На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Календарная копилка. 13 - 19 октября.

13 октября. ДЕНЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ - ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ (335), СВЯТОГО МИХАИЛА, ПЕРВОГО МИТРОПОЛИТА КИЕВСКОГО.

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году, происходил из рода парфянских царей. ...С честью захоронив останки замученных христиан, Григорий построил церковь на месте погребения и в ней крестил Тиридата, после чего тот исцелился. Следуя примеру, крестился и весь армянский народ. Заботами святого Григория был в 301 году воздвигнут Эчмиадзинский Собор. В 305 году Григорий поставлен был епископом Армении; за свои апостольские труды он получил наименование Просветителя Армении. После многих трудов Григорий удалился в пустыню, где преставился в 335 году.

В этот день отмечается память Михаила — святого Русской православной церкви, первого митрополита Киевского. По преданию, в конце 10 века константинопольский патриарх Николай II отправил Михаила в Корсунь, чтобы крестить князя Владимира. Позже святитель отправился в Киев, где обращал местных жителей в христианскую веру. Мощи святого Михаила хранятся в Киево-Печерской лавре.

С этой даты в деревнях начинали всерьез готовиться к зиме. Кроме того, несмотря на прохладную погоду, детей обливали холодной водой на пороге — от сглаза, от призору, от порчи. Старинный рецепт был таков: "Для излечения порчи у детей нужно на заре (утренней или вечерней — безразлично) сходить на три озера или в случае крайности на три ключа. Идти надо молча, не кланяясь, не отвечая на приветствия и не оглядываясь. Придя к реке, почерпнуть, трижды выливая, воды и тем же порядком вернуться домой. Дома вода со всех трех источников собирается в одно место и затем ею умывают трижды ребенка, читая специальный заговор". Считалось, что это защитит их от болезней зимой.
На Руси был распространен интересный обычай: в день Михаила молодые бабы сжигали свои соломенные постели — кто в печах, кто в овинах. Этому действу придавали мистическое значение: якобы такой обряд хранит от недоброго глаза. Но есть и рациональное объяснение: за лето соломенные постели порядком поизносились, испачкались, в них могли завестись вредные насекомые, поэтому пора было поменять их на новые, благо соломы осенью было много. Впрочем, старухи сжигали одни только лапти — «чтобы зиме ходу дать». Кстати, к соломе русские люди относились с уважением. Говорили, что она вбирает в себя силу земную и силу солнечную. А по соломе, вытрясенной из матраца, судили о здоровье его владельца. Смотрели в этот день на приметы: если первый снег выпадет на Михаила, значит, зима настанет еще не скоро. Если же к этому времени все журавли улетели на юг, значит, зима будет ранней и холодной.

Именины в этот день Александр, Александра, Алексей, Аполлинария, Василий, Вячеслав, Григорий, Леонид, Матвей, Михаил, Петр, Семен

14 октября. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.



Это праздник чудного явления Богородицы в середине X века в Константинополе во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в 5 веке. По преданию, при императоре Льве Мудром Византийская империя вела войну с сарацинами. Мусульмане уже подошли близко к Константинополю, столице угрожала опасность. В воскресный день 14 октября (1октября), во время всенощного бдения, когда храм переполнен был молящимся, Андрей, Христа ради юродивый, славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в рабство местному жителю, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу и увидел идущую по воздуху Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и святыми. В течение целого часа Богоматерь молилась, обливаясь слезами. После этого она сняла свое блестящее покрывало и распростерла его над людьми. Покров в Ее руках сиял "паче лучей солнечных", а Пресвятая Дева молилась об избавлении христиан от вражеского нашествия. Ученик святого Андрея, блаженный Епифаний, также удостоился узреть Божию Матерь, спасающую православных христиан под Своим омофором. Св. Андрей, с трепетом созерцая дивное видение, спросил стоявшего рядом блаженного Епифания: 'Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?'. Епифаний ответил: 'Вижу, святый отче, и ужасаюсь'.  Когда видение исчезло, покрывало стало невидимым, но благодать Божьей Матери осталась с народом Константинополя.  Заступничеством Божией Матери город был спасен, и враги отступили.


