На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Путешествие по Иудейской пустыне в монастырь св. Саввы Освященного

 Около десятка лет назад вздумалось мне посетить Израиль, Палестину, Египет, Абхазию в места жития святых людей. Хотелось очень посмотреть и место жизни Господа нашего Иисуса Христа. Иногда задумываешь и не сбывается, а тут все произошло воочию, хоть и неожиданно для меня.

 Отчего? – спросите вы такое наваждение. Душа моя просила утешения и искала путь, но не находила. И вот тогда пошел я искать утешение у Христа и Его прославленных святых, хотя сколь много осталось у Христа безвестными, о которых мы, возможно, никогда ничего и не узнаем.

 Особое впечатление на меня произвел монастырь Саввы Освященного, что расположен в Палестине в ущелье на берегу потока Кедрон. В монастыре я побывал всего два раза, но и сегодня, спустя десяток лет, я его не забыл.

 Есть у этого рассказа и предистория.

 В 1999 году я сильно пострадал: порубил на станке пальцы на правой руке, умерла жена, подорвал сильно свое материальное благостояние (правоохранительные органы забрали новую машину, оказалась ворованной, воры 3 раза взломали квартиру и т.д.) и оказался нищим и больным, не только физически, но и духовно опустошенным.

 Знакомые, сотрудники по работе пытались меня как-то утешить. Знакомили меня в тот период и с разными экстрасенсами.

 Был среди них сварщик Саша, который, как уверяла меня учительница по математике Вера Михайловна, был прозорливым. Помню, меня мучил вопрос: «Если он такой мудрый, то почему работает сварщиком?»

 Встречался я с ним раза четыре. В одну из встреч был у нас с ним разговор о реинкарнации. Саша убеждал меня, что раньше я был монахом в одном известном монастыре. Я не верил в реинкарнацию, но все же просил Сашу сообщить мне подробности об этом периоде моей жизни. Он сказал, что если я «Фома неверующий», то подробности мне сообщать не будет, а вскоре, в одной из поездок по миру, сам узнаю этот монастырь и вспомню свое прошлое.

 В тот период я путешествовать не собирался: денег не было даже на простую жизнь и еду.

 Но вот прошло после встречи с Сашей более 15 лет и я вспомнил этот наш разговор. Отчего и почему это произошло? – я вам не скажу, т.к. нет у меня ответа на этот вопрос. Просто история занятная, да и об одном монастыре мне рассказать все же хочется, а подходящего предлога как бы и нет.

 И вот сегодня такой предлог найден. Может Саша правда прозорливый? Может он и сам не знал, что сподвигнет меня на этот рассказ.

 А хочется мне рассказать о православном святом Савве Освященном.

 

 

 Согласно жизнеописанию, записанному Кириллом, Савва Освященный (439-539) родился в маленьком городке Муталаска в провинции Каппадокия. Его родители, благочестивые Иоанн и София, рано покинули ребенка, уехав в Александрию, оставили сына на попечение родственников, а те, в свою очередь, определили Савву, когда ему было только 8 лет от роду, в монастырь Флавиана, что в 20-ти стадиях от Муталаски. Там он получил свое начальное образование, и особенно преуспел в знании Священного писания.

 Когда Савве исполнилось 18 лет, он попросил настоятеля отпустить его в Иерусалим, поклониться Святыням. Прибыв в Палестину, Савва поступил в монастырь Пассариона Великого, но вскоре случай свел его с Евфимием Великим, который сразу же полюбил юношу, но из-за молодого возраста инока отказался взять его в свою лавру, при этом сказав Савве: "Сын мой! Я думаю, неприлично тебе столь юному, оставаться в лавре, да и лавре нет никакой пользы иметь у себя юношу, и тебе юному полезнее быть в киновии, а не с отшельниками” (5) Сказав сие, Евфимий отправил своего protege к своему другу блаженному Феоктисту в монастырь в вади Мукеллик, где Савва прослужил 17 лет послушником. В 478 году Савва уединяется в пустыню и долгое время живет отшельником в пещере, где подвергается искушениям дьявола, находит общий язык с дикими зверями, усмиряет львов, устанавливает дружеские отношения с соседними бедуинскими племенами. 

 Вокруг Саввы стали собираться ученики, которые образовали лавру в 70 монахов, затем число их возросло до 150, и в 483 году Савва основывает свой монастырь выросший впоследствии в Лавру. В некоторые времена в Лавре подвизалось около 5 000 монахов.

 Как богослов св. Савва отличился в защите Православия против так называемой монофизитской ереси. 

 Не будучи способными понять и разрешить чрезвычайно тонкий и сложный вопрос богословия о природе Христа, понять Кто Он, Человек или Бог, и есть ли у Христа нечто общее с нами, со смертными людьми, церковные чиновники постоянно оказывались в крайне щекотливом положении. Чиновник не может находиться в неопределенности, а посему, чтобы избежать ее, он либо вообще отвергает Божескую природу Христа как ересь, обвиняя в политеизме тех, кто "придают Богу товарищей”, либо стремиться сделать из Самого Христа абсолютного Бога, обвиняя в кощунстве тех, кто "придают Ему человеческое естество”.

