На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 105 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Филимонов
    Александр Ф. Попробуйте в расчетах испарить всю воду на Земле. У меня получилось давление водяной тропосферы 265 атм...Что происходит с ...
  • Алекс Симбирцев
    Подлинный - Иоанн Великий. Без цифр и отчества. До небылиц Карамзина он был первый и единственный. Но царь лежит в Ар...Кто из «Грозных» ...
  • Воробей
    Спасибо за ссылку. К сожалению, я там нашёл только на одной иконе изображение "вилообразного креста", без каких-либо ...Надгробия дораско...

Мы то, что нам внушили

Ольга Иваненко, журналист
По интернету "гуляет" очередная подборка детских перлов. Все умиляются, хихикают и пересылают дальше. Но если остановится и задуматься, то это сборник стереотипов и кладезь для психоаналитиков.

Несколько примеров.

О бортпроводнице: "Она должна быть обязательно худой. А то, если она будет толстая, она застрянет между рядами.

..", - считает 7-летняя Даша. Но взрослые тети и дяди в отделах кадров часто тоже считают, что бортпроводница должна быть в первую очередь фотомоделью 90-60-90, а уж во вторую – профессионалом.

У 4-хлетнего Андрея спросили, что значит слово "жена". "Это девушка, которая готовит мужчине обед, стирает белье и ухаживает за его ребенком". Сразу понятно, что у папы юного Андрюши весьма потребительское отношение к Андрюшиной маме. Попробуйте угадать с одного раза какое отношение к женщине будет у взрослого Андрея.

Но стереотипы, которые мы "получаем" в раннем детстве – это еще не все. Мы подвержены стереотипам всю свою жизнь. Например, принято считать, что мальчики не должны плакать, мальчики не должны проявлять слабость, мальчики должны быть этакими терминаторами в броне, а девочки – "хлипкими нюнями" в розовых платьицах. Потому что "такова природа". Утрировано, конечно, но ведь так и есть. Если девочка задириста, играет в машинки и участвует в мальчишеских играх, ее всячески пытаются образумить "ты же не мальчик, чтобы так себя вести". И наоборот, если мальчику неинтересны "войнушки", ему по душе игра "в магазин", если он не встряет в мальчишеские драки, на него вешают ярлык "ведет себя как девчонка". Но ведь несмотря на интерес к тем или иным игрушкам, девочка остается девочкой, а мальчик – мальчиком. Просто такие у них характеры. Но это (ужас-ужас) не вписывается в стандартные "нормы", а точнее не соответствует общественным стереотипам.

Еще считают, что точные науки – это для мальчиков, а гуманитарные – для девочек. Я тут покопалась немного в интернете и нашла огромное количество разных исследований (причем некоторые датируются концом 1970 годов). (Вот кратко про одно из исследований, тут более профессионально про другие, если интересно больше – гугл в помощь). Так вот разные эксперименты показывают, что если девочке изначально не "внушать", что математика – это для мальчиков, она достигнет не меньших успехов в ней, чем мальчишки. Я знаю успешных женщин – промышленных инженеров, программистов... Думаю, они стали успешными в "мальчиковых" профессиях, потому что в детстве им не внушали, что это мужские профессии и что это не женское занятие. Я знаю прекрасных школьных учителей – мужчин. Но почему-то считается, что учитель – это женская профессия.

Еще один стереотип – учатся (в частности, в вузах) только в юности. В других странах уже давно на студенческой скамье можно встретить даже 70-летних бабушек и дедушек. Моей подруге стоило немалых усилий убедить ее 40-летнего знакомого, что учиться никогда не поздно. В свое время он закончил только училище, но спустя 20 лет понял, что ему нужны новые знания. Под влиянием стереотипов он стеснялся идти в университет – мол, я уже старый для учебы. Моя подруга и ее аргументы победили – ее знакомый поступил в университет (не МВА, обычное высшее образование). Да, большая часть его сокурсников – 17-20-летние. Но. Во-первых, он получает удовольствие от самой учебы. Во-вторых, он получает образование более осознанно, т.к. у него (а) есть потребность в конкретных знаниях, (б) за плечами профессиональный и жизненный опыт, который позволяет лучше понимать и усваивать получаемые знания. В отличие от сокурсников, которые еще понятия не имеют как и где им придется эти знания применять.

Возвращаясь к исследованиям. Они говорят о том, что наше поведение, наше отношение к тем или иным вещам, наш выбор профессии и многое другое часто закладывается на основе стереотипов, а не здравого смысла и баланса. Под конец один пример-эксперимент, который провели психологи. Две группы женщин. В одной группе женщинам предложили заниматься с шестимесячным мальчиком, а во второй – с шестимесячной девочкой. Женщины предлагали ребенку игрушки исходя из своих представлений о том, какими игрушками должен играть мальчик, а какими девочка. "Фишка" в том, что в обоих группах ребенок был один и тот же, просто женщинам его представляли в первом случае мальчиком, во втором – девочкой.

То есть ребенок родился, и уже только на основании его пола распространенные в обществе стереотипы "прописывают" ему набор игрушек, черты характера, возможную профессию и т.д. Он растет, дорастает до самостоятельного выбора тех или иных вещей, а его выбор уже загнан в рамки. И далеко не у каждого хватит внутренних сил пойти против того, что "принято" и что внушали с детства.


Источник: http://blogs.korrespondent.net/journalists/blog/olga-ivanenko/a41196

Картина дня

наверх