Микеланджело под диваном, или Удивительные находки великих шедевров

Если вы, делая уборку, найдете в куче хлама на чердаке или в гараже картину в пыльной раме или скомканный рисунок, не спешите списывать его в мусор. Вполне возможно, что в ваших руках оказался утраченный давным давно шедевр великого мастера, а сами вы стали миллионером.

Неизвестный Ван Гог

В 30-х годах XX столетия в музей Ван Гога в Амстердаме дважды наведывалась пожилая пара с невзрачной картиной в зеленых тонах. Супруги настаивали на том, что довольно большое полотно в потертой деревянной раме является неизвестной работой великого голландского художника с названием «Закат».

Винсент Ван Гог «Закат в Монмажуре», 1888 г.

Оба раза эксперты по полотнам Ван Гога отмахивались от стариков, ссылаясь на то, что их «шедевр» лишь неумелое подражание великому мастеру. В доказательство приводилось то, что полотно не было подписано и кроме небрежно написанной на обратной стороне цифры «180» не имело никаких отметок.

Но маститые вангоговеды заблуждались – «Закат» действительно принадлежал кисти Ван Гога, а цифра на обороте была написана рукой его брата Тео, проводившего опись имущества гения, после его трагической смерти. Тео пережил брата лишь на несколько месяцев, после чего картина перешла к его супруге, которая, нуждаясь в деньгах, продала ее в 1901 году неизвестному ценителю.

Презентация неизвестной ранее картины Ван Гога

После этого полотно много раз меняло владельца, и никто не сомневался в его подлинности. Но, однажды, очередные владельцы похвалились картиной своему другу, послу французскому послу в Швеции. Дипломат, имевший репутацию специалиста в живописи, убедил всех в том, что они являются владельцем подделки, и картина оказалась на чердаке.

После смерти хозяев «Заката», их наследники снова пытались убедить искусствоведов в ее подлинности и снова потерпели фиаско. Лишь в 2013 году картина «Закат в Монмажуре» (такое ее полное название), была официально признана и заняла почетное место в музее Ван Гога в Амстердаме.

70 лет взаперти

Несколько лет назад, в заброшенной квартире, расположенной в самом сердце Парижа, была найдена целая коллекция полотен XIX столетия. В помещение никто не входил более 70 лет, так как хозяйка отбыла из Франции накануне Второй мировой войны и так домой и не вернулась.

Та самая парижская квартира

Когда стало известно, что владелица недвижимости умерла на чужбине, адвокат передал ключи от квартиры наследникам, которые никак не ожидали найти в пыльном, затянутом паутиной жилище множество ценных произведений искусства.

Джованни Больдини. Портрет актрисы Марты де Флориан в возрасте 24 лет. 1898

Наиболее значимым полотном из заброшенной квартиры оказался прекрасный женский портрет, созданный Джованни Больдини, импрессионистом конца XIX века. Специалисты оценили картину в 300 тысяч долларов, но на аукционе неизвестный ценитель приобрел ее за 2,1 миллиона долларов.

Уральский Рубенс

А вы знали, что в запасниках музея российского города Ирбит хранится полотно Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфо»? Попало великое произведение искусства на Урал в 70-х годах прошлого века, в качестве дара городу от Эрмитажа.

Для советской эпохи такое перемещение не является чем-то необычным — крупные музеи нередко делились экспонатами с периферией. Необычно другое: с момента дарения прекрасная картина более 40 лет пылилась в запасниках музея и ни разу не выставлялась. Большинство ирбитчан и не знали, что в их славном трудовыми подвигами городе хранится шедевр с мировым именем.

Микеланджело из под дивана

Как-то раз американский военный пенсионер Мартин Кобер полез по какой-то надобности под свой диван, где среди старых фантиков и сухих пауков нашел картину Микеланджело «Мадонна, оплакивающая Христа». Бывший военный летчик, побывавший в десятках стран, так и не смог вспомнить, из какой командировки он привез полотно.

Микеланджело «Мадонна, оплакивающая Христа», 1545 г.

Точно известно, что одно время картина висела на стене, пока сын Мартина не угодил в нее теннисным мячом. После этого элемент декора от греха подальше спрятали под диван и постепенно забыли о нем. Никто не мог и подумать, что полотно настоящее и, несмотря на то, что мастер эпохи Возрождения не завершил его, стоит миллионы долларов.
Обретенный «Спаситель мира»

В частных коллекциях и музеях по всему миру хранятся десятки полотен Микеланджело и более сотни картин Рафаэля. А вот гений Леонардо да Винчи хоть и подарил миру много всего, но оставил лишь несколько картин. По разным оценкам сохранились 15 или 17 живописных произведений великого Леонардо, причем местонахождение некоторых из них достоверно не известно.

Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Около 1500 года

Полотно «Спаситель мира» не входило в число «живых» творений великого живописца, так как считалось безвозвратно утерянным. Последнее упоминание о картине нашли в документах XVII столетия, после чего следы его терялись. Такие полотна итальянца как «Монна Ванна», являвшаяся обнаженной версией «Монны Лизы» и «Битва при Ангиари» были уничтожены, а «Спаситель мира» просто исчез, словно его и не было.

Обнаружился «Спаситель» совсем случайно, при реставрации картины, которую все считали хорошей подделкой полотна Сальватора Мунди. Темная, сильно поврежденная живописная работа была приобретено несколькими бизнесменами на аукционе по смешной цене и отдана реставраторам для очистки от грязи и копоти.

Как и все остальные картины Леонардо, полотно «Спаситель мира» не слишком масштабно
Имя автора подсказал этот шар

Специалисты по восстановлению картин были поражены, когда под пластами грязи обнаружили в руке Иисуса удивительно точно прорисованный стеклянный шар, по которому безошибочно определили руку Леонардо. Теперь «Спаситель мира», который вполне мог висеть где-то в холле отеля или на лестничной клетке крупного офиса, является одной из наиболее дорогих картин на планете, за которую на аукционе отдали 450 миллионов долларов.

Источник ➝

5 самых идиотских поводов для войны в истории

Причины у любой войны всегда серьезные: долгие годы непонимания и территориальные претензии, жажда власти и экономическая нестабильность. Но вот повод может быть самым идиотским, например свинья, зашедшая на картофельное поле, или украденное деревянное ведро, или пес, перебежавший через границу.

Собрали для вас 5 самых ярких и нелепых эпизодов, которые превратили войны в трагикомедию.

Война из-за деревянного ведра

Однозначно первое место по уровню идиотизма среди поводов для войны. Бойня, стоившая тысяч жизней, и все это ради того, чтобы вернуть на родину самое обычное дубовое ведро.

XIV век, два соседних города-государства северной Италии — Болонья и Модена — живут на грани конфликта. Болонья поддерживает партию гвельфов, а Модена — их злейших врагов, гибеллинов. Расстояние между ними небольшое, около 50 километров, в общем, в любой момент может прибежать вражеская армия и начаться бойня. И бойня началась, но повод для нее нашли самый смехотворный.

По одной версии (более дурацкой) некий кавалерист-наемник дезертировал из Болоньи в Модену и попутно прихватил с собой деревянное ведро из колодца. Правительство Болоньи потребовало вернуть ведро, так как это — муниципальная, а значит общая, собственность.

Вот то самое ведро.

По другой версии (чуть менее постыдной) кавалеристов было несколько, и в деревянном ведре у них было не пусто — там были ценности, добытые грабежом простых болонцев. В любом случае, обиженная сторона просила вернуть именно ведро. Потому что про неприкосновенность частной собственности тогда не думали, а вот воровать общественное достояние города — это уже ни в какие ворота.

Началась перепалка. Дипломаты не договорились, и договариваться пришлось пушкам. Во время решающей битвы при Запполино погибло 2000 солдат. Модена выиграла, отстояв-таки это ведро. Оно до сих пор хранится в городе как реликвия. Никаких других приобретений мини-государство не получило. Только чертово ведро.

Война из-за оскверненных пирожных

Стереотипный современный мексиканец любит острые блюда. Стереотипный мексиканец XIX века в добавок еще и ненавидит все сладкое. По крайней мере, во время уличных беспорядков в 1828 году мексиканские офицеры зачем-то разгромили кондитерскую лавку французского подданного.

Пирожные и торты растоптали, в магазине устроили дебош, мебель поломали, посуду разбили, а с шоколадным фондю обошлись так, что постыдно рассказать. Француз требовал компенсации и в своих просьбах дошел до высшей инстанции — родного короля Луи-Филиппа I. Тот проникся бедами простого кондитера и объявил Мексике ультиматум: отдать пострадавшему 60 тысяч песо. Сумма на тот момент была просто непомерной.

А чтобы мексиканцы поняли всю серьезность намерений, король потребовал еще и вернуть все деньги, которые Мексика задолжала Франции. На ультиматум наплевали, и Луи-Филипп I фактически объявил войну: его флот заблокировал порт Веракрус и начал бомбить крепость Сан-Хуан-де-Улуа.

В ответ мексиканцы ввели военное положение и попытались заручиться поддержкой Техаса, который тогда был самостоятельным государством. Поняв, что тягаться с Францией нищей стране не по силам, Мексика приняла требования и выплатила долги. А не надо было топтать пирожные.

Война из-за свиньи

Британско-американский конфликт, который едва не перерос в настоящую войну. И все это из-за свиньи, которая зашла на картофельное поле.

15 июня 1846 Британия и США подписали Орегонский договор, который определял границы государств у берегов Тихого океана. По идее документ должен был прояснить ситуацию и избавить от недомолвок, но лишь запутал все еще хуже. Как оказалось, карты региона были неточны, и оба государства посчитали острова Сан-Хуан собственной территорией. В итоге здесь начали селиться и британские, и американские колонисты. И те и другие, естественно, считали друг друга нелегальными иммигрантами.

