На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 103 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Невостребованные изобретения: обзор прессы прошлых лет.

Люди во все времена стремились к облегчению и усовершенствованию своей жизни. Поэтому они придумывали разные приспособления, упрощающие их труд, передвижение и существование в целом. Некоторые изобретения и открытия сумели завоевать мир, как, например, колесо, придуманное неведомым инженером в незапамятные времена, или паровая машина Уатта. А другие изобретения не смогли пробить дорогу к всеобщему признанию и повсеместному внедрению. Какие-то научные и технические идеи оказались несостоятельными, какие-то изобретения и новации — неэффективными или бесполезными, какие-то — или быстро устарели, или не снискали интереса потребителей, или быстро его утратили, а каким-то просто не повезло.

О нереализованных изобретениях, невостребованных технических идеях и пойдет речь в сегодняшнем обзоре отечественной прессы. При подготовке материалов обзора использованы периодические издания 1845 — 1993 годов.

Идеи совершенствования средств передвижения всегда привлекали человечество и побуждали к творчеству его лучшие умы. И одним из любимых занятий изобретателей после 1817 года была модернизация самоката и ведосипеда. Чего только не придумывали! Например:

"Всемирная иллюстрация", 1869, №27.


"Нива", 1870, №14.



Вот еще две оригинальные идеи неведомого автора: самокат для ловли моржей (это ж додуматься надо было!) и самокат для горных местностей ("Всемирная иллюстрация", 1869, №35). Видимо, предполагалось, что воздушный шар будет помогать велосипедисту двигаться в гору. Кроме того, вероятно, он должен был служить страховочным средством в случае падения в пропасть. Правда, шар при порыве бокового ветра мог и сам спровадить в пропасть или швырнуть на скалы велосипедиста вместе с машиной, но это уже второстепенные детали. И вообще, не надо о грустном, ведь идея-то хороша!


Некий берлинский часовщик ухитрился совместить самокат с часовым механизмом: заводишь пружину и катаешься! А что, неплохо ("Всемирная иллюстрация", 1875, №38).


А вот англичане совместили велосипед со стрелковым орудием ("Всемирная иллюстрация", 1892, №1). Изобретение было внедрено и даже принято к производству, но как-то не прижилось.


Знаменитый русский ученый П.Л.Чебышев был не только великим математиком, но еще и изобретателем. И в деле изобретения велосипеда он тоже отметился. На картинке ("Наука и жизнь", 1893, №25-36) мы видим отнюдь не инвалидное кресло, а дамский велосипед!


А это интереснейшее изобретение ("Всемирная иллюстрация", 1895, №9) не снискало популярности оттого, что появилось раньше времени. Сейчас такой велосипед наверняка был бы востребован рекламщиками.


Печатающий велосипед, рисунок которого мы даем здесь, затея интересная и, главное, по-видимому, имеющая будущность. По нашему рисунку легко судить о сути устройства. По ободьям двух задних колес насажены буквы, которые, разумеется, оттискиваются на почве, на мостовой, на песчаной дорожке. Буквы вставные, их можно вынимать и заменять другими. Над колесами ходят валики, которые наводят на буквы краску, которая потом сама собою сойдет от дождей и движения людей и экипажей. Впереди колес ставятся особые вентиляторы, щетки или метелки, которые сдувают пыль и выравнивают поле для печатания.

Для велосипедов изобретатели придумывали приспособления, позволяющие ездить по снегу и льду:

"Всемирная иллюстрация", 1893, №16


Приложение к газете "Новое время", 1897, №1


Но не велосипедом единым исчерпывалось стремление человечества в лице его лучших умов к усовершенствованию процесса передвижения. В век пара изобретателям просто грешно было бы пренебречь знаменитой придумкой Джеймса Уатта. Вот и появились и паровые сани, и паровая лошадь, и даже паровой человек!

