Слово «Бог» в славянских сказаниях родственно слову «Бег» — Движение. Первоначально в ведических творениях разума в искусстве и науке под словом «Бог» понималось единое, вечное, вездесущее, всемогущее движение, которое делает человека действия БОГатым, БОГатырём, а отказывающегося от действия (от Бега), и потому находящегося в беде - бедным.
Английское слово «God» («Бог» родственно слову «go» - ход, движение).
Подобно отношению слов в русском языке Бог — богатство, в английском существует отношение «God» (Бог)— gold (золото). Того же происхождения и немецкое имя Бога — Gott.Китайское слово «Дао» (буквально — Путь, дорога) — Вечный, естественный закон мира, путь всех вещей.
Все вещи - части Единой Вселенной. Это множество вещей постоянно движется в разных направлениях, в разных порядках, что для слабого ума представляется неразберихой. На самом деле все вещи подчиняются одним и тем же законам вечного движения.
Пророки обладают талантом замечать это движение в природе, обществе, в себе, понимать и выражать общие законы жизни. Законы вечного движения, описанные пророками, становятся основой мировоззрения общественной просвещённости и законопознавательных наук.
Вечное Движение — настолько всеобщий закон жизни, что нет ничего, что не подпадало бы под его действие. Меняются не только облик Земли, народы и общественные отношения. Меняется язык, вид слова, его произношение и написание. Меняется и содержание слова, а иногда приобретает иной смысл, и поэтому те представления, которые этим словом обозначались первоначально, оказываются искажёнными. Так, слово «мiр» - в русском языке первоначально понималось как «народ», «люди», а затем приобрело понятие «мира», «природы» и «спокойствия», «отсутствия вражды, войны, ссоры».
Существует 4 понятия Бога[1] в зависимости от четверти круга в кольцевом движении человечества за 628 лет:
1. Деизм (с 1763) отводит Богу роль менее по сравнению с предыдущим по кольцу пантеизмом. Сторонники деизма Давид Юм, Вольтер, Руссо, Лейбниц, Лессинг, Кант признавали, что Бог когда-то сотворил мир, но не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в Судьбу и закономерное течение мировых событий.
2. Теизм (с 1841) разделяет Бога и природу. В теизме Бог — личность, безусловно возвышающаяся над Природой и Человеком, творящая мир. Одни мыслители считают, что Бог сотворил мир из себя, другие — из «ничего», но во всех случаях, Бог — источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей. Иудаизму, исламу, христианству, как теистическим учениям, утверждающим сознательную деятельность Бога в мире, следовали Вл. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Франк, Н. Бердяев и другие.
3. Атеизм (с 1920) — полное отрицание Бога. Основой мира по атеистическим представлениям является — тело (вещество) в различных его проявлениях. Основным свойством вещества считается видимое движение. Атеисты отворачиваются от единства равных противоположностей, от безусловного существования Бога, объявляя человека венцом природы[2], её властителем. Самоутверждение и гордость сопровождаются борьбой всех против всех. Они наблюдались с появлением народников и «революционеров» в XIX в., вплоть до закономерного ослабления коммунистов-демократов к концу ХХ века. Пушкин писал П.А. Вяземскому: «Здесь англичанин, глухой философ, единственный умный афей (атеист), которого я ещё встретил. Он исписал листов 1000, чтобы доказать, что не может быть существа разумного, творца и правителя… Устройство не столь утешительное, как обыкновенно думают, но к несчастию более всего правдоподобная». Но эти строки были написаны для того, чтобы его посчитали неблагонадёжным и дали отставку в Коллегии иностранных дел России, и тогда бы он смог заниматься своей наукой безпрепятственно. На самом деле он думал как пантеист: «Не признавать существования Божия значит быть нелепее тех племён, которые, по меньшей мере, думают, что мир покоится на носороге»[3].
4. Пантеизм (всё Бог – греч.) (с 1998) — наиболее совершенное представление о Боге, рассматривающее Вселенную в совокупности (галактики, планеты, камни, растения, животные и люди, вещи и прочее) как воплощение Вечного Движения. Существующий порядок чередования вещей вечен и никогда не был никем создан[4].
Мы снова возвращаемся к правильному пониманию Бога – пантеизму. Как писал Пушкин, возвращаемся по кольцу не к концу, а – к началу своему», к той точке, откуда начали движение по кольцу:
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут…
Мы близимся к началу своему...[5]
А по Евангелию от Иоанна гл.1:1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Гераклит впоэме«О природе» (отрывок № 30) писал: «Этот мировой порядок[6] тождествен для всех, его не создал никто ни из богов[7], ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём[8], мерами, вспыхивающими и мерами угасающим[9]».
Аристотель утверждал, что «наивысшая сущность — вечное движение… всё нуждается в противовесе, чтобы достичь меры и середины; ибо в этом заключается сущность и правильное соотношение… Существует что-то, что вечно движется безостановочным движением, а таково движение кольцевое[10]… Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время».
Вот суждение Пушкина о древних мыслителях: «Платон был великий мыслитель, но лучшее из написанного им, он взял у Сократа. Я перечитал Аристотеля в старом французском переводе… Необходимо изучать древних, чтобы быть вполне просвещённым...»[11]
Да, прав был П. Мериме, назвав Пушкина «последним греком». В нём действительно произошло соединение эллинизма и христианства. И, если Сократ, Платон, Аристотель и Гераклит стояли у истоков вероучений и отвлечённых суждений Запада о неизменности бытия, то Пушкин стал «завершителем метафизики Европы в её русском взгляде»[12].