Пречистая Божия Матерь всегда простирает Свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына Своего Господа Иисуса Христа о даровании нам вечного спасения.
На Руси Влахернское чудо чтили в связи с общей идеей покровительства Богоматери. В православной Руси под словом 'покров' понимали и покрывало и покровительство. Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства. В России храмы в честь Покрова Божией матери появились в 12 веке.

Храма Покрова на Нерли был построен в 1164 г святым князем Андреем Боголюбским, и с этого времени введен данный праздник.
Через века пронес русский народ веру в то, что Пресвятая Богородица простирает незримо свой покров над Россией, спасая ее от бед и напастей. В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери.

К празднику Покрова русские крестьяне старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. С Покрова начиналось "зазимье". На Покров закармливают скотину пожильным (последним) снопом и с этого дня ее держат дома. Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что "если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь". Около праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и этим самым невольно наводят на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатою. Это великий праздник, один из любимейших в русском народе. Покров считается девичьим праздником. «Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест». Если выпадет снег - будет много свадеб. Покров - покровитель свадеб. С Покрова начинаются субботки - вечеринки, посиделки. «На Покров свадьба крепка». «Придет Покров, девке голову покроет» (символ замужества).
К празднику Покрова заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов. В этот день - первый праздник холода - пекли блинцы (тонкие блины), "запекали углы", чтобы из жилища тепло не выдувало.
В День Покрова Божьей Матери верующие люди молят о заступничестве, защите от всяких бедствий, ниспослании благодати. В быту простой народ увязывает день Покрова Пресвятой Богородицы со снежным покровом земли, окончанием сельских работ, сбором последних плодов. Покров - это первое зазимье, возможное наступление холодов, заморозков, снегопада; по народным приметам:
отлет журавлей до Покрова - на раннюю и холодную зиму;
на Покров ветер с востока - зима холодная; с юга - к теплой зиме, западный - к снежной; 'Коли белка вылиняла до Покрова, осень будет хороша'.
Покров - время свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров.
'Если в день свадьбы на Покров выпадает снег - счастье молодым',
'Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест',
'Если выпадет снег, то это предвещает много свадеб',
'Батюшка Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду!',
'Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает?',
'Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!'.
В кладезе народной мудрости множество пословиц и поговорок и даже молитв о муже и жене:
'Добрую жену взять - ни скуки, ни горя не знать',
'Не надобен клад, коли у мужа с женой лад!',
'У милостивого мужа всегда жена досужа',
'Муженек хоть всего с кулачок, да за мужниной головой не сижу сиротой',
'Умная жена как нищему сума»',
'От пожара, от потопа и от злой жены, Боже сохрани!'
Таинство  брака
По православному установлению счастливым и прочным может быть только брак, освященный Церковью, благословленный самим Богом. Жених и невеста должны пройти через церковное Таинство брака - венчание.
Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею".
В Православной Церкви чинопоследование таинства брака состоит из:
- обручения - обмена жениха и невесты кольцами в знак взаимного обмена правами, а форма колец говорит о сочетании на вечность;
- венчания - возложения венцов - символа торжества и величия;
- хождения вокруг аналоя, означающего, что венчающиеся дают обет быть верными друг другу до самой смерти;
- вкушения вина из одной чаши - обещания испить вместе чашу жизни со всеми ее радостями и горем.

В нашем государстве главным признается гражданский брак, почему для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. К венчанию необходимо приобрести специальные венчальные свечи - они покупаются только в церкви и хранятся всю жизнь. Для невесты надо купить икону Казанской Божьей Матери, для жениха - икону Христа Спасителя. Необходимо иметь "подножку" - небольшой коврик из белой или розовой ткани. На ней во время венчания стоят новобрачные, и она остается в церкви.
Согласно каноническим правилам не разрешается совершать венчание в течение всех четырех многодневных постов, а также в Сырную седмицу (Масленицу), Пасхальную седмицу, на Святки - в период от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, как то
канун Сретения Господня (14 февраля),
канун Благовещения Пресвятой Богородицы (6 апреля),
канун Вознесения Господня (39-й день после Пасхи),
канун Святой Троицы (49-й день после Пасхи),
день Святой Троицы,
канун и день Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября),
канун Рождества пресвятой Богородицы (20 сентября),
канун и день Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября),
канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября).

