Достоевский написал, что красота спасет мир. Если не вкладывать в эту фразу религиозного смысла, то она превращается в абстрактное пустое высказывание. С религиозно-философской точки зрения в этом выражении объединяются два понятия: "красота" и "спасение", а такое их смысловое объединение, по мнению Федора Михайловича, приводит к спасению мира.
Человек создан как владыка над землей. Земля была проклята за грех человека. Причем "земля" — это символ всего материального мира. По-видимому, и спасение мир может обрести только через человека. Человек создан по образу и подобию Божию. Только ему в этом мире дано восприятие красоты, истины и добра. Дано как дар Божий. Этот дар и есть тот талант, который человек обязан преумножать в своем творчестве.
Религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) отмечал, что "человеческая природа, искупленная и спасенная от зла, имеет положительное человеческое содержание и положительную человеческую задачу. Таким содержанием и такой задачей может быть только творчество". "В творчестве снизу раскрывается божественное в человеке, от свободного почина самого человека, а не сверху". "Если бы пути творчества были оправданы и указаны в Священном писании, то творчество было бы послушанием, т.е. не было бы творчеством". И не только такое понятие как "творчество" не нашло отражения в Библии. Например, понятие "искусство" в Новом завете понимается как человеческий вымысел, и по своей сути ближе к понятию "искушение", чем к понятию "красота". В Ветхом завете "искусство" употребляется в смысле "искусственный", т.
е. рукотворный. Понятие "красота" в Библии не дифференцировано и практически совпадает с понятиями "добро", "истина", "польза" и др. Эти особенности восприятия прекрасного в древнем мире отмечены во многих работах по эстетике и философии.Таким образом, анализируя выражение "Красота спасет мир" мы приходим к выводу, что спасти мир может только человек. Но пока совершенно не ясно, как связаны спасение мира и понятие "красота"? Для ответа на этот вопрос рассмотрим афоризм Николая Яковлевича Данилевского (1822 - 1885): "Красота есть духовная сторона материи". А также рассуждения Владимира Сергеевича Соловьева: "Когда мы спрашиваем: что есть красота, то есть, какое она имеет содержание, то мы собственно спрашиваем: что мыслится в красоте? А так как подлинный предмет мышления есть истина, то мы собственно спрашиваем: что есть истина в своем отношении к красоте? То же самое и в вопросе о благе. Таким образом, всякий теоретический вопрос, то есть вопрос о содержании, в какой бы форме он не являлся, есть всегда вопрос об истине и ни к чему другому относиться не может". В связи с этими высказываниями B.C. Соловьев дает определение: "Всякое ощутительное изображение, какого бы то ни было предмета или явления с точки зрения его окончательного состояния, или в свете будущего мира, есть художественное произведение".
Далее мы переходим к художественному творчеству.
Философ Владимир Францевич Эрн (1882 - 1917) формулировал, по сути, ту же мысль, что абсолютную и достижимую цель творчества в области искусства, как "проникновение в реально существующие миры иные и воплощение их в нашей земной действительности: реальное преображение без-образного настоящего в абсолютную красоту грядущего".
Но почему в красоту, а не добро или истину? На этот вопрос отвечает B.C. Соловьев: "Красота есть только воплощение в чувственных формах того самого идеального содержания, которое до такого воплощения называется добром и истиной". "Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира".
Итак, человеческое творчество в области истины и добра материализуется в этом мире в формах прекрасного и направлено на спасение мира. Но такое творчество возможно только для тех, кто достиг определенных успехов на пути спасения. Потому что, как заметил Георг Кристоф Лихтенберг (1742 - 1799): "Творение есть зеркало; если в него смотрит обезьяна, оно не будет отображать апостольского лика". Человек, созданный как творец, должен в первую очередь творить свой человеческий облик, свою бессмертную душу. А если предназначение человека — спасение этого мира, то решать такую задачу может только тот, кто достиг определенных успехов в творчестве самого себя. Но все мы находимся в очень тяжелых условиях окружающей нас жизни. По этому поводу Н.А. Бердяев писал: "Жизнь человеческая расщеплена и раздавлена двумя трагедиями — трагедией Церкви и трагедией культуры". "Разрешение двух трагедий — в жизненном, а не теоретическом только осознании христианства, как религии не одного лишь спасения, но и творчества, религии преображения мира, всеобщего воскресения, любви к Богу и человеку, т.е. в целостном вмещении христианской истины о Богочеловечестве, о Царстве Божьем".
Материализация этой христианской истины в прекрасном и послужит спасительным одухотворением этого мира.
Свежие комментарии