На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 102 подписчика

Свежие комментарии

  • Евгения Подхалюзина
    Это жители погибшей планеты Фаэтон, которые прилетели на Землю.Они и прорыли эти тоннели. Ушли под Землю , потому что...Подземные люди - ...
  • Олег
    Лишний раз подтверждение того, что ничего нового в адамических религиях нет, это всё ремейки древних учений.Изображение архан...
  • Антонина Томилова
    А еще исчезли статьи про исследования. А я точно помню, что они были. А теперь всё удалено. Надо и вашу отскринить)Что происходит с ...

Мировоззрение инженера. Жизнь

7. Жизнь

Ты укажешь мне путь жизни:

полнота радостей пред лицем Твоим,

блаженство в деснице Твоей вовек.

Псалтирь 15.11

 

Жизнь наполняет наш мир и придает ему смысл. Бог-Жизнь сотворил этот мир для зарождения в нем жизни и для жизни Человека, как образа и подобия Бога.

Наверное, правильно будет понимать время от сотворения материального Мира до настоящего момента, как время жизни этого Мира. Уж очень похожи процессы, протекающие в наблюдаемой нами природе, как мы их понимаем, с зарождением, формированием и развитием большого и сложного живого организма. Формирование галактик, звезд и планет, силовых полей и элементарных частиц, химических элементов с удивительными свойствами их химического взаимодействия, все это направлено на формирование живой материи, которая преобразует облик планеты, создавая все необходимые условия для появления и существования на ней растений, животных и Человека. Каждый этап жизни этого гигантского живого организма задуман Создателем и необходим для формирования основания, на котором образуется что-то новое и более сложное и также необходимое для дальнейшего развития Мира. Арту́р Шопенгауэр интересно заметил, что для неорганического "существенное и неизменное, т. е. то, на чем основывается его идентичность и целостность, суть вещество, материя, несущественным же и изменчивым является форма. С органическим дело обстоит прямо противоположным образом потому, что именно в постоянной смене веществ при неизменности формы и состоит жизнь, т. е. существование как нечто органическое". Громадная принципиальная разница между живой и неживой материей позволяет осознать принцип, сформулированный еще в 1668 г. итальянским врачом и естествоиспытателем Ф. Реди, что все живое порождается только от живого. Ссылаясь на исследования Пьера Кюри, академик Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945) учил о качественном отличии живого вещества от косного (неживого): «Такое особое состояние пространства не может без особых обстоятельств возникать в обычном пространстве; диссимметрическое явление, говоря его языком, всегда должно вызываться такой же диссимметрической причиной. Этому отвечает основное эмпирическое обобщение, что живое происходит только от живого и что организм родится от организма. Геологически это проявляется в том, что в биосфере мы видим непроходимую грань между живыми и косными естественными телами и процессами».

 На сколько же важен факт появления жизни в нашем Мире. Трудно себе представить, но практически весь облик нашей планеты Земля создан благодаря деятельности живых организмов. Коралловые острова, меловые горы и известняки, глина разделяющая водоносные слои питающие родники, которые наполняют реки и многое другое «произведено» живыми организмами. Растения аккумулируют солнечную энергию, наполняют наш воздух кислородом и формируют плодородные почвы даже на безжизненных камнях, песках и глинах.

Микроорганизмы, растения, и животные имеют неосознаваемый смысл жизни, как предназначение соответствующего биологического вида в процессе творения мира и создания необходимых условий для жизни Человека. Животные активно, но неосознанно выполняет свое предназначение. Главная индивидуальная задача животного заключается в безусловной реализации смысла своей жизни в борьбе за существование, за сохранение своей жизни, в обеспечении продолжения существования своего вида. Средняя продолжительность жизни индивидуума каждого биологического вида определяет возможности более или менее гибкого «регулирования» процессов за которые «ответственен» данный вид. Короткоживущие организмы способны быстро изменить соотношения биологического равновесия в биоценозе, а долгоживущие наоборот обеспечивают его стабильность и устойчивость, даже в условиях изменений условий их существования. Все изменения окружающей среды, каждый этап развития вселенной это осмысленные и заранее задуманные Богом процессы формирования условий для существования жизни и Человека.