В русской Православной Церкви венчание не совершается накануне еженедельных постных дней по средам и пятницам - т.е. по вторникам и четвергам.
В некоторых губерниях России в это время девушки собирались вместе прясть лен, а затем ткать 'обыденную' пелену, стараясь непременно окончить всю работу в один день. Приготовленную холстину перед обедней на Покров несут к иконе Покрова Пресвятой Богородицы, причитая при этом: 'Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее!'.
С Покрова рачительные хозяева начинают утеплять дом на зиму, 'загоняют тепло' - приваливают завалинки, конопатят пазы мхом или паклей, промазывают рамы. Говорили: 'Захвати тепла до Покрова. Чини шубу до Покрова - не то не будет тепла'. Хозяйки, затапливая печь в горнице, приговаривают особые слова: 'Батюшко-Покров, натопи нашу хату без дров'.
Считали, что если на Покров истопить печь яблонью, то в доме всю зиму будет тепло. К Покрову в избе мыли, чистили, убирали, наводя порядок. Готовились угощения из плодов нового урожая, варили мед, брагу.
Покров - последний день сбора плодов и грибов: груздей и рыжиков. Чтобы уберечь детей от простуды, перед Покровом их обливали на пороге хаты водою сквозь решето.
С незапамятных времен вошло в обычай договариваться о сроках работ и наймов 'от Покрова' и 'до Покрова'. К этому времени оканчивались все основные сельскохозяйственные работы и выяснялись виды на предстоящую долгую зиму. Срок устанавливали от Покрова до Евдокии (14 марта, 1 марта по старому стилю), от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения. В Покров день во многих местах начинались Покровские ярмарки, торги.
С Покровом связано много крестьянских примет:
Если снег до Покрова упадет - зима не скоро настанет;
Если на Покров ветер дует с востока или с севера, то зима будет холодной.
Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (8 ноября [26 окт.]) будет непременно то же;
Покров наголе, то и Екатерина (7 дек. [24 ноября]) наголе;
Каков Покров, такова и зима.
Если журавли успели улететь до Покрова, зима будет ранняя и студеная;
Если белка до Покрова хорошо вылиняла, то зима будет хорошая;
Коли белка в Покров чиста, то и осень будет хороша.
Каков Покров, такова и зима.
И еще о ветре:
«Если в этот день ветер с севера - быть холодной зиме;
с юга - будет теплой;
с запада - к снежной;
ветер переменчивый - к зиме непостоянной».
Если лист с дуба и березы упадет чисто - к мягкому году, а не чисто - к строгой зиме.
Снег покрывает землю на Покров - счастливое предзнаменование для обрученных».

Если праздник приходиться не на среду или пятницу - разрешается любая пища. В противном случае возбраняется мясная, молочная и яичная пища, однако дозволяется рыба.
Первая встреча зимы.
«На Покров натопи хату без дров». «Спереди Покров - сзади Рождество». Первая встреча зимы - рубежная дата. Первое зазимье. «До Покрова - осень, за Покровом - зима». От первого снега до санного пути шесть недель остается.
С Покрова начинались Покровские ярмарки.
«На Покров до обеда осень, а после обеда - зимушка-зима. С какого краю на Покров ветер подует, оттуда будет дуть всю зиму. «Покров покроет землю где листом, где снежком». С Покрова крестьяне начинают конопатить свои избы. «Чини избу до Покрова - не то изба не будет тепла».
После уборки хлеба у парней работы было мало, и они охотно уходили в отходники. «Приспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке. «Подожди до Покрова, весь долг выплачу».
Девушки, веря в силу Покрова содействовать брачному союзу, «спозаранку бежали в церковь и ставили свечу празднику. Существует поверье: кто раньше поставит свечу, тот раньше и замуж выйдет». «Пришел Покрова, заревет девка, как корова». «Зазимье пришло - засидки привело». «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».
Покров считался и днем расплаты — за работу и за товары.