"Всемирная иллюстрация", 1889, №49


"Всемирная иллюстрация", 1875, №38


"Наука и жизнь", 1893, №20


В ХХ веке на смену паровым пришли двигатели внутреннего сгорания, и автомобиль, естественно, стал объектом интереса изобретателей. Вот такой безопасный автомобиль изобрели американские инженеры ("В бой за технику", 1935, №10). Но — как-то не прижилось это начинание...



А вот такими в 1952 году виделись автомобили будущего ("Огонек", №5). Кто знает — может быть, когда-нибудь нечто подобное и станет реальностью.




Разумеется, много новаторских идей возникало и в сфере железнодорожного транспорта. Что помешало внедрению в эксплуатацию вот этого изобретения французского инженера Менкарского — самоходного вагона с пневмоприводом ("Живописное обозрение", 1876, №6) — установить не удалось.


Одной заправки сжатым воздухом самодвижущегося вагона хватало примерно на 10 км. Вагон был испытан во Франции в декабре 1875 года в присутствии министра публичных работ. Интересно, что российское правительство заинтересовалось изобретением Менкарского и предоставило ему трехлетнюю привилегию на внедрение вагонов в России. Но что-то не задалось.

Наши изобретатели тоже не спали. К.Э. Циолковский, например, разработал проект сверхскоростного поезда ("В мастерской природы", 1927, №6). Возможно, что в будущем это изобретение нашего знаменитого соотечественника и воплотится в жизнь...



В 1950-е продолжались изыскания в области совершенствования железнодорожного транспорта. От планов и идей тогдашних инноваторов порой захватывало дух.

В условиях Севера, Дальнего Востока и пустынь Центральной Азии не всегда целесообразно электрифицировать вновь строящиеся железнодорожные линии. В этих условиях лучше применять атомные локомотивы, которые могли бы работать автономно, без подвоза больших количеств топлива или других материалов… Конечно, атомный локомотив будет значительно тяжелее паровоза или тепловоза той же мощности. Но если такой локомотив направить на отдаленную магистраль, например в Арктику, то он будет работать там с перерывами в течение целого зимнего сезона без дополнительного снабжения. Его очень легко превратить в подвижную электростанцию. Кроме того, он сможет снабжать энергией бани, прачечные, парники для выращивания овощей.
("Гудок", 1956, №44)


Существующая общепринятая в нашей стране ширина железнодорожной колеи — 1524 миллиметра была предложена одним из строителей дороги Петербург—Москва инженером Мельниковым. Уже сегодня она нас удовлетворить не может.

Ширина колеи в 3—5 метров позволит нам строить значительно более грузоподъемные вагоны и использовать локомотивы мощностью в 40—50 тысяч лошадиных сил, чтобы обеспечивать скорость движения в 250—350 километров в час. Значительно облегчится вопрос об использовании на таких локомотивах атомных реакторов. Ведь, как известно, только значительный вес биологической защиты препятствует тому, чтобы уже сегодня на наши дороги вышли атомные локомотивы, хотя удовлетворительные проекты таких локомотивов имеются в разных странах…
("Транспорт", 1957, №4, Звонков В.В., член-корр. АН СССР)

Все изобретения, пока что рассмотренные нами, касаются только передвижения по земле. Но ведь люди с незапамятных времен стремились вверх, к облакам и выше. Долгое время ничего не получалось, оставалось только сокрушенно взывать: "Чому мені, Боже, Ти крилець не дав? — Я б землю покинув і в небо злітав!" Но с 1783 года, когда братья Монгольфье положили начало воздухоплаванию, наиболее смелые и отчаянные изобретатели то и дело придумывали новые летательные машины.

