На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Мировоззрение инженера. Личность

5.  Личность

«Личность – "самое благородное

 во всей разумной природе».

Фома Аквинский

 

 

В то время, когда я пытался разобраться как эстетика и философия искусства трактуют понятие «Красота», меня интересовало и все связанное с творцом Красоты — личностью художника. Поражало разнообразие всех, какие только можно придумать особенностей, характеризующих этих людей. Сравните, как отличаются друг от друга Боттичелли, Рубенс, Хокусай, Эль Греко, Пикассо и Суриков — перечислять можно долго. Однако, ни у кого не возникает ни малейшего сомнения в том, что эти художники личности. Причем их творческая индивидуальность настолько характерна, что очень многие люди, не имеющие ни какого особого интереса к изобразительному искусству, прекрасно узнают их произведения. Что же их объединяет, как личностей? Тогда, для меня этот вопрос остался открытым.

Несколько позже, занимаясь составлением исторических схем, я задумался о феномене — «историческая личность». И вновь давайте вспомним, что в памяти Человечества остались имена многих тысяч самых разных людей. Среди них мужчины и женщины, старики и юноши, пророки и мудрецы, цари и полководцы, художники и ученые, святые и негодяи, но все — личности. Будем рассуждать логически… Что же такое «личность»?, которая умеет объединять такое разнообразие сущностей, что трудно себе представить, можно–ли еще найти множество с такими разными элементами? И как описать, то, что является общим для всех элементов этого множества, т.е. как понятно описать это множество?  Но с другой стороны, практически любой человек сразу понимает, что Чарли Чаплин или Иван Грозный — это личность. Вопросы, вопросы, вопросы!

Трактовке понятия «личность» посвящено огромное количество книг, написанных философами, психологами, педагогами, историками, писателми и т.д.  В Интернете сотни тысяч сайтов содержат диссертации и статьи, книги, словари, энциклопедии и отдельные определения, рассуждения, характеристики понятия «личность». Из того, что я прочитал и понял, складывается впечатление, что разнообразие взглядов и подходов, трактовок и определений, так велико, что: «Нельзя объять необъятное!». Наиболее важными, для моего понимания личности стали работы В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Е.Н.Трубецкого и С.Л.Франка. Когда началось формирование моего нового, христианского мировоззрения, тогда, постепенно оформилось и мое понимание термина «личность».

 

По-видимому, одним из смыслов воплощения Бога не в природе, даже не в богоизбранном народе, а именно в личности Иисуса Христа, было Его желание обратить внимание Человечества в целом и каждого из нас в отдельности на значимости в Божьем промысле конкретной личности. "Наконец времена исполнились, и над миром засияла христианская истина, признавшая духовную личность, ее назначение и ее внутреннюю жизнь за самое святое, высокое и ценное в бытии" Страхов, 1906. Главное предназначение личности это активное участие в Божьем творении мира. Все таланты, дарованные Богом каждому человеку, имеют особый смысл для реализации каждого человека как личность в данное время и именно в этом месте. Мой долг исполнить свое предназначение вопреки всем трудностям жизни и соблазнам сконцентрироваться на решении своих материальных проблем. Подтверждение этой мысли находим у Канта.

«Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон... Где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать себе?».

 

Итак, уникальность личности заключается в ее конкретном предназначении. Ни кто другой не имеет возможности выполнить все, что должен сделать именно я в своей жизни. Завтра ситуация в мире изменится, будут другие обстоятельства и родится другой человек, который должен стать личностью и творчески решить в новых условиях возложенные на него задачи. Если я не полностью выполняю свое предназначение, то жизнь пойдет немного другим путем, и уже кто-то другой должен будет находить решения этих задач. Такой взгляд позволяет понять вселенскую значимость и бесконечность смысла заложенного в сущности личности.

