплеты. Как не влюбиться в такого одаренного молодого человека?! Но первая встреча оказалась мимолетной. Певица уехала в Ленинград, где дебютировала на сцене мюзик-холла. Ее успех превзошел все ожидания. Вместо запланированных двух песен довелось исполнить все семь, составлявших ее репертуар.
Тогда же состоялась их вторая встреча, которая положила начало семейному и творческому союзу. А рождение сына Игоря в 1932 году только прибавило Клавдии Ивановнежелания совершенствовать мастерство пения.
В середине 1930-х годов Клавдия с мужем много гастролировали. Были сделаны первые записи ее песен на грампластинки. Именно это позволило ей стать не только узнаваемой, но и любимой миллионами людей.
Осенью 1939-го прошел 1-й Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Авторитетное и крайне строгое жюри не присудило никому первой премии, хотя в числе конкурсантов было немало талантливых артистов. «Челита», «Девушка, прощай» и «Записка» – три песни, представленны Клавдией Шульженко, произвели на жюри и зрителей неизгладимое впечатление. Она стала лауреатом конкурса. Росла популярность Клавдии Шульженко. Два мощных завода Грампласттреста выпускали огромное количество пластинок с записями Шульженко, которые на прилавках не задерживались…
500 концертов за год

Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване. Добровольно вступив в ряды действующей армии, в первый год ленинградской блокады она дала 500 концертов. Сотни раз певица выезжала на фронт, выступая перед бойцами. Ее песни звучали на передовых и в госпиталях. В конце 1941 года в репертуаре Клавдии Ивановны появилась ставшая впоследствии легендарной песня «Синий платочек», написанная польским композитором Ежи Петербургским.

Тогда журналисты писали, что окончательное творческое кредо Шульженко, ее художественная тема и лирическая героиня сформировались именно в годы войны, потому что в ее репертуаре больше не было «случайных» песен. На самом же деле песни по-прежнему были разными, просто артистка научилась делать их «своими».
В послевоенные годы Шульженко буквально «воцарилась» на эстраде, задавая тон в вокальном жанре. Ее изящные пустячки мгновенно обретали популярность. Каждый месяц – десятки сольных выступлений. Каждый день – сотни поклонников.
С годами ее мастерство лишь оттачивалось. Став народной артисткой СССР, она не пыталась задерживать внимание зрителей на музыкальных ритмах, костюмах, косметике или прическе. Актриса заставляла видеть и слышать совсем другое, задумываться о чем-то действительно важном.
Клавдия Шульженко и Георгий Епифанов, «Связался черт с младенцем…»
В канун 31 декабря 1955 года Шульженко с Коралли поссорились и впервые за долгие годы встретили Новый год врозь. А в наступившем году, прожив вместе 25 лет, развелись. Почему? Точного ответа на этот вопрос, наверное, ни один из них не знал. Их союз был скорее творческим, чем любовным. Ходила даже эпиграмма:«Шульженко боги покарали. У всех мужья, у ней – Коралли».
Ей приходило очень много писем с признаниями в любви. Но в этой общей массе она выделяла письма и открытки, подписанные инициалами Г. Е. Его звали Георгий Епифанов. В Клавдию Ивановну он заочно влюбился еще до войны, когда в 1940 году купил ее пластинку с песней «Челита». Этот таинственный воздыхатель слал ей открытки со всех уголков Советского Союза. Кинооператор был моложе эстрадной примадонны на 12 лет. Спустя много лет их познакомила режиссер Марианна Семенова. Казалось бы, два человека любят друг друга, что может стать преградой счастью? Сейчас на «возрастной порог» никто не смотрит, а тогда шептали за спиной: «Связался черт с младенцем». Но любовь оказалась сильнее пересудов. Они поженились в 1957 году.
Их счастье длилось девять лет. Потом Клавдия Ивановна«добила» мужа неуемной ревностью. Ей всегда казалосьчто такого всепоглощающего счастья, как у них с Жоржем (именно так она его называла), не существует.
Они разошлись на долгих 10 лет, но однажды она вновь увидела его в первом ряду на своем концерте. И сказала прямо со сцены: «Жорж, прости меня. Возвращайся. Мне без тебя так одиноко!»
