Так исторически сложилось, что наша страна всегда обладала самым многочисленным и мощным ледокольным флотом в мире. В наследство от Советсткого Союза современной России досталось несколько десятков ледоколов и судов ледового класса различного назначения, в т. ч. мощные атомные ледоколы, способные крушить толстые арктические льды.
Но время не стоит на месте, и пришла пора строить новые, более совершенные суда. Предлагаю Вашему вниманию фотообзор, посвящённый обновлению ледокольного флота России!
Немного истории...
22 октября 1977 года в свой первый рейс отправился атомный ледокол "Сибирь".
Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. Это 7 советских атомных ледоколов.
«Сибирь»
Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая. В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса. На ледоколе была спутниковая и телефонная связь, факс, все необходимое для отдыха.
«Ленин»
Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли. Благодаря «Ленину» существенно увеличились сроки навигации. Считается, что именно «Ленину» мы обязаны понятием «мирный атом». Первый атомоход построили в период «холодной войны», но в совершенно мирных целях.
Инновационное судно не вязло во льдах и не могло затонуть. Проходимость обеспечивала специальная система балласта: вода поступала из цистерны одного борта в цистерну другого, атомоход качался и ломал лед. Проектировщики разработали проект, благодаря которому корпус был разделен на 11 водонепроницаемых отсеков. Даже если бы были затоплены главные, судно осталось бы на плаву.
Внутренняя отделка из натурального дерева, а в курительной комнате есть даже камин и столы для шахмат.
На фото отсек, в котором находились две атомные установки.
Знаменитое судно отправили на покой в 1989 году, там работает музей, а скоро судно станет героем художественного фильма. Недавно на «Ленине» начались съемки российской ленты-катастрофы «Ледокол».
«Арктика»
Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка.
На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.
«Россия
Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году), стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: интернет, салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».
Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии. Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.
«Советский Союз»
Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.
«Ямал»
Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт. Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.
«50 лет Победы»
Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла. В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение. Основная задача, возлагаемая на ледокол — проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.
2 турбины, каждая из которых вращает одновременно 3 генератора, вырабатывая переменный ток.
Он достигает в длину 159 метров, в ширину — 30 метров и развивает максимальную скорость до 21 узла. Проектировщики использовали наработки канадцев, например, нос имеет характерную ложкообразную форму.
Библиотека, спортзал и бассейн
Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» построены в 1989-1990 годах в Хельсинки по заказу СССР. Финны использовали российские материалы, атомное оборудование устанавливали в Ленинграде. Для этого судно специально отбуксировали в город на Неве. «Таймыру» и «Вайгачу» покоряются двухметровые льды, судна способны выдерживать температуры до -50 градусов Цельсия и развивают скорость до 18,5 узлов.
Главная отличительная особенность «Таймыра» и «Вайгача» — уменьшенная осадка, благодаря чему возможно проводить суда, следующие по Северному морскому пути в устья сибирских рек.
Атомный лихтеровоз «Севморпуть», спущенный на воду в 1988 году, также имеет ядерный реактор и способен работать во льдах.
Его миссия — доставлять различные грузы в северные районы и взаимодействовать с судами, которые не могут из-за большой осадки войти в порт. Главное достоинство лихтеровоза в том, что ему не требуется глубина: конструкция позволяет доставить груз без особых усилий близко к береговой линии.
Детище российских ученых
Все 10 существующих на планете атомоходов (включая атомный лихтеровоз) спроектированы советскими и российскими учеными. Часть ледоколов построили на ленинградском Балтийском заводе, другую — также в городе на Неве, в Адмиралтейских верфях. Лихтеровоз «Севморпуть» построен на керченском «Заливе».
А вот к «Вайгачу» и «Таймыру» приложили руку финские специалисты - они построены на верфи Wärtsilä и только потом переправлены в российскую Северную столицу для установки ядерных энергоблоков.
В НАШЕМ СТРОЮ ПРИБУДЕТ: САМЫЙ БОЛЬШОЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АТОМОХОД В МИРЕ
Из тех атомоходов, что сейчас в строю, через 8 лет останется на плаву только один. Однако наша страна не останется без судов, способных покорять льды Арктики. В ближайшее время будет построено 3 новых атомных ледокола, планируется, что первый из них начнет службу уже в 2017 году.
«В ЛК-60 использовано ноу-хау российских инженеров - двойная осадка судна. Для ее осуществления необходим динамический жидкий балласт. При его минимуме корабль, словно поплавок, будет подниматься вверх и сможет плавать там, где другие ледоколы прочно сядут на мель. И наоборот, чем балласт будет больше, тем тяжелее судно. Этот вариант необходим для прохождения гиганта через толстые льды», - рассказал Rosnauka.ru Генеральный директор ООО "Балтийский завод-Судостроение" Алексей Кадилов.
Благодаря этому универсальный ледокол сможет работать в глубоководных арктических экспедициях и в устьях сибирских рек. Такая особенность соединяет в себе лучшие характеристики его старших собратьев — ледоколов типа «Арктика» и «Таймыр», при этом прослужит он не меньше 40 лет. Предполагается, что два других атомохода также будут универсальными. За судоходство по северным морям и освоение арктического шельфа в ближайшие десятилетия можно быть спокойными. Атомоходы будут круглогодично нести службу в холодных водах Арктики и работать практически без выходных.