 

Очень важно понимать принципиальную разницу понятий «личность» и «индивидуум». Индивидуальность это элемент разнообразия, что хорошо по своей сути. Отличия индивидуума от других не могут быть квалифицированны ни как хорошие, ни как плохие. Индивидуальность человека в каждый момент времени характеризуется внешностью, полом, возрастом, родовым и семейным статусом, типом психики и манерой поведении, которые сформировались в течении его прошедшей жизни. Индивидуальность изменяется со временем. Большинство характеристик индивидуума свойственны любому живому существу. И как любое животное я постоянно озабочен решением свих насущных проблем, связанных с пропитанием, продолжением рода, поддержанием комфортных условий существования, борьбе с конкурентами и болезнями. Эта моя повседневная деятельность хорошо видна, описуема и понятна. Общаясь с другим человеком я воспринимаю его, как правило, именно индивидуумом т.е. чисто внешне, поверхностно. Например, в первое время после знакомства с близнецами, они для меня были практически не различимы (как индивидуумы). Однако, через некоторое время, узнав их глубже, с удивлением понимаешь насколько это разные люди. Заметьте, что индивидуальные характеристики близнецов, за это время, остались прежними, но я стал воспринимать, в каждом из них, что-то глубинно-личностное. То, что и через десятки лет остается в человеке узнаваемым, хотя всё внешнее и индивидуальное сильно изменилось. Важно отметить, что как раз личность человека, с годами, формирует его индивидуальность и поэтому, во многом отражается в его внешности. Личность формирует не только индивидуальность человека, но и образ его жизнь. Моя жизнь проходит среди людей и моя личность формируется, в том числе ими, их жизнью, их отношением ко мне и моим отношением к ним. Меня не устраивает только личное благополучие в этой жизни. Я, как минимум, хотел бы, чтобы мои родные и близкие тоже жили хорошо. Потом, если вспомнить о друзьях и их родных, в моей душе возникает искреннее пожелание добра и всего хорошего им. Встречая на улице несчастного или больного человека, возникает чувство жалости и желание помочь ему. В отличии от меня многие люди не только думают и сочувствуют, как я, но и многое делают для других. Естественно стремление большинства людей, не только быть счастливыми, но и жить в счастливом мире. Почти каждый человек в глубине души мечтает жить в этаком «Городе Солнца» или в «Коммунизме», а точнее в Раю. Само понятие «РАЙ», в нашем мире, приобрело искаженное значение такого места, где все будут бесконечно удовлетворять свои возрастающие потребности. Место, специально созданное, для блага каждого из нас. Однако, почему-то не заметили, что человеческое «я» не может насытиться ничем материальным и конечным. Поиски Рая и заключаются в желании дать всем и всё безо всяких ограничений, т.е. в масштабах потенциальной бесконечности. Вся история человечества свидетельствует о невозможности построения Рая на Земле.

Братья Стругацкие в своей книге «Понедельник начинается в субботу» пророчески описали процесс искусственного создания «идеального человека». Их герой — профессор Выбегайло в проекте «Человек полностью удовлетворенный» создал человека, как оценили коллеги профессора, не «идеального человека», а — «идеального потребителя». Наша современная цивилизация, по-моему, реализует «проект профессора Выбегайло» во всемирном масштабе. Сегодня задача создания из каждого человека «идеального потребителя» решается в грандиозных масштабах средствами массовой информацией и всей мощью производства продукции массового потребления. Для решения такой глобальной задачи используются самые изуверские методы влияния на человеческую душу. Обратите внимание на изменения в «цивилизованном» обществе существенных свойств человеческой души. В наше время такие грехи, как: праздность, чревоугодие, похоть, празднословие, лень и другие называются «маленькими человеческими слабостями». А бесцеремонность, повышенная сексуальность, властолюбие, нахальство и карьеризм вообще перешли в ранг «человеческих достоинств». Нынче, совершенно вышли из употребления понятия честь, совесть, скромность и порядочность. Грех, завладев душой человека, делает его рабом, который отдает все свои сила и способности, всю свою жизнь на алтарь языческого бога потребления и превращается в «человека полностью удовлетворенного», как понимал это профессор Выбегайло!

