На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

(История прочитана В.А. Чудиновым методами  микроэпиграфики.)

ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ.  ОСТРОВ РУСОВ. ХРАМ АРКОНЫ. 

История Острова Русов.

 

История Острова Русов. Подлинный вид «Святовида».
Город Аркона был построен на высоком скалистом берегу острова Рюген и со стороны Балтийского моря был неприступен. В городе находилось множество храмов всех племенных славянских богов.
Главным богом Арконы был Световит, чья статуя была установлена в специальном храме. Статуя Световита была выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами. Четыре головы символизировали власть бога над четырьмя сторонами света и четырьмя сезонами времени, то есть определяли Световита как космического бога пространства-времени (подобным богом был и двуликий древнеримский Янус, одновременно глядящий в прошлое и в будущее).
История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)
liveinternet.ru
Лики славянских богов. Световит или Белобог.

В правой руке Световит держал рог, выложенный разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок. Рог символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы. Поблизости от статуи находились узда, седло и огромный боевой меч и щит (символы бога войны).
В храме стояло священное знамя Световита, называемое "ста́ницей".
Эту ста́ницу раны чтили, как самого Световита, и неся ее перед собой в походе или сражении, считали себя под покровом своего бога.
При храме содержался священный конь Световита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом. Один только жрец Световита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованию ранов сражался сам Световит против своих врагов.
После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа и привозилось много вина для жертв и пира. Это происходило в сентябре, называвшегося по-древнеславянски Рюен, откуда и второе название острова - Руян (позднее в русских сказках название острова "Руян" превратилось в "Буян", что было удобнее для детского произношения). Накануне праздника жрец Световита с веником в руках входил во внутреннее святилище и, задержав дыхание, чтобы не осквернить божество, начисто выметал пол. Веник и выметание символически означают конец временного цикла, в данном случае годового, ибо на следующий день проводится гадание по пирогу, сходное с восточнославянской рождественской колядой. Ранские жрецы применяли сентябрьский стиль времяисчисления (год начинался с осеннего равноденствия).
На другой день в присутствии всего народа жрец вынимал из рук идола Световита рог с вином и, тщательно рассмотрев его, предсказывал: быть или не быть урожаю на будущий год. Вылив старое вино к ногам идола, жрец наполнял рог новым вином и осушал его одним духом, испрашивая всяческих благ себе и народу. Затем он опять наливал рог новым вином и влагал его в руку истукану. После этого приносили идолу пирог из сладкого теста выше человеческого роста. Жрец прятался за пирогом и спрашивал народ, видно ли его. Когда отвечали, что виден лишь пирог, жрец просил бога, чтобы и на другой год они могли сделать такой же пирог.
В заключение именем Световита жрец благословлял народ, наказывал впредь чтить арконского бога, обещая в награду обилие плодов, победу на море и на суше. Затем все жители целую неделю весело пировали, пили и ели до отвала, ибо воздержание принималось за обиду божеству.
Материал взят на Русском национальном ресурсе

№ 56. Вид храма Арконы.

 У меня имеется рисунок общего вида храма Арконы. Замечу, что касается реконструкции, то всегда возникает вопрос о степени ее соответствия подлиннику. Однако храм Арконы вряд ли был нарисован в качестве реконструкции; его вид очень отличался от вида других храмов (рис. 109) [207]. За то, что вид его, скорее всего, подлинный, говорит следующее: если на реконструкции храма в Гросс-Радене кровельным материалом крыши изображено что-то вроде досок (хотя это маловероятно), то на крыше храма Арконы мы видим дранку, очень нехарактерную для немцев, но такую родную у славян. Храм целиком деревянный, бревенчатый, и если бы художник, рисуя реконструкцию в виде бревенчатого здания, изображал бы бревна на основном здании горизонтально, то он так же изобразил бы и конструкцию башни перед храмом. Тут этого нет. Сама башня, вероятно, была построена позже храма как навес над святовидом. А крыша над аркой, где находится дверь, вообще, видимо, была крыта соломой. Но самое главное, что внушает представление о том, что рисунок был сделан с натуры – это наличие на нем надписей, как раз в славянской манере.

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ.  ОСТРОВ РУСОВ. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида»
 
Рис. 109. Вид храма Арконы и мое чтение надписей
 

Итак, как мы видим, храм Арконы представлял собой вытянутое бревенчатое сооружение типа барака с вырезанными под крышей окнами шириной в одно бревно, но довольно частыми. Крыльцо, судя по рисунку, было очень длинным, так что здание в плане имело Т-образную форму. Башня, видимо, была надстроена не над крыльцом, а над самим зданием; окна под крышей тут были сквозными, так что это помещение, судя по всему, не отапливалось. На уровне чуть выше середины видны прорези в стенах, сквозь которые видны колокола. Так что вышка играла роль либо звонницы, либо, что более вероятно, совмещала звонницу с надстройкой над святовидом. К сожалению, размеры храма на картинке не обозначены, но, даже судя по тому, что показано, такой храм мог вмещать человек 200–300. Это, конечно, очень крупный храм.

