В то время, как на юге Перу существоваликультуры паракас инаска, на севере расцветала не менее яркая культура народаМочика, подарившая потомкам монументальные пирамиды и великолепные произведения из золота.
Открытие этой культуры произошло в конце XX в. Зимой 1987 г. полиция городе Ламбайеке получила сведения о том, что банда уакерос разграбила богатое захоронение в районе деревни Сипан на северном побережье Перу.
Преступников удалось арестовать, и в руки полицейских попали поистине сказочные сокровища, среди которых выделялась великолепная золотая маска, инкрустированная изумрудами. Оказалось, что грабителям посчастливилось раскопать инкское погребение, находившееся под огромной платформой из кирпича-сырца, в стороне от двух пирамид, считавшихся главной достопримечательностью Сипана.Ценность находки была столь велика, что в Сипан направили археологическую экспедицию под руководством директора Национального музея Вальтера Альвы. Результаты раскопок буквальнопотрясли весь мир — под полом позднего инкского склепа обнаружилось еще несколько погребений, с иными чертами обряда. А в самой толще гигантской платформы ученые нашли потайной ход, который привел их в комнату, где, облаченный в парадное одеяние и позолоченный шлем, лежал скелет воина с отрубленными ступнями. Археологи решили, что это страж захороненного где-то неподалеку правителя. Вскоре они обнаружили погребальную камеру с деревянным саркофагом. Покоившийся в саркофаге мужчина, возраст которого определили в 35-40 лет, получил имя Владыки Сипана. Вместе с ним в толще платформы были похоронены еще двое мужчин и три женщины, у некоторых отсутствовала левая ступня.
В нише находился скелет сидящего десятилетнего мальчика со скрещенными ногами.Все помещение было уставлено керамическими сосудами с остатками пищи. На полу и в саркофаге лежали сотни золотых украшений, принадлежавших некогда Владыке Сипана. А в правой руке покойного — золотой брусок и скипетр-нож, украшенный золотым навершием с изображением сцены битвы. В левой Владыка сжимал медный брусок и медный же скипетр. Рядом с черепом находилась прекрасная диадема из кованого золота в форме полумесяца: длина ее составляла 62 см, а высота — 42 см. Среди прочих сокровищ выделяются шейная цепь из крупных золотых и серебряных бусин, трещотка из чеканных золотых пластинок с массивной медной рукояткой, золотые колокольчики с изображенным на них божеством, серьги с подвесками из золота и бирюзы и великолепное ожерелье из серебра и золота в виде скорлупок земляного ореха. Кроме золота в гробнице оказались тысячи жемчужин, украшавших некогда наряд Владыки, и большое количество бирюзы.
Раскопки показали, что и пирамиды, и платформа созданы народом мочика, владевшим долинами на севере Перу с V в. до н. э. по VII в. н. э. Инки лишь использовали древнюю постройку, чтобы замаскировать погребение какого-то знатного военачальника.
Работы, проведенные в Сипане в последние годы, принесли еще немало удивительных открытий. Так, в одной из огромных пирамид Сипана были обнаружены фрески с изображениями религиозных церемоний, сюжеты которых повергли исследователей в шок. На них нарисованы огромные пауки, сидящие на вершинах пирамид, и вереницы людей, приносящих им связанных по рукам и ногам пленников. Этот ритуал имитировал расправу паука со своей добычей: веревки играли роль паутины, а жрецы-владыки Мочика, наряженные гигантскими насекомыми, перерезали горло связанным жертвам и пили их кровь. Подобные же росписи найдены и во внутренних залах одной из крупнейших построек цивилизации Мочика — так называемой Пирамиды Луны вблизи города Трухильо.
Культура Мочика известна своей уникальной портретной керамикой. Мастера работали только с тремя красками: красной, белой и черной. Сосуды имитировали человеческие лица со всеми присущими им особенностями. Археологи предполагают, что эта традиция уходит корнями в архаический культ «мертвых голов», прослеживающийся в ранних культурах побережья.
Упадок древней цивилизации мочика относится к VII в. В этот период некогда могущественные властители побережья Перу под натиском воинственных соседей оставляют речные долины и уходят еще дальше на север. Кто же пришел им на смену? Вероятно, это были потомки других величественных культур, появившихся в горных долинах Анд, — тиауанако и уари (вари).
Город, построенный богами
Тиауанако, расположенный на высоте 4 тыс. м над уровнем моря, на берегу озера Титикака, является самым высокогорным поселением доколумбовой Америки. Большинство ученых считают, что Тиауанако возник около III в. до н. э. и был оставлен жителями не позднее XI в. н. э.
В период расцвета, в VI—LX вв., Тиауанако являлся не только крупным религиозным центром, но и столицей обширного государства. Судя по типичным находкам изделий тиауанакских мастеров, власть правителей высокогорного города распространялась до побережья Тихого океана и далее на юг, до северных районов современного Чили.
Город занимал площадь примерно 3 кв. км, а его население составляло почти 20 тыс. Здесь из камня возводили храмы, дворцы, культовые платформы, колонны в образе человека высотой до 7 м. Центром города считаются огромный дворец (130 х 135 м), внутрь которого вели Ворота Солнца высотой 3 м, высеченные из монолита, и искусственный
холм, или «пирамида» Акапана, высотой 15 м со торонами основания более 200 м. Возможно, это естественное возвышение, облицованное огромными каменными монолитами весом до 100 т каждый. На вершине Акапаны расположен выложенный камнем хискусственный водоем размером 80 х 40 м и глубиной до 7 м. В недрах пирамиды проложена сложная система водоотводных каналов.
На вершине платформы, называемой Пума Пунку, также сохранились остатки рукотворного водохранилища. Кроме того, Пума Пунку украшает громадный монолит — Ворота Луны. Найденные рядом с Воротами Луны золотые гвоздики позволяют предположить, что некогда монолит был облицован листовым золотом.
Сокровища владыки Сипана
Один из самых загадочных памятников Тиауанако — храм Каласасайя. его площадь — 15 тыс. кв. м. Основанием служит платформа, обнесенная стеной из монолитных колонн, пространство между которыми заполнено отшлифованным камнем. Австрийский исследователь Познански считал Каласасайю обсерваторией, ориентированной на точки солнцестояния и равноденствия.
Название Тиауанако в переводе с языка кечуа означает «садись, гуанако» (гуанако — быстроногое животное, близкий родственник ламы). По легенде, инка Майта Капак так обратился к юноше гонцу, доставившему весть об обнаруженных на берегу озера Титикака гигантских развалинах. Инки всегда придерживались убеждения, что до прихода в мир их прародителей Манко Капака и Мамы Окльо на земле царили дикость и варварство. Поэтому они поразились циклопическим руинам Тиауанако и посчитали его «городом, построенным богами».
Великий город был признан легендарной прародиной инков, и археологи нашли факты, подтверждающие это. В полуподземном храме рядом с Каласасайей найдена статуя, получившая название «Бородатый идол», поскольку ее отличительной чертой является внушительная борода. Известно, что у индейцев слабо развит волосяной покров на лице и бородачей среди них нет. Тем не менее древняя традиция инков говорит о том, что верховный бог и создатель мироздания Виракоча Пачакамак в своей земной ипостаси был как раз высоким, белокожим и бородатым старцем. Сопровождавшие его спутники назывались просто виракочами и тоже обладали светлой кожей и бородами. По легенде, именно они основали город на берегу священного озера.
К северу от Тиауанако, близ современного города Аякучо, сложилась еще одна мощная держава — Уари, культура которой во многом близка культуре Тиауанако. Но если правители «города, построенного богами» направляли свою экспансию на юг и запад, то цари Уари расширяли свое влияние на север, за короткий срок распространив власть на земли древней цивилизации мочика и далее к северу. Большинство городов этой части страны несут следы сильного культурного влияния Уари. Новая держава, просуществовавшая примерно 300 лет, с 600 до 900 г., сумела создать единый политический и хозяйственный организм, соединив области страны мощеными дорогами и закрепив свое господство строительством новых городов и торговых станций. Этот опыт позднее использовали инки в управлении своей империей.
В X в. господству Уари приходит конец. Население покидает и берега озера Титикака. На смену двум державам появляется множество небольших царств, власть которых редко распространялась дальше одной двух речных долин. Среди них самым крупным и сильным былоцарство Чиму, или Чимор, сохранившее наследие первых империй и донесшее его до эпохи инков.
Свежие комментарии