Со временем, потребности каждого индивидуума и общие для Человечества проблемы принимают все более глобальный характер. Четко вырисовывается закономерность: казалось бы, успешно решенные одни проблемы, со временем, порождают новые и более серьёзные. И как следствие, рост энергетических и экологических проблем. Сосредоточенность людей на материальных вопросах отвлекает их внимание от проблем духовных. Не решенные сегодня, духовные проблемы воспринимаются завтра уже не так остро, а со временем, вообще перестают восприниматься как проблемы. Ведь живем же мы с ними (проблемами) уже сколько лет и ничего страшного не случилось. В таком случае, не моя личность, а окружающий меня материальный мир и грех постепенно формируют мою индивидуальность и мою жизнь, а я плыву вниз по течению к естественному исходу. Я, как индивидуум превращаюсь в бессмысленную форму жизни лишенную всякого содержания.

В.С. Соловьёв писал, что человеческая личность, и, следовательно, каждый единичный человек, есть возможность для осуществления неограниченной действительности, или особая форма бесконечного содержания.

Личность это, то, что постоянно в человеке и одновременно, то, что непрерывно изменяется, т.е. живое. Изменение, до неузнаваемости, постоянной составляющей, определяющей лицо в личности это «измена», а прекращение изменений и роста над самим собой — постепенная смерть личности. Личность неповторима, в отличии от индивидуума. Среди индивидуумов бывают близнецы и двойники, но среди личностей нет. Отличия жизни личности от ее предназначения, приводят к искажению в ней образа Божия и проявлению греховности, которая присуща каждому человеку. За две тысячи лет христианство накопило громадный опыт выявления греховной сущности в моей душе, а методы духовной борьбы, изложены в трудах отцов Церкви, описаны в Житиях Святых и даны в церковном опыте религиозной жизни. Наиболее полная реализация Божьего замысла о Человеке возможно только в лоне Христианской Церкви, где каждый человек является уникальным и совершенно необходимым членом Тела Христова. В Церкви все и каждый должны быть объединены Духом Святым. Такие христиане — личности предано и бескорыстно готовы совместно трудиться ради общей цели. Объединенные Духом Святым в общину эти люди, понимая друг друга с полуслова, наиболее полно могут использовать знания и таланты каждого ради общего дела, ради Бога. Такая община имеет грандиозные возможности для творческого преобразования самих себя и окружающего мира в соответствии с Замыслом Божьим. По-видимому, это и есть Путь Спасения. Путь подготовки к Жизни в Царстве Божьем, реальный опыт жизни в Царстве Небесном уже на Земле.

 

Настало время перейти от общих вопросов к моим внутренним ощущениям. Мне, как и большинству людей, свойственен внутренний протест любому проявлению насилия. В том числе и насилию над самим собой, над своим собственным «я». Значит, во мне есть «некто», Кто может судить и приказывать моему «я» — моей душе. У этого «некто» имеется собственное представление о том, какой должна быть моя душа и что она должна делать, чтобы стать такой, т.е. стать личностью. И еще, получается, что у меня есть свобода выполнять эти внутренние приказы или нет. Оказывается тот, Кто судит мое «я» имеет свое (мое) собственное представление обо мне то, что называется — самооценка. В зависимости от этой самооценки изменяется и мое отношение к самому себе. Если этому «некто» не нравится, что-то в моем «я», то получается я не люблю самого себя, не ценю, и могу относиться к нему (т.е. к себе), как к недостойной уважения личности. Вот тут наступает интересный диалектический переход от «нелюбви к себе» к «себялюбию». Итак, если я не люблю свое «я» (т.е. себя) значит, для этого есть серьезные основания. Кто-то во мне, постоянно, замечает разницу между тем, как я должен был поступить и как я поступил. Между тем — как я думаю, как я хочу и что делаю. Я не могу скрыть от этого «некто» греховного рабства моего «я».  А какой истинный раб заслуживает уважение у истинно свободного! Получается мне стыдно быть самим собой, а духовных сил бороться со внутренним рабством пока нет. Вот и начинаешь камуфлировать свое «я» во что-то более или менее приличное. Вместо своей личности представляешь личину — маску и соответствующую ей манеру поведения. Постепенно формируется индивидуальная «видимость меня», и растворяется в небытии моя личность. Но, как все искусственное, а значит неестественное, эта «моя индивидуальная видимость» постоянно вступает в противоречие и с моей совестью и с окружающим миром.  Для разрешения этих противоречий мне необходимо постоянно заниматься самим собой, приспосабливать свой образ к условиям моей реальной жизни. Ни на что другое времени у меня уже не хватает. Кроме рабства греха я стал и рабом своего собственного искусственного «я». Рабство своему искусственному «я» и называется «себялюбием». Но этого мало, растворение в небытии моей личности постепенно заглушает в душе голос совести, обесценивается, для меня самого, значение чести, а значит ценности моей души. Страшно то, что складывается впечатление, что невозможно очистить замаранную грехом мою душу. Причем это впечатление совершенно верное. Без Бога очистить мою душу мне невозможно, а вот с Богом возможно все.