Над сооружением атомного ледокола нового поколения «Арктика» серии ЛК-60 уже активно трудятся на Балтийском заводе. В разработке проекта принимали участие ОКБМ им. И.И. Африкантова и ЦКБ «Айсберг».
Чем выше арктические амбиции, тем больше строится ледоколов. Так, вероятно, должно быть, по меньшей мере, это так в случае с Россией.
Кроме того, идёт строительство судов ледового класса, в том числе специальных газовозов (СПГ-танкеров).
Строительство новых судов сосредотачивается в районе Петербурга. Атомные ледоколы нового поколения строятся на Балтийском заводе, дизель-электрические – на Адмиралтейских верфях и на Выборгском судостроительном. В работах участвует калининградский судостроительный завод «Янтарь». Суда ледового класса строит для российских заказчиков финская судоверфь «Арктек», частично принадлежащая российским собственникам.
ЛК-60 (проект 22220)
Самый крупный и самый мощный из новых ледоколов стоится на Балтийском заводе. Атомный ледокол ЛК-60 (проект 22220) будет самым мощным в мире. Он будет иметь 173 м в длину, 34 м в ширину и сможет преодолевать льды толщиной 3 м.
Ледокол войдёт в состав базирующегося в Мурманске атомного ледокольного флота (ФГУП «Атомфлот»). В России планируется построить как минимум два судна этого класса: первое – в 2019 году, второе – в 2020-м.
ЛК-25 (проект 22600
На Балтийском заводе также строится самый мощный в мире дизель-электрический ледокол ЛК-25 (проект 22600) «Виктор Черномырдин» длиной 146 м и водоизмещением 22258 т. Экипаж будет насчитывать 30 человек, автономность - 60 дней при толщине льда до 2 метров. Судно, которое строится для нужд Росморпорта, должны были сдать заказчику в конце 2015 года, но верфь сообщила об отставании от графика.
Проект 21180
Заказы на ледоколы размещают также Вооружённые Силы РФ и нефтяные компании. В апреле этого года на Адмиралтейских верфях (Санкт-Петербург) приступили к постройке первого из четырёх ледоколов проекта 21180 для Министерства обороны. Дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» будет 84 м в длину, 20 м в ширину, автономность плавания составит 60 суток. Сдача ледокола в эксплуатацию намечена на 2017 год.
Ледоколы для Обской губы
Газодобывающей компании «Новатэк» с её проектом «Ямал СПГ» потребуется ледокольное обеспечение в порту Сабетта на побережье полуострова Ямал. В апреле этого года Росатом подписал с Выборгским заводом контракт на строительство атомного ледокола мощностью 10 МВт, который будет обеспечивать навигацию танкеров СПГ в подходном канале и на акватории порта. Сделка является частью более широкого соглашения Росатома с консорциумом проекта «Ямал СПГ».
«Газпром нефть» заказала на Выборгском судостроительном заводе два ледокола мощностью 22 МВт разработки финской компании «Aker Arctic». Ледоколы будут работать в Обской губе где компания готовится запустить в эксплуатацию терминал Новопортовского месторождения.
Проект 21900
На Выборгском судостроительном , плюс ко всему, три дизель-электрических ледокола проекта 21900. Один из них, «Владивосток», поступил в распоряжение Росморпорта весной 2015 года, два других, «Мурманск» и «Новороссийск», спущены в конце 2015.
Серия:
Зав. № 230 — заложен 17.10.12 — спущен 29.04.14 — передан 09.10.15 - «Владивосток» (ВСЗ)
Зав. № 231 — заложен 12.12.12 — спущен 29.10.15 - «Новороссийск» (ВСЗ)
Зав. № 509 — заложен 26.12.12 — спущен 25.03.15 — передан 25.12.15 - «Мурманск» (ВСЗ/AHS)
Р-70202
«Балтика» - первое в мире аварийно-спасательное судно ледового класса с асимметричным корпусом. Судно построено под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства. Благодаря уникальной форме корпуса, судно обладает возможностью косого хода, что позволяет ему эффективно работать при выполнении любых аварийно-спасательных операций. Три полноповоротных винто-рулевых комплекса общей мощностью 7,5 МВт обеспечивают отличную эффективность рулевого управления в любой ситуации и в любом направлении. Судно полностью автоматизировано и позволяет значительно расширить спектр задач, стоящих сегодня перед аварийно-спасательным флотом.
Российская программа развития ледокольного флота стоит недёшево. Сумма подписанного в 2014 году контракта между Росатомом и Балтийским заводом составляет 84,4 млрд. руб. (1,45 млрд. евро). Один ЛК-25 стоит около 8 млрд. руб. (140 млн. евро).
Весь проект полностью реализуется в металле (предположительно не ранее 2025 года) и мы сможем говорить об окончании перевооружения ледокольного флота России и полномасштабном запуске круглогодичной международной транспортной артерии СМП.
Россия впереди, так было и так будет.
использованы материалы сайтов:
Свежие комментарии