Формирование мировоззрения
Голоса, к которым следует прислушиваться
В предыдущих статьях о мировоззрении мы посмотрели общий обзор некоторых мировоззренческих вопросов и ответов, которые на них обычно дают. Теперь мы должны подумать над этими вопросами сами и попробовать сформировать собственное мнение по поводу самых важных вопросов бытия.
Мировоззрение должно быть органичным. Это означает, что каждый должен продумать и свободно принять определенные взгляды на мир. Никто не имеет права навязывать свое мировоззрение силой. Прошли те времена, когда Церковь могла заставить Галилея отречься от того, что вытекало из его научных изысканий. Прошли и те времена (по крайней мере, в нашем регионе), когда государство под страхом тюремного заключения или даже смерти могло навязывать людям атеистическое мировоззрение. Согласно принятой в мире концепции прав человека, люди свободны придерживаться любого мировоззрения и распространять его, разумеется, если это распространение не наносит ущерба другим членам общества. Я придерживаюсь теистического мировоззрения. Но мне чуждо стремление внедрять свои взгляды насильственным путем, поскольку традиция, к которой я себя отношу, основывается на следующем принципе: "Каждый решает сам на основании своих собственных размышлений и выводов".
Таким образом, каждый человек самостоятельно решает, какую мировоззренческую позицию занять.
В процессе принятия этого решения следует прислушаться к нескольким голосам.1. Голос интуиции
Мы встречаемся в жизни с такими вещами, о которых узнаем не путем упорных философских размышлений и не в результате постановки строгих научных экспериментов, а путем прямого интуитивного их постижения. Мы "видим", что роза прекрасна. Мы "понимаем", что нельзя бить ребенка. Ученый иногда "видит" решение задачи до разработки научного аппарата, с помощью которого он в конце концов построит ее формальное доказательство.
Некоторые ученые и философы все еще пытаются убедить нас, что причинно-следственные связи, действующие в головном мозге человека, носят абсолютно детерминистский характер, то есть принимаемые нами решения предопределены, а подлинный выбор невозможен. Но что бы эти ученые и философы ни говорили, мы интуитивно знаем, что обладаем способностью свободного выбора. Мы сами решаем: почитать книгу или пойти на прогулку, сказать правду или солгать. Мы знаем, что можем поступать так, как хотим. Знают об этом и другие люди, которые и ведут себя соответствующим образом. Свобода является одной из составляющих нашего врожденного чувства собственного достоинства и обладает для нас такой высокой ценностью, что большинство людей стремится к тому, чтобы к любому человеку, в том числе и к ним самим, относились как к существам, наделенным ответственностью.
Поэтому если мы совершим преступление, то судья будет сначала спрашивать: а) знали ли мы о том, что поступаем неправильно; б) совершили ли мы свой поступок под давлением или нет. От ответов на эти вопросы будет зависеть приговор суда.Следовательно, мы должны придавать большое значение интуиции и не поддаваться на псевдорациональные аргументы, чтобы отрицать (или утверждать) то, что мы интуитивно полагаем истинным (или ложным).
В то же время у интуиции есть свои ограничения. Интуитивные представления могут быть ошибочными. Когда древние ученые впервые высказали предположение, что земля шарообразна, даже некоторые выдающиеся мыслители того времени отвергли эту идею. Опираясь на интуицию, они считали, что абсурдно думать, что на противоположной стороне Земли могут быть человеческие существа, которые передвигаются, находясь в опасном положении "вниз головой", а ноги у них как бы симметричны нашим ногам (отсюда слово "антипод")! Но интуиция их обманула. Противоречащее интуиции представление о шарообразности Земли оказалось верным.
Отсюда следует сделать вывод, что мы должны опираться как на интуицию, так и на науку, сопоставляя данные науки и интуиции и делая выводы на основе этого сопоставления.
2. Голос науки
В современном мире наука обладает чрезвычайно важным и авторитетным голосом. Она может гордиться целым рядом блестящих теоретических достижений, которые породили, в свою очередь, бесконечное множество технических результатов: от изобретения лампочки до компьютерной виртуальной реальности; от колеса до лунохода; от открытия аспирина и антибиотиков до расшифровки генетического кода; от пылесоса до холодильника, оборудованного микропроцессором; от счетов до параллельного компьютера; от велосипеда до управляемого радаром автомобиля. Польза от этих достижений несомненна. Они поражают воображение и придают науке большой авторитет.