Именины в этот день Александр, Алексей, Вера, Георгий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Роман, Савва

15 октября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КИПРИАНА, МУЧЕНИЦЫ ИУСТИНЫ И МУЧЕНИКА ФЕОКТИСТА, ДЕНЬ ПАМЯТИ БЛАЖЕННОГО АНДРЕЯ

В этот день отмечается память трех мучеников, погибших за веру в начале 4 века: Киприана, Иустины и Феоктиста. Киприан жил в Антиохии и с детства обучался языческой философии, а достигнув зрелости, был посвящен в жрецы. Говорили, что он обрел великую силу и видел самого князя тьмы. В том же городе жила девица Иустина, которая не только сама приняла христианство, но и обратила в свою веру родителей. Юноша Аглаид, пытаясь соблазнить Иустину, обратился за помощью к Киприану, но, несмотря на чары жреца, девушка оставалась непреклонна. Это заставила Киприана и самого поверить в Христа. С покаянием он пришел в церковь и принял крещение. В дальнейшем Киприан горячо проповедовал христианство и обратил в христианство столько язычников, что все капища в его епархии оказались заброшены — попросту стало некому приносить жертвы идолам. Иустина же удалилась в монастырь и стала там игуменьей. Во время гонений на христиан оба они были схвачены, язычники подвергли их мучениям и, в конце концов, казнили. Видя страдания христиан, воин Феоктист, стоявший в страже, тоже объявил себя христианином и был казнен вместе с Киприаном и Иустиной
 (304).
 
Как это часто бывает, церковь на следующий день после большого праздника отдает дань памяти одному из его участников: ведь именно Андрею явилась в храме Богородица, покрывающая молящихся своим омофором, покровом.
Задолго до этого события снизошел к Андрею ангел Божий и сказал: "Будь юродив - ради Меня и много получишь в день Царства Моего". С тех пор Андрей облекся в рубище, юродствовал, безропотно сносил голод и жажду, стужу и зной, насмешки, оскорбления и побои, просил милостыню и раздавал полученное другим нищим. За великое свое смирение он был удостоен пророческого дара. Умер Андрей в 936 году.

Киприан и Устинья. Киприан и Устинья считаются в народе защитниками от наваждений нечистой силы. Христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого Киприана в борьбе с нечистыми духами.
Девушки продолжают ходить на вечерки, но в будни не играют, не веселятся. Сидят с прялкой или шитьем, за работой часто поют проголосные песни.
Эта дата на Руси считалась днем очищения от наваждений и избавления от злых духов. Если не прочитать соответствующую молитву. Причем, как правило, мужчины молились Куприяну (Киприану), а женщине — Устинье (Иустине), на человека могли напасть бесы. В качестве жертвы они чаще всего выбирали пьяниц, грешников, а также сквернословов — тех, кто призывает чертей в минуты гнева или отчаяния. Говорили, что пьяницам бесы нередко являются в своем натуральном виде, лишают сна, вызывают отвращение к пище и наводят ужас. Именно этим в народе объясняли припадки «белой горячки». Девушки на Куприяна собирались на вечерки, но не играли и не веселились. Вместо этого занимались рукоделием, а за работой пели грустные песни.
Начало подсезона «Глубокая осень» (8 дней с 15 до 23 октября). Первые заморозки в воздухе ниже -5 градусов Цельсия. Ранний переход среднесуточной температуры воздуха через 0 градусов Цельсия. Конец листопада большинства древесных пород.
Конец посадкам черенков смородины, малины. Прикрывают травой, компостом, соломой и т.п. пионы, розы.
15 октября - 20 ноября - сроки подзимнего посева моркови, свеклы, петрушки. Салата, шпината, укропа, пастернака, чеснока. Лука-порея, щавеля.

