Воспоминания
(Матильда Кшесинская, М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 415с.)
М.Ф. Кшесинская – знаменитая российская прима-балерина (период выступлений на российской сцене 1890-1917), в период 1892-1894 годы подруга Наследника – Цесаревича Николая Романова. Уже за границей 30 января 1921 года официально вышла замуж за Великого Князя Андрея Владимировича Романова, кузена Императора Николая ІІ.
М.Ф. Кшесинская родилась 1 сентября 1872 года в семье артистов балетной труппы. Отец, Адам-Феликс Кшесинский, до преклонных лет танцевал (есть фотоснимки с его выступлений, когда ему было 83 года), был первым, кто представил танец-мазурку на российской сцене. Мать, Юлия Кшесинская, окончила Императорское Театральное училище и несколько лет была артисткой балетной труппы. Покинула сцену, выйдя замуж. От первого брака было 9 детей, но четверо детей умерли в младенчестве. Овдовев, вышла замуж за Адама-Феликса, от которого родила еще четверых детей, из которых М. Кшесинская была самая младшая, тринадцатая.
М. Кшесинскую определили в Императорское Театральное училище, когда ей минуло 8 лет. В 1890 году она успешно, с первой наградой, закончила училище и стала выступать на сцене Императорских театров.
На выпускных экзаменах М. Кшесинской присутствовала Царская семья. Сразу после выпускных экзаменов Матильда была приглашена за один стол с Императором Александром ІІІ и Наследником престола, будущим Императором Николаем ІІ, где сидела рядом с ними. С этой встречи между Наследником и Матильдой возникла симпатия, которая в дальнейшем переросла в дружбу.
В 1892 году произошла первая встреча с Наследником наедине, и после этого они поддерживали по мере возможности свои отношения.
Для встреч с Наследником Матильда сняла двухэтажный дом с садом, обне-сенный высоким каменным забором. Наследник и Матильда не раз гово-рили о неизбежности его брака с другой и о неизбежности их разлуки. В невесты тогда ему прочили Принцессу Алису. Вначале он относился к принцессе как-то безразлично, но в 1894 году Наследник сделал пред-ложение Принцессе Алисе, которая приняла его предложение под дав-лением членов своей семьи.Наследник писал тогда в своем последнем письме к Матильде: «Чтоб со мною в жизни не случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Матильда пишет, что после прощальной встречи с Наследником ей казалось, что «жизнь кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя.
Я глубоко и тяжело переживала столь дорогое мое прошлое, свою первую любовь. Мои разговоры с Наследником, доверие, которое он мне оказывал, делясь со мною своими мыслями и переживаниями, остаются для меня драгоценным воспоминанием.
Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко, и он никогда не допускал, чтобы кто-либо преступал грань, отделявшую его от других. По натуре он был добрый, простой в обра-щении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряла сердца.
Одной из поразительных черт его характера было умение владеть собою и скрывать свои внутренние переживания. В самые драматические моменты жизни внешнее спокойствие не покидало его.
Он был мистиком и до какой-то степени фаталистом по натуре. Он верил в свою миссию даже после отречения и потому не хотел покидать пределов России.
Для меня было ясно, что у Наследника не было чего-то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиняться своей воле. Первый его импульс был почти что всегда правильным, но он не умел настаивать на своем и очень часто уступал. Я не раз ему говорила, что он не сделан ни для царства, ни для той роли, которою волей судеб он должен будет играть. Но никогда, конечно, я не убеждала его отказаться от Престола. Такая мысль мне и в голову никогда не приходила.
Я убедилась, что наша встреча с ним не была для него мимолетным увлечением, и он в своем благородном сердце сохранил уголок для меня на всю свою жизнь. Это он мне доказывал самым трогательным и сердечным образом.
Мнения могут расходиться насчет роли, сыгранной Императрицей во время царствования, но я должна сказать, что в ней Наследник нашёл себе жену, целиком воспринявшей русскую веру, принципы и устои царской власти, женщину больших душевных качеств и долга. В тяжелые дни испытаний и заключения она была его верной спутницей и опорой и вместе с ним со смирением и редким достоинством встретила смерть».
Со слов М. Кшесинской «в России балетные артистки обозначались точно, согласно распоряжениям Дирекции Императорских театров, по ка-тегориям, начиная с кордебалета, затем шли корифейки, танцовщицы 2-го, потом 1-го разряда, далее шли солистки и, наконец, балерины, число которых было ограниченное, не более пяти-шести одновременно.
После того как я уже была несколько лет «балериной» и получила почетное звание «заслуженной артистки Императорских театров», я стала «прима-балериной», то есть первая среди балерин. Больше никто этого звания не получал, я была единственной и последней».
Благодаря воспоминаниям М. Кшесинской для нас более понятно раскрывается история российского балета и нюансы характера Императора Николая ІІ.
Останки тел Великого Князя Андрея и М.Ф. Кшесинской 27 июня 1972 года были перенесены на кладбище Сент-Женьев-де-Буа под Парижем. В апреле 1974 года вместе с ними был погребен их сын светлейший князь Владимир Андреевич Романовский-Красинский.
Свежие комментарии