Анализ жизни мирянина
Сергей Ботников, январь 2007 года
Со временем я заметил в себе некую странность – склонность к анализу. Плохо это или хорошо? Если заниматься анализом без применения этой странности в действии, то происходит явление отчужденности тебя от общества: постепенно становится малоинтересна жизнь членов общества в суете и малозначительности устремлений, а самое главное, что ты видишь такую малую полезность членов общества, т. н. к.п.д. – коэффициент полезного действия. Вводя понятие к.п.д., человек рассматривает полезность совершенной работы в единицу времени. А знаем ли мы что полезно для нас, а что нет? Ведь если мы этого точно не знаем, то речи о к.п.д. человека идти не может. Действительно, к.п.д. применяется лишь в оценке машин, но человека мы оцениваем по результативности: что сделал человек за свою жизнь. Если мы вырастили детей, то хорошо. Если мы сделали открытие, то отлично. А если мы просто прожили свою жизнь тихо, спокойно, не мешая другим, то мы можем быть признаны кем-то обывателями и это кажется нам плохо.
Как правильно оценить свой жизненный труд? Глядя на жизненные потуги людей, немногие из нас могут быть признаны авторитетами общества значительными фигурами. Многие из нас мечтают или делают что-то для того, чтобы выделиться в обществе, т.к. общество поощряет такие действия, а вернее, сами значительные люди создают условия, чтобы их действия поощрялись не только в духовном, но и материальном плане. Материальный план вторичен, и многие это признают, но именно он более всего интересует людей, т.к. по достатку человека выносит свое суждение о нем общество. Духовный план для многих из нас практически закрыт и мы ничего не знаем о его сокровищах. А ведь именно духовное развитие человека говорит нам о его талантах. Мы готовы платить за талант временем, деньгами, признанием. Кого же выносит на вершину славы общество? Один поднял на борьбу рабов за свою свободу – молодец, другой завоевал Европу – отлично, третий стал мэром города и каждый год празднует День города – замечательно. Что нас подкупает в этих людях? Они смогли угадать невыраженное желание большого количества людей и создать условия, чтобы оно выразилось в действии. Угадывать – это ведь тоже талант, а в нашем современном обществе еще какой доходный.
На протяжении тысячелетий наши руководители создают условия для расцвета пороков: пьянства, разврата и других востребованных обществом негативов. Почему они это делают? Они хотят погубить общество? Большинство, наверное, этого не хотят, но они вынуждены считаться с запросами общества, а иначе общество их отвергнет. Сколько примеров приводит нам история, когда стыдливый царь был свергнут, а страшный насильник во главе государства управлял подданными до самой своей смерти. Почему это происходит и будет ли это продолжаться? Должен признаться, что немногих из нас интересует раскрываемая тема. Нам проще говорить о скандалах в обществе, внимать вибрациям музыки, которые волнуют наши чувства, смотреть из постели в экран телевизора, вести разговоры «о непыльной» работе, заниматься каким-то хобби. Наши интересы прокладывают путь нашему сознанию в беспредельность.
Анализируя жизнедеятельность общества, поневоле приходишь со временем и к анализу своих собственных поступков и возникающей мотивации их. Ты своим сознанием начинаешь анализировать мыслительную деятельность собственного сознания. Для тебя на первый план выходит известное с древности высказывание мудрецов: «Познай самого себя». Проходит совсем немного времени и ты понимаешь, что самого себя анализировать очень трудно, т.к. ты просто не имеешь возможности сравнивать себя с кем-то еще, а просто уплотняешь свое сознание, выбрасывая из него ненужное, то без чего ты можешь обойтись сейчас или в будущем, и корректируешь свое мышление только на что-то конкретное, стремясь добиться высокого к.п.д. в этом узком направлении. Постепенно круг твоих размышлений смыкается на вопросах: «Зачем я живу? Кто меня создал и какую цель преследовал? Куда мы все идем? Как добиться максимального к.п.д. от своей жизни?»
Задавая вопросы своему сознанию, приходишь к неутешительному результату. Оказывается, что представленные здесь вопросы, большинство людей не интересуют, а для тебя больные, т.к. ты не имеешь на них ответа. Люди не то чтобы не задают эти вопросы, а просто понимают, что на них нет сегодня удовлетворительных ответов. Они говорят: «Зачем задавать вопросы, если ответов нет?» Правильная ли это точка зрения?