В учении о биосфере В.И.Вернадского речь идет о той части нашей планеты, которая пронизана солнечными лучами и жизнью. Биосфера определяет изменчивый и прекрасный облик Земли, соединяет в своем лоне все живое и освещается изнутри светом человеческого разума. Мы всецело принадлежим биосфере — и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования.

Жизнь возможна только при строгом соблюдении всех необходимых для нее внешних условий. Сравнительно небольшие отклонения от нормы в течении короткого интервала времени приводят к смерти живого организма. Кроме этого, внутри самого живого организма происходит непрерывный процесс регулирования огромного числа взаимосвязанных температурных, химических, электрических параметров, давления, плотности и концентрации веществ, определяющих его нормальное состояние. Но даже человек имеет незначительные реальные возможности обеспечить для себя нормальные внешние условия существования.

Важнейшими способами приспособления животных к изменениям внешней среды являются инстинкты, а также безусловные и условные рефлексы. Желания животного, его «хочу» и «не хочу» определяют целесообразность его поведения.

Но желания животного естественны и принципиально не имеют никакой нравственной оценки. «Хочу» и «не хочу» человека имеет двойную природу.

С одной стороны это способ регулирования естественных человеческих потребностей, как живого организма. Но у людей формируются потребности и соответствующие желания связанные с оценкой качества их жизни. В душе каждого человека Создателем изначально заложен нравственный Закон. Наша свобода выбора заключается в возможности поступать в соответствии с этим Законом или стремиться удовлетворить свои собственные, иногда примитивные животные желания. В этом выборе реализуется суть человеческой свободы. Нравственность отрицает в человеке его животную природу и возвышает над ней.

На каждом последующем этапе существования нашего Мира происходит все большее и большее проявление в нем свободы и любви. В начале, когда существовала только косная материя ни свободы, ни любви, даже в самом примитивном виде не существовало. На этом этапе материя рабски подчинялась физическим и химическим законам природы. Уже первые живые организмы обрели определенную «свободу»: перемещения, движения, реакции на внешние воздействия и примитивную «любовь» к благоприятным внешним условиям существования. На последующих этапах «свобода» и «любовь» проявляются все более и более значимо, как для жизни растений и животных, так и в их взаимоотношениях с Человеком. Подлинную Свободу и Любпвь способен обрести только Человек в Боге. Все живые существа на Земле, кроме Человека, имеют ограниченную свободу и соответственно ограниченную ответственность за эту свободу. Максимальная цена, которую животное может заплатить за свою свободу — это свою жизнь. Смысл жизни и свободы человека находится за пределами его земной жизни. Полная Свобода человека может быть уравновешена на весах Божьего Суда, только ценой его Жизни Вечной.

 

Как сильно в каждом из нас проявляется внутреннее неосознанное ощущение образа и подобия Бога. Как боги мы распоряжаемся Землей, ее реками и атмосферой, растениями, животными и своим телом, всем, что получили даром от Бога. Мы пытаемся изменить «работу сложнейшего и очень хрупкого «механизма функционирования» Природы, совершенно не понимая зачем и как он «работает». В нас есть божественная способность и тяга к творчеству и мы иногда такое творим… Как неразумные дети любящего Отца мы не ценим его Любви. Нам дарована Свобода, а многие из нас проводят свою единственную жизнь в рабстве у греха.