И все-таки многие люди не воспринимают голос науки как некий абсолютный авторитет, поскольку достижения науки не всегда используются во благо человечества. Действительно, в XX в. некоторые результаты научных исследований позволили изготовить чудовищные орудия уничтожения. Лазер, помогающий вернуть человеку зрение, может также служить основой управления высокоточным оружием. Этот ход развития науки в последнее время вылился в сильную антисциентистскую реакцию. Она вполне закономерна. Тем не менее, следует воздержаться от обвинений в адрес науки, связанных с неправильным использованием ее открытий. Так, вину за последствия взрыва атомной бомбы нельзя возлагать исключительно на ученых, которые обнаружили возможность синтеза и расщепления атомного ядра. Она лежит на политиках, которые, ставя перед собой цели завоевания мира, добились того, чтобы эти научные открытия были использованы для производства оружия массового уничтожения.
Наука сама по себе нравственно нейтральна. Как сказали бы ученые-христиане, это форма поклонения Богу путем благоговейного изучения Его творения, и в силу этого она должна всячески поощряться. Именно поэтому Джеймс Клерк Максвелл, шотландский физик XIX в., сформулировавший знаменитые уравнения, определяющие электромагнитные колебания и называемые теперь его именем, над дверью Кавендишской Лаборатории в Кембридже поместил стих из Псалма 110:2, который можно увидеть там до сих пор: "Велики дела Господни, вожделенны для всех любящих оные".
Понятно, что следует различать науку как метод исследования и отдельных ученых, которые ведут исследования. Мы должны также проводить различие между научными фактами, не вызывающими сомнений, и гипотезами и рабочими концепциями, которые исследователи строят на основании своих исходных наблюдений и экспериментов, а затем используют для осуществления дальнейших исследований.
Эти различения важны потому, что ученые иногда принимают свои предварительные гипотезы за безусловные факты и в учебных и публичных лекциях представляют как подтвержденный факт то, что на самом деле никогда не было окончательно доказано. Иногда предварительная теория становится объектом такого пристального внимания прессы, что складывается впечатление, что выдвинутая в ней гипотеза является твердо установленным фактом.
Итак, следует помнить о том, что у науки есть свои ограничения. Например, когда мы говорили о красоте розы, мы пришли к выводу, что, строго говоря, существуют вещи, которые наука не может и не должна объяснять.
Иногда ученые это забывают и, преувеличивая свои возможности, наносят ущерб репутации науки. Так, известный математик и философ Бертран Рассел однажды написал: "Наше знание должно быть получено исключительно научными методами. А то, что наука не может открыть, человечество не может знать". Лауреат Нобелевской премии Питер Медавар относился к науке более здраво и реалистично. Он писал: "Не существует более быстрого способа для ученого вызвать к себе и к своей профессии недоверие, чем прямо объявить — и в частности тогда, когда этого от него никто не требует, - что наука знает или скоро узнает ответы на все интересующие человечество вопросы, а вопросы, не предполагающие научного ответа, в каком-то смысле являются "псевдовопросами", которые задают только простаки и на которые только простаки же и берутся отвечать". Он добавляет далее, что за ответами на эти вопросы следует обратиться к литературе и религии.
Однако, несмотря на все вышесказанное об ограничениях, свойственных научному знанию, авторитет науки остается до сих пор одним из самых важных, когда речь идет об ответах на мировоззренческие вопросы. Мы, разумеется, не можем быть одинаково сведущими во всех областях фундаментальной науки. Но когда специалисты в той или иной области знания делятся своими открытиями с представителями других наук или с людьми, не занятыми в науке, но интересующимися популярным изложением новых научных идей, то имеет смысл к ним прислушаться. Конечно, при этом обязательна определенная доля критического отношения.
Еще один голос, к которому мы должны прислушиваться, — это
3. Голос философии
Некоторым людям кажется, что философия - это нечто недоступное для обычного человека. Однако, уже тот человек, который всерьез взялся разбираться, истинно ли какое-то высказывание, проявляет навыки философского мышления. Известный философ Энтони Кении пишет: "Философия чрезвычайно увлекательна, потому что она шире любой другой дисциплины, исследующей фундаментальные понятия, которые пронизывают все наше мышление и рассуждения на любую тему. Более того, философствовать можно, не получив специального образования или каких-либо методических указаний; философией может заниматься любой, кто готов серьезно думать и следовать определенной логике в своих размышлениях".
