На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

МИРОВОЗРЕНИЕ РУССКОГО ИСТОРИКА АНТИНОРМАНИСТА.

МИРОВОЗРЕНИЕ РУССКОГО ИСТОРИКА АНТИНОРМАНИСТА.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία[⇨]) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий

Николаос Гизис. Аллегория истории (1892)

Первоначальное значение, этимология и смысл термина

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление, добывание знаний». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов[5]. В древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины[6][7].

Слово история пришло из греческого языка (στορία, historia), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть»[8][9]. В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать»[10].

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных»[11]. Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.

Aristotle Altemps Inv8575.jpg

Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа.
Дата рождения:

384 до н. э.

Место рождения:

Стагир, полуостров Халкидики

Дата смерти:

322 до н. э.

Место смерти:

Халкида, остров Эвбея

том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине «естественная история». Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII веке[12]. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история»[11].

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи[стиль]. По словам итальянского мыслителя Бенедетто Кроче, «вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о

событиях и их беспристрастного анализа[13]. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники[14]. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники[15], например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным[16], а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками[17]. Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства[18].

Методы истории нашего времени

Основная статья:Методология истории

Александрийская библиотека


Основы исторического метода


Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

  1. Когда исторический источник был написан?
  2. Где он был создан?
  3. Кем?
  4. На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
  5. Какова была оригинальная форма источника?
  6. Насколько источник заслуживает доверия?

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими свидетельствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Как пишет в самом начале своего труда «История» Геродот (484—425 гг. до н. э.),

Herodotos Met 91.8.jpg

ГЕРОДОТ Геродот (484—425 гг. до н. э.)

Геродот автор первого полномасштабного исторического трактата,

описывающего Греко-персидские войны

Он собрал и записал эти сведения (ἱστορίης ἀπόδεξις — изложение сведений, полученных путём расспросов. —Прим.), чтобы прошедшие

события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности,

в особенности же то, почему они вели войны друг с другом[22].

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом, и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия[23].

Бюст Фукидида

ФУКИДИД

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае. Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Sima Qian (painted portrait).jpg

Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.),

На христианскую и вообще западную историографию большое влияние оказал Аврелий Августин. Вплоть до XIX века историю обычно воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Гегель также следовал этой идее, хотя и придал ей более светский вид[18]. Из философии Гегеля идея линейного исторического прогресса попала и в марксистскуюфилософию истории.

Арабский историк Ибн Хальдун в 1377 году анализировал ошибки, которые часто совершают историки. Он подчёркивал культурные различия между современностью и прошлым, что это требует внимательного отношения к источникам, выделения принципов, согласно которым можно дать им оценку и наконец, интерпретировать события и культуру прошлого. Ибн Хальдун критиковал предвзятость и легковерие историков[24]. Его метод заложил основы для оценки роли государства, пропаганды, средств коммуникации и систематической предвзятости в историографии[25], в связи с чем Ибн Хальдун считается «отцом арабской историографии»[26][27][28]. Большое значение имела разработка Ибн Халдуном концепции политико-демографических циклов, представлявшей собой одну из первых попыток научного описания исторической динамики[29].

Ibn khaldoun in a maroccan stamp.jpg

Ибн Хальдун в 1377 году

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке, Тревельяна, Броделя, Блока, Февра, Фогеля. Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер. Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством. Не менее спорный автор Эрнст Нольте, следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера, ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса. Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест, предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма. Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии[источник не указан 2815 дней]. В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика — математическое моделирование исторических процессов.

Особый интерес представляет метод разработанный Ю́рием Ива́новичем Вене́линым (настоящее имя — Георгий Гуца, лат. Georgius Hutza; 22 апреля (4 мая) 1802, Тибава, Береговский комитат, Королевство Венгрия, ныне Свалявский район Закарпатской области — 26 марта (7 апреля) 1839, Москва) — российский иболгарский историк и публицист, один из создателей славистики, деятель славянского национального возрождения.

BASA-2072K-1-408-6-Yuriy Venelin.JPG

Значение его деятельности

Деятельность Венелина не имеет однозначной оценки. Как при жизни учёного, так и после смерти его труды обвинялись в дилентантизме, незнании основ исторической методологии, пренебрежении фактами, стремлении любыми средствами удревнить историю славян. С другой стороны, совершенно бесспорны его заслуги в пробуждении интереса к славяно-болгарской истории как в России, так и в самой Болгарии. Как утверждает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «он разбудил Болгарию для новой деятельности, напомнил ей славное прошедшее, научил правильно смотреть на язык, традиции и все явления общественной жизни»[7]. Деятели болгарского национального возрождения называли Венелина своим предшественником[8], некоторые из них (Васил Априлов,Николай Палаузов) были знакомы с ним лично. Фамилия Венелина стала распространённым болгарским личным именем.

В последние годы в России, Болгарии, Словении, на Закарпатской Украине снова возникает интерес к наследию Венелина.

Мысли об истории вообще и русской в частности

Ю.И. Венелин

Слово история, Бог весть с чего взятое, означает описание или изображение; посему история России есть то же, что изображение России. Таким образом, вы напишите историю нынешней России тогда только, когда изобразите её со всех сторон и во всех её частях, представите её на ладони. Дело идёт о народе. Так:

1) Откройте его отличительные черты от прочих народов, язык, имя;

2) Изобразите его устройство (organisatio) ибо народ как целое, есть тело органическое; организм этот есть не иное что, как только порядок; порядок же есть единственное условие существования, или жизни целого.

Устройство народа состоит из двоякого порядка: а) внешнего, или формы устройства, и б) из внутреннего, или законов и прав. Вот два условия жизни народа как целого, из коих первое представляет нам органы, или орудия жизни народной, а последнее самую внутреннюю, жизненную силу. Оба рода порядка имеют между собою столь тесную связь, что один без другого существовать не может. Изображение всего первого на чужом языке называется археологией, археографией ( ). Русского названия для этой науки нет, ибо учёные, для общего блага, до сих пор думали, что понятнее будет название науки, вымастеренное из какого-либо бусурманского языка, чем русское и что полезнее для уразумления оного имени заставить юношу коптеть 7 лет над Эллинским языком, чем посредством русского слова дозволять ему понять то в одну секунду.

Это просто, по русски, можно перевести чинопись, т.е. описание чинов.

Изображение последнего есть (номография) nomographia, законопись, dicaeographia описание прав и законов, иначе, правоведение, законоведение.

Изобразив подробно внутреннее и внешнее устройство народа, т.е. тело как целое, мы уже получаем о нём довольно ясное понятие.

3) Изобразите душу народа. В этой статье изобразите а) характер и нравы; б) умственные способности: 1) всю сферу его сведений касательно Бога, природы и самого человека; 2) состояние искусств и изжелий.

4) Изобразите его, так сказать, прозябание: а) все роды напитка, пищи, им употребляемой, образ приготовление и употребления оной: б) все виды, качества и формы одеяний: в) качества и формы жилищ: г) опишите ясно все вещи, употребляемые в общежитии, во-первых, из необходимости, во-вторых, из пользы, в-третьих, для удовольствия: словом, опишите обзаведение народа, или питание.

5) Получив понятие о теле народа или массы, устройстве оной, душ или духа оной, и образ пропитания оной вы начертили главные условия, соединение коих составляют полную жизнь народа, совершенно аналогически с теми законами или условиями какими поддерживается жизнь самого человека.

Единственный признак сей жизни есть движение, как в человеке, так и в народе. Может быть, скажете, что человек может жить некоторое время без всякого движения, т.е. что, ничуть не двигаясь, он всё живёт. Нет, движение хотя и неощутительно с наружи, но составные частицы его тела движутся безостановочно. И тогда, когда тело человека будет находиться в совершенном, так называемом, покое, дыхание как условие питания тела, движет большую часть покоящегося тела, а пульс разливает во все уголки оного движущуюся влагу, т.е. питательные соки. Посему самое питание тела, само по себе, есть вечное движение, происходящее в столь строгом порядке, что нельзя ему не удивляться довольно.

Конечно подобное движение совсем различно от того, которое производит человек, возбудившийся от сна и принявшийся за работу. Разница ощутительна : посему, вообще, движение разделить можно на: 1) движение внутреннее, или питания, или существования, или порядка: 2) лвижение внешнее, или предприятия.

Совершенно подобным образом происходит и в народе.

Внутреннее движение есть:

а) повиновения или порядка; это есть беспрерывное течение дел государственных, дел управления всего целого во всех больших и малейших его частях;

б) питания, когда все частицы сего целого гоняются за собственным своим пропитанием. Внешнее движение или предприятия, суть все те деяния, которые целый народ или часть оного, по воле целого предпринимает; эти то предприятия суть дела, или деяния народа, почти всегда клонящиеся к своей настоящей или будущей пользе, а иногда и для пользы другого, если этого требует собственная выгода, точно так, как это бывает и с человеком. Дела народа обыкновенно происходят или посредством послов, или посредством армий, или посредством коммерческой компании, караванов; Сюда относятся все предприятия для общего удобрения и усовершенствования поля наук, искусств и ремёсел и кое что ещё, тому подобное.

В сем-то последнем (внешнем движении) мы должны понять и изобразить степень народной деятельности, от которой единственно зависит его независимость и довольство, т.е. счастье.

Итак, в полном изображении народа вы должны очертить и степень его деятельности и сравнить с делами других. Это весьма нужно знать; ибо эта деятельность не всегда находится на той же точке: иногда бывает сильнее, иногда - слабее, иногда в том, а там в другом отношении. Конечно, только из верного назначения разных оттенков деятельности народа можно начертать верное его жизнеописание, или описание его деяний.

Наконец, чтобы почувствовать относительное достоинство, деятельность, относительное состояние народа, должно познакомиться с его соседями: ибо нужно знать какую роль он играет в кругу своих соседей. Это суть те оттенки, которые вполне осветят ваше изображение.

Вот условия, по которым вы должны начертить ясное и живое изображение, т.е. историю сегодняшней России. Дело огромное, труд утомительный; сколько предметов, сколько понятий, сведений должно войти в состав этой огромной картины! То есть вы должны знать Россию во всех возможных отношениях и подробностях, насквозь и поперёк; т.е. ваша голова должна заключать в себе библиотеку всех наук, проистекающих из вышеупомянутых условий.

Из этого выходит, что редкий, очень редкий россиянин может быть живописцем своего отечества; ибо у редкого вся упомянутая библиотека в голове. Мне никто ещё не попадался в глаза, коему были известны все подробности состояния России во всех отношениях; разные её черты и мне ещё не известны.

Правда, есть лица, которые находятся на столь выгодных точках, что могут всё почти обозреть; однако и многое убегает от их взора по той или иной причине. Вообще живописец должен иметь все возможные пособия и материалы для своей картины, т.е. он должен иметь перед собой готовые и верно срисованные черты порознь, для того, чтобы соединить их в одно нераздельное целое. Но это искусство, представить все отдельные черты в единстве, весьма трудно и требует гениального творца; между тем как изобразить порознь, например состояние медицины, законодательства, торговли, землепашества, нравов и прочее может написать всякий.

Но изобразить сих предметов нельзя без частых повторений в одних того, что сказано в других; ибо теснейшая связь находится между медициной и законами, медициной и общежитием, общежитие связано с нравом и духом народным, дух с деятельностью в науках и искусствах, и, вообще, всё внешнее движение народа, деятельность с законами, законы с просвещением и религией; словом, всякая черта выходит из другой и переливается в иную, так что одна другой является причиной и следствием.

Итак даже изображение или история одного целого, находящегося перед вашими глазами есть сама по себе утомительнийший труд, ибо, кроме необходимости всех подробных, и вместе, верных сведений, надо бы ещё владеть редким и отличнейшим искусством живописать или описывать.

Конечно, цель истории настоящей России есть та, чтобы познакомить с ней всякого. Верного понятия, верного знакомства нельзя ожидать, как только от верного описания. Для сего нужно снять копию, так сказать, с самой натуры и представить всю машину ясно, как бы нВ ладони.

Съёмка подобной копии может иметь весьма полезные и благие следствия, ибо скорее и удобнее укажет на недостатки в натуре и подаст повод к исправлению оных. Для сего нужно бы всё, что только можно или позволительно выводить наружу.

По настоящему, надлежало бы всякий год снимать с целой народной массы верную копию и хранить её в надлежащем порядке; тогда только всякий наблюдатель, обозревая несколько копий, например 10, может усмотреть с копии до копии, постепенное перерождение, исправление целого, преобразование или перехождение, исправление целого, в тех или других, или во всех чертах. Эти только 10 верных копий, или изображений, т.е. история целого, могут составить верную десятилетнюю историю государства. Правда, что многое и главное в копии нелегко переменяется, т.е. то, что ныне было и в прошлом году, останется и в будущем и т.д. Однако никогда одна копия не похожа совершенно на другую; разница между ними всегда большая или меньщая, смотря по тому, как нововведения, изменения в общем устройстве и явления народной деятельности происходят чаще и больше. Чем более и ощутительнее разница между копиями, тем более было деятельности и движения к лучшему в государстве; но если эта разница между 10 копиями, первою и десятою очень мала, то это показывает, что народ в продолжении десятилетия находился в глубокой тишине или так в летаргическом бездействии; это был бы прямой путь к его ничтожеству,

бедности и слабости. Междоусобие или внутреннее волнение, раздор между частями, есть совершенно то, что конвульсии в человеке от коих всё тело изнемогает и умирает.

Итак, по этому очень ясно, что значит история народа или государства не только лет 10-ти, но и 500 и 1000 лет: разумеется, столько же верных изображений или копий отечества.

Эти 1000 копий, конечно, составляют 1000 томов, в которых многое повторяется одно и то же, но историк не перепишет всех этих копий вполне, но только представит первую полную, и, переходя через следующую, заметит только их постепенные разницы, не повторяя всего находящегося в первой. Или историк изображает подробно и ясно все постепенные перемены в своей копии от 2-й до 1000-й; заметит настоящие причины этих перемен и вместе пускается за их последствиями, которые суть не иное что, как последующие перемены же, или если сих естественных следствий или перемен не последовало, то изобразит те причины или обстоятельства, которые их удержали. Вот поприще для всякого гения. Эта гениальность состоит в том, кто сумеет предмет свой изобразить вернее и живее.

Картина дня

наверх