Мое себялюбивое «я» сосредоточенное на себе, естественно воспринимает тело, как основную и важнейшую часть. Если телу хорошо, то и мне, как правило, хорошо, а от этого я получаю удовольствие. Правда к хорошему я быстро привыкаю, воспринимаю это «хорошее», как «само собой разумеющееся», т.е. — нормальное (заметьте, уже не «хорошее») и перестаю обращать на него внимание.  А ведь моя плоть все время очень хочет не нормального, которое уже не замечает, а чего-либо хорошенького, все больше и больше хочет получать удовольствия!  Мое «я» обязано снова и снова, как раб, искать возможности удовлетворить возрастающие потребности плоти — моего «хозяина». Но как написано в Евангелии: «… слуга не выше господина своего» Мф.10.24., значит получается мое «я» не выше, не ценнее моего тленного материального тела. В свою очередь, мое тело находится в полной зависимости от внешнего мира. От этого материального мира тело получает и удовольствия и неприятности. Тело в рабстве у мира. Особенно, если телу плохо, тогда уж и мне плохо — это однозначно. Тогда, мое «я» полностью сосредоточено на проблемах тела. Что же определяет хорошо ли плохо моему материальному телу? Ответ прост — весь окружающий мое тело материальный мир и все, что в нем происходит так или иначе оказывает на него влияние. А человек, в отличии от животных, имеет творческую способность приспосабливать окружающий мир к своим потребностям. И если самое главное, удовлетворить запросы моей плоти, то и мое творчество будет направлении на решение этих проблем. Обратите внимание, что творчество ради самого себя это уже не свободное творчество, а рабское, обусловленное необходимостью удовлетворить потребности моего греховного «я». Следовательно, можно натворить такое…, что трудно назвать плодами творчества. Освобождение же моего «я» от рабства телу одновременно решает задачу освобождения тела от рабства миру. Все становится на свои, задуманные Богом, места в иерархии Дух — Душа — Тело. Иоанн Дамаскин пишет: «Бог из видимой и невидимой природы Своими руками творит человека по Своему образу и подобию. Из земли Он образовал тело человека, душу же разумную и мыслящую дал ему Своим вдуновением. Это мы и называем образом Божиим, ибо выражение "по образу" указывает на умственную способность и свободную волю, тогда как выражение "по подобию" означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека».

Становится понятным важность христианской практики контролировать состояние своего «я». Что я сейчас делаю, о чем думаю, что чувствую? То, что мне хочется или то, что я должен. Обычно, потребности плоти примитивны, и их легко распознать и понять, а значит и контролировать. Приучить, самого себя, управлять своим телом, а не подчиняться его указаниям не просто, но возможно каждому, если упорно идти к цели, сосредоточить на этом свое внимание и просить Бога о помощи. Это первый шаг на пути освобождения от рабства греху. Грех сущность духовная, но часто входит в человека и выходит из него через его плоть. Поэтому подчинение плоти есть подчинение и греху.

 

Процесс внутреннего осознания понятия «личность» традиционно, для меня, основан на структурировании и моделировании отношений между элементами структуры. Я хорошо понимаю все преимущества и недостатки этого метода.  Такие рассуждения несколько искусственны и упрощены, но позволяют сделать более понятными, для меня, духовные сущности.