Способы мышления, которые мы используем, существенно зависят от философии, независимо от того, осознаем мы это или нет. Это означает, что, так или иначе, но мы прислушиваемся к голосу философии.
Знание философии может дать человеку массу преимуществ. Во-первых, она предоставляет блестящие примеры того, как люди — мужчины и женщины — отказывались от бездумной жизни и от общепринятых догм и мнений. Эти люди были полны решимости использовать всю свою интеллектуальную энергию, чтобы понять, как устроена вселенная, как организованы процессы ее жизнедеятельности, какова сущность человеческой природы, почему человеческие существа так часто совершают неправильные поступки и тем самым наносят ущерб себе и обществу; что может помочь нам избежать дурных поступков; и какой главной цели должна быть подчинена наша жизнь. Философы использовали для обозначения этой цели выражение summum bonum (лат. — "главное благо"). Их страстное желание найти истину и жить в соответствии с ней не может не вдохновлять нас последовать их примеру.
Во-вторых, именно в своих исканиях истины философы, начиная с Сократа, Платона и Аристотеля, открыли необходимость строгого логического мышления и его правила. Пользу этих правил для человечества невозможно переоценить. Они позволяют ясно формулировать свои мысли, выявлять скрытые предпосылки, которые лежат в основании мнений и суждений о мире и даже стоят за научными экспериментами и теориями. Они помогают выявлять ошибки и случаи порочного круга в аргументации и прочее.
Философии, как и науке, свойственны свои ограничения. Она не может сказать нам, какие аксиомы или принципиальные допущения следует принять, но зато может помочь нам понять, является ли система убеждений, которую мы строим на этих аксиомах, логически непротиворечивой.
И, наконец, еще одно благо, которое можно получить благодаря приобщению к философии. Если мы обратимся к истории философии, то увидим, что из всех философских систем, или систем мировоззрения, которые были построены в результате кропотливого труда мыслителей, опиравшихся только на свой интеллект, ни одна не получила всеобщего признания среди философов, не говоря уже об обычной публике. Ни одна из этих систем не превратилась в постоянный и неизменный жизненный ориентир человечества, что может показаться фактом обескураживающим и разочаровывающим. Однако это разочарование нельзя воспринимать как нечто сугубо отрицательное, поскольку оно может привести нас к размышлениям о том, возможен ли какой-то другой источник информации, без которого человеческий разум сам по себе не может быть полноценным, по определению. Если сама эта разочарованность в философии, связанная с тем, что она сначала казалась столь многообещающим источником знания, но, в конце концов, не дала желанного результата, заставит нас посмотреть вокруг и заняться поисками другого источника информации, то можно расценить это разочарование как высочайшую пользу.
Итак, прислушаемся к еще одному голосу.
4. Голос истории
Нам повезло, что за нашими плечами стоит столь длительный период развития человеческой истории. Уже в I в. н. э. Героном Александрийским была описана простейшая форма реактивного движения. Но уровень развития техники в то время не позволял использовать это открытие для практических нужд человека. Прошло восемнадцать веков, прежде чем ученые смогли сделать реактивные двигатели настолько мощными, что они нашли применение в авиации и космонавтике.
В 50-60-е годы XX в. ученые-теоретики, исходившие из открытого Альбертом Эйнштейном явления вынужденного излучения, предсказали возможность создания лазеров. Когда вскоре после этого лазеры были созданы, нашлись скептики, утверждавшие, что это решение несуществующей проблемы. Никто в то время не мог представить себе возможные практические приложения лазеров. История доказала неправоту скептиков и оправдала ученых-теоретиков (если ученые-теоретики вообще нуждаются в оправдании!).
История знает примеры и другого рода. В какой-то момент развития науки флогистонная теория горения была принята практически всем научным сообществом, но впоследствии была опровергнута.
Секты религиозных фанатиков вопреки прямому запрещению, содержащемуся в Библии, периодически предсказывают конец света. А история опровергает их предсказания.