Как всегда, меня интересуют надписи. Они тут есть, и, как обычно, их трудно обнаружить. Надписи наложены на рисунок дранки, поэтому соответствующие части строения я показал крупным планом на двух врезках. На верхней самый верхний ряд дранки образует слово 

АРКОНА;

во втором сверху ряду слева видна огромная буква

X,

за которой читается продолжение, образуя слово 

ХРАМ 

(второй и третий ряды); на четвертом ряду более мелкими буквами и знаками начертано 

ХРАМ МАКЪШИ.

Таким образом, хотя основным божеством в данном храме был Святовид, строилось данное святилище как 

ХРАМ МАКОШИ

На нижней врезке показана драночная крыша над крыльцом, где данная надпись дублируется. Тут тоже явно читается

ХРАМ МАКАШИ. 

Так что строился этот храм, видимо, именно как 

ХРАМ МАКОШИ. 

Так я полагал, когда привел этот рисунок в своей книге [160, с. 155, рис. 77].

86
 

Сейчас я вижу, что как в плане интерпретации, так и в плане чтения я сделал не все возможное. В плане чтения на куче хвороста справа от входа в обращенном цвете читаются слова 

МОРЕ ЯРА.

На самой башне над окнами можно прочитать надпись:

АРКОНА. 

Еще ниже – слова: 

ХРАМЫ МАКАЖИ, 

а под окнами – 

И ЯРА.

Иными словами, перед нами два различных храма, объединенных в один. И поскольку на входе читается

ХРАМ МАКАШИ, 

то он – первый, а поперечный 

ХРАМ ЯРА 

находится вдали. Эти слова читаются именно на его крыше. Наконец, над дверью справа можно прочитать надпись: 

РУСЫ. 

Это – основные прихожане храма, хотя в гости к ним, разумеется, приезжали и многие другие славянские племена.

Увиденного и прочитанного достаточно, чтобы представить себе эволюцию этого храма. Сначала возник деревянный храм Яра, весьма скромный. Это вполне понятно, поскольку особо почитаемым русами данной местности божеством выступал именно Яр. Постепенно, по мере развития успешной деятельности жителей Рюгена (где торговой, а где и пиратской) храм стал очень почитаемым, и его пришлось увеличить настолько, что он стал напоминать вытянутый сарай. Не удивлюсь, если в одном из его крыльев находилась ризница с приношениями (говоря современным языком, это был «музей подарков Яру»). Но затем вспомнили о том, что наиболее древней и почитаемой была богиня Макошь, и ее храм построили перед храмом Яра. А поскольку вход в храм Яра, как и Рода, был с юга, то и храм Макоши, вопреки канону, ориентировали входом на юг. Однако, когда стали изготавливать скульптуру Макоши, вспомнили, что существует еще три весьма уважаемых славянских бога:

Род,

Перун и

Велес; 

чтобы не ставить храм для каждого, решили поставить святовид, куда входил и лик Макоши. А поскольку Рюген уже находился в зените своей славы, святовид сделали очень крупным, так что над ним пришлось возводить высокую звонницу. Для приезжих необычный вид святовида затмил и лик Макоши, и лик Яра, поэтому храм и получил название храма Святовида. А поскольку о других храмах на мысе Аркона ничего не говорится (да и само слово Ар-Кон – кон Ара или Яра связано именно с Яром), то, надо полагать, храм Яра, позже ставший храмом Макоши-Яра, а еще позже переделанный в храм Святовида-Макоши-Яра, стал именоваться храмом Святовида. А еще позже в Альтенкирхене был построен каменный храм Яра, поскольку древний деревянный храм не вмещал более потока паломников со всего света.

Имеется фотография и того места, вблизи которого когда-то стоял храм Арконы (рис. 110).

 
ВАРЯЖСКАЯ РУСЬ – ВАГРИЯ.  ОСТРОВ РУСОВ. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида»
 
Рис. 110. Месторасположение храма Арконы и мое чтение надписей
 

Это – скалистый берег, по верху которого проложена дорожная колея; правее круто к морю спускается косогор. Тут, на этом крутом берегу, можно увидеть буквы, которые я на врезке и читаю, главным образом сверху вниз, вдоль столбцов: вверху начертано 

ХРАМ, АРКОНА,

внизу – 

СВЯТОВИД.

Последний слог

ВИД 

начертан в обращенном цвете и в другом порядке – ВДИ. 