 Монофизитам было ненавистно видеть в Иисусе человека, во всем нам равного, кроме греха.  Им не нужен Бог-товарищ, Бог-брат, им нужен Бог-деспот, Бог-фюрер, а потому они и стремились сделать из Христа идола. 

 Халкидонский собор, собравшись в 451 году осудил монофизитство, но богословские споры тем не менее не утихли.

 Лавра Саввы Освященного стала одним из оплотов Православия. Благодаря миротворческой деятельности Саввы, в 479 г. удалось достигнуть примирения между враждующими сторонами, что повлекло за собой новый подъем монашеского движения.

 В начале декабря, лежа на одре в своей небольшой башне, старец призвал к себе отцов Лавры и поставил им вместо себя игуменом некоего Мелита, родом виритянина. Он завещал нерушимо сохранять правила, введенные им в своих монастырях, вручил Мелиту эти правила, записанные на бумаге, потом четыре дня пребывал без всякой пищи, никого к себе не допуская. В субботу вечером приобщился Святых Тайн и, наконец, сказав: «В руце Твои предложу дух мой...» (Пс. 30, 6), - предал Богу душу.

Так отец наш Савва подвигом добрым... подвизался, течение совершил, веру сохранил и украсился венцом... правды... (2 Тим. 4, 7-8).

 Но не умер этот святой, а спит, потому что он провел жизнь свою неукоризненно, Писание же говорит: «..Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Прем. 3, 1). Действительно, тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. 

 Савве Освященному принадлежит так называемый "Палестинский”, или "Иерусалимский Типик” (Богослужебный устав), впоследствии принятый повсеместно в Православной Церкви. Савва не поощрял молодых людей уходить в пустыни и видел в излишней аскезе своего рода порок фальши и лжи, погоню за показным благочестием. Всякий желавший посвятить себя отшельничеству проходил подготовку в течение определенного срока, не менее 3-х лет (новициат), после чего он мог быть удостоен статуса келейника.

 Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь в рамках соглашения между папой Павлом VI с Константинопольским патриархом Афинагором.

 Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита см. ниже). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей.

Настоятелем монастыря является сам патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.

 Нельзя сказать, что Палестинская автономия (я о Западном береге реки Иордан) – сильно труднодоступное место.

 Лавра (кто зовет монастырь Лаврой, кто монастырем – все видимо зависит от знаний человека, поскольку монастырь был в прежние времена Лаврой) расположена на берегу ущелья библейской реки Кедрон.

 Река бежит тут из Иерусалима к Мёртвому морю.

  

  Вокруг монастыря на многие километры сотни, если не тысячи, пещер, в которых на пике расцвета монастыря жили монахи. В период расцвета Лавры тут жили 5000 монахов, а сейчас в этом греческом православном монастыре их около 20.

 По GPS-навигации от Иерусалима до монастыря можно добраться минут за 30.

 Сам монастырь выглядит как крепость. Да, раньше монастыри и были крепостями, поскольку желающих их пограбить было предостаточно.

  

 

На воротах в монастырь строились крепостные башни. И здесь, на самом верху мы видим такую высокую башню. Левее есть еще одна башня, в которой жили женщины, но она в комплекс монастыря не входит.

 

 

 Женская башня от монастыря расположена в 50-100 метрах. Согласно Устава монастыря вход на территорию монастыря женщинам воспрещен.

 На территории несколько храмов и часовня над гробом святого, куда он был положен в древности.

 

 

 Паломники любят фотографироваться возле нее. Мой друг, Сергей, в одну из поездок, сфотографировал нашу группу паломников на свой фотоаппарат. Я на задней линии, в центре, в среде монахов и священников, что, в принципе, немного странно для меня – как-то я затесался в их среду. 

 

 

 Я бывал в разных монастырях, но этот монастырь мне кажется особенным. Службы идут по византийскому времени, т.е. по местному – ночью. Электричества в храмах нет, службы идут при свечах и лампадах. Такое сейчас и не встретишь, пожалуй, в современном мире.

 

 

 Служба идет неспешно и размеренно, как-то душевно для меня.

 Во время службы прикладываешься к открытым для паломников мощам святого. Это трепетно и ответственно для меня, в некоторой степени даже страшновато немного.

 

 

 Под утро служба заканчивается.

 После службы общая трапеза. Видимо, она единственная для монахов монастыря. Мы же, вечером, перед службой, уже трапезничали. И нам дали немного поспать перед службой, вышло, наверное, часа 2-3, но на новом месте многим не спалось, потому на службе было очень тяжело, в сон клонило страшно, особенно молодых ребят.

 Утром небольшая экскурсия по монастырю. К обеду мы уже приехали в Иерусалим в свою гостиницу. Там, наши паломницы приготовили обед. Они стремились узнать у нас побольше подробностей о монастыре. Их в монастырь не пустили. В утешение им вынесли к воротам мощи святых и угощение.

Вот сейчас думаю – «… мой это был монастырь или просто показалось?» Впечатление от посещения монастыря осталось трепетное.

Картина дня

наверх