"Иллюстрированная неделя", 1875, №3


"Иллюстрированная неделя", 1875, №48


"Живописное обозрение", 1878, №43

Этот снаряд, с первого взгляда нисколько не похожий на воздушный шар, изобретен профессором Ритчелем, задавшимся мыслью устроить летательный снаряд, которым бы можно было управлять по произволу, независимо от направления ветра. Он состоит из цилиндрического шара длиной в 8 метров, в диаметре 3 метра, наполняемого водородным газом. Обручи, которыми обтянут шар, прикреплены к металлической полосе, связанной со снарядом, имеющим вид челнока. Механизм, приводящий в движение и направляющий шар, находится впереди этого снаряда и под сиденьем управителя механизмом. Воздухоплаватель управляет им, нажимая на подножки ногами, подобно тому, как это устроено в велосипеде. Рукоятка, которую он поворачивает своей рукой, служит для того, чтобы поворачивать шар направо или налево.
Опыты над летательной машиной Ритчеля были произведены в Гартфорде, Коннектикут. Машина поднялась на высоту 200 метров, и зрители легко могли следить за всяким движением воздухоплавателя. Правда, был прекрасный летний день и легкий ветерок. Очень вероятно, что в сильный ветер и в ненастную погоду представится больше затруднений для управления этой машиной.

"Всемирная иллюстрация", 1882, №21


"Всемирная иллюстрация", 1885, №5


"Всемирная иллюстрация", 1898, №31

Снаряд Адера заключает в себе две летательных части — крылья и винты. Крылья не машут и не двигают снаряда, а только поддерживают его на воздухе и изменяют своим уклоном направление полета. Они могут складываться на манер зонтика, спереди назад. Главные части основы крыла сооружены из трубчатых полос бамбуковой древесины. Поворачивая крылья вокруг их главной оси, аэронавт изменяет их положение, уклон и вместе с тем перемещает центр тяжести всего снаряда, который подается то вверх, то вниз, то в стороны, смотря по надобности. Двигателем же служит винт. В снаряде Адера он двойной, оба винта независимы один от другого: один может работать, а другой стоит без движения. Такое устройство служит для поворотов. Двигатель, т.е. машина, доставляющая силу, является в снаряде Адера своего рода чудом механики. Он паровой, нагреваемый спиртом. Отработавший пар поднимается в холодильник, размещенный на вершине снаряда, здесь сгущается в воду, и эта вода вновь возвращается в машину без малейшей потери.
На первой же пробе г-на Адера постигла неудача. Снаряд уже начал подниматься в воздух, но сильный и неожиданный порыв ветра пришиб его к земле. Адер растерялся, уменьшил скорость хода, снаряд ударился крылом, которое разлетелось вдребезги, а затем переломались и винты. Теперь надо сделать очень серьезный ремонт всего снаряда, и тогда можно будет приступать к новой пробе.


И в ХХ веке не прекращались изыскания в плане совершенствования "летательных снарядов"; иные могли бы даже назваться техническим прорывом...

"В бой за технику", 1935, №6


"Знание-сила", 1959, №2


"Техника-молодежи", 1993, №4


Обращу лишь внимание читателя на то, что последний материал взят из апрельского номера журнала.
Мы рассмотрели ряд изобретений, связанных с передвижением по сухопутным дорогам и по воздуху. Но и морские путешествия тоже не оставались без внимания новаторов-энтузиастов, порой выдвигавших идеи совершенно революционного свойства:

"Наука и техника", 1928, №22


А как вам шлюпка на четырех человек, которую можно носить под мышкой? ("Всемирная иллюстрация", 1874, №41).


С чемоданом тоже неплохая идея! Послушались бы пассажиры "Титаника" г-на Кренкеля из Лейпцига — не получил бы своих "Оскаров" одноименный фильм...


Вообще, вопросам безопасности лучшие умы прошлого уделяли много внимания. В частности, было изобретено устройство ("Всемирная иллюстрация", 1879, №27), предотвращающее попадание людей и иных существ под поезд:


А американец Гельсон из Чикаго придумал, как применить электричество для обеспечения безопасности уличного движения ("Всемирная иллюстрация", 1893, №22):


Электрическая энергия, одно из величайших открытий XIX века, конечно же, не оставалась без внимания изобретателей. Порой они предлагали неожиданные решения с использованием электрического тока.