Видимо, надпись на склоне появилась поздно, когда храм Макоши был преобразован в храм Святовида. Интересно, что западные славяне писали как на косогоре, так и на самом храме превосходной кириллицей. Отсутствуют какие-либо следы как латиницы, так и германских рун. Так что как руница, так и кириллица были общеславянским культурным достоянием. Важно отметить и другое: надписи на косогоре сохранились более тысячи лет, когда о храме уже забыли (о его существовании вычитывали лишь из средневековых хроник).

Меня тут более всего трогает то, что до германизации славянские племена на территории Германии широко использовали для бытовых надписей как кириллицу, так и руницу. Позже они перешли на латиницу.

Аркона являлась не только религиозным, но и административным центром. Между тем ни одного административного центра археологами обнаружено не было. Не исключено, однако, что они располагались не на центральной площади между валами, а на окраине города и за минувшие столетия также обрушились в море. Во всяком случае приходится сожалеть об отсутствии этого материала.

ЛИКИ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ. СВЕТОВИТ ИЛИ БЕЛОБОГ.

 
Западные славяне называли Световитом (Свентовит, Световид) нашего Сварога, деда Богов. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «...основа же имени (свят — свет) указывает в Световите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа».

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

Действительно, от имени этого славянского бога происходит само название святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой праздник на многих славянских языках называется свято.

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

Словом, до наших дней Святовит, хотя его храм в Арконе на острове Руен уничтожен датчанами 15 июня 1168 года, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов. Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей зависть и ненависть. В священный во всей Славии город Аркону (Яромарсбург. Германия.) стекались люди из самых дальних краев. Для многочисленных паломников было открыто множество странноприимных домов. Датский хронист Саксон Грамматик (1140 — 1208) оставил для нас описание храма Световита: «...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир».

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

Свентовит, Святовит, Световик, Светич - бог Белого света, верховный бог западно-славянского пантеона, бог-всадник, сражающийся с Тьмой. Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, "бог богов", "самый убедительный в ответах". Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян, функционально соотносим с Аполлоном, т.е. тем самым Атремидом- Артемидом, братом Артемиды- Роженицы. "Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Черным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы "Древний Вит".

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)
Камень Свантевита в Альтенкирхен.

Изваяние Световита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с медом. Левой упирался в бок. Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми — на земле. Это изображение было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, среди рогов оленей, лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебренной гравированной рукоятью.

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

Только служители бога, в белых одеяниях, могли входить в святилище, при этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Световита. Они же содержали белых коней бога, на которых тот выезжал по ночам, чтобы сокрушить врагов славян. 300 всадников в красных одеждах сторожили обитель бога.

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)
Идол Святовита установленный в Арконе польскими язычниками в 90-ых годах.

Сопоставляя Черного и Белого богов Петр Альбин в "Миснейской Хронике" (1590 г.) свидетельствует еще об ином имени бога света: "XI. Чернобог был черный бог; подобно как Ютробог - бог зари. Hесомненно, почитался и подобный бог, который, вероятно, означал утреннюю зарю."

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

Свентовит - предсказатель и податель земных благ - урожаев, святилище Арконы знаменито тем, что жрецы предсказывают будущее (гадая по поступи коня и рогу). Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица.

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

Итак, кумир бога Света - четырехликий (возможно, что две головы при этом женские), символами Световита являются меч, рог и, возможно, лук, как показано на ряде средневековых польских гравюр. Требы Световиту и/или Белобогу приносились в виде высокого пирога, который резался на четыре части, а возможно, и разносился затем на все четыре стороны, в согласии с направлением взора Световита. Одним из главных праздников Световита-Белобога можно считать календарный Таусень - осенний солнцеворот, когда урожай собран, и надо заботиться о благополучном новом - в следующем году.

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

Существовало несколько способов гадания служителями Световита о грядущем. Одни из них — с помощью священного белого коня бога. Перед входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть счастливым. Если с левой, то все могло сложиться плохо. И до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги — плохая примета.

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

«На белой Руси не без добрых людей», — издревле говорили в народе, именуя белым и Отечество свое, и царя, и веру. А белый свет всегда был воплощением мира, земли и небес, всей необъятной
Вселенной. Живая память о древнем Белбоге и доныне сохраняется в преданиях о Белуне.

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)
Ольга Ершова. Белобог.

Особо почитали этого бога в Белоруссии. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна». Недаром в стародавние времена парни и девушки, собираясь с приходом осени на посиделках, распевали: Хоть и светит в небесах луна — Ох, темно в лесу без Белуна!

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

Его почитают также подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос: если тот исполнит просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет.

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)

История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)
История Острова Русов. ХРАМ АРКОНЫ. Подлинный вид «Святовида» (продолжение 2.)
Боги славян ещё тут.

Картина дня

наверх