На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

11 мифов о Степане Разине

Про знаменитого атамана сказки и легенды начали сочинять еще при жизни. Впрочем, в жизни у него хватало удивительных правдивых сюжетов. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

Стенька Разин утопил персидскую княжну

Маловероятно. Сюжет песни «Из-за острова на стрежень» взят из воспоминаний голландца Яна Стрёйса, оказавшегося в Астрахани в 1670 году, когда ее захватили разинцы. По Стрёйсу, Разин в пьяном неистовстве утопил некую «персидскую княжну, которую он похитил вместе с ее братом», в качестве жертвы Волге. В 1669 году в битве с персами на Каспии казаки захватили Шабалду — сына флотоводца Мамед-хана, но ни в одном документе не сказано, что вместе с сестрой. Даже в челобитной самого Шабалды с просьбой отпустить его на родину — о сестре ни слова. Людвиг Фабрициус, который тоже был в Астрахани в 1670 году, приводит иную версию событий. Атаман топит не персиянку, а татарку и не в Волге, а в Яике, то есть еще до каспийского похода. Фольклорист Сергей Неклюдов считает, что Стрёйс, много заимствовавший из чужих текстов без указания источника, мог и в данном случае выдать услышанную от кого-то историю за увиденное лично. Принесение девушки в жертву водной стихии — известный фольклорный мотив. «История с этим жертвоприношением, — пишет историк Владимир Королев, — лишь отзвук древнего обряда, возникший на основе представлений о варварстве и жестокости атамана и его товарищей».

 

St-Razin-2.jpg

Афиша первого русского игрового фильма «Понизовая вольница», 1908 год

 

О нем писал Александр Дюма

Да. Автор «Трех мушкетеров» в 1858–1859 годах предпринял дальнее путешествие — из Петербурга через Москву и Поволжье на Кавказ (где, кстати, скрупулезно записал для французских гурманов рецепт шашлыка). В путевых очерках писателя есть историческая справка о донском казаке, предводителе народного восстания второй половины XVII века Стеньке Разине, «настоящем легендарном герое, как Робин Гуд», и связанное с атаманом волжское предание о Девичьем холме. Легенда напоминает историю с персидской княжной. Разбойник Стенька Разин, стоя на холме, вопрошал — чего, мол, ты хочешь за свое покровительство, о Волга? Услышав в ответ эхо «Ольга!», он принес реке в жертву самое дорогое — бежавшую с ним возлюбленную (которую так звали). После чего удача изменила Стеньке, и он был побежден и схвачен князем Долгоруким.

 

St-Razin-1.jpg

 

Легендарный атаман знал восемь языков

Возможно. Так писал служивший в Персии и России шведский дипломат Энгельберт Кемпфер, утверждая, в частности, что Разин владел фарси. Правда, сам Кемпфер никогда не встречал Степана Тимофеевича, чтобы лично в этом убедиться. Впрочем, казак Разин родился и жил в многоязычной среде: на Дон стекались представители разных народов (среди них были поляки, татары, турки, калмыки, даже карелы). Выучить несколько языков в таком окружении было нетрудно.

 

St-Razin-3.jpg

Персидский манускрипт. 1650 год

 

Он взял в плен уроженца Бразилии

Да. Людвиг Фабрициус был сыном лейденского хирурга, служившего в бразильской колонии Голландской Вест-Индской компании. Возмужав, Фабрициус-младший завербовался на военную службу в Россию и оказался в армии, отправленной царем против разинских отрядов. В июне 1670 года попал к казакам в плен, несколько раз виделся с атаманом лично. Осенью того же года Фабрициусу удалось бежать в Персию. Годы спустя, будучи уже на шведской службе, он рассказал о восстании Разина в «Записках» на немецком языке.

 

St-Razin-4.jpg

Анатолий Грошев. «Войска Степана Разина штурмуют город Симбирск»

 

Разин брал города хитростью, прибегая к «маскараду»

Да. Тот случай, когда сюжет многочисленных песен и сказаний имеет реальную подоплеку. Статус паломника пригодился казачьему предводителю и в качестве военной хитрости в походе «за зипунами» 1667–1669 годов. Разин с несколькими сподвижниками под видом богомольцев в канун Петрова дня попросили впустить их в Яицкий Городок (нынешний Уральск. — Прим. «Вокруг света») — поставить святому Петру в местной церкви свечку. И как только ворота открылись, отряды казаков ворвались внутрь.

