На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировоззрение

7 103 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Филимонов
    Александр Ф. Попробуйте в расчетах испарить всю воду на Земле. У меня получилось давление водяной тропосферы 265 атм...Что происходит с ...
  • Алекс Симбирцев
    Подлинный - Иоанн Великий. Без цифр и отчества. До небылиц Карамзина он был первый и единственный. Но царь лежит в Ар...Кто из «Грозных» ...
  • Воробей
    Спасибо за ссылку. К сожалению, я там нашёл только на одной иконе изображение "вилообразного креста", без каких-либо ...Надгробия дораско...

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА – ДРАГОЦЕННЫЙ НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ.…

Хохломская роспись как традиционный художественный промысел возникла в XVII веке в Нижегородской губернии и получила свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. 

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:

Первая версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «старообрядцев», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

И. М. Баканов. Хохломские художники за работой. Палех. 1929 г.Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Вторая версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества.В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.

Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды. Этот вид художественного народного помысла зародился в XVII веке в деревнях близ торгового села Хохломы Нижегородской области. В XX веке центром промысла стали село Семино и город Семенов, где и по сей день находится фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись».


hohloma_03 (694x498, 373Kb)
Отличительна черта росписи - это растительный орнамент, выполненный черной и красной красками на золотистом фоне. Для того, чтобы посуда получила золотой отблеск, на неё наносится оловянный порошок, котороый, после обжига в печи дает медово-золотистый оттенок.Есть два вида хохломской росписи: «верховая», когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся рисунок, и «под фон», когда перед раскраской намечается контур орнамента, а только потом фон заполняется черной краской.

Хохломская роспись легко узнаваема по своим традиционным элементам: цветы, ягоды земляники и рябины, а иногда и птицы. Роспись выполняется тонкой кистью и наносится только вручную, поэтому орнамент никогда не повторяется. Ей украшается посуда, ложки, ковши и даже некоторые предметы домашней мебели.

Сейчас в городе Семенове работает художественное училилище, готовящее мастеров хохломской росписи.

hohloma_41 (529x700, 397Kb)
hohloma_5 (525x700, 358Kb)
hohloma_11 (700x466, 381Kb)
hohloma_122 (640x426, 353Kb)
hohloma_9 (640x653, 342Kb)
1232531315_11 (450x436, 223Kb)
1232531229_3 (450x344, 160Kb)

1232531280_21 (450x440, 196Kb)