Именины в этот день Александра, Андрей, Анна, Борис, Василий, Георгий, Давид, Иван, Константин, Михаил, Петр, Степан, Федор

16 октября. ДЕНЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА, ЕПИСКОПА АФИНСКОГО.

В этот день отмечается память святого Дионисия Ареопагита, жившего в Афинах в 1 веке. Согласно преданию, Дионисий был учеником апостола Павла и первым епископом своего города. В 95 году папа Климент отправил святителя в Галлию проповедовать христианство. После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. По преданию святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика. Святому приписывают несколько сочинений, которые стали известны в 5 веке под названием «Ареопагитики». Считается, что они оказали большое влияние на развитие христианской философии.  (96). Большое значение для Православной Церкви имеют творения святого Дионисия Ареопагита. До нашего времени из них сохранились четыре книги: "О Небесной иерархии", "О церковной иерархии", "О Именах Божиих", "О мистическом богословии", а также десять посланий к разным лицам. В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.

Денис. День Дениса. Денисы Позимские. Хлебник. В народе его называют Денисом: "Пришел Денис — дурного глаза берегись". Да как убережешься-то? А очень просто. На этот счет есть специальный заговор. Берут немного соли, кладут ее в смолу и говорят: "Стоит раб Божий в сегодняшний денек, как смоляной пенек. Вокруг раба Божьего каменная ограда и железный тын. Черному человеку — соль в глаза, а завистливому да жадному — смолы в глаза. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь". Есть и другие заговоры.  В этот день произносят заговоры от сглаза. Против сглаза, порчи и любого другого наговора наши предки использовали лук, чеснок, редьку и соль. Говорили, что соль и редька выедают все злые слова, написанные на бумаге, а запах чеснока и лука пугает нечистую силу. На Дениса было принято произносить заговоры от сглаза, также старались избегать людей «с дурным глазом» (такую способность приписывали обычно кареглазым и черноглазым). На Руси говорили, что в преддверии зимы на землю выходят осенние лихорадки — злые духи, которые вызывают болезни. В это время они шатаются по белому свету, мучаются сами и мучают людей. Наши предки верили, что осенняя лихорадка может проникнуть в человека множеством способом — забраться под одежду, залететь соринкой в глаз. Отличным средством от них считали осиновую кору, которую полагалось всегда носить с собой. В избе обыкновенно держали осиновое полено — на всякий случай: если сводило ноги — клали их на полено, если болела голова — то ложились на полено головой. На Руси говорили, что в преддверии зимы на землю выходят осенние лихорадки — злые духи, которые вызывают болезни. В это время они шатаются по белому свету, мучаются сами и мучают людей. Наши предки верили, что осенняя лихорадка может проникнуть в человека множеством способом — забраться под одежду, залететь соринкой в глаз. Отличным средством от них считали осиновую кору, которую полагалось всегда носить с собой. В избе обыкновенно держали осиновое полено — на всякий случай: если сводило ноги — клали их на полено, если болела голова — то ложились на полено головой.
Заканчивают посадку луковиц тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, крокусов. Выкапывают корневища георгинов, канн (после гибели надземной части). Начало подсезона глубокой осени (с 16 по 23 октября).

Именины в этот день этот день Денис, Иван, Павел, Петр


17 октября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИЕРОФЕЯ, ЕПИСКОПА АФИНСКОГО,  СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ЯРОСЛАВИЧА.

В этот день отмечается память священномученика Иерофея, жившего в Афинах в 1 веке. В христианство его вместе с Дионисием Ареопагитом, память которого совершается накануне, обратил апостол Павел. Он же посвятил Иерофея, бывшего на тот момент членом афинского ареопага, в сан епископа. По преданию, оба епископа — Иерофей и Дионисий — присутствовали при погребении Девы Марии. Святой погиб от рук язычников, войдя в историю как мученик.