Некоторые древние мудрецы приходили к выводу: «Я знаю, что ничего не знаю». Насколько актуален такой ответ сегодня? Техническая революция общества в последний период времени удивительная. Мы вышли в открытый Космос, каждый день делаем открытия в микроскопическом мире, философия – наука о синтезе мышления наших знаний не в забвении. Казалось бы – все хорошо, но горечь, неудовлетворение достигнутым струится со всех наших информационных каналов. Науке, как всегда, не хватает денег для развития, соперничество за лидерство стран на планете не знает остановки, роскошь богатых не знает границ, бедность людей не может быть искоренена, болезни не исчезают, а наше сознание не может насытится. У разумных людей возникает осмысление происходящего и они начинают говорить о гармонии – разумном насыщении. Гармония – это равновесие духовного и материального развития. Но, к сожалению, при глубоком размышлении мы начинаем понимать, что духовная и материальная сторона – это две противоположности. Как объединить в гармонии противоположности? Еще в давние времена нам был известен закон «О единстве и борьбе противоположностей». Есть несколько известных подходов общества к этому вопросу сейчас. Рассмотрим их.
1. Можно упростить нашу жизнь до минимизации наших действий, желаний и мыслей. Ведь даже сейчас мы еще можем найти первобытные племена, живущие по законам минимизации. Они живут настолько примитивно, но по-своему счастливо, что наш жизненный отрыв от них сравним с вечностью. Лишь беззаботных людей не беспокоит вопрос развития – они пребывают в довольстве от имеющегося. У них как в поговорке: «Под лежачий камень – вода не течет». Вот у них и не течет и «крыша не едет» от забот. Нет, общество по этому пути не пойдет. Не для того мы трудились столько лет, чтобы все бросить, и впасть в примитивизм.
2. Надо развить сознание общества до высокодуховного гармоничного состояния через синтез религии, науки, искусства и философии для того, чтобы каждый член общества сознательно хотел благоприятной жизни для других членов общества. Ведь помогая другим, он автоматически помогал бы и себе. Посмотрите, от этой формулировки веет идеями коммунизма. А нам совсем недавно стало известно, что идеи коммунизма нам не подходят. Не согревает нас идея всемирной помощи, бесцельного труда на благо общества, да еще, не дай Бог, все это приведет к отмене частной собственности и отмене эксплуатации человека человеком. Нет, неинтересно. Обществу, чтобы снова подойти к такому сумасшествию надо забыть коммунистический провал, а на это может уйти до 1000 лет. Нас сейчас вполне устраивает идея демократии: то есть жизнь по законам, которые утвердит наша Дума, а вернее наши делегаты. Ведь делегаты выражают идеи и чаяния народа на высшем уровне власти. Однако, мы знаем много случаев, когда депутаты продаются или пекутся только о своих интересах. Они ведь тоже люди и хотят воспользоваться представившейся возможностью пожить. Вывод. Чтобы нам всем жилось хорошо – надо просто выбирать более тщательно депутатов. Этот путь пока далеко не исчерпал свои возможности. Может быть, нам надо выбирать верующих в Бога депутатов, т.к. они побоятся разгневать Бога живя и творя не по Его заповедям.
3. Жить по заповедям Бога. Какой интересный путь! Здорово! Как мы раньше об этом не подумали? Ведь Бог не может ошибаться! Пусть Бог поведет нас к счастью! Вроде бы кажется, что этот путь самый перспективный из всех когда-либо предложенных, но одних только мировых религий мы можем насчитать с десяток, не считая нескольких тысяч различных сект. А заповеди даже у мировых религий совпадают между собой от силы лишь на 60 процентов. Вот бы достигнуть компромисса! Вот бы всем нам прийти к одной религии! Единодушие – это ведь здорово! Идея утопическая, как предложенный нам вождями народа когда-то социализм и коммунизм.
Все же интересно, почему мы не можем пойти иным путем развития кроме демократии? Мы уже увидели, что демократический путь имеет известные нам огрехи. Неужели мы такие умные и не можем предложить идеальную модель развития, к которой мы бы постепенно подошли? Почему Бог не укажет нам прямой путь выхода из такого тупикового положения? В мировых религиях вы найдете ответы на поставленные здесь вопросы.