"Газета Гатцука", 1883, №11

По обе стороны распахиваемого поля установлены на колесных платформах два ворота, приводимых в движение машинами Грамма (генераторами). Проволочный бесконечный канат обвивает оба ворота и тащит плуг с четырьмя лемехами. Два из них прокладывают борозды, в то время как два других приподняты. При начале работы ток направляется сперва к одной динамомашине, вращающей ворот. Когда первые две борозды вспаханы, работавшие лемехи поднимаются, опускается вторая пара лемехов, и ток направляется к машине, действующей на противоположный ворот. После вспашки четырех борозд платформы с динамомашинами и воротами передвигаются, и работа продолжается точно таким же способом.

Применение тока для вспашки земли — это французы придумали, Кретьен и Феликс. У отечественных изобретателей мысль, конечно же, работала в более правильном направлении ("Газета Гатцука", 1881, №4):


С началом применения электричества возникла проблема передачи электроэнергии на большие расстояния. В 1880 году теоретическое обоснование решения этой проблемы дал русский физик Д.А. Лачинов, первая опытная линия электропередачи длиной 57 км была построена М.Депре и О. фон Миллером для выставки в Мюнхене в 1882 году, а в 1891 тот же Оскар фон Миллер построил высоковольтную ЛЭП переменного тока длиной 176 км. Но — оказывается — не они были пионерами! Уильям Уэлес из Коннектикута еще в 1879 году изобрел "телемахон" для передачи двигательной силы на расстояние при помощи простой веревки! Правда, из текста заметки ("Всемирная иллюстрация", 1879, №9) не совсем ясно какой вид энергии сей чудесный прибор призван передавать.


Да и авторы заметки с долей скептицизма отнеслись к изобретению Уэлеса. Подождем, мол, более обстоятельных известий из Америки.
Ждать пришлось 45 лет, но эти известия пришли! Правда, профессор Тейлор попросил еще немного подождать, пока новые изобретения будут всего лишь усовершенствованы ("В мастерской природы", 1924, №5). Но какие прекрасные перспективы вырисовывались!


Не все изобретатели были столь уж очарованы электричеством. Некоторые, подобно ильф-петровской ничьей бабушке, не слишком в него верили. Как, например, Ф.Томаси, предложивший взамен уже действовавшего трансатлантического телеграфного кабеля систему гидравлического телеграфа ("Всемирная иллюстрация", 1873, №7):


А в 1893 году ("Наука и жизнь", №5) британский ученый пастор предложил совсем уж оригинальный коммуникационный проект:


История изобретений будет неполной, если не упомянуть о целой когорте энтузиастов-конструкторов, посвятивших жизнь созданию вечного двигателя. Об одном из них, Лаврентии Голдыреве, упоминает "Всемирная иллюстрация" (1876, №1):


Про этого же изобретателя лично его знавший писатель Н. Каронин-Петропавловский написал рассказ «Perpetuum mobile», где вывел его под фамилией Пыхтин.

Перед нами стояла странная машина больших размеров, с первого взгляда похожим на тот станок, в котором подковывают лошадей; виделись плохо отесанные деревянные столбы, перекладины и целая система колес, маховых и зубчатых; все это было неуклюже, не остругано, безобразно. В самом низу, под машиной, лежали какие то чугунные шары; целая куча этих шаров лежала и в стороне.

— Это она и есть? - спросил управляющий.
— Она-с...
— Какое чудовище!.. Ты бы хоть немного обтесал ее.
— Да, она, точно... не отесана малость.
— Что же, вертится она? - спросил управляющий.
— Как же, вертится...
— Да у тебя есть лошадь, что бы вертеть-то ее?
— Зачем же лошадь? Она сама, - отвечал Пыхтин и принялся показывать устройство чудовища.