В первой половине нашего века возникла философская система, известная как логический позитивизм. Она появилась внезапно, как метеор, и казалось, что она останется на философском пейзаже как доминирующая система. Но со временем в этой системе обнаружился неисправимый изъян. Дело в том, что она основывалась на принципе верификации, который допускает только два типа значимых суждений: аналитические (истинные по определению, типа суждения "Все тела протяженны", где "тела" определены ) и синтетические (суждения, которые могут быть проверены с помощью эксперимента, типа "вода состоит из водорода и кислорода"). В силу этого разделения все метафизические суждения были отнесены к высказываниям, не имеющим смысла. Однако логический позитивизм оказался самоопровергающей системой, поскольку, как указал Карл Поппер, сам принцип верификации не является ни аналитическим, ни синтетическим и потому бессмыслен. Профессор Николас Фоушион в статье, посвященной логическому позитивизму в Оксфордском философском словаре, пишет: "К концу 1960-х годов стало очевидно, что это движение более или менее себя исчерпало".
Несколько раньше логического позитивизма Карл Маркс, основываясь на философии Г. В. Ф. Гегеля, применил диалектический материализм сначала к материи, а потом — к истории. Он утверждал, что открыл закон развития социально-политических систем, который означает неизбежность установления идеального человеческого общества. И миллионы людей на земле отдали свои жизни, чтобы способствовать ускорению этого процесса. Однако время вынесло свой приговор этому закону, показав, что такого закона не существует, но не все и сейчас верят этому приговору...
История также вынесла смертельный приговор нацистской теории превосходства арийской расы, которая предсказывала новый мировой порядок.
Таким образом, история — великий третейский судья наших идей и систем мышления. И хотя иногда решения этого судьи приводят нас в недоумение, мы должны внимательно прислушиваться к его урокам и быть за них благодарными.
Необходимо указать еще на одну причину, почему нам следует обращаться к истории. Из нее мы можем почерпнуть сведения о мужчинах и женщинах, явившихся духовными вождями человечества, влияние которых до сих пор для нас значимо. Среди них, конечно, следует назвать Иисуса Христа. Как известно, Он был отвергнут своими современниками и казнен. Казнен был, например, и Сократ. Влияние Сократа простирается за границы его физической жизни. Но влияние Христа было и остается более значительным, чем влияние Сократа, да и любого мирового лидера. Было бы очень странным, если бы мы прислушивались к Сократу, Платону, Аристотелю, Юму, Канту, Марксу и Эйнштейну, но пренебрегли бы Христом или же отвергли Его. Многочисленные рукописи Нового Завета, часть которых является очень древними, доносят до нас подлинные свидетельства и данные о Его учении. Только очень сильные предрассудки могут помешать человеку прислушаться к тому, что Он говорит.
Итак, последний голос, к которому следует прислушаться и который дает о себе знать на протяжении человеческой истории, говоря, что, помимо интуиции, научного исследования и философского рассуждения, существует еще один источник информации. И это
5. Голос Божественного самооткровения
Этот голос говорит нам, что Создатель, существование и власть которого мы можем интуитивно почувствовать через Его творение, не оставался по отношению к нему отчужденным созерцателем. В течение многих веков Он говорил с людьми через Своих пророков и, наконец, через Иисуса Христа, что явилось высшей формой этого общения.
Конечно, атеисты сразу же возразят по этому поводу, что все это напоминает волшебную сказку, а ученые-атеисты скажут, что не существует научных данных, которые свидетельствовали бы о существовании Творца (на самом деле, они бы даже сказали, что допущение существования Творца подрывает основания методологии науки (об этом мы еще поговорим), и потому представление о том, что мы можем получить прямое "сообщение" от Самого Творца, является концептуально абсурдным. Подобная реакция, разумеется, вполне согласуется с принципиальными допущениями атеизма.
Однако видимая абсурдность утверждения не является доказательством его ложности. Напомним, что многие выдающиеся мыслители, впервые столкнувшиеся с предположением, что Земля не плоская, а шарообразная, сразу же отвергли его, поскольку им казалось, что из него следовали абсурдные представления.