1232531316_10 (450x392, 131Kb)
Hohloma_jgoda_05155_enl (700x496, 294Kb)
matreshka-hohloma-7-mest-8-15764 (673x567, 503Kb)
Хохлома: посуда, достойная царского стола за окошком осень, и самое время вспомнить о замечательном, очень осеннем народном промысле — хохломской росписи не правда ли, глядя на неё, можно согреться душой.. помню в детстве у нас в доме были такие ложки которая была чуть попроще - отдали мне, с ней борщ был намного вкуснее)))) остальные лежали для красоты Хохломская роспись — уникальное явление в мировой культуре. Этот стиль росписи деревянной посуды исконно русский, нигде в мире более неповторяющийся!
U_3DkAi6q7rZsRo5V (595x377, 286Kb)
Хохломская роспись зародилась в Заволжье, а свое название получила по одному из сел Нижегородского округа — Хохломы. Во второй половине XVII века после церковных реформ очень много старообрядцев искало убежища в этих местах. Среди них были иконописцы, благодаря которым и появилась хохломская роспись.
t_nw2gDj5Y4Bi7rB (595x456, 249Kb)
При росписи икон использовалась такая технология: чтобы окрасить фон в золотой цвет, мастера использовали не золото, а более дешевый порошок серебра. После росписи икону покрывали льняным маслом и запекали в печи, в результате чего фон становился золотого цвета. Вот такая алхимия! Подобную технологию мастера стали испольовать в хохломской росписи, только вместо серебра брали порошок олова (а в настоящее время — алюминия) , но результат тот же — изделие становилась солнечно-золотым. Поистине, посуда, достойная царского стола, но доступная и простым людям!
0_3ciC3Au21SIRuOq (595x405, 409Kb)
Основные цвета, используемые в хохломской росписи: золотой, черный и красный. Иногда эти цвета дополняют зелёным, коричневым, оранжевым, желтым. Мотивы, используемые в росписи, в основном природные: это травы, цветы, ягоды, У верховой росписи есть несколько разновидностей, вот так называяемая «травная роспись» — самая простая из хохломской:
c_20q6h57EUjbDwc5 (595x396, 348Kb)U_1Cu41rY81CwWTlv (595x397, 335Kb)J_41gDOi6lFk7M9Y5 (595x446, 208Kb)K_nw2gOZOPyruVAq (595x384, 156Kb)А это роспись «под листок», «под ягодку»:9_1Cu41P98126ZVx7 (595x453, 311Kb)Вот такая верховая роспись называется «Пряник» или «Рыжик» и символизирует солнце:o_2om9NIOH24hPp9u (595x450, 263Kb)Фоновая же роспись выполняется так: мастер черным или красным цветом прорисовывает контуры композиции, а затем закрашивает фон и прорисовывает штрихами детали. Это очень трудоемкая работа! К фоновой росписи относится вид композиции, которая называется «кудрина» — причудливые узорчатые листочки, цветы и плоды:1232531280_21 (450x440, 196Kb)Z_3DkAiwQ7y3vorSu (509x700, 343Kb)Бывает ещё и зелёная хохлома. Делают такую роспись на предприятии «Хохломская Роспись» города Семенова, Нижегородской области.Z_3ciC3RaJ1mN1nnz (595x455, 259Kb)Говорят, что когда-то на это предприятие приезжала Людмила Зыкина и попросила сделать для себя что-нибудь с её любимыми цветами — ландышами. В её просьбе ей не отказали, а потом и запустили этот вариант росписи в массовое производство. И ведь какой замечательный узор получился! Спасибо Людмиле Георгиевне Зыкиной, что вдохновила мастеров на создание нового стандарта хохломы. Очень приятно и радостно, что такой древний и уникальный народный промыслел не только процветает по сей день, но ещё и гармонично развивается.Z_2om9NgGTnx2PlFs (466x700, 524Kb)И, вот такой шедевр современной хохломы9_nw2gMCb1VWmXts (595x397, 255Kb)В XIX веке хохломскую посуду можно было встретить не только в России, но и в Персии, Индии, Средней Азии, США и Австралии. А в наше время хохломская посуда получила еще большее распространение. С середины 1960-х и по настоящее время предприятие «Хохломская роспись» является крупнейшим производителем художественных изделий из дерева с хохломской росписью, а город Семенов по праву считается столицей золотой хохломы. Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Далее их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, отчего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи. Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре 120–130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке изделия получаются практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов. Вся продукция предприятия ЗАО «Хохломская роспись» сертифицирована и защищена международно зарегистрированным товарным знаком «Семенов. Хохломская роспись». Изделия с хохломской росписью — это визитная карточка не только Нижегородской области, но и всей страны в целом. Семеновская матрешка, выпускаемая на предприятии «Хохломская роспись», для многих людей в мире олицетворяет символ России. Хохломские изделия поставляются на внутренний российский рынок от Калининграда до Владивостока, а также во многие страны мира, где высокий интерес к ним не угасает на протяжении многих столетий. В ассортименте предприятия насчитывается более 1800 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения — это наборы для ухи, десерта, сервизы (около 100 видов, в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки и расписная мебель. Помимо основного ассортимента, на предприятии подготовили сувенир, выпущенный для Олимпиады-2014 в Сочи. А также матрешку с символом зимней Олимпиады в Сочи. В состав предприятия входят большие цеха: первый и второй художественный цех, столярный, сушильно-заготовительный, экспериментальный, прессовый, транспортный, тарный, а также склад материалов и цех комплектации готовых изделий Работа на предприятии «Хохломская роспись» в Нижегородской области. 