15 июня 1859 года, спустя ровно 13 лет, как по заказу, все это вылилось в один из самых глупых конфликтов в истории.

В этот день американский фермер Лиман Катлэр увидел на своей земле здоровенную черную свинью, которая копошилась в его огороде и жрала картоху. Свинья делала это уже не впервые: сначала Лиман прогонял ее пинками, потом палкой, но на этот раз он не выдержал, сходил домой за ружьем и пристрелил хряка.

Оказалось, что скотина принадлежит местному ирландцу по имени Чарльз Гриффин. Проблема в том, что оба фермера были гражданами разных государств. Когда рядовой сельский конфликт дошел до скандала, оба мужчины пошли просить о помощи представителей своих властей. И те отреагировали на инцидент со свиньей неожиданно бурно.

Американцы высадили на острове четыреста солдат. Британцы не отставали и прислали пять кораблей с двумя тысячами вояк на борту. Губернатор британской колонии приказал контр-адмиралу Роберту Бэйнесу начать военные действия, если американцы не покинут территорию. К счастью, офицер ослушался руководства и тем самым спас страну от войны. Солдаты США и Британии дни напролет развлекались тем, что оскорбляли друг друга, но четко соблюдали приказ не открывать огонь первыми.

Британские войска на острове Сан-Хуан.

Когда о войне из-за паршивой свиньи узнали в Лондоне и Вашингтоне, там схватились за головы и пошли на перемирие. Для предотвращения конфликта привлекли нейтральных третейских судей во главе с императором Германии Вильгельмом I, который решил спор из-за хряка в пользу США — острова достались им.

Война из-за псины

Похожая, но более трагичная история случилась на границе Греции и Болгарии в 1925 году. Только началось все не со свиньи, а с бродячего шелудивого пса, который решил сбежать через границу.

Отношения между странами тогда были крайне напряженными: в Первой мировой они сражались по разные стороны, плюс у каждой были территориальные притязания. Кроме того, на территории Болгарии широкое распространение получили партизанские антигреческие группы. Одна из таких групп фактически захватила власть в районе города Петрич на границе. Это было государство в государстве, приграничной территорией распоряжалась «Внутренняя македонская революционная организация». Именно здесь и случился конфликт.

18 октября у одного из греческих пограничников сбежал прикормленный пес. Причем побежал этот дурак не куда-нибудь, а через границу. Солдат отправился искать свою псину и, прямо на пересечении государств, был застрелен патрульными из Петрич. Когда об этом узнал офицер греческой заставы, он отправился разбираться, но тоже был убит на месте. Сообщалось и о других стычках, но обе стороны до сих пор сваливают вину друг на друга.

История вышла некрасивая. Греция потребовала официальных извинений и компенсации для семей погибших. Болгария так и не ответила за предоставленные ей 48 часов, и греческие войска вторглись в окрестности Петрича. Несколько приграничных сел были захвачены, сам город был уже почти взят с боем. К счастью, вмешалась Лига Наций (прообраз ООН тех лет) и войну остановили. Причем теперь Греция обязана была выплатить компенсацию за неудобства и 50 погибших болгар.

Греческая армия

Псину, насколько известно, так и не нашли. Наверняка испугалась канонады и сбежала с концами.

Футбольная война

Однажды мы уже рассказывали об одном из самых нелепых конфликтов в истории — «Футбольной войне» между Сальвадором и Гондурасом. Тогда из-за проигрыша в футбольном матче погибли тысячи людей, а обе страны впали в затяжной кризис.

В 1970 году сборные по футболу из Сальвадора и Гондураса пытались выбиться в финал чемпионата мира и спортивный раж подогревался давней неприязнью двух государств. Вылилось все в постыдную историю: выигрыш Сальвадора на своем поле привел к тому, что местные жители, поверившие в свои силы, сначала начали массово избивать гондурасцев, а затем и вовсе напали на соседей с довольно туманными требованиями.

Непосредственно война началась с пересечения сальвадорскими самолетами воздушного пространства соседа, а закончилось бойней, уничтоженной инфраструктурой обеих стран и вмешательством соседних государств, которые пообещали Сальвадору такую экономическую блокаду, что он никогда не оправится.

Кстати, именно «Футбольная война» стала последним военным конфликтом, в котором активно использовались самолеты времен Второй мировой. Страны были не очень богатыми, поэтому вынужденно скупали старье, на котором попросту боялись летать летчики других стран.

Источник ➝

Странные русские гравюры 16-19 веков.

https://i.ytimg.com/vi/ZXprUL-VDWI/maxresdefault.jpg

Странно выглядят эти гравюры в сравнении с историей, которой нас учили...

.

Картина дня

))}
Loading...
наверх