Во II в. н. э. некто Лукиан Самосатский решил развенчать то, что он считал фантастическими измышлениями ученых и нелепыми байками путешественников. Он написал книгу, которую иронически назвал "Vera Historia" (лат. — "правдивый рассказ"). В этой книге он рассказал, как предпринял путешествие на Луну и обнаружил, что жители Луны вооружены специальными зеркалами, с помощью которых они могут видеть все, что происходит на Земле. Он также рассказал о приспособлении типа трубы-колодца, с помощью которого жители Луны могут слышать, о чем говорят земляне. Для изложения этих рассказов Лукиан выбрал спокойный повествовательный стиль, который должен был имитировать рассказы очевидцев. Однако он ожидал, что его описание достаточно абсурдно для того, чтобы читатели сразу же увидели, что все это невозможно и будет невозможным всегда.
Лукиану было неизвестно, что в природе существуют материалы и силы, использование которых впоследствии позволит русским космическим аппаратам совершить полет вокруг Луны и на Луну, а американскому космонавту Нилу Армстронгу — высадиться на Луке, а также сделает возможным радио- и телевизионную связь между Землей и Луной.
Ни атомная радиация, ни радиочастотное излучение далеких галактик не были изобретены учеными. Они существовали всегда, хотя и оставались невидимыми. Их никто не наблюдал, никто в них не верил и даже не задумывался о них в течение многих веков. Эти феномены были обнаружены сравнительно недавно, когда блестящие ученые умы предположили, вопреки здравому смыслу, что такие явления могут существовать, начали их выявлять и в конце концов обнаружили.
Итак, встает вопрос, является ли концептуальным абсурдом представление о том, что человеческий интеллект и рациональность берут свое начало не в лишенной сознания материи, развивающейся под действием безличных, не способных к мышлению сил, а в высшем Интеллекте и Разуме, присущих Личности?
Здесь нам поможет старая, но не потерявшая своего смысла аналогия. Смысл аналогии заключается в том, что на вопрос о начале и происхождении какого-то предмета или явления мы можем давать ответы разного уровня глубины. Так, на вопрос: "Откуда взялась эта машина?" можно ответить: "Она была собрана на производственной линии такого-то завода людьми и роботами". Но можно ответить на этот вопрос, опустившись на более глубокий уровень: "Машина ведет свое происхождение от минералов, которые послужили основой материалов, из которых сделаны ее детали".
Однако если говорить о происхождении Машины как таковой, образцом которой является данная конкретная машина, то его следует вести не от завода и минерального сырья, а от источника совсем иной природы: от наделенного интеллектом изобретателя машины. Нам это известно из истории, жизненного опыта, а также как некая очевидная истина.
Точно так же миллионы людей считали и продолжают считать, что то, что Христос и Его пророки говорят о "начале" рациональности человека, является очевидной истиной: "В начале было Слово (Logos), и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Иоан.1: 1-2). То есть в любом случае это является более правдоподобным рассказом, чем тот, где говорится, что разум и рациональность человека возникли из не обладающей сознанием материи, в результате случайных преобразований, которые прошла эта лишенная способности мыслить материя.
Понятие "Слово" (Logos) означает как разум, так и выражение этого разума в сообщении, наделенном смыслом. Если этот разум является Богом-личностью, а мы, человеческие существа, получаем от Него личностное начало и интеллект, то тогда отнюдь не абсурдно считать, что божественное Слово (Logos), сама природа и функции которого состоят в выражении и передаче этого интеллекта, должно как-то доходить до нас. И наоборот, огульное отрицание возможности божественного откровения и желание заткнуть уши до того, как Иисус Христос начнет что-то говорить, вместо того чтобы разобраться, истинны ли Его слова, не является проявлением подлинно научного подхода, который заключается в том, чтобы открыться навстречу истине и изучить любой из возможных к ней путей.
Более того, страх некоторых людей перед допущением существования Бога-Творца подрывает методологию науки, противоречит очевидным историческим фактам. Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626), общепризнанный отец современного научного метода, считал, что Бог открыл себя в двух великих Книгах — Книге Природы и Книге Слова Божьего, Библии. В своем знаменитом сочинении "О достоинстве и приумножении наук" Бэкон писал: "...ни один человек... не должен думать или утверждать, что человек может зайти слишком глубоко в своем исследовании или в изучении книги слова Божия или книги творений Божиих, богословия или философии; но пусть люди больше стремятся к бесконечному совершенствованию или успехам в том или в другом". Эти слова были использованы Чарльзом Дарвином в качестве эпиграфа к книге "Происхождение видов" (1859).