 Сказка о хохломе. 

 Давным-давно, лет 300 назад,
 В заволжском селе небольшом
 Жиле крестьяне, трудом богатые
 (Об этом скажу я еще потом).
 Крестьянину главное что? Стены дома и печь.
 Печь, что кормит, греет и лечь
 На полатях поспать можно, ежели что …
 … Давно это было, ребята, очень давно.
 Умели тогда, в старину, люди жито растить.
 При малом достатке умели счастливыми быть.
 Природу любили, и знали, и уважали.
 За нею следили, творили –
 Трудами своими потом восхищались.
 Я вам из кошницы достану орудия труда
 А после урока опять положу их туда
 Для того, чтоб карбованец в дом заработать,
 Семью с пол зимы прокормить,
 Нужно было внимательными людям быть.
 … Ночь, месяц в небе взошел.
 Он похож был на серп.
 А серпом, не умеючи, многие резали руки.
 И травою осокою резали.
 Вот потому, не от скуки, 
 И назвали травою-осочкою кисти мазок первый
 Дождь по небу ночному прошел.
 А крестьянин подумал: «Да-к, это же, ведь, хорошо!
 Капля, капелька. Следом – еще и еще.
 Хорошо получается! Быстро, чудно, хорошо!»
 Но вот дождик закончился. В небе забрезжил рассвет.
 А крестьянину не было сна. И под утро покоя нет.
 Глянул на реку: волны кривые бегут …
 …С той поры все на промысле стебель узора криулем зовут.
 С утра до полдня пашню крестьянин пахал.
 Там, где надо, он пни и кусты корчевал.
 В вечер поздний, когда он за промысел сел,
 Наш мужик, с удивления, аж обомлел!
 Коль осочку и капельку вместе, в едино сложить,
 От криуля взять часть – усик или завиток – 
 То хороший и пышный тут кустик нам можно взрастить.
 И орнамента можно немного приблизить итог.
 Он к жене подошел. Говорил ей, что так мол и так.
 «Погляди-ка! Выходит, что я не дурак!»
 Обратила вниманье жена на работу супруга,
 Своего ненаглядного, милого спутника-друга.
 Улыбнулась с хитринкою, с лавки взяла кузовок
 И шепнула: «А ну-ка сюда загляни, муженёк!
 Я сегодня по лесу ходила. И вот что нашла.
 Куст малины тихохонько в кузов обобрала. 
 Положила сюда же смородинок несколько вряд.
 А крыжовник неспел еще, бабы про то ж говорят.
 А когда я из лесу уже возвращалась домой,
 Солнца лучик, играя, блеснул в кузов мой.
 Засияли все ягодки да и запахли все краше …»
 «Милая! – муж ответил ей. – Солнышко наше!
 Коль мазком я сейчас оживлю твои ягоды вряд,
 Так о промысле нашем в Руси все и заговорят!»
 «Мил-супруг! – отвечала учтиво, с поклоном жена. – 
 Кормит нас, одевает и украшает Земля!
 Коль сумел ты растительный выдумать чудный орнамент,
 То не должно уменье такое пропасть, камнем кануть.
 Мы ковши все да ложки обмажем сметаною - павом,
 Да просушим в печи, проолифим, слудим серебром,
 А потом золотыми распишем цветами, листами,
 Для симметрии усик с криулем загнем.
 Разбросаем, как по лесу, ягоды с солнышка блеском,
 Да обсушим еще раз в печи,
 Да закрепок сведем …
 Вот тогда мы не только в Руси всем известны – 
 По всему миру чудному с нашей посудой пойдем!»
 Так они и решили. Мы ж с вами сегодня
 Хохломскую посуду повсюду узнаем, друзья!
 Сколько б не было промыслу лет – вы поверьте: он – чудный!
 Столь хорош он собою, что он не умрет никогда!
                                Сиденко Марина Николаевна.

-------------------------------------------
подробней о Хохломе читать здесь:

http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=24&id_song=138

 

Картина дня

наверх