Святой благоверный князь Владимир Ярославич, Новгородский чудотворец, старший сын великого князя Ярослава Мудрого, родился в 1020 году. В 14 лет отец сделал его наместником в Новгороде. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и святой епископ Лука Жидята (память 10 февраля). Возмужав, князь стал отважным защитником страны и благочестивым христианином. Святой Владимир построил в Новгороде Софийский собор,


(фото 1900 года)

(и сегодня), который был заложен в 1045 году и освящен 14 сентября 1052 года епископом Лукой. Благочестивый воин не только заботился об укреплении княжества (по его приказу сооружена в Новгороде каменная крепость), но и усердно поучался в законе Господнем. Известно, что в 1047 году для него были переписаны пророческие книги с толкованиями.
Скончался святой князь 32-х лет 4 октября 1052 года через 20 дней после освящения Софийского храма, и мощи его положены в созданном им храме. В Новгородском Синодике упоминается его супруга, княгиня Александра. Память святому князю Владимиру установлена в 1439 году святителем Евфимием, архиепископом Новгородским.

Ерофеев день. Ерофей. Иерофей. Праздник Ерофея. В народном календаре на эту дату обещаны сильное похолодание, ветер и даже буря: «С Ерофея холода сильнее. Усиливаются холода. Считали, что в этот день нельзя ходить в лес, так как там воют ветры и бесятся лешие.
Кроме того, происходят вещи самые удивительные: ветер воет по лесам, птицы не смеют садиться на ветки, в чащобе буйствуют лешие (наверное, те, которые не успели провалиться сквозь землю в день Покрова 14 октября) — ломают деревья, гоняют зверей, кричат, хохочут, хлопают в ладоши. Такое «веселье» продолжается до следующего утра: с первыми петухами лесной дух проваливается сквозь землю, чтобы вновь выскочить наружу уже весной. В этот день в лес старались не ходить, даже в случае крайней нужды. «Леший — не родной брат: переломает косточки не хуже медведя», — говорили люди. Поэтому 17 октября крестьяне в лес не ходили, сидели дома.
«С Ерофея и зима шубу надевает», — говорили наши предки. Некоторые мужики добавляли: «На Ерофея один «ерофеич» душу греет». Так называли крепкую настойку на душистых травах. Традиционный рецепт этого напитка включает: мяту, анис, зверобой, душицу, тимьян, донник, майоран, тысячелистник и полынь. Все эти травы заливают водкой и оставляют на 10–12 дней в теплом месте. Говорили, что такая настойка вызывает аппетит и лечит некоторые недуги.

Именины в этот день Василий, Вероника, Владимир, Дмитрий, Ерофей, Михаил, Николай, Павел, Петр, Степан, Тихон, Яков

18 октября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ХАРИТИНЫ.

По церковному календарю в этот день отмечается память святой мученицы Харитины, пострадавшей за веру в начале 4 века в городе Понте на берегу Черного моря. В раннем детстве она осталась сиротой и была воспитана добрым и благочестивым человеком Клавдием. Харитина горячо уверовала во Христа и решила посвятить служению ему всю свою жизнь. Клавдий, любивший девушку как родную дочь, поддержал это намерение и построил для нее отдельный дом, где она жила в уединении и целомудрии. Своим примером Харитина многих неверующих подтолкнула к принятию христианства. Однажды молодую христианку оклеветали язычники, и ей пришлось предстать перед судом. Несмотря на все пытки и унижения, Харитина осталась тверда в вере и скончалась с молитвой на устах (в 304 году).

