Первую в мире атомную бомбу создали американцы, они же ее впервые в мире применили. В разгар холодной войны спорили, у кого больше ядерных ракет: у янки или советов? Когда пелена холодной войны сошла, оказалось, что у России больше технологий мирного атома, что мы благополучно и развиваем.
Что уж мы умеем делать, так это ковать мечи в орала, но пусть соседи не обманываются, еще лучше мы их перековываем обратно в мечи.
Вот и с ядерной энергетикой у нас такая же ситуация. Наши атомные реакторы на подводных лодках выработали ресурс на сотни лет. Компактные, безопасные, они были неоднократно испытаны в работе, изучены в экспериментах, перелопачены и доделаны.
Вполне логично, что однажды «Росатом» решил построить плавучую электростанцию.
Головной корабль большой серии плавучих атомных теплоэлектростанций – ПАТЭС – с именем «Академик Ломоносов» на днях сошел со стапелей. Его ждет обкатка оборудованием, эксперименты и проверка проектных характеристик.
Судно
Электростанция представляет собой два небольших ядерных реактора КЛТ-40С от ледоколов. Выдают они суммарно электричества на 70 Мегаватт. Реакторы установлены на несамоходный корабль водоизмещением в 21,5 тысячи тонн. Несамоходный означает, что у него нет двигателя и для передвижения его приходится буксировать.
Отсутствие возможности собственного ходя связано с тем, что это прежде всего электростанция, она может простоять на приколе не один год и за все время эксплуатации передвигаться между пунктами назначения всего считанные разы.
Кстати, срок службы электростанции – 36 лет с тремя перезарядками рабочей зоны реактора.
Ничего лишнего – это еще и экономия стоимости – 14,1 миллиарда рублей на само судно и еще 2 миллиарда рублей на возведение соответствующих коммуникаций на берегу. Все-таки недостаточно кинуть просто удлинитель с причала, чтобы получать электричество с ядерной электростанции.
И последняя деталь – судно может выдавать от 40 до 240 тысяч кубометров пресной воды.
Экипаж 78 человек, которые живут в одноместных каютах. Для них построен бассейн, спортзал, в общем, все условия. Для гостей есть двухместные каюты.
Зачем нужна такая электростанция?
Южные и западные берега у нас в общем-то освоены, другое дело – арктическое побережье и север Дальнего Востока. Коммуникаций там ноль, населенные пункты живут по принципу островов – тонкая нить снабжения их связывает с «континентом» посредством корабельной навигации и воздушных полетов.
Например, на Чукотке вырабатывает свой ресурс Билибинская АЭС.
Чтобы заменить ее, нужно построить новую – это сложно и дорого. Атомный реактор не привезешь на грузовике и краном не поставишь вместо старого. А так мы спокойно строим электростанцию в Санкт-Петербурге. А затем отгоняем ее на Чукотку. Там она работает 12 лет, после чего мы заменяем ее на новую, а старую отправляем на ТО с заменой топлива сроком на год. И оп, у нас еще одна электростанция есть, которую можно отправить еще на 12 лет куда-нибудь.
Например, в Крым.
Опять же, решаем мы осваивать новое месторождение – пригнали такую электростанцию и работаем.
Будущее
Это первый проект серии, на которой хотят обкатать конвейерное строительство таких электростанций. Конвейерное производство, как известно, серьезно удешевляет процесс и выходящую продукцию.
В будущем планируются серии с более мощными установками от 200 до 500 Мегаватт, более компактные и с минимализацией вмешательства человека – полной автоматизацией процессов. Соответственно, под такие электростанции будет нужно судно меньшего водоизмещения, и их эксплуатация будет стоить дешевле.
А возможность опреснения воды открывает серьезный коммерческий рынок.
Вполне вероятно, что через 20-25 лет мы будем наблюдать огромную сеть плавучих атомных автономных теплоэлектростанций, вырабатывающих электричество и пресную воду по всему миру.
Видеоархив. ПАЭС спущен на воду.
Свежие комментарии