Историки науки указывают, что именно эта, теистическая, концепция "двух Книг" послужила причиной стремительного взлета науки, начавшегося в XVI веке. К. С. Льюис приводит в одной из своих книг соображения, высказанные по этому поводу выдающимся историком Альфредом Нортом Уайтхедом. "Профессор Уайтхед, — пишет он, — указывает, что многие века веры в Бога, сочетающего "личностную энергию Иеговы" с "рациональностью греческого философа", впервые привели к столь твердой уверенности в системной организации природы, что это сделало возможным рождение современной науки. Люди обрели науку потому, что они предположили наличие Закона, управляющего Природой, а наличие Закона в Природе они предположили потому, что верили в Установившего этот Закон". Другими словами, теизм стал колыбелью науки. И, действительно, большинство великих ученых того времени было весьма далеко от того, чтобы думать, что идея Творца — это концептуальный абсурд, и верило в Него. К ним относятся следующие основоположники классической науки:
Иоганн Кеплер (1571 — 1630) - механика небесных тел;
Блез Паскаль (1623 — 1691) - гидростатика;
Роберт Бойль (1627 — 1691) - химия, газовая динамика;
Исаак Ньютон (1642 — 1727) - математика, оптика, динамика;
Майкл Фарадей (1791 – 1867) - магнетизм;
Чарльз Бэбэдж (1792 — 1871) – информатика;
Грегор Мендель (1822 – 1884) – генетика;
Луи Пастер (1822 – 1895) – бактериология;
Лорд Кельвин (1824 – 1907) – термодинамика;
Джеймс Клерк Максвелл (1831-1879) - электродинамика, термодинамика.
Все эти великие ученые согласились бы с высказыванием Эйнштейна: "Наука без религии хромает, а религия без науки слепа". История свидетельствует о том, что вера в Бога отнюдь не мешала развитию науки и стала одним из основных импульсов ее становления.
Нельзя также сказать и то, что наука, родившись в теистической колыбели, впоследствии покинула ее. И сегодня многие знаменитые ученые верят в Бога. Например, профессор Филлипс, лауреат Нобелевской премии 1998 г. в области физики. Еще один пример — Гиллин Пранс, директор Кью Гарденс, всемирно известного Ботанического сада в пригороде Лондона.
Но у многих людей может возникнуть вопрос: если человек не уверен даже в том, что Бог существует, не будут ли антинаучными поиски доказательств существования Бога? Конечно, нет. Возьмем, к примеру, деятельность профессора Карла Сагана, посвященную поискам внеземного разума, которой он отдал последние годы своей жизни. Карл Саган был известным астрономом, но когда он приступил к этим поискам, он не располагал никакими надежными и поддающимися быстрому подтверждению данными. Он просто исходил из гипотезы. Если разумная жизнь возникла на Земле, то тогда вполне возможно и, может быть, даже вероятно, что она могла возникнуть и на других планетах Вселенной. Он не располагал никакими точными данными об этом и не надеялся найти ее даже в том случае, если бы она существовала. Но даже это не помешало ни ему, ни НАСА увидеть смысл в затрачивании больших усилий и материальных средств на установку радиотелескопов, которые позволяли слушать отдаленные от нас галактики с целью поисков разумной жизни в других местах Вселенной.
Почему же, в таком случае, менее научным может считаться поиск Разумного Создателя, в особенности, когда имеются данные о том, что во Вселенной присутствуют следы деятельности Его сознания? Единственным обоснованным оправданием отказа от поисков Бога было бы наличие убедительных свидетельств о том, что Бога не существует и что Он не может существовать. Но никто не располагает такими свидетельствами.
Однако для многих людей божественное откровение все-таки кажется в высшей степени немыслимым, так как они считают, что наука выросла из своей колыбели, и располагает доказательствами того, что Бог не существует. В дальнейшем мы рассмотрим, что такое наука и научный подход; что наука доказала, а что - нет. Кроме того, мы постараемся увидеть, каковы наиболее распространенные ошибки в понимании природы научного познания.
Свежие комментарии