Вы увидите, что наше сознание и общество строится на божественной и эгоистичной любви – общественной не любви. Разбираясь, мы увидим, что любовь многогранна. Есть божественная любовь, которая любит всех людей без исключения, в том числе и атеистов-богоборцев, анархистов, верующих в Бога в любых объединениях и церквях, и людей, живущих с любой степенью любви, вплоть до самой эгоистичной. У Бога нет любимчиков и не любимчиков, нет расизма, нет презрения к недостаткам или сумасшествию. Почему? Бог рождает нас такими разными, потому что мы дополняем друг друга. Если в ком-то или в чем-то нет необходимости, то мы просто не появляемся на свет. Идеи появления на свет первоклетки и эволюции человека также имеют право на жизнь, как и библейское сказание. Почему Бог сталкивает нас лбами между собой?
Жизнь человека похожа на игру. Игра не бывает без правил. Вечные правила – заповеди, предложенные Богом, человек отвергает и играет по своим правилам, которые он время от времени меняет, корректирует. Божественная любовь сталкивается с человеческой любовь и поскольку она выше, то уступает человеческой, проявляя в вечности свое божественное качество уступчивости из любви к человеку. Божественная любовь никогда и никому не проигрывает, т.к. всем готова уступить и послужить. В качестве мерила истинности любви положена жертвенность. Наш человеческий эгоизм разбивается о другой эгоизм, рождая в нас чувство совести и меры. «Живи по совести!» – предлагают нам некоторые неглупые люди. «По какой или чьей совести?» – спрашиваю я. И мы считаем совестью народа людей, которые хоть немного живут по морали нашего общества – совести знакомых, друзей, семьи и т.д. И опять божественная любовь соглашается с нами, говоря, что пусть будет так.
Какая самая низкая степень любви? Такая любовь у хаоса: там каждый сам за себя. У человека уже не хаотическая любовь, хотя мы некоторых из нас называем эгоистами. Он смог своим сознанием удержать миллиарды клеток от распада в хаос. Чем же мы увлекаем эти миллиарды клеток, что они соглашаются прожить вместе в сообществе 50, а то и 100 лет нашей жизни? И можем ли мы создать вечное сообщество клеток – вечную жизнь? Людей, как и клетки – атомы сознания, соединяет идеи самовыражения, по другому – любовь к творчеству. Миллиарды хаотических сознаний объединяются в своем творчестве и создают органы и тело по заданной программе человека. Кто написал эту программу? Религия отвечает на этот вопрос просто: «Бог». Что же это за личность – Бог, которая превосходит нас в творчестве т.к. пишет нашу программу.
Мы рассмотрим две точки зрения по этому вопросу. Первая: Бога никто и никогда из людей не видел, т.к. Бог – Дух, а человек лишь дух отчасти, т.к. кроме духа имеет тело и душу, и потому знать Бога не может. Вторая: Бог – это символическая аморфная личность, которая есть объединенное сознание всего живого. Мы знаем Бога как духовная клетка Его сознания. Изложенные точки зрения можно объединить, т.к. это «палка с двумя концами». Если Бог – Дух, то и любовь Его духовная и для человека нереальная. Как же выполнить религиозное наставление Бога стремиться к божественной любви? Получается, что это нереально, а значит, нам надо для себя определить высшую степень человеческой любви. Человечество так стремилось понять и узнать совершенство любви, что Бог послал своего Сына Христа исполнить требуемое. Христос говорит, что совершенная человеческая любовь заключается в любви Бога и ближнего.
Можем ли понять степень божественной любви к ближнему? Оказывается, любить ближнего – это жертвовать ему самого себя и всего того, что есть у тебя, но с целью не испортить его даваемым, а наполнить его даром отозваться на твою любовь и научиться передавать эту любовь другим. Все, что соответствует этому замыслу, будет правильным и справедливым, а иное во вред ближнему и тебе. Любя ближнего и Бога любишь, т.к. исполняешь заповеданное.