Русский пантеизм выражали А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, К.Я. Данилевский, В.И. Вернадский, Чижевский, Рыбкин И.М.. Они понимали, что в мире нет ничего, кроме Вечного Движения по кольцу — пары равных противоположностей, не имеющих в своём движении ни начала, ни конца — которые никогда не начинаются и никогда не заканчиваются. Любое явление природы, достигнув предела, переходит в свою противоположность: день сменяется ночью, зима - летом, неограниченная власть – отдыхом от неё, могущество - немощью и т.д., и наоборот. И так до безконечности. Вот как русский взгляд на мир образно отразил поэт, последователь Пушкина - Тютчев:
Дума за думой, волна за волной —
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, безбрежном ли море,
Здесь - в заключеньи, там - на просторе,
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой[13].
Стихи эти отражают стихию в разных проявлениях: как волны мыслей, так и волны просвещения, «прибой и отбой» преобразований и т.п.
Глубокий, вечный хор валов,
Хвалебный гимн Отцу миров[14].
Вечное Движение, основной закон которого - равенство противоположностей. В этом образец представления о душевном складе и взглядах в русском общественном мировоззрении. Государства, общества – такие же колебательные явления, как и волны. Все существа живут по одним законам вечного движения, понимал Александр Сергеевич:
Как волны следом за волною,
Проходят царства и века
Скажи, где стены Вавилона?..
Умчала всё времён река.[15]
Увы! На жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут…[16]
К этому направлению мысли относятся также рассуждения древнегреческого Гераклита, а также мысли европейских мыслителей: Джордано Бруно, Гегеля и Спинозы; брахманистов, ведантистов, даосистов.
Из сочинения «О природе» Гераклита (554 г.р. до н.э.) видно, что Первооснову мира он видел в постоянном движении, течении вещей, изменениях, тем самым, отрицая первооснову. Гераклит выдвинул идею вечности мира и признавал только кольцевые перемены сами по себе, не признавая никакого первовещества. Всё происходящее, по Гераклиту (и Гегелю), основано на взаимодействии противоположностей. Противоположные предметы и явления при объединении рождают согласованность, так же как различные звуки рождают стройность в музыке.
Гегель понимал военные настроения народа закономерным и неизбежным явлением, идущим на смену противоположному – мирным настроениям, и наоборот[17].
Джордано Бруно говорил о Боге как о Природе и о вещественном единстве Вселенной как совокупности безчисленных миров, подобных нашему солнечному устройству. Вещи, тела существуют лишь в движении, в преобразовании.
Спиноза в своих изследованиях применял геометрию и говорил, что всё в природе необходимо и не случайно.
«Велесова книга»[18] от VIII века гласит, что русские люди почитали Законы Вселенной, понятие о Троице - Прави, Яви, Нави. Правило, или Закон Вселенной, един в паре противоположностей – Яви и Нави, т.е. вещной, телесной (явно ощущаемой) и духовной (неявно проявленной, как наваждение - невидимых мыслей и чувств). Об этом Законе выразился Пушкин так: «Но вечный выше вас Закон!» Оказывается Закон Божий, Православие и Русский ведизм - одно и тоже. И никто не хранил сей Закон так, как хранили его русские. Потому Ф.М. Достоевский утверждал: «Теперь на всей земле единственный народ-Богоносец, грядущий обновить и спасти мир именем нового бога и кому единому даны ключи жизни и нового слова... это народ Русский»[19].
[1] Кстати, знак креста во всех религиях отражает 4 четверти в круге развития Природы и общества.
[2] Человек появился на Земле после создания условий жизни для Рода человеческого. Таким образом, при Роде существует ПриРода. Человек не относится к Природе, а является высшим проявлением Вечного Движения жизни во Вселенной – то есть, как мы это понимаем - Богом.
[3] Пушкин. ПСС. т.12, с.195.
[4] Если бы был Творец, то тем самым было бы и начало. А раз было бы начало, должен бы быть и конец. Но мир вечен и потому не было начала и самого Творца.
[5] Пушкин. ПСС. т.2, с.374.
[6] отсутствие безпорядка в природе.
[7] отрицание какого либо срока сотворения мира богами.
[8] «Вечное Движение» у Пушкина происходит в полном соответствии равных противоположностей, а у Гераклита оно подобно «вечно живому огню» . Вечное движение это и есть вечное изменение, перемены.
[9] мысль о строгом волновом движении (по синусоиде) в мире.
[10] у Пушкина ещё точнее: «...и видишь оборот во всём кругообразный» или «всё ходит по цепи кругом (вверх и вниз – в черновике)».
[11] Записки А.О. Смирновой, урождённой Россет, МР, 1999, с. 222.
[12] А.Позов «Метафизика Пушкина» (Мадрид, 1967), переизд. в 1998 году в ежегодном издании Пушкинской комиссии в серии «Пушкин в XX веке», выпуск V.
[13] Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений. Л. 1987, 192.
[14] Пушкин. ПСС. т.6, с.166.
[15] Пушкин. ПСС. т.1, с.138.
[16] Пушкин. ПСС. т.6, с.48.
[17] А И.М. Рыбкин после изучения научной рукописи Пушкина вычислил волны чередования этих настроений как 19 лет и 8 месяцев (16 кругов по 64 недели).
[18] Е. Курдаков, Велесова книга. М, 1995, с.19.
[19] Достоевский Ф.М. ПСС. т.10, с.196.
Свежие комментарии