Наука всегда старается выполнить основную задачу, связанную с точным теоретическим анализом и оценки критериев познавательных процессов в информационном потоке поступающих из разных источников, теорию познания,теорию информации, теорию отображения и др.В подобных процессах, а в особенности информативных существует ряд проблем, как описательного характера, так и эксперименталной проверки.
В описании детального анализа символико-информационного образа полученного извне, согласованного с особыми способностями человека как приёмника, оценщика и учётчика информационной значимости пространственно-временной динамики потока инвариантных изменений всего сущего встаёт необходимость осуществления отбора оптимальных вариантов, исследования оценки и способов регистрации информации,а также характера и особенностей взаимосвязей и взаимоотношений с добытыми образами и сформированными стереотипами. Динамика познавательного процесса в сообществе себе подобных может расматриваться, по меньшей мере в трёх временных масштабах, формирующихся с точки зрения генезиса процесса, как специальная форма в пределах человеческой жизни, с точки зрения практичности и фунционировании в общей структуре определённой деятельности семейной,общественной или государственной, охватывающей определённый исторический период и обобщённый на протяженни всего обозримого периода существования с дальнейшем прогнозом на будущее. Цель такого анализа заключается в определении количественных характеристик информационной загрузки оценивающего в системе контроля и управления на основе теоретико-информационных методов. Правда нужно отметить, что зачастую многое не просматривается явно или вовсе теряется из виду на долгом пути осмысления и практического применения. Взять к примеру хотя бы задачу отображения и описания общественных событий, в купе с воздействиями на писателя со стороны несогласных и его допустимых ответных эмоциональных реакций. Такая проблема не решается обычными способами ввиду нестационарности свойств человеческой психики, что подтверждается многочисленными исследованиями из области общей и экспериментальной психологии познавательных процессов, проведённых в экстремальных условиях с контингентом лишённых свободы, лишённых выбора и умалишённых, а так же и современными теоретическими представлениями о структуре сенсорно-перцептивных процессов определённых категорий людей и народов.Если не вникать в подробности получения и добывания информации, как в прошлом, так и в современных способах экспериментирования над людьми, и уйти от необходимости подробного изложения закономерных фактов, то можно просто изложить основные выкладки и сделать, хотя и не полные, но хоть какие-то выводы из накопленного. Если представить сообщество сходных по образу и подобию в виде биоэнергетических систем, каждая из которых имеет намерение и стремится при минимуме энергозатрат получить максимум удовлетворения, то вырисовывается неприглядная картина копошащегося, суетящегося и толкающегося клубка микро и макро организмов, обладающих различной способностью накопительства, сохранности,обмена и растранжирования накопленной энергии и при этом каждый старается доказать не только себе, но и оеружению свою значимость и неповторимость.И если преподнести это под соответствующим эмоциональным соусом, то употребить всё изложенное знание с пользой сможет не каждый.
Возникающие под воздействием отображения, реакций, управляющими эмоциями,а также специальных средств восприятия и добычи информации мысле- образы обеспечивают трансформацию общих знаний о закономерностях процессов и явлений в конкретные знания управляющие системой ценностных ориентаций.Система-Человек-Мысль-Образ представляет собой элемент управляющей обществом биоэнергетических систем, связанных единым контуром регулирования, выработки правил, запретов и законов. При организации взаимосвязи взаимоотношений основная роль принадлежит уже не столько физиологическим, сколько психологическим свойствам человека, а именно памяти, восприятию, вниманию, мышлению и адекватности реагированию на выходки ближних. По характеру «человеческого звена» можно выделить два класса мыслеобразов, а именно субъективные, в состав которых входит один человек и одно или несколько понятий и пониманий и коллективные полисистемы, в состав которых входит некоторый коллектив или сообщество единомышленников с взаимодействующими с ним понятиями, терминами с целым комплексом идей, взлядов воззрений, идеологий и социальных устройств.Вся совокупность мыслеобразов и стереотипов складывается в соответствующую мировозренческую концепцию.
Любая мировозренческай концепция призвана удовлетворять те или иные потребности человека и общества. Для этого она должна обладать определенными свойствами, которые закладываются при создании мироздания, системы взглядов на мир и реализации в процессе практической деятельности. Под свойством мировозренческой системы понимается ее объективная способность, проявляющаяся в процессе деятельности. Количественная характеристика того или иного свойства системы понятий и взглядов, рассматриваемого применительно к определенным условиям ее создания и применения, носит название показателя качества , таких как духовность, моральность, гуманность и нравственность.
Человек-существо несовершенное и поэтому его мирок в контексте общего мироздания тоже понятие несовершенное и требующее регулярного переосмысления. Дурак, он, потому и есть придурок, что сделанная им ошибка или несусветная глупость находится в пределах разрешающей способности его мышления и ограниченой функции его головного мозга. Вот по этой причине ему выявить свою глупую выходку и не удается, а потому он всегда прав в своих собственных глазах. В расчёте на подобие недоумков и строятся многие политические, экономические и идеологические формации, религиозные догмы и постулаты, помогающие держать массу в узде и упорядоченности, ставящие перед собой следующие благородные цели:
· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
· воспитание общечеловеческой идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в конституционном своде законов;
· освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
· овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
· формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Наибольший интерес на сегодняшний момент, как мне кажется представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, его своеобразии и отличие от других социумов.
Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в каком -то обществе, следует стремиться достичь. Таковы в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, религиозность, здоровье и т. д.
Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего- избегать и т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.Очевидно, что индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие оценки жизненных ситуаций. Они-то и формируют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм. В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуются, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе.
Выработанные на протяжении веков социальные нормы- это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которые преподносятся в литературе, в искусстве, в кино, и многих других источниках и писаниях , а люди должны стараться придерживаться их без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды ( скажем, крещение, посвящение , погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры.В особенности часто выделяются нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.Важно отметить и такие социальные нормы, которые представляют собой специально разработанные и установленные правила пользования( например, правила дорожного движения,трудовой кодекс, воинский устав или правила пользования метрополитеном и др.). Особое место здесь принадлежит юридическим , или правовым нормам- законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам. Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны. Человеческое поведение вообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека- сугубо его личное дело. Однако живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится( физически или мысленно) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер. Люди «задевают» друг друга не только при непосредственном контакте, но и через вещи, природу, через общую среду обитания. При этом взаимодействия людей чрезвычайно сложны и многообразны и могут быть разделены во времени и пространстве. Существующие в обществе обычаи, традиции, социальные ценности и нормы, характер поведения социальной элиты (как образец для подражания), сложившиеся в обществе условия для позитивного или негативного поведения (скажем, чрезмерные налоги вызывают волну укрывательства от них, раздутость госаппарата- злоупотребления и коррупцию чиновников, слабый социальный контроль и безнаказанность нарушений - разгул ненормативного поведения, отсутствия на улицах урн и общедоступных туалетов - рост загрязнения среды и т.д.) Не говоря уже о горячих точках, где превуалирует насилие, беспредел, разгул бандитизма и связанные с этим пороки незащищённости слабых и немощных, детская беспризорность, проституция и пр.. Все понятия морали имеют ценностный аспект. Высшие моральные ценности – смысл жизни, свобода, счастье – представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение и развитие. Развитие понимания мира это насущная необходимость, поскольку помогает найти смысл жизни, что особенно актуально в нашу эпоху с ее кризисом ценностей. Это развитие заключается в добровольном преобразовании сознания и позволяет максимально использовать скрытые потенциальные способности человека. Знание реальной цели своего бытия и управляющих им законов поможет создать более гуманный, справедливый и мудрый мир. Изменяются понятия и религиозные догмы, трактования и пояснения самых простых заповедей не убивать, не красть, не врать и т.д. Ведь всё так просто.
Не убивать нужно невинных, невиновных и незаслуживающих смерти. Убийца доказанного в суде убийцы или нападающего с целью убийства-герой, заслуживающий почитания. Вор, укравший то, что принадлежало не ему из корысти, заслуживает кары. Ограбленный человек защищает себя кулаками и насилием над грабителем, вплоть до уничтожения грабителя. Ограбленный коллектив или сообщество устраивает погром. Ограбленный народ восстаёт и бунтует, ограбленное государство объявляет войну. Оболгать можно не только человека, но и прошлое народа, исказить историю, сфальсифицировать события факты. Происходить такое не только в угоду правителей, но и по причине того, что между тем, что слышат и тем, что слушают большая разница ибо слушать можно одно, а слышат то, что хотят услышать. В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и переживаний. Кроме того основой мировосприятия является миропонимание, оно базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируетс мировоззрение - его система взглядов на мир.Итак, жизнь есть закономерный процесс, но из этого, по моему мнению, не следует, что можно вывести общий закон жизни, который позволил бы сводить многоразличные жизненные процессы к некоей однонаправленной жизненной силе. Напротив, жизнь есть результат первичных процессов, и только они подчиняются общим законам природы. Если есть условия для их действия, то жизнь возникает, так сказать, сама собой. Нет такого закона — закона жизни, истории, — который возвышался бы над частными законами, регулирующими движение отдельных элементов... это было бы полностью антропоморфистской концепцией. Единственно реальными являются движения мельчайших энергетических сгустков и законы, которые регулируют данные движения. И если мы суммируем эти движения в некую совокупную целостность, то не следует для нее выводить особый закон мирoздания. Мир реальный и мир в понятиях, образах и мировозренческих стереотипах не тождественен. В подведении отдельных явлений природы и истории под общие закономерности возникает, таким образом, особая трудность. Последнее основание этой трудности заключается в том, что мы не можем добраться до той первопричины, которая действительно обусловливает движение мира и познать которую — оправданно или нет — требует от нас наша потребность в объяснении. Мы придерживаемся действительных движений и можем разве свести более сложные движения к более простым. Вот и всё. Миропознаватель, формулируя те или иные законы в естествознании и именуя их "законами природы", непременно упрощает и огрубляет картину мира. При этом далеко не всякие обобщения могут быть по праву названы законами естествознания. Всё особенно усложняется, когда речь заходит об истории. Исторические явления в любом случае суть результаты весьма многих встречающихся друг с другом условий и потому ни в коем случае не могут быть выведены из какого-либо одного закона природы. Каждое явление жизни человека и человечества — уникальный, неповторимый исторический факт, результат соединения бесчисленного множества обстоятельств и случайностей. Поэтому претензия некоторых определителей — сформулировать общие законы, которые отражали бы реальный ход истории и служили бы для его предсказания, — представляется по меньшей мере несостоятельной, хотя,повторяю, общие тенденции динамичности мироздания, которые если тах хочется можно назвать всеобщими законами.
Свежие комментарии