Харитинин день. По-простонародному называемый  «Харитины - первые холстины». Бабы садились за ткацкие станы, ткали холсты. «Пряла и ткала, весь дома одевала». В этот день катали шерсть на валенки. И день поэтому называется еще Харитон-именинник. Катаник. Катальщик. Летне-осенний сезон закончился, в деревнях переходят к зимним занятиям. Женщины садятся за ткацкие станки: ткут первые холсты. Труд этот долог, потому и говорится: «Харитина — вечная ткачиха». «Харитина ткала и пряла — весь дом одевала», — говорили в этот день. На Руси к этому времени полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним. На Харитину женщины садились за ткацкие станки и начинали ткать холсты. Девушки же собирались на вечерки, где также занимались рукоделием — пряли, вышивали, вязали. Такая работа по обыкновению сопровождалась пением. Ткаческое мастерство ценилось прежде не меньше, чем земледельческое. Об этом занятии сложено множество загадок, например такие: «Раскинуты тенетки, прилетели лебедки, трут, мнут, разинут, воткнут»; «Ногой топну, животом нажму, рукой шмыгну, два раза колотну и опять начну». Существовали загадки и о ткацком стане: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил»; «Пришло чудо, село в угол, без девки, без женки, а вон нейдет». Что касается мужчин, то они на Харитину приступали к изготовлению валенок. Эту обувь упоминали и в поговорках. «Отстал от ночи день — запнулся валенком за пень», — говорили наши предки, подмечая, что день становился заметно короче ночи. Также наблюдали приметы. Если вороны и галки вились в воздухе, а облака шли против ветра, это предвещало снег, а безветренная погода сулила похолодание.

Именины в этот день Алексей, Гавриил, Григорий, Денис, Евдоким, Ермоген, Иннокентий, Кузьма, Макар, Матвей, Петр, Тихон, Филарет, Филипп

19 октября. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА ФОМЫ.

В этот день отмечается память святого Фомы — одного из Двенадцати апостолов. Он жил в Галилее и занимался рыбной ловлей, пока не услышал однажды проповедь Христа, которая побудила его бросить дом и присоединиться к Иисусу в его странствиях. Вскоре он был избран в число ближайших учеников. По преданию, Фому прозвали «близнецом», поскольку внешне он был очень похож на Христа. Один из библейских эпизодов, связанных с Фомой, известен, наверное, каждому — хотя бы по нарицательному прозвищу «Фома неверующий», которым награждают людей, сомневающихся в чем-то. Фома отличался стремлением все увидеть собственными глазами, не доверял неподтвержденным истинам. Согласно Евангелию от Иоанна, не присутствовавший при распятии Христа, он отказывался поверить в Его Воскресение, пока сам не увидит ран от гвоздей и не вложит в них перста. Через несколько дней Христос предоставил ему такую возможность и укорил: «Ты поверил, потому что увидел меня, блаженны не видевшие и уверовавшие». С тех пор имя "неверного", то есть "неверующего", Фомы стало нарицательным. Тем не менее, Фома был верным учеником. По одной из версий, до самой своей мученической смерти он проповедовал христианство в Индии; во всяком случае, индийские христиане до сих пор именуют себя "христианами апостола Фомы". "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Партии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

В крестьянском календаре Фомин день отмечается присловием, связанным не со служением апостола, а с чисто хозяйственными делами: урожай уже окончательно собран, а запасы его еще не растрачены: «Пришел Фома — ломит закрома, все бери задарма».
День Фомы. Фома. Фома - Большая крома (богатый зажиточный человек). Неверующий Фома. «Ему говорят про Ерему, а он про Фому». «Били Фому за Еремину вину». На Руси апостола Фому крестьяне почитали за то, что он славился бережливостью и запасливостью. «На Фому тащи все в крому», — говорили наши предки. Кромой называли большую сумку или место в амбаре для хранения зерна или других продуктов. От этого же корня произошли, кстати, такие слова, как «закрома», «укромный», «скромный» и другие. Про нерадивого хозяина говорили: «Велика крома, да пес ли в ней». К Фомину дню подводили итоги года — определяли величину запасов, рассчитывали, как расходовать их в течение зимы. Если амбары и погреба были полны, говорили: «Рад Фома, что велика крома». В этом случае шли в церковь и ставили свечку в благодарность запасливому святому. На Фому наблюдали приметы погоды. Если день выдавался безветренным — это предвещало скорейшее похолодание. Говорили также, что в этот день по небу плывут последние кучевые облака. «Фома - большая крома (сума); т.е. обилие хлеба и запасов».

Именины в этот день Архип, Иван, Макар, Никанор, Фома

Картина дня

наверх