Они были счастливы до того рокового дня, 17 июня 1984 года. А потом она ушла. Навсегда. А он остался. На 13 лет. Годом раньше умер Владимир Коралли, который завещал сыну похоронить себя рядом с любимой женой. «Не могу жить ни с тобой, ни без тебя».
Харковчане свято чтят ее память. В областном центре создан музей Клавдии Шульженко. Ежегодно проводятся «Шульженковские фестивали».
ФАКТЫ
В последние годы жизни она стала с удовольствием слушать свои записи и каждый день ставила на проигрыватель пластинку. А ведь раньше, если кто-то заводил патефон с ее песнями, отмахивалась: «Боже, как мне надоела эта Шульженко!».
***
Расставшись с Коралли, Клавдия Шульженко жила в маленькой комнатке коммуналкполучая от государства пенсию 270 рублей. Поистине народная артистка распродавала драгоценности и антиквариат, которые собирала все послевоенные годы.
***
![Клавдия Шульженко - Коллекция (2 CD) [2006, Retro, 224kbps, MP3]](https://r.mt.ru/r30/photoF20A/20921268153-0/jpg/bp.jpeg)
Да, ей в жизни было дано то, что у творческих людей называется актерским везением. Шульженко спела песню, благодаря которой получила "пропуск в вечность" и осталась в памяти народа певицей на все времена. Легендарный "Синий платочек" - когда Клавдия Ивановна пела его на фронте, в госпиталях, врачи отмечали, что раненые быстрее шли на поправку. Говорили - у нее особый, исцеляющий дар. Имя Шульженко на афише гарантировало аншлагг.
И каждое выступление великая певица заканчивала глубоким земным поклоном, касаясь руками сцены.
Штепсель и Торопунька в фильме"Веселые звезды":
- Ну, что следующее?
- Шульженко. Она здесь репетирует.
- Ты ее когда-нибудь бачил?
- Только по радио слушал.
- И я не бачил.
***
Она всегда предпочитала только французские духи. Ей, единственной в Союзе, разрешили выписывать западные глянцевые журналы, по которым лучшая в те годы портниха шила ей наряды.
***
Клавдия Ивановна была первой женщиной в СССР, рискнувшая ходить в брюках. Она - одна из немногих, кто мог позволить себе спеть песню зарубежного автора. Но советской шансонье - ее называли, прежде всего, потому, что песни Шульженко были близки всем.
500 концертов только за один год блокады Ленинграда, после каждого Клавдия Ивановна терпеливо диктовала всем желающим текст "Синего платочка". Ее просили не выступать в гимнастерке, красивые платья напоминали о мирной жизни.
Владимир Зельдин, народный артист СССР: "У нее был небольшой голос, не сильный голос. Но она была яркой индивидуальностью".
Никогда в репертуаре Шульженко не было песен-однодневок. Все выверялось тысячи раз: каждое движение руки, поворот головы и интонация каждой фразы.
Валентина Толкунова, народная артистка России: "Очень жаль, что дни уносят нашу молодость с собою, а морщинок не пугайтесь, было б сердце молодое".
Валентину Толкунову Клавдия Ивановна выделяла среди молодых певиц. Они же, выступая с ней в одних концертах, следили за каждым ее движением.
Валентина Толкунова, народная артистка России: "Она всегда повторяла слова песен, к ней нельзя было подступиться и нарушить ее творческий, вот, этот вот порыв".
***
Знаменитый концерт в Колонном зале в честь семидесятилетия. Певица запрещает телевизионщикам показывать свои крупные планы. Страна запомнила ее блистательной и успешной .
Клавдия Шульженко: "Но как вы можете гореть, когда уж молодости нет. Да, просто надо не стареть. И в этом весь секрет".
Пятьдесят пять лет она царила на эстраде, окруженная любовью и поклонением слушателей. Еe пластинки печатались миллионными тиражами.
КЛАВДИЯ ШУЛЬЖЕНКО Песни о любви. Фильм-концерт
-----------------------------------------------------------
использован материал сайта:
Свежие комментарии