Главную роль играли те чугунные шары, которые были сложены тут же в кучу.

— Главная сила вот в этих шарах... Вот глядите: наперво шар буцнется на этот черпак... отсюда свистнет, подобно молнии, вон по этому желобу, а там его подденет тот черпак, и он перелетит, как сумасшедший, на то колесо и даст ему хорошего толчка. - такою то есть толчка, от которого зажужжит даже... А пока этот шар летит, там уже свое дело делает другой... Там уж он опять летит и - буц вот сюда. Тут уж он опять по желобу летит... бросится на тот черпак, перескочит на то колесо и опять раз! Так и далее. Вот она в чем штука - то... Вот я пущу ее...

Пыхтин торопливо метался по сараю, собирая разбросанные шары. Наконец, свалив их в одну кучу подле себя, он взял один из них в руку и с размаху бухнул его на ближайший черпак колеса, потом быстро другой, за ним третий... В сарае поднялось что - то невообразимое: шары лязгали о железные черпаки, дерево колес скрипело, столбы стонали. Адский свист, жужжание, скрежет наполнили полутемное место.


Лаврентий Голдырев вскорости разочаровался в своем изобретении. Выставив было свою чудо-машину на Екатеринбургской промышленной выставке, он почти сразу распорядился "изрубить ее, к шуту, на дрова"...

Энергетика, транспорт, сельское хозяйство, коммуникации — всё это отрасли, оказываюцие глобальное влияние на человечество. Но изобретатели не чурались и, так сказать, "малых форм", пригодных для использования в самых разных областях жизнедеятельности. В заключение обзора приводится небольшая подборка таких изобретений. Может быть, кто-то из смекалистых и умелых читателей сможет применить и даже развить эти так и оставшиеся невостребованными идеи...

"Иллюстрация", 1845, №12


"Иллюстрированная неделя", 1874, №13

В семействах, где есть грудные дети, тратится очень много времени на укачивание их. В Америке, где знают цену времени, Густав Мейер из Ричмонда придумал снаряд, который устранял бы это неудобство. Покачиваясь слегка на кресле, женщина этим движением может не только качать колыбель, но одновременно другим концом аппарата приводит в движение маслобойку. Руки у нее, между тем, остаются свободными, и она может вязать, штопать чулки или делать какую-нибудь другую женскую работу.

"Всемирная иллюстрация", 1875, №30


"Всемирная иллюстрация", 1893, №17


"Всемирная иллюстрация", 1883, №8

Цель аппарата, изобретенного А.Р.Штраусом, состоит в том, чтобы доставлять заключенному в гробу свежий воздух и удалять от него испорченный. Аппарат служит, кроме того, и к тому, чтобы очнувшийся мог подать из гроба знак, что он жив. Снаряд может быть прилажен ко всякому гробу и состоит из следующих частей: из трубки (1), над которой находится сосуд (2) для спирта с крышкою (3), из лампы (4) и вентиляционной трубки (5), которая проходит во внутренность гроба, оканчиваясь в пункте (6). Внутри трубки (1) находится вентиляционная трубка, которая идет к лампе по направлению (7) и соединяется с трубкой (5) в пункте (8), где аппарат ставится на гробовую крышку. Во внутренней трубке сильная спиральная пружина толкает вверх поршневую штангу с нагнетающими воздух поршнями. В спокойном состоянии эта система закрыта заслонкой, которая открывается при малейшем движении. При этом заводится часовой механизм, который должен звонить непрерывно.

"Живописное обозрение", 1876, №52


"Всемирная иллюстрация", 1889, №13



Ну, и в качестве бонуса — прогноз 1967 года ("Юный техник", №10) относительно изменений в нашей жизни до 2040 года. Пока что ничего, увы, не сбылось.


Надо будет обязательно дожить до 2040 года, чтобы узнать, сумеют ли обезьяны с дельфинами заменить гастарб разнорабочих на простейших работах!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх