Наше и Его... Проповедь Вербного воскресенья
Каков Он, Бог? Для многих людей, живущих на земле, это важный вопрос. Для тех, кто не знает всех ответов на все вопросы, кто жадно вслушивается и всматривается в мир, в слова проповедников, кто не увяз в материализме этой жизни или догматизме их закостеневшей религии, знающей все. А и вправду, каков Он, Бог?
Как нам Его увидеть, услышать, понять? Ведь Он же не таков, как мы, Его творение? Вот бы было здорово, если бы мы могли увидеть Его, взглянуть Ему в глаза, задать Ему все наши вопросы… Но Он, почему-то прячется в тиши храмов, прячется и молчит… Впрочем, молчит ли? Может, это у нас не все в порядке со слухом, может, это наш род человеческий настолько огрубел сердцем, что и ушами с трудом слышит, и глаза свои сомкнул, так что не услышит, не увидит и не уразумеет Его ответов? 1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне… (Евр.1:1,2) Слышите? – «В Сыне…» мы слышим и видим Бога, и нет другого способа. Хотите услышать Бога? – прислушайтесь к словам Его Сына. Хотите увидеть Его? – выйдите на улицу. По ней сегодня в ваш город въезжает на ослике Тот, Чей образ отражает Творца неба и земли без искажений. Сегодня – праздник, Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье. Сегодня Церковь Ветхого Завета выходит навстречу Своему Мессии в тщетной попытке узнать в Сыне Отца. В тщетной радости увидеть Бога. Тщетной, потому что – ответ они не ищут, большинство из встречавших Иисуса в тот день ищет подтверждение своему ответу, тому, что они, в безумии своем, уже дали сами себе.
Кого видят они в тот день на улицах своего города? Того, кто в нетерпимой ненависти уничтожит вокруг себя всех этих язычников, поразит нечестивых, начиная со святого города Иерусалима? Бог джихада, священной войны с неверными, Бог силы и славы – его видят они в Том, кому постилают одежды и пальмовые листья под ноги? Этого Бога встречаем мы вместе с ними? Их-то Господь — вон какой! Он-то и впрямь настоящий герой! Без страха и трепета в смертный бой Ведёт за собой правоверных строй! И меч полумесяцем над головой, И конь его мчит стрелой! А наш-то, наш-то — гляди, сынок — А наш-то на ослике — цок да цок — Навстречу смерти своей. Это стихи одного современного поэта. Мне кажется, что он очень верно уловил настроение сегодняшнего праздника. Настроения нестроения, простите за каламбур, нестроения между ожиданиями и действительностью. «Осанна!» - восклицает народ, - «О приди же!» Это слово-молитва тоже несет в себе противоречие. Приди – зачем? Победить врагов и установить мировой порядок во главе с собой? Уничтожить всех неверующих, прогнать римлян, восстановить царство по типу Давидова? А если у Него другие планы? – что за чушь? Разве могут у Него быть другие планы? Разве не Он устами пророков возвещал восстановление Своего царства? Что говорите? – Царство Его не от мира сего? Чушь! Если Он пришел в сей мир, то именно для того, чтобы преобразить его под Себя. Ну, в смысле, под нас. Ведь это мы – подлинные его дети, это мы страдали столько времени под гнетом мерзких язычников, это им уготована геенна огненная… А Он едет на ослике и улыбается. И в Его улыбке прячется боль и грусть. Он едет спасать нас, лучше Него знающих о том, от чего нас надо спасать и как. И кого посадить справа, а кого – слева в Его будущем Царстве. Нет печальнее праздника, чем этот, день Его въезда в Иерусалим. Позднее эту печаль и это несоответствие почувствует Достоевский и расскажет об этом в своей Легенде о великом инквизиторе. Той, где Христа, вошедшего в средневековый европейский город, приговаривают к костру. «Зачем Ты пришел? – спрашивал Его инквизитор. – Мы и так все здесь делаем правильно. Зачем Ты