Вглядываясь внутрь себя и ощущая «некто», контролирующего мое «я», можно структурировать «механизм» самоосознания. С.Л.Франк видит устройство и подлинную основу нашей «самости» в двойственности состава «я», различая в нем простое «я» и «сверх-я» или идеальное «я». В связи с этим будем называть простое «я» — душой, идеальное «я» — духом. Я ощущаю, что идеальное «я» является моим Ангелом Хранителем. Та форма, в которую формируется моя душа, которая отражается в моей индивидуальности и воспринимается «Другим», как «Ты» и есть моя личность. Идеальное «я» имеет четкое представление о той идеальной форме в которую должна оформиться моя душа в процессе жизни. Ценность моей личности для меня самого, это — «честь». Ощущение в душе необходимости поступать по указаниям идеального «я» — чувство долга, которое еще можно назвать внутренним законом чести. Закон чести стоит на страже непорочности моей души. Внутренний голос моего идеального «я», это — «голос совести», указывающий на ошибки и грехи во всех движениях души. А.И. Герцен в статье "Несколько замечаний об историческом развитии чести", 1848 г., глубинную сущность личности различает как основу чести, то сокровенное личное богоподобие — своеобразие, которое как главное богатство необходимо освоить, осознать, уберечь от повреждений во всех испытаниях.

 

Душа и тело — живые развивающиеся взаимосвязанные и взаимовлияющие сущности, в целом составляющие человека. Причем, только душе дарована Богом свобода выбора. Дух оказывает влияние на душу не нарушая ее свободы выбора. Душа имеет дар свободного творчества и развиваясь оформляет свою личность. Душа управляет телом и ощущает состояние тела, а через тело и состояние внешнего мира. Внешний материальный мир оказывает воздействие на душу часто через тело. До тех пор пока простое "я" и идеальное "я" составляют одно целое в человеке и находятся во взаимной любви — человек является цельным и живет с Богом. Взаимная любовь простого и идеального "я" — прототип идеальных семейных отношений. Как только моя душа поступает по своему усмотрению, не согласуясь с Духом во мне, происходит искажение личности, разрушение цельности образа, возникает потребность в исцелении. Измена Духу есть прелюбодеяние души с телом. Именно Дух оживотворяет мою душу, как душа тело. Поэтому внутренний разрыв между душой и Духом приводит к отрыву души от источника ее жизни.  В таком состоянии душа медленно умирает, иссякают творческие силы, нет никаких желаний и стремлений, душа останавливается в своем развитии, дряхлеет и деградирует. Умирающая душа ищет подпитки от тела и становится его рабыней.  В этой ситуации открываются широкие ворота для греха через тело в мою душу. Грех уродует мою душу и разрушает, деформирует мою личность. Единственным спасением для меня остается прислушаться ко все слабеющему голосу совести и понять глубину страдания моего Ангела Хранителя. Как уже отмечалось, все происходящее в моей душе постепенно отражается в моей жизни, а значит и в моей индивидуальности. Определенное представление об отражении личности в индивидуальной форме складывается при чтении художественной литературы, а для некоторых из нас в реальном жизненном опыте. Когда видишь человека, может быть, с обыкновенным, даже некрасивым лицом, но при этом ощущаешь в нем особую привлекательность, это всегда вызывает к нему интерес. Удивительно внимательный к окружающим взгляд, особое, спокойное и доброе выражение его глаз, не могут оставить равнодушным никого. А если пришлось быть свидетелем его достойного поведения в острых или даже драматических жизненных ситуациях, то память о нем остается в душе на всю жизнь. Удивительно, но такого человека, даже совершенно неверующие люди, называют «святым», и говорят о нем, как о светлой личности. Причем, в слово «святой» эти неверующие люди вкладывают абсолютно точное христианское понимание. Тогда вспоминаешь: Бог — это Свет, а идеальная Личность — это человек Иисус Христос Сын Божий. Прекрасно говорит святитель Григорий Нисский: «Божественная красота не во внешних чертах, не в приятном окладе лица и не какой-либо доброцветностью сияет, но усматривается в невыразимом блаженстве добродетели...».

Безусловно, далеко не все личности достойны нашего уважения, но об этом будет судить Бог. Наша память о «знаменитых людях» и «исторических личностях» конечно не случайна. Я понимаю, что вспоминая их, каждый может задуматься о возвышенности и благородстве понятия «Личность». И о себе лично. Проходят тысячелетия, но Личность жива, если о ней помнят. Время над Личностями не властно!

 

 

Картина дня

наверх