 

St-Razin-5.jpg

Василий Суриков. «Степан Разин». Холст, масло. 1910 год

 

 

Stepan-Razin.gif
St-Razin-legenda-map.jpg

Разин проехал все Русское царство с юга на север и обратно

Да. Его отец в свое время дал обет съездить в Соловецкий монастырь на Белом море — помолиться местным святым-чудотворцам Зосиме и Савватию. Но не успел, умер, и в 1652 году в паломничество отправился сын, которому тогда было около 20 лет. Степан Разин добрался с низовий Дона до Соловецких островов, по пути посетил Воронеж, Тулу, Ярославль, Москву, Вологду, Архангельск, а потом вернулся обратно. По мнению историка Владимира Соловьева, поскольку статус богомольца давал большую свободу передвижения, спасая вольного казака с Дона от повышенного внимания властей, Разин мог использовать паломничество как удобный предлог, чтобы поездить по стране и изучить обстановку в разных регионах.

 

Степан Разин был соратником Емельяна Пугачева

Да. Тезка легендарного атамана, казак Степан Андреевич Разин, сражался в рядах мятежников-пугачевцев через сто лет после разинского восстания.

 

St-Razin-6.jpg

Николай Вакуров. «Емельян Пугачев». Палехская лаковая миниатюра. 1936 год

 

Разин зарыл в Жигулях несметные сокровища

Возможно. По крайней мере, надежда властей найти разинские клады и записи подарила еще пять лет жизни младшему брату Стеньки — Фролу, который под пытками пообещал показать атамановы тайники. Государевы люди возили его на Дон и на Волгу, но искомых сокровищ не обнаружили, и в 1676 году Фрол тоже был казнен. По сей день не найден клад, который были бы основания назвать разинским. Наверное, поэтому стали рассказывать, будто золото атамана заговоренное и просто так в руки не дается. Есть предания, что сокровища стережет дух самого Разина: он сидит по ночам в пещере и считает деньги.

 

St-Razin-7.jpg

Клад времен Медного бунта (XVII век), найденный в Кадашевской слободе в Москве

 

Войско Разина сопровождали мятежный русский царевич и низложенный патриарх Никон

Нет. Но сам Стенька активно распускал такие слухи, надеясь привлечь новых сторонников. Опальному Никону Разин отправлял письма с предложением сотрудничества, но бывший патриарх предпочел не связываться с бунтовщиком. Что же касается царевича, то, по свидетельствам современников Разина, атаман держал при себе пленного кавказского княжича, которого и выдавал за царского сына Алексея Алексеевича. Утверждалось, что царевич не умер в январе 1670 года, а бежал от отца, государя Алексея Михайловича, на вольный Дон. Казнив Разина, царь простил самозванца поневоле.

 

St-Razin-9.jpg

Кадр из фильма «Гулящие люди», 1988 год. В роли патриарха Никона Александр Парра

 

Разин был безбожником и занимался черной магией

Нет. В марте 1671 года патриарх Иоасаф предал главного мятежника анафеме, которую повторили в храмах по всей стране. В приговоре царского суда Разин назван «вором, и богоотступником, и изменником». Атамана обвиняли в том, что он изгнал с Дона священников и заменил церковные венчания языческими обрядами. Владимир Королев, однако, пишет, что на Дону во времена Стеньки Разина бракосочетание по церковному уставу, а не в казачьем кругу попросту еще не прижилось. Атаман не был ни воинствующим язычником, ни еретиком, но московские власти стремились представить любое обстоятельство как антихристианские действия главного бунтаря.

 

St-Razin-8.jpg

Магом Разин стал в легендах, причем, как следствие официальной пропаганды, иногда колдовские способности атамана объясняются его связью с нечистой силой

 

Разин не был казнен в 1671 году, а чудом спасся

Нет. Степан Разин был публично четвертован по царскому приговору в Москве 6 июня 1671 года. Вот что писала об этом лейпцигская пресса того времени: «Хотя нет никаких сомнений в том, что казнь протекала указанным образом, большинство до сих пор не хочет верить, что это был подлинный главный мятежник Разин, поскольку сам [казненный] перед смертью сказал: «Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали; и есть еще много Разиных, которые отомстят за мою смерть». В сказаниях атаман обретает бессмертие и, подобно легендарным героям других народов (королю Артуру, Фридриху Барбароссе...), либо спит, либо пребывает в некоем волшебном плену, но когда-нибудь проснется, чтобы вершить правосудие. 

 

St-Razin-11.jpg

Степан Разин перед казнью. Французская гравюра. 1837 год

Фото: РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Diomedia, РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Евгения Новоженина / РИА Новости, iStock, Советский экран, Графика.Ру / Fotodom.ru

Источник →

Картина дня

наверх