На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

СВЕДЕНИЯ ХРОНИК. Жители Варяжской Руси были русскими.

СВЕДЕНИЯ ХРОНИК. Жители Варяжской Руси были русскими.

(История прочитана В.А. Чудиновым методами  микроэпиграфики.)

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ.  

История Острова Русов.

Известия немецких хронистов
infourok.ru
Презентация по истории на тему "Древние германцы...
sv-scena.ru
Варяжская Русь.

Итак, у нас не осталось ни малейших сомнений в том, что жители Руяна, а также остальной Варяжской Руси были русскими. Но не противоречит ли это тому, что говорят об этом средневековые хроники?

Немецкие хронисты о варягах. 

«При изучении варяго-русской проблемы особое значение традиционно имеет обращение к раннегерманским письменным источникам, интереснейшему корпусу документов, которые включают в себя, главным образом, хроники. Разумеется, необходимо учитывать, что они создавались в конкретных политических условиях, во время немецкого завоевания Прибалтики и христианизации. Но, несмотря на то, что перед нами вполне “заинтересованные” источники, их сведения уникальны», – пишет В. И. Меркулов [89, с. 19].

Далее он приводит мнение Адама Бременского. 

«Адам Бременский в произведении “Деяния архиепископов Гамбургской церкви” пишет о ваграх и русах, причисляя их к “славянским народам”. “Ваграми” в немецких источниках называли именно варягов. Это были прекрасные мореходы, которые любили дальние плавания и совершали набеги на Англию в VIII–IX столетиях.

Средневековые авторы говорили, что они “свирепее всякой свирепости” [30, с.52; 180, т. 2, с. 22]» [89, с. 20].

В этом мы убедились, читая подлинные надписи варягов; но приятно, что сведения Адама Бременского не были искажены при их издании в пользу неких политических соображений.

multiurok.ru

Немецкий эпос. XII век «Песнь о Нибелунгах»

 «Адам размещал варягов-вагров в Гольштейне, который входил в состав области, населенной вандалами. На востоке к ним примыкали ободриты (ререги). Вполне возможно, что имя “ререги” (соколы) и было их племенным самоназванием, в отличие от немецкоязычного обозначение ободриты (Ab-Oder)» [89],

– полагает Меркулов. Это – важное свидетельство. Следовательно, к северо-западу от Вагрии размещались вандалы Гольштейна, занимая юг Ютландии и гранича на севере с Данией.

Маш о вендах. 

Вместе с тем в XVIII в. большинство германских исследователей полагали, что в Мекленбурге, то есть в Вагрии, в Средние века жили немцы под названием венды, которые были лишь слегка ославянены. Так, исследователь фигурок из храма Ретры Маш пытается охарактеризовать язык вендов. 

«Это тем более надо обязательно сделать, так как найденные древности несут на себе единственные письменные свидетельства, находящиеся в нашем распоряжении. Без сомнения, первые народы говорили на подлинном старом немецком языке, следы которого прослеживаются в подлинном мекленбургском и нижнесаксонском диалектах. Франк доказал это на многочисленных примерах. Но использование второго и третьего родов создали диалект, который изначально является склавонским и ближе к польскому, богемскому и русскому языкам. В результате смешения обоих языков возник вендский, на котором говорили обитатели Мекленбурга» [82, с. 58].

Под «вторым и третьим родами» Маш понимает не столько вандалов, сколько асов и вендов, а под «скловенами» – славян. Таким образом, по Машу, венды оказались самым молодым азиатским народом славянского происхождения, пришедшим в Германию после германцев (хотя в действительности все было наоборот) и потому перенявшим у германцев массу культурных традиций, отчасти язык и мифологию. Так ли это? Попробуем разобраться.

92
 

Ольденбург. 

«“Славянская хроника” Гельмольда является как бы продолжением труда Адама Бременского [25]. Впервые она была издана и напечатана во Франкфурте в 1556 г., в основу издания был положен список Бекелия. Гельмольд также приводит ценные свидетельства по истории Вагрии и упоминает некое Вагрское графство: “… Перейдя реку Травну, мы попадаем в землю вагров.

