Житие святого мученика Авраамия Болгарского
Наталия Никифорова, Сергей Ботников, 2010г.
Жил в конце XII – начале XIII века в Волжской Булгарии один богатый и знатный купец. Имя, данное ему при рождении, не сохранилось в памяти потомков. Мы знаем его как святого мученика Авраамия Болгарского.
По своему образу жизни Авраамий сильно отличался от многих своих соплеменников. Хотя он успешно занимался торговлей и располагал большими средствами, но не имел пристрастия к суетным благам мира и чувственным удовольствиям. Он тратил свои богатства на нужды страждущих: кормил голодных, одевал нагих, помогал бедствующим, давал кров странникам. Воспитанный в магометанской вере, которую исповедовали его соотечественники – волжские булгары, он не был женат. Это было весьма не характерно для образа жизни того времени.
Личная жизнь будущего угодника Христова характеризовалась молитвенностью, воздержанием, целомудрием, чистотой сердца, сострадательной любовью к ближним. За эти боголюбезные добродетели призрел Всеблагой сердцеведец Бог на Авраамия, подобно как некогда призрел Он на добродетельного язычника Корнилия Сотника (Деян.Ап.: 10) и просветил его божественным светом истины. Пути Господни неисповедимы! Не знает человек, когда и как Господь войдет в его сердце. Так произошло и с Авраамием.
Из дошедших до наших дней летописей известно, что мученик Авраамий жил в Волжской Булгарии – государстве народов Среднего Поволжья и Прикамья, получившее свое название от тюркского народа булгар, предков современных татар и чуваш, которые жили здесь в VIII-XIV веках, со столицей – Булгар (X-XIV века), расположенной на пути сухопутных и водных торговых караванов. Волжская Булгария находилась в зависимости от могущественного Хазарского каганата и платила ему дань. В X веке для укрепления своего положения и ослабления влияния Хазарии булгарский царь обратился за поддержкой к Арабскому халифату, в результате чего Булгария вместо язычества с его многобожием приняла ислам в качестве государственной религии.
С этого времени происходит расцвет Волжской Булгарии. Ее удобное месторасположение придает ей особое значение торговой державы, связывающей Европу с Востоком: она активно торгует с Арабским халифатом, Византией, Русью. Ее города превращаются в крупные торговые и ремесленные центры. Булгария становится самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье, соседом Древней Руси, с которой устанавливаются прочные торговые связи.
В Булгарах располагался древнерусский поселок, а так же торговая колония армян со своим христианским храмом и кладбищем, на котором находили последний приют многие христиане, жившие в Булгаре. Дивились мусульмане на христиан: на их веру, обычаи. Значительного влияния христиане в мусульманском государстве и столице не имели, но только лишь ради процветания торговли их терпели.
Купец Авраамий по торговым делам имел дело с представителями разных народов: внимательно наблюдал за жизнью христиан в Булгарах, которые были ему близки по духу. Посещая города Древней Руси, в частности Владимир на Клязьме, где у него были знакомые русские купцы, Авраамий глубоко заинтересовался христианской верой, владея языком русичей, прочитал Святое писание. Слово Божие пало на подготовленную почву, благодать коснулась его сердца и, познав истину святой веры Христовой, он принял Святое Крещение. При крещении получает новое имя, с которым и записан на страницах книги жизни, – Авраамий. С этим именем он стал известен христианской Церкви, которая и прославила его со временем как святого мученника.
После крещения, ради аскетических подвигов, Авраамий надевает на себя железные вериги (вери́ги – разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые на голом теле, для смирения плоти). И евангельским словом, а – главное – христианским образом жизни несет апостольскую проповедь среди своего народа. Он сострадает бедствиям и лишениям ближних, скорбит о незнании ими истинного Бога неба и земли, открывшегося нам чрез Единородного Сына Своего во Святом Духе, и о происходящем от сего незнания неустройстве и беспорядочности нравов (Ин.17:3; Римл.25:31). Одушевленный ревностью по святой вере и братскою любовью к соплеменникам своим, Авраамий, будучи в столице Волжской Булгарии, во время ярмарки – ага-базара, вместо того, чтобы заниматься торговлею и приобретать блага временные, земные, начинает благовествовать о благах вечных, нетленных.
Проповедь христианства в людном месте в то время была небезопасным занятием, связанным с риском для жизни проповедника. В изумление пришли булгары, услышав проповедь христианскую от своего единоплеменника и бывшего единоверца. Первоначально они стали Авраамия, как любимого всеми, уговаривать. Когда ласковые убеждения не подействовали на исповедника Христова имени, ему стали угрожать отнятием имения. На эти угрозы блаженный Авраамий отвечал, что за Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой своей жизни. После этого пошли побои. Били Авраамия «всем миром», били жестоко, пытались заставить замолчать, отречься от Христа, но все было тщетно. Много дней томили его в заключении, многими мучениями принуждая отвергнуться веры христианской. Не изнемог в муках доблестный страдалец за истинную веру, но укрепляемый благодатию Божиею, еще больше утвердился в святой любви к Искупителю мира. Тогда, видя его непреклонность, отвели за город и у колодца, недалеко от берега Волги сначала отсекли ему руки, потом ноги и главу. Так 1 апреля 1229 года с исповеданием истинной веры на устах отошел к Отцу Небесному этот милосердный и искренний человек Божий.
Святой Авраамий принял страдальческий венец, обагрив своей мученической кровью землю у колодца, от воды которого начали совершаться исцеления. Местное предание говорит о том, что первым человеком, получившим исцеление от этого источника, был мусульманин.
Господь вскоре «наказал жителей Великих Булгар» за кровь Своего угодника страшным пожаром «…вскоре выгорел оный град Великий со многим и неисчисленным богатством!» Данный факт был расценен современниками как кара Всевышнего за невинную кровь, что в свою очередь, вызвало благоговейное отношение к святому и колодцу, как месту, обагренному кровью мученика.
Муромские купцы, бывшие свидетелями христианского подвига мученика, погребли его честное тело на христианском кладбище. При гробе очень скоро начались знамения, слух о которых со временем распространился по всей Православной Руси, и Авраамия стали почитать как святого.
Свежие комментарии