Для того чтобы не сбиться с пути, среди людей избираются грамотные представители Бога – священники, которые являют нам через себя в качестве примера божественную любовь. Господь велит им всеми способами являть божественную любовь, а особенно через прощение грехов ближнего и наставление его в истине. Каким высоким примером для людей должно быть священническое служение! Какое самопожертвование они должны являть народу. Они должны всего себя без остатка отдать народу доверенному им Господом. Какое преимущество в любви они должны проявлять к ближним, т.к. всех они обогреть не в состоянии? Более всего надо отдавать себя детям, больным и инвалидам, врагам христианства, атеистам и в последнюю очередь верующим в Христа. Из двух ближних надо тратить свое время на того, кто более нуждается в проявлении твоей любви и заботы.
Какая тяжелая ноша и ответственность возложена на священника. Как ему исполнить доверенное, т.к. он – человек грешный и в какой-то степени также немощный как и мы все остальные? Без соработничества Богу ему эту задачу исполнить невозможно. Как Сын Божий Иисус Христос исполнял то, что Отцом заповедовано, то и священник должен исполнять, что заповедовано нам Сыном. Без сохранения этой благодати преемственности священник превращается во врага Христа. Христос говорит, что не можете служить двум господам одновременно. Не может священник быть эгоистом и стяжателем мамоны, осуждать, прелюбодействовать, завидовать, превозноситься или желать своего. Исполнять заповеданное Христом нетрудно, если не отвергаешь Христа распятого за нас грешников, т.к. хочешь сделать подобное. И многие побеждают свою эгоистическую любовь к себе, своим близким возлюбив ближнего как самого себя. Но таких людей все же мало, чтобы нам сказать: «Посмотрите сколько нас христиан». Беспрерывно рождает Христос святых, чтобы мы не впали в забвение Бога. И среди священников нет-нет да и сверкнет духовный алмаз, вдохновляя других на подвиг. И вот приходит на ум вопрос: «А почему ты не встанешь в войско Христово, не довольно ли тебе стоять в стороне?» Безбрежность согрешений бросает тебя в уныние: недостойный. Узнаешь, что и это грех, и тогда впадаешь в полное смятение. Что делать? Как спасти свою душу, когда беспрерывно грешишь? Слышишь в ответ: «Есть такое лекарство от грехов как покаяние». К кому пойти покаяться? Кто утешит тебя в скорби? Кто возьмет на себя ответственность перед Богом распять твой грех на своем собственном кресте? И видишь – нет смиренного, нет неосуждающего, нет любящего, нет достойного, что бы понес твои грехи как свои.
И тогда погружаешь свои глаза в землю и не смеешь взглянуть на людей, т.к. совесть твоя отделяет тебя от них. И этого обидел, и этого не утешил, а того злословил, а многих разуверил в божественной любви, т.к. они не увидели справедливости и воздаяния, которую вершил именно ты.
Так хочется нам порой убежать в пустыню, чтобы не обидеть ближнего. Там, издалека, мы будем любить его абстрактно и весьма сильно. Мы, не встречаясь с ним, не сможем его обижать. Если бы вы знали, что наедине в пустыне, монахи еще более не могут избежать мысленной брани, то удивились бы. У монаха нет конкретных ближних, но ближним является всякий человек на земном шаре, с которым ты соприкасаешься мыслью, а соприкасаешься со всяким кто просит о помощи. Только на ментальной (мыслительной) войне понимаешь, что положение пустынных монахов особенное: они – бойцы-десантники на вражеской территории. Как не посочувствовать им, сражающимся за проявление божественной любви на самых отдаленных участках земли и в самых невыгодных, непредсказуемых условиях.
Часто ловлю себя на мысли, что страдаю пустословием. Один монах говорил, что часто каялся за сказанные слова, но ни разу ему не пришлось каяться за свое молчание. Как много времени уходит на житейскую суету. Имеешь большое хозяйство – имеешь и большое попечение о нем. Лень и демоны крадут мое время, ввергая меня в страсти и погибель. Как спасти мне свою душу, поскольку самолюбие расхищает все мои христианские добродетели. Твердо знаешь, что все, что делаешь доброе, совершается божественною любовью, т.е. тем, что дает нам Господь, а все худое совершает твоя душа, т.к. желает своего и противопоставляет тебя эгоистичным недоброжелателям, делая из тебя врага для них. От них ты не можешь ждать пощады, т.к. они уничтожают твой эгоизм. Бог на их стороне, хотя, может быть, они ничего и никогда не слышали о Боге и божественной любви. Сколько мне приходится терпеть порицаний от священников за свои труды. Сколько избегал я встреч с ними. На исповеди застревало мое покаяние, делая меня рабом греха, т.к. не видел я человека, который бы искренне любил меня.
Я думал: «Почему Бог не послал мне любящего священника?» И ответил себе: «Недостоин. Не умеешь любить ближнего, пребывай в нелюбви». И потом понял: не прав. Если ударить по шару кием, то удар разойдется по шарам. Неужели священники не бьют кием, чтобы и мне досталась капелька их любви.
Ни один из путей развития общество не устроит. Не устроит и религиозный путь, т.к. наша самость (гордость, самодовольство) препятствует познанию истины. Наша разноуровневая сознательность не может склониться к конкретному выбору. В результате жизнь общества управляется принятыми нами законами. Мы понимаем, что закон защищает нас от самих себя, усредняя наши желания. Жить по этим законам непросто. Закон душит высокодуховных и постоянно тревожит низкодуховных, толкая их к новой жизни.
Неожиданный поворот в сознании человека происходит, когда он отказывается от традиционного мышления общества. Вот посмотрите: есть древнее учение Будды, которое существовало и до Будды, он просто сформулировал его, и будет актуально в будущем. Значит ли что это правильная религия? Зачем я задаю вам этот вопрос? Он относится к тем трем путям, которые мы рассмотрели чуть ранее.
Самое интересное заключается в том, что буддист может совмещать в своем сознании одновременно две мировые религии? Например, он может быть христианином или мусульманином и буддистом одновременно. Как это возможно?
Еще в древности мудрец Будда сформулировал свои постулаты, рассказав о развитии нашего сознания в прошлое. Высшее достижение человека-буддиста – это путь к нирване. Нирвана – это путь отказа от поступков, желаний и мышления, т.е. постепенного погашения своего сознания и достижения состояния счастья в минимизации. Этот путь внешне похож на путь, который предлагают мировые религии, т.н. аскезу – отказ человека от пути материального благополучия. На этом подобие буддизма и мировых религий заканчивается, т.к. конечная цель в мировых религиях все же отлична от религии буддизма.
Буддистам нравится аскеза, т.к. она близка его сознанию, поэтому во внешнем проявлении мировых религий буддист чувствует себя прекрасно. Христианству, мусульманству, иудаизму и другим близок буддизм как путь аскезы. Нам начинает казаться, что все мировые религии вышли из одного источника и преследуют одни и те же цели. Стремление человека к спокойствию, гармонии ищет пути сближения мировых религий, т.к. нам кажется, что это весьма гуманно, полезно и нам просто не хватает разумности, чтобы увидеть этот мудрый выход. Возникают новые течения, которые указывают разумному человечеству путь к гармонии и счастью. Они перебирают доказательства, как музыкант перебирает на гитаре струны, создавая все новые и новые мелодии человеческого счастья. На самом деле, лишь немногие люди увидят здесь ловушку – крючок с наживкой для ловли рыбы. Рыбы – это огромные стаи людей, которых употребляют в пищу хищники-мудрецы.
Есть два полюса времени, которые были всегда – это прошлое и будущее. Прошлое наполнено низкокачественной простой минимизированной энергией, которая лежит в основе жизни природы. Прошлое – это материальный план жизни. Полюс прошлого рождает материю и высшее материнское сознание. При слове «мать» – многие из нас склоняют в почтении наши головы, т.к. она вскормила нас своей грудью. Прошлое – кормит нас грудью примитивного мышления человечества, в котором заключена «соль жизни» нашего сознания. Устремляясь в прошлое, мы припадаем к «груди матери» и нам становится спокойно, хорошо и счастливо. Именно это забвение и предлагает нам буддизм. Заметьте это слово – «забвение», которое является иллюзией счастья человека.
Иллюзия и истина – это два полюса движения нашего сознания. Буддизм – это движение в истине, но на пути падения нашего сознания в иллюзию. Движение в истине, но не жизнь в истине, убаюкивает и сегодня многих из нас.
Что является общепринятым счастьем для женщины? Большинство из нас считает за счастье: создание женщиной семьи с любимым человеком, построить свой дом, родить и воспитать детей в обстановке понимания, а в конечном итоге умереть вместе с любимым в один день, оставив на белом свете после себя детей, которые продолжат их жизнь и с почтением будут вспоминать своих родителей.
Счастье для мужчин – это найти свою ступеньку выражения своей любви, проявить свой дух в семье, родить детей – продолжателей его духа, создать условия для развития духа в перспективе.
Каждый из нас может что-то добавить здесь от себя. На пути к нашему счастью, как правило, лежит борьба. Борьба с кем или с чем? Мы боремся с другими людьми и с трудностями, которые лежат на пути к нашему счастью. Отсюда, из наших устремлений к счастью, возникают все наши несчастья. Наше сознание ненасытно и мы никогда не можем успокоиться на достигнутом. Путь обратный нашим устремлениям, как бы встречный предлагает буддизм. Он предлагает достигать счастье также в борьбе, но в борьбе с самим собой. Отказываясь от поступков во вред другим, ты достигаешь мира с другими людьми, а значит, в какой-то степени работаешь и на свое будущее, т.к. этот мир приходит и к тебе. Отказываясь от желаний, ты не завидуешь другим, и снова достигаешь мира, т.к. снова этот мир приходит к тебе. Отказываясь от враждебного мышления, ты созидаешь безмятежные идеи, которые рождают мирную политику, и принесут мир в твой дом. Что здесь плохого, если мы так будем жить? Все вроде бы хорошо, но здесь скрыта иллюзия нашего счастья.
Против такой жизни выступал Иисус Христос, но, увы, забвение христиан о жертвенности за ближнего вплоть до своей смерти убаюкало их сознание. Люди не хотят умирать за счастье ближнего, предлагая вместо этого какие-то компромиссы. Забвение наставлений Христа вырождаются сначала в искажение христианства, приспособление христианской религии под свои человеческие нужды – Ислам, а затем происходит и дальнейших раскол христианства. Приходит третья греховная волна – Католичество, затем четвертая – Протестантизм, а затем следуют средние и мелкие волны множественных христианских расколов. При существовании Христианства и Ислама умер ли Буддизм?
В борьбе за истину против всех ересей остается Православие. Как в Ветхозветные времена иногда в Православии проповедниками истины остаются единицы. На пути истины встают порой иллюзорные непреодолимые преграды. Войны сокрушают христианский мир и кажется, что Христос не Сын Божий, т.к. неприятель губит христиан во множестве, а Христос не вступается за истинно верующих и не дает им победы, а значит, вместе с гибелью православных гибнет и Истина. Истина как живой поток весенней воды пробивает себе дорогу, но вместе с потоком кружится мусор, который создает иллюзию истины, а на самом деле лишь сопровождает движение воды, скользя по поверхности Истины. Если Истина в Православии, то почему Православие напоминает нам всеми обижаемую сироту. Безверие православных, отсутствие любви к ближнему и к Господу разрушает единодушие между ними и ослабляет их дух. Истина воинствует на иллюзию, но иллюзию поддерживает прошлое и она непобедима. Иллюзия может ослабнуть, иссякнуть, но умереть не может, т.к. Истина – это дух, но дух проявляет свою волю в материи, которая одновременно рождает иллюзию. Дух поддерживает иллюзию до исчерпывающего времени.
О каком времени мы говорим? Время заключено между прошлым и будущим, которые есть полюса времени. Полюса – это две станции А и В, с которых одновременно отправляются два поезда навстречу друг другу: один – поезд будущего, другой – прошлого. Поезда встречаются на перегоне между станциями и едут каждый в свою сторону, но после встречи они меняются своими названиями: поезд будущего становится прошлым, а поезд прошлого становится будущим. Место встречи – это точка настоящего Нуля, где нет прошлого и будущего, где есть всегда только настоящее. С момента встречи, несмотря на то, что поезда движутся к своим станциям наступает настоящее вечное время, которое существует весь период времени пока поезда не придут на свои станции А и В.
В период прохождения Нуля начинает для человечества процесс старения материи и возрастании духовного интереса. Но конец всему для поездов на конечной станции. Там вершится конечный суд их ошибкам, времени прохождения перегона, экономии топлива и др. Увы, многие заплачут от страха за бесцельную и греховную жизнь. Господи, убереги свои создания!
Господи, прости меня грешного за пустословное покаяние!
Господи, научи меня верить, надеяться и любить!
Свежие комментарии