 Городом этой земли был некогда приморский город Альденбург” [25, с. 37]. Речь идет о реке Траве, которая впадает в Балтийское море близ Любека в Гольштейне. Детские и юношеские годы самого Гельмольда прошли в этих землях. Хронист продолжает:

“Альденбург, тот, что на славянском языке зовется Старигард, то есть «старый город», расположен в землях вагров, на западной стороне Балтийского моря, и является пределом Славии. Город же этот… некогда населяли храбрейшие мужи, так как, находясь на переднем крае всей Славии, они имели соседями датчан и саксов и все военные столкновения или сами первыми начинали, или, если нападали другие, принимали удар на себя” [25, с. 21]» [89, с. 21].

На современных картах этого города нет.

Однако послушаем других историков. Вот географические границы Варяжской Руси, которые очертил в XVIII в. Самуэль Бухгольц:

 «Земли, которые составляют эту страну, следует перечислить друг за другом в герцогских титулах: герцогство Мекленбург, княжества Венден, Шверин и Ратцебург, графство Шверин и владения Росток и Старгард» [190, с. 11–12].

Ссылаясь на Г. Клювера, Бухгольц упоминает владение Старгард, расположенное в марке Померания близ города Рерик, и отождествляет город Старгард с Ольденбургом. Город Ольденбург нанесен на современные карты, он находится западнее Ютландии. Для ориентации читателя я привожу карту севера Германии, где на западе находится Ольденбург (снизу я пририсовал стрелочку, указывающую на этот населенный пункт), на востоке – остров Рюген, а на севере – Дания (рис. 131). Археологи отмечают исследованность города Старград/Ольденбург [200], где уже на рубеже VII–VIII вв. получает хождение керамика менкендорфского типа, изготавливавшаяся на гончарном круге [230, 231]. Эта ремесленная посуда постепенно вытесняла посуду ручной лепки [123, с. 335-336].

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ.  СВЕДЕНИЯ ХРОНИК.
 
Рис. 131. Карта Германии, содержащая Ольденбург, Гольштейн и о Рюген
 

От залива город Ольденбург отделяет порядка 40 км на север, а от Рюгена – около 200 км на восток. Таким образом, территория славян занимала весьма обширное пространство. В него попадают, в частности, такие крупные города, как Гамбург и Любек. Для того чтобы читатель мог разглядеть их получше, я привожу тот же участок карты в несколько большем масштабе (рис. 132).

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ.  СВЕДЕНИЯ ХРОНИК.
 
Рис. 132. Участок карты Германии с Ольденбургом, Гамбургом и Любеком
 

№ 61. Гамбург. Якобы Хаммойс.

 Был ли Гамбург русским городом? У А. А. Бычкова мы читаем: 

«По сведениям Конрада Ботэ, в Гамбурге еще со времен Римской империи сохранялся у славян, в этом городе проживавших, храм, в нем славяне поклонялись своим богам, на которых они переносили имена божеств античных. Храм сей уничтожен Карлом Великим, и на его месте выстроен католический собор» [19, с. 75]. 

Таким образом, Гамбург все-таки был славянским городом.

В другом месте тот же автор дает более развернутое повествование:

