Мировоззрение

7 092 подписчика

Свежие комментарии

ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ.  Ас-ри или Призри.

ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. Ас-ри или Призри.

(История прочитана профессором В.А. Чудиновым методами микроэпиграфики.)

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ.

История Острова Русов,

№ 87. Ас-ри или Призри. 

Маш читает Ас-Ри [82, с. 158].

Опять перед нами неизвестное божество славян, что сразу же влечет за собой предположение о неверном чтении.

Мартин Жункович читает не Ac-Ри, а Призри: 

«Эта статуэтка сохранилась до колен; голова опять львиная (или собачья?). Надписи (передняя сторона): БЕЛБОКГ, ПРИЦРИ (= “наблюдатель”; “призреть” – наблюдать); на обратной стороне на шее написано РИНН…, затем РЬЕТРА и ЧЕРН…; глубже внизу имеется рельеф обнаженной женской фигуры с началом надписи ЕЦИ…; на основании, рядом с фигурой борющегося воина, стоит АС… РИ, то есть предположительно, поскольку в промежутке могут уместиться еще две буквы, АСКАРИ (воин, боец); слово “аскер” у славян Балкан, у османов и арабов звучит одинаково еще и сегодня: солдат» [247, с. 34]. Я комментирую этот текст так: эту фигурку, но без надписей,

 А. И. Асов воспроизводит в своей книге, подписывая под рисунком «Радегост в образе Солнечного Льва. Из головы идут лучи, в руке чаша с Сурьей, все оплавлено» [12, с.134].

История Острова Русов,  Ас-ри или Призри.

liveinternet.ru
Высокомерный Лев слишком великодушен, чтобы помнить обиды или обещания. Ведь он настоящий Человек Слова, и обязательно выполнит обещанное, если, конечно, не забудет. Гордый Лев не любит конфликтов, но обладает талантом влипать во всевозможные переделки и истории. Самое плохое, что может сделать Лев - это рявкнуть,

Слово ПРИЗРИ, начертанное на неком предмете в руках персонажа, он принял за «чашу с Сурьей», не имея, как обычно, для этого никакого соответствия с имеющимся текстом (рис. 180).

 

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. Ас-ри или Призри.

Упоминание М. Жунковичем слова 

БЕЛБОКГ 

свидетельствует о том, что перед нами опять одно из воплощений Рода. И действительно, на лбу фигурки можно прочитать слова 

РОД 

(справа от читателя) и ОКРУЖНОЙ (слева). Слово 

ОКРУЖНОЙ 

я понимаю как «местный», «принадлежащий данной округе». Под шеей можно прочитать надпись БЕЛБОКГ, однако вторая руна, похоже, вначале была начертана как 

И (в виде вертикальной палочки), а затем исправлена на 

Е, 

что свидетельствует о вначале местном написании, а затем на исправлении его на общеславянское. Я все же приму первое, неисправленное написание, и запишу это слово в орфографии 

БИЛБОКГ,

хотя значение оставляю прежним – 

БЕЛБОГ.

Ниже, там же, под шеей, но очень тонкими линиями, руны образуют слово 

БОГ,

а более мелкие буквы кириллицы – слово 

РОД,

так что перед нами – 

БОГ РОД. В рамочке можно прочитать аналогичное слово 

РОД. 

Что же касается некого предмета в руке 

Рода-Белбога, то он напоминает мешочек, на котором рунами начертано слово 

ПРИЗРИ.

Однако, по нашему мнению, это не существительное и тем более не имя собственное, а глагол ПРИЗРЕТЬ в повелительном наклонении. Иными словами, имеется обращение от имени Рода с просьбой ПРИЗРЕТЬ, то есть уберечь, сохранить (как в русском словосочетании ДОМ ПРИЗРЕНИЯ) этот мешочек, в котором, надо полагать, заключена судьба человека, ибо именно Род ее определяет.

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. Ас-ри или Призри.
 
Рис. 180. Мое чтение верхней части передней стороны фигурки Призри
 

Слово 

РЬЕТРА, 

как я полагаю, прочитано правильно, однако меня заинтересовало чтение слова 

ECI 

у основания обнаженной девушки; тут я обнаружил лишь неясное слово 

AIC, 

начертанное крупными латинскими буквами; впрочем, присмотревшись, я увидел дважды написанное кириллицей слово 

МАРА,

 которое как раз и соответствовало славянской богине (рис. 181). Попутно в выделенном рамочкой фрагменте при его увеличении и обращении в цвете я читаю разбросанные латинские буквы, которые при их расстановке образуют слово 

АРКОНА.

Полагаю, что, как и в прежнем случае, здесь таким способом отмечено место изготовления фигурки, однако, поскольку слово 

ПОДАРОК 

на ней отсутствует, следовательно, за данную отливку храм Ретры заплатил храму Арконы.

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ. ИЗ ИСТОРИОГРАФИИ. СКУЛЬПТУРНЫЕ ЛИКИ БОГОВ И СВЯТЫХ. Ас-ри или Призри.
 
Рис. 181. Мое чтение фрагментов задней стороны фигурки Призри
 

А там, где М. Жункович читал малопонятное слово 

АСКАРИ, 

я читаю надпись кирилловскими буквами 

ХРАМ МАРЫ,

которая начертана неясно и вполне может быть принята за слово 

АСКАРИ.

Храм Мары – это не особый храм, а подземная часть любого славянского храма; именно для него и предназначалась коленопреклоненная фигурка бога Рода.

Слово ПРИЗРИ теперь наполняется новым смыслом: 

ПРИМИ ОТПУЩЕННУЮ ТЕБЕ СУДЬБУ,

поскольку храм Мары – это храм смерти. И чтобы утешить родственников покойного, ставили данную фигурку: такова воля Рода, предначертанная еще до рождения, тут уж ничего не поделаешь!

 

Опять-таки, бога по имени

ПРИЗРИ

нет, это ошибка не чтения, но интерпретации. Полная надпись, если опустить повторы, будет такова: 

БОГ РОД, РЕТРА. ОКРУЖНОЙ ХРАМ МАРЫ, АРКОНА. ПРИЗРИ.

Как можно понять, данное изображение Рода было создано в храме Мары (но не известного храма Святовида!) в городе Арконе на славянском острове Рюген.

Картина дня

наверх