Иногда наши поступки напоминают преступный промысел браконьеров, когда «цель оправдывает средства». В репортажах нам показывают, как во время нереста осетров по берегу реки разбросаны никому не нужные выпотрошенные обезображенные рыбы. Отвратительное преступление совершается из-за желания заработать деньги любой ценой. Деньги, которые должны обеспечить исполнение «самого заветного» желания, могут стать важнейшей для человека целью в его жизни. Многие преступники вполне сознательно отвергают свое однообразное бессмысленное существование и «ставят на карту свою жизнь» ради призрачной надежды получить «все и сразу» для «обеспечения хорошей» жизни. Человек, для которого «жизнь — копейка», и другую жизнь ставит ни во что, тогда ему терять нечего.

Только реальное ощущение бесценности и уникальности человеческой жизни способно наполнить ее смыслом. Восприятие жизни, как Божьего дара, придает человеку силы переносить и оправдывать все происходящее с ним в этой жизни и бережно относится к бесценной жизни другого человека.

Очень многое в жизни зависит от нашего восприятия ее цели. В известной притче говорится о двух строителях. Когда спросили одного из них чем он так недоволен, он ответил, что трудно в такую жару таскать тяжелые камни. Другой строитель объяснил свое радостное настроение тем, что они строят Храм!

 

Рудимент животного восприятия жизни в человеке — это жить бездумно, жить как все, само-собой, плывя по течению времени. Жизнь человека уникальна и имеет личную цель. Принцип «как все» может подразумевать существование как индивидуума биологического вида (в этом мы все одинаковые - Homo sapiens).

Сама оценка жизни «плохая» или «хорошая» свойственна только человеку и то, при условии, что он творец своей жизни. Если же он «плыл по течению», то оценка жизни бессмысленна, она просто никакая, как у животного. Но, даже в такой ситуации, мы все-таки оцениваем свою жизнь. Каждый из нас, по-человечески, стремится к хорошей жизни. Не задумываясь о смысле жизни, судить о ней можно только сравнивая свою жизнь с жизнью других людей. Сравнению подлежат только видимые, ощутимые нами стороны жизни лругого человека. При таком сравнении мы выделяем существенные, с нашей точки зрения, стороны жизни и оцениваем их по нашим индивидуальным критериям. Тот, жизнь которого мы оцениваем может считать наиболее важными совершенно другие стороны своей жизни и иметь другие критерии оценки. Как говорил кардинал Ришелье, что только простолюдины завидуют жизни королей. Или как сказал богатейший, в свое время, человек на Земле, коллекционирующий замки и острова — «Золотой грек» Аристотель Сократ Онассис (1906 - 1975), в конце своей жизни, что он всю жизнь прожил «галерным рабом денег». Самая существенна проблема нашего сравнения с другой жизнью, заключается в том, что мы можем оценивать только её видимую часть и игнорируем более существенную — невидимую. Наши субъективные критерии оценки жизни сиюминутны и основаны на личном опыте жизни. Очень часто, даже получив желаемое, в полной мере, мы оказываемся «у разбитого корыта».

 

Весь окружающий мир и мы сами непрерывно изменяемся; и то, что было важно и ценно для меня вчера, сегодня стало второстепенным или вообще ненужным, а что-то, что вчера было совершенно незначимым, сегодня определяет «быть или не быть!». Прочная жизненная позиция может быть основана только на вере в промыслительную Любовь Господа. Прозрение истинной веры преподобного Серафима Вырицкого (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866 - 1949) позволило ему в духовном завещании «От Меня это было», от имени Самого Бога, показать христианское понимание смысла происходящего в нашей жизни. «Помни, что всякая помеха есть Божие наставление. Всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня, что бы ни коснулось тебя. А потому и положи в сердце свое слова, которые Я объявил тебе сегодня: От Меня это было. Ибо это не пустое для тебя, но это - жизнь твоя.»

 

Важнейшей особенностью человеческой жизни является жизнь в обществе людей. Медикам хорошо известно, что если в раннем детстве, ребенка на длительное время лишить возможности общения с людьми, то он на всю оставшуюся жизнь будет способен вести только животный образ жизни. Наша личность формируется в семье, среди родных и друзей, в окружении граждан своей страны и под воздействием всего Человечества. На нас оказывают духовное влияние как наши современники, так и те, кто жил задолго до нашего рождения.