нам мешаешь? Мы лучше знаем, что нужно людям» Достоевский почувствовал актуальность этого праздника. Ни за тысячу, ни за две тысячи лет человек не изменился. И не изменится. Он так же будет приписывать Богу свои мысли и цели и отвергать Его. А Он все равно вошел в Иерусалим. Потому что знал, что по-другому, по-нашему ничего не исправить. И что, даже победив в сем мире, Церковь постоянно будет сталкиваться с соблазном подмены «Его» на «свое». Подмена – это симптом и нашей эпохи. Эпохи, где бессовестно продается все и вся, и где особенно пронзительно чувствуется бездуховность, дырка от бублика, вакуум на месте души. И эту дырку сегодня активно заполняют все той же самой идеей «земного царства», мира потребления с храмами-супермаркетами и жрецами - налоговыми инспекторами. Деньги сегодня – вот тот бог, которому поклоняется человечество. Деньги, на которые можно все купить, и веселая песнь у трона царя силится заглушить сосущую тоску никак не заполняемой пустоты, где-то в районе груди, слева… А у этих Господь — ого-го какой! Он-то и впрямь владыка земной! Сей мир, сей век, сей мозг головной Давно под его пятой. Вкруг трона его весёлой гурьбой — Эван эвоэ! — пляшет род людской. Быть может, и мы с тобой. Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, — Но наш-то на ослике — цок да цок — Навстречу смерти своей. Каков Он, наш Бог – спросили мы вначале. Все еще хотите это узнать? Услышать Его ответ, а не ваш собственный? Тогда взгляните на Христа. Спросите Его, куда Он направляется? Что забыл Он в этом городе, что ищет Он на его пыльных и многолюдных в дни праздника улицах? А потом не забудьте прийти в пятницу ко дворцу прокуратора Понтия Пилата, чтобы усвоить еще один урок – люди никогда не прощают своих обманутых ожиданий. Никому. Даже Богу. А потом, у креста на Голгофе, у Его тела, дрожащего в агонии, внимательно глядя, как Он умирает, поймите последнее – вот Он, наш Бог. Бог, прощающий даже предателей и трусов, слабаков и палачей. Вы хотели увидеть Такого Бога? Думаю, что нет. Но другого вы не увидите. Потому что уже в Нем, въезжающем на ослике в Иерусалим, мы могли бы разглядеть не наше лицо, а Его. Потому нам и достался в наследие этот праздник, чтобы каждый год переживать эту шумную радость толпы, готовой сегодня короновать, а завтра – распинать. Чтобы учиться, год за годом, выдавливать из себя по капле желание искать «свое» и благодарно принимать «Его». «Осанна!» - «О приди же!» Так кричали в тот день люди на улицах города. И Он пришел. Пришел, чтобы дать им прощение грехов и вечную жизнь. И Он продолжает приходить по сей день. И по сей день поем мы эту молитву, молитву того дня, когда вошел Он в Иерусалим: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне…» - «О приди же…» И Он приходит. Протягивает нам Себя с Алтаря, как тогда, на последней вечере, после въезда в Иерусалим. «Это тело Мое, за вас ломимое… Это кровь Моя, за вас изливаемая… Это Я Сам, приходящий к вам отныне, не оставляющий вас до скончания века.» И мы протянем руки, ища Его в кусочке пресного хлеба, в глотке виноградного вина. И Он войдет в наш город со Своими дарами, что превыше всех других даров, которые мы надеялись получить от Него. Потому что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. И нет больше тех даров, что несут нам победу над грехами и смертью, прощение, мир и вечность… Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, — Но наш-то на ослике — цок да цок — Навстречу смерти своей. На встречу со страшною смертью своей, На встречу со смертью твоей и моей! Не плачь, она от Него не уйдёт, Никуда не спрятаться ей! 17 апреля 2011 Стихи Т. Кибирова
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии