Было время на Руси, когда игру на народных инструментах причисляли к «греху, равному пьянству». Почитателей этого искусства церковь считала язычниками, отвлекающими людские души от Бога. Несмотря на притеснения, народ продолжал гудеть, балагурить и бренчать, придумывая всё новые и новые инструменты. А как иначе, когда в русских жилах взыграла музыка!…
Звездный час домры
Не случайно в старину звук струн назывался «гудением». Вот, к примеру, домра – трехструнный инструмент с круглым корпусом. Без него не обходилась ни одна «светская вечеринка» XVI-XVII века.
Музыканты, играющие на домрах. Годуновская псалтирь, 1594 г.
Развлекаться русский народ о-го-го как любил! Более того, умел это делать профессионально – при царском дворе существовала целая «Потешная палата» – в духе современного музыкального коллектива, основу которого составляли скоморохи – музыканты и балагуры, залихватски играющие на домрах, гуслях, гудках и прочих древнерусских инструментах.
Но как говорится «делу – время, а потехе – час». Звездный час домры сменился часом расплаты: обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами», а домры вывезли из городов русских и сожгли.
Досточка гусельная
Гусли – самый древний музыкальный струнный инструмент, воспетый в русских былинах и сказках. На гуслях играли герои русского эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. Название инструмента произошло от древнерусского слова «густы», что значит «гудеть на струнах».Гусляры на Руси были нарасхват – их музыка являлась частью бытовой, обрядовой, духовной, светской и военной жизни народа. Овладеть искусством игры на гуслях не просто. По сути, гусли – это струнный вариант «клавишных». Инструмент имел горизонтальное положение – доска с натянутой в несколько рядов тетивой.Поначалу на гуслях играли с колен, а со временем они стали «столообразными», то есть на ножках. В XVIII веке, благодаря своим отличным звуковым качествам, гусли успешно конкурировали в России с иноземными струнными инструментами, и даже продавались за границу.
Балалайку в руки – и пошла потеха…
Есть ли такой человек на земле, который не знает, что такое балалайка. Этот нехитрый инструмент болтает себе да бренчит просто и без претензий. Ну, а русскому крестьянину другого и не надо. Он из себя Страдивари строить не будет – возьмет балалайку в руки, а ноги тут же сами пустятся в пляс.В народе «балакать», «балагурить» означает «болтать» и «пустозвонить». Однако за этой простотой скрывается невероятная музыкальность. Балалайка рождена из полена. Самая голосистая та, что сделана из ели. «А почему не из березы?» – спросите вы. А потому, что у ёлки самый высокий акустический диапазон. К тому же, ель придает звучанию более резкий и звонкий оттенок.
Не музыка, а свистопляска…
У нас на Руси инструменты не только вырезали из дерева, но и лепили из глины. Музыкальные игрушки в виде коней, всадников, оленей, собачек или птиц с тремя-четырьмя отверстиями в народе назывались «свистульками». Любопытно, что каждая из таких «свистящих» фигурок имела свое символическое значение.Например, птица, часто в виде петушка, отражала народное представление о счастье. Еще свистульки использовались как игрушки для детей, но в то же время имели ритуальное значение. С языческих времен свистульки служили магическими инструментами: в засуху вызывали дождь, в непогоду – зазывали солнце. Этот обряд так и назывался – «свистопляска». Вот, оказывается, откуда пошло это популярное и сегодня слово, означающее всякое буйное, неистовое и неорганизованное веселье.
Хороша ложка к обеду – да не только!
Когда русскому человеку хочется праздника, да так чтобы с азартом, в ход идут не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки… Словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари даже коса и пила «звучала» и «играла».Однако из всех предметов быта, мировую музыкальную известность получили именно ложки, расписные, деревянные – хороши и к обеду, и к празднику. В игровой комплект ложек могли входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна – начальница, что побольше. Дело в том, что разные по размеру ложки создавали целый каскад звуков.
Как из огорода на званый ужин попасть
К звуку и музыке у русского народа сначала был чисто практический интерес. Вот, например трещотка – известная сегодня как культовый народный ударный инструмент – первоначально использовалась для отпугивания птиц с огородов.Любопытно, как В. Даль в толковом словаре объяснял слово «трещотка» – снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь. Музицировать на круговой трещотке было действительно невозможно – только кур смешить, ну, или пугать. Со временем трещотка приобрела эстетичный вид и стала воистину музыкальной.
Ряд дощечек (до 20 и более), разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок издавали поток звуков – звонких, глухих, скрипучих. С этих пор без трещотки уже не обходился ни один свадебный обряд или застолье.
Труба зовет
С древнейших времён восточные славяне использовали музыкальные инструменты в ратном деле для поднятия бодрости духа войска и в качестве сигнальных оповещений. Если переводить на современный язык, то труба, по сути, выполняла функции сотовой связи. При помощи этого громогласного инструмента можно было «общаться» на расстоянии.В знаменитой Липецкой битве князь Юрий Владимирский имел в своем войске шестьдесят деревянных труб, а в войске Ярослава, его противника, их насчитывалось сорок.
Свежие комментарии