«ХАММОЙС – верховное божество Гамбургского пантеона, ЮПИТЕР-АММОН. Почитание его сохранилось в Гамбурге со времен Римской империи. Конрад Ботэ приводит изображение божеств пантеона города Гамбурга. В середине на троне под белым орлом сидит сам Хаммойс, в правой руке – меч, в левой – скипетр. Справа от него НЕПТУНУС, ПЛУТО, ВУЛКАНУС, МАРС, МЕРКУРИУС и АПОЛЛО. Слева – ЮНО, ЦЕРЕС, ВЕСТА, ВЕНУС, ПАЛЛАС и ДИАНА. Под ногами – Дракон. Из рассказа Ботэ ясно, что славяне позаимствовали имена богов у римлян, перенесли их на своих богов. О Хаммойсе рассказывают, что когда он взмахивал правой рукой, то из его уст вылетали молнии. Если взмахивал левой рукой – из его уст исходил гром. Если взмахивал обеими руками, то на небе появлялись грозовые тучи, блестели молнии и гремел гром. Таким образом, как утверждают астрономы, он управлял Небесами… и погодой. На голове его сидел орел (орел является повелителем птиц, так Хаммойс являлся повелителем богов). Под ногами у него свернулся калачиком Дракон. Рассказывают, что Хаммойс вместе с Орлом отправился воевать против Дьявола, который у славян изображался в виде Дракона, и вдвоем они победили Дьявола, который покорился и лег у ног Хаммойса, как символ того, что Хаммойсу подвластны и бесы. Согласно хронике, тевтоны называли Хаммойса ХАМОМ ВЕЛИКИМ и считали, что Гамбург назван в честь Хаммойса, что неверно. Сообщается, что в 789 г. Карл Великий уничтожил статую Хаммойса и на месте святилища построил собор в честь своей победы над богом» [19, с. 299-300].

Сообщение, прямо скажем, странное. С богами никто не воюет – сражаются с народом, верящим в данного бога. Имя 

ХАММОЙС

– явно не славянское. Однако оно дано в немецкой передаче, и я подозреваю, что тут немцы допустили искажение. Вероятное название по-русски

 ХАН МАРС, 

то есть правитель Марс. 

Но с чего бы русским называть своих богов латинскими именами? Полагаю, что это был способ пояснить другим народам, какую роль играет тот или иной славянский бог.

Мы, однако, имеем возможность проверить, действительно ли бог назывался ХАММОЙС и был ли он богом славян. К счастью, А. А. Бычков воспроизводит гравюру из работы К. Ботэ [189], причем даже в двух вариантах. Первый довольно мелкий и для подробного анализа вряд ли подходит. Зато на втором показан центральный персонаж первой гравюры [19, с. 300]. Поэтому я воспроизвожу этот персонаж на рис. 133.

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ.  СВЕДЕНИЯ ХРОНИК.
 
Рис. 133. Якобы славянский бог Хаммойс и мое чтение надписей
 

Справа я показываю фигуру крупным планом. Ясно, что перед нами бог войны. На его доспехе, в центре, можно прочитать имя 

ЯР.

Следовательно, перед нами – не просто русский бог войны, но еще и самое почитаемое божество данного региона. Глаза воина также содержат надписи, которые я читаю как 

ЛИК ЯРА.

Так что перед нами не карикатура, а действительное изображение лика Яра, нечто вроде языческой иконы.

А низ раздвоенной бороды представляет собой лигатуру, на которой после ее разложения на буквы протокириллицы уверенно читается слово 

МАРС.

Вообще говоря, бог

Яр

по происхождению гораздо старше римского

Марса

(именно этруски, посланные из Руси, основали город Рим, так что пришедшие туда позже латины переняли веру славян, лишь слегка изменив названия русских богов), поэтому упоминание римских богов служит только пояснением для иностранцев. Еще раз слово 

МАРС 

написано около подмышки левой руки.

Теперь рассмотрим корону и ленту слева от нее. На ленте в обращенном цвете можно прочитать слово 

ГЕРОЙ,

а на короне, несмотря на ее зубцы – слово 

ВАГРИИ.

Стало быть, Марс оказывается 

ГЕРОЕМ ВАГРИИ, такова его корона. А две ленты ниже гласят: 

ХАНБУРГА И ЛЮБЕКА. 

Из этого следует, что Гамбург и Любек в Вагрию не входили, они поименованы отдельно; а слово 

ГАМБУРГ 

звучало как 

ХАН БУРГ, то есть 

ΧΑΗ-ГОРОД. 

Таким образом, никакого Хама или Хаммойса не было и в помине. А под зубцами на короне можно прочитать слова 

ВОИНСТВО ЯРА.

Разумеется, это только часть надписей.

Картина дня

наверх