 

Не случайно в Господней молитве говорится: «Отче наш …» и в Евангелии написано: «… где двое или трое соберутся во имя Мое …». Любовь к ближнему, равная по значимости любви к Богу, может быть осуществлена только в общении с окружающими меня людьми. Вся сложность нашего восприятия жизни определяется отношениями между людьми, все проблемы и радости дарят нам ближние. Правильное отношение к жизни открывается людям, которые посвятили свою жизнь Богу.

 

Поэтический образ христианского восприятия жизни подарила нам в своем послании мать Тереза (1910 - 1997) из Калькутты:

 

* Да, люди неразумны, непоследовательны и эгоистичны.

И все же люби их!

* Если ты делаешь добро, люди обвинят тебя в затаенной корысти и в себялюбии.

И все же твори добро!

* Если тебе сопутствует успех, ты наживешь мнимых и действительных врагов.

И все же преуспевай!

* Добро, сделанное тобой, будет завтра же позабыто.

И все же твори добро!

* Искренность и открытость сделают тебя уязвимым.

И все же будь искренен и открыт!

* То, что ты строил годами, может разрушиться в одно мгновенье.

И все же строй!

* Люди нуждаются в помощи, но они же станут упрекать тебя за нее.

И все же помогай людям!

* Отдавай миру все самое лучшее, что имеешь и получишь жестокий удар.

И все же отдавай миру все самое лучшее, что у тебя есть.

 

Глубокое осознание своей свободы выбора позволяет понять смысл моей жизни и путь спасения. Однако я постоянно ощущаю в себе не только нормальные человеческие потребности, но и животные инстинкты. Во мне очень сильное плотское начало и совершенно нахватает духовных сил. В различные моменты жизни, при некоторых обстоятельствах я поступаю как совершенно разные люди; с различными характерами и принципами в жизни. Наверно поэтому, универсальным способом помощи грешному покаявшемуся человеку, который просит помощи у нашего Господа Иисуса Христа, является — исцеление. Только цельная духовная личность, стремящаяся к Богу, достойна Вечной Жизни.

 

Вечность отличается от времени качественно, а не количественно. Существенным для вечности является именно полнота бытия, в то время как бесконечность это просто отсутствие начала и конца. «Не таково ли время, что в нем прошедшее миновало, будущее еще не наступило, настоящее же ускользает от чувства прежде, нежели познано? А такова природа и бывающего в сем мире: оно то непременно возрастает, то умаляется, и явным образом не имеет ничего твердого и постоянного. Посему и телам животных и растений, которые необходимо соединены как бы с некоторым потоком и увлекаются движением, ведущим к рождению или разрушению, прилично было заключиться в природе времени, которое получило свойства, сродные вещам изменяемым.» архиепископ Василий Великий Кесарийский (330-379). Наша жизнь во времени разорвана между прошлым настоящим и будущим. В вечности время и пространство над нами не властны и не ограничивают нас. Наше восприятие тварного мира вне времени и пространства станет более полным — истинным. «Лишь то, что охватывает всю полноту бесконечной жизни и обладает ею, чему недостает ничего из будущего и что не утратило ничего из прошлого, справедливо считается вечным». Боэций Дакийский (480 - 523) «Утешение философией».

Согласно христианскому мировоззрению, время мира, сотворенного Богом, имеет начало и конец, однако гипотетически, можно себе представить время без начала и конца, как например Аристотель представлял себе время небес. Такая бесконечность времен может именоваться «вечностью» в метафорическом смысле и в Писании, например, так говорится о «вечности холмов», однако важно понимать, что божественная вечность вовсе не является таким бесконечным длением времени. А вот как говорил Плотин: «… живое бытие сущего в его полной, непрерывной, безусловно неизменной совокупности, — это и есть искомая вечность».

Вечность должна быть такой, как я ее понимаю, а значит и принимаю, такой, как понимаешь ее ты и такой как понимает ее другой. Все мы разные и только Бог может вместе с нами сотворить мир, полностью отвечающий всем этим представлениям. Каждый из нас ощутит в таком мире возможность полной реализации своей личности в процессе Божьего творения мира, как свободный соработник Бога. Человеческое единство осуществимо только в случае, если все мы будем пребывать в Духе. Тогда с восхищением будем видеть, как каждый из нас уникален и незаменим в своем предназначении. Как все мы дополняем друг друга и как необходимы для жизни прекрасного сообщества творческих личностей, объединенных любовью к Богу.

Попробуем, хотя бы эмоционально, ощутить Жизнь Вечную, когда сняты с нас ограничения греха, пространства и времени.

« … прозрачные струи голубой морской волны скользя вдоль тела наполняли его прохладной и упругой силой кристально чистой воды. Восторг движения созвучен светлой мелодии утренней сонаты рождает понимание структуры Проекта и значения таких оригинальных свойств материала из которого формируются его базовые элементы. Радость от уверенности в чудесных свойствах этого нового вещества, и от живого общения с его разработчиком и автором чудесных поэтических строк, звучащих на встрече друзей под хрустальный звон бокалов с терпким вином рубинного цвета. Удовлетворение от понимания какую важную роль играет в Проекте сложнейший прибор регулирования, созданный нашими ребятами, и как этот прибор эффектно вписан в общую концепцию Главного конструктора. Светлые звуки мелодии сонаты сливаются с ритмами солнечных бликов на волнах и ритмом уходящей за горизонт холмистой береговой линии с ажурными темно-зелеными пятнами прибрежных рощ на склонах холмов, строгим профилем скалистого утеса и легким желтым штрихом песчаной отмели. Ощущение гармонии с Богом, людьми и природой. Полная уверенность в правильности выбранного Пути. Благодарность за творческий труд совместно с окружающими товарищами и их братскую поддержку. Любовь к Богу и ко всем людям. Душа в унисон с ангельским хором поет: «Слава Богу за Жизнь!». А солнце, луна, звезды и белые облака в голубом просторе неба, пенный шорох лазурных волн, дыхание теплого ветра, звенящие потоки горных ручьев, пение птиц в шелестящих ветвях рощ гармоничными аккордами разлитой в природе благодати славят Бога и Человека!»

Это моя фантазия. Но я верю, что Жизнь Вечная много прекрасней любой моей фантазии. Прекрасней, но и сложней, интересней. Большие возможности каждой личности и огромная личная ответственность при реализации грандиозного Божьего замысла творения Мира. Более глубокое осознание красоты, истины, добра и любви. Творчество в Жизни Вечной коллективное, совместно с Богом, со всеми людьми и ангелами. Правильно жить в таких непривычных для меня условиях возможно только имея практический опыт полностью полагаться на Бога. А полное доверие Богу возможно только в Любви к Нему! Учиться и готовиться к Жизни Вечной, приобретать жизненный опыт и даже творить отдельные маленькие фрагменты прекрасной Жизни Вечной, я могу уже сегодня, здесь на Земле, среди своих родных и близких, среди окружающих меня людей, если смогу в сердце своем прийти к Богу живому и полюбить Его. Мои несовершенные рассуждения основаны на вере в то, что даже в земной жизни есть элементы (моменты, фрагменты, свойства или еще что-то) Жизни Вечной. Например, можно вспомнить состояние любви к крошечному своему ребенку? Время остановилось, в этот момент не думаешь о планах, целях, будущем. Вот маленькое теплое живое беззащитное существо на моих руках — и счастье. В этом и заключается сегодня мое понимание жизни